Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тухчарская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий круглого стола
по теме:
«Мы за здоровый образ жизни!»
Разработала и провела учитель биологии
МКОУ «Тухчарская СОШ»:
Сулейманова Загидат Ярахмедовна
Новолакский район с. Тухчар
2017г.
Дата и время проведения: 10.02.17г. 13.00
Оформление:
стулья и столы расставлены по кругу;
проектор для демонстрации слайдов;
Лозунги «Мы против террора» «Мы за здоровый образ жизни»;
вопросы круглого стола (слайды)
презентация
рисунки учащихся
Цели и задачи круглого стола:
Познакомить ребят с определениями здоровья, используя разные источники, словари, документы и т.д.;
Сформировать у учащихся чёткое и правильное понятие «здоровья»;
Выявить отношение подростков к проблеме здоровья;
Развить у подростков культуру ведения дискуссии, воспитания уважения к мнению оппонентов.
Обучить навыкам ведения делового диалога с взрослыми на равных, ломка психологических стереотипов, «подчинение-подавление», развитие умения иметь и отстаивать собственное мнение;
1.
Приветствие. Ведущий :«Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести круглый стол на тему: «Терроризм не имеет национальности и вероисповедания.» Посвящен этот круглый стол такому значимому для нашего народа событию ,20летию январским событиям в г. Кизляре. Взрослое поколение хорошо помнит те печальные дни в истории Дагестана 1996 года.
Прежде чем открыть работу круглого стола хотелось бы поприветствовать сегодня наших гостей и участников .
-На наш круглый стол мы пригласили:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первый час Круглого стола «Что такое здоровье?».
Ведущий открывает заседание:
- Ребята, в заголовок нашего «круглого стола» мы вынесли вопрос: «А что такое здоровье?». На первый взгляд этот вопрос покажется странным. Ну кто же не знает, что такое здоровье. Здоровье – это… Давайте продолжим эту фразу (ребята предлагают свои определения и понятия. Определения не чёткие, расплывчатые).
- Мы видим, что возникла проблема – как же всё-таки его определить?
- Хорошее самочувствие? – Да.
- Привлекательная внешность? – Да.
- Красивая фигура? – Да.
- Безусловно, это и способность развиваться, самосовершенствоваться, это высокая работоспособность.
- Как вы считаете, кто более здоров – инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий интересной и насыщенной жизнью, сумевший реализоваться в какой-то профессиональной деятельности, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно бредущий по жизни? (ребята обсуждают сказанное и объясняют выбор своего мнения).
- «У всякого времени свои эталоны». С этим утверждением трудно не согласиться. Оно относится и к понятию «эталона здоровья». Каждая эпоха порождает свои представления о здоровье, о его роли в жизни человека.
(Здесь можно предложить ребятам самим найти высказывания о здоровье в разные времена или подготовить 1-2 учеников).
- Например, в античные времена человек рассматривал заботу о собственном физическом здоровье и развитии как одно из условий духовного совершенствования.
- Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Салернском кодексе здоровья:
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: весёлый характер, покой и умеренность в пище.
- В документах, которые относятся к 18 веку, прочитаем: всё, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь.
- На сегодняшний день существует около 300 различных определений с различными критериями. При этом выделяют три большие группы. Первая группа носит нормоцентрический характер. Примерами «нормоцентрического» определения здоровья могут служить следующие формулировки: (предлагаем ребятам найти определения здоровья в словарях) - в словаре В. Даля: здоровье – «…состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке (словарь В. Даля с. 675);
- в словаре Ожегова С. – отсутствие недуга, болезни, «нормальное состояние правильно функционирующего, неповреждённого организма» (словарь С. Ожегова с. 212). Отсутствие тех или иных нарушений в организме («когда ничего не болит»);
- в Толковом словаре русского языка здоровье – «…правильная, нормальная деятельность организма» (Толковый словарь русского языка с 605).
Нормоцентрический подход сегодня весьма распространён. «Ничего не болит, температура нормальная – значит здоров»,- именно так считают многие из нас.
- Но здоровье – это сложный, многомерный феномен, который отражает различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром. Не стоит сущность здоровья сводить лишь к набору среднестатистических норм и параметров.
- Вторая группа определений отражает сложную и комплексную сущность здоровья и носит адаптационный характер. Самое популярное из них – определение Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». В этом случае здоров не тот, у кого ничего не болит, а тот, кто может эффективно выстраивать свои отношения и связи с окружающими, ставить и достигать цели, социально успешен.
- Сегодня всё чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. В этом случае подлинно здоровый человек тот, кто не просто « благополучен», но и стремится к раскрытию, усовершенствованию и преумножению своих собственных способностей, к расширению связей с окружающим миром. Именно такая антропоцентрическая модель наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом, позволяет человеку рассматривать её не как деятельность, «замкнутую на себя», а направляет её на расширение сфер возможностей и способностей человека. Именно эта модель меняет содержание мотивов здоровьесберегающей деятельности, её прагматический характер (я забочусь о здоровье, чтобы ничего не болело, чтобы добиться успеха, благополучия и т.д.) постепенно замещается альтруистическим (заботясь о своём собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг). Антропоцентрическая модель здоровья соответствует концепции 21 века и гуманистическому мировоззрению, развивающемуся в культуре Нового времени. Она может стать основой формирования и культуры здоровья современного человека.
- Какой итог мы подведём всему сказанному?
- Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества. Эта задача важна для всех групп общества, но особую значимость она приобретает для подрастающего поколения.
Второй час Круглого стола
«Как подростки относятся к проблеме здоровья».
Для проведения второго часа Круглого стола заранее необходимо провести опрос среди школьников 14 – 16 лет на тему «Как я отношусь к своему здоровью». Такую же анкету можно предложить и учителям. Такое построение исследования не случайно. Учителя сегодня – основные «реализаторы» важной воспитательной задачи – формирование культуры здоровья у подрастающего поколения. Успешность её решения во многом зависит от того, насколько совпадают ценностные ориентации и нормативы участников воспитательного процесса – взрослых и подростков.
Ведущий:
- Мы предложили нашим респондентам расставить 10 социокультурных факторов в порядке их значимости:
Карьера
Семейное благополучие
Здоровье
Материальный достаток
Образование
Любимая работа
Свобода
Независимость
Наличие близких друзей
Интересное общение
- Оказалось, что здоровье входит в круг социальных приоритетов и подростков, и взрослых. У большинства подростков (96 %) оно занимает второе место, а у педагогов – первое (100%). Получается, что подростки прекрасно осознают, что «быть здоровым – это здорово», и тут их позиция полностью совпадает с позицией взрослых.
- Но мы уже сказали, что понятие здоровье может быть охарактеризовано с разных позиций, поэтому нам важно было узнать, какой смысл вкладывают опрашиваемые в это понятие. Им было предложено выбрать в списке определений здоровья три, наиболее важных для них. Сами определения разделили на три группы:
1 группа характеризует здоровье как состояние физического и психического благополучия человека (хорошее самочувствие, привлекательная внешность, хорошая фигура, отсутствие болезни, хорошее настроение, способность противостоять стрессам);
2 группа определяет здоровье как составляющую социального благополучия (возможность обеспечить себя и своих близких, возможность иметь хорошую семью и здоровых детей, возможность сделать карьеру);
3 группа – это определения, описывающие здоровье как условие личного роста и самореализации (возможность реализовать свои способности и идеи, возможность быть полезным, нужным другим людям, возможность многому научиться).
Оказалось, что и здесь взгляды ребят и учителей совпадают. Чаще всего все характеризуют сущность здоровья как состояние физического и психического благополучия. Реже используют характеристики, которые связаны с описанием здоровья как условия социального благополучия. Наименее значимыми оказались характеристики здоровья как условия личностного роста и самореализации.
Большинство опрошенных говорят о том, что здоровье зависит от самого человека, но при этом указывают на «независимые» факторы, которые человек не в состоянии изменить (государственная политика, экология, наследственность). Получается, что формально признаём связь здоровья и поведения человека, а фактически снимаем с себя ответственность за своё здоровье.
- Сам собой напрашивается вывод: для всех очевидна социально значимая роль здоровья. И взрослые, и дети признают высокую степень зависимости здоровья человека от его поведения. Однако это носит формальный характер, так как образ жизни нельзя назвать здоровым. Проблема экстремизма тоже говорит о нездоровости нашего общества!
Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов я хочу предоставить слово нашим гостям и взрослым участникам нашего круглого стола.
Перейдем непосредственно к обсуждению.
1. Почему молодые парни и девушки в нашей республике участвуют в террористических актах?
Хотелось бы послушать представителей ученического самоуправления.
2. Уважаемые взрослые какие рекомендации вы дадите нашему подрастающему поколению, в связи с этим.
3. Что хотят показать террористы террористическими актами?
3. Можно ли победить терроризм?
Это вопрос хотелось бы адресовать представителям инспекции по делам несовершеннолетним.
4. Ваше отношение к террористическим актам в мире
Дети
Министр экономики :на сегодняшний день когда в стране кризис , наша молодежь готова на все ради того чтобы заработать. А нам, молодому поколению известен тот факт , что лидеры террористических группировок не плохо спонсируют нашу молодежь, дабы вовлечь их в свои группировки.
У меня вопрос к взрослым представителям круглого стола , так ли это? или это миф который распространяют их приверженцы?
Министр образования: Дети сегодня не хотят учиться , масса свободного времени приводит к тому, что учащихся вербуют приверженцы игиловцев и остальных подобных группировок.
Вопрос к вам, уважаемые взрослые коллеги, участники круглого стола.
Как остановить это , как заинтересовать молодежь, как их заставить учиться, может стоит поменять систему образования.
Министр печати: СМИ сейчас освещает очень часто и много говорит об этих игиловцах, молодежь с неправильно сформированным сознанием понимает это не так как нужно. Думаю, что нужно уменьшить поток информации в интернете и в средствах массовой информации. Как вы думаете , я обращаюсь к вам уважаемые взрослые ,верно ли я рассуждаю?
Министр спорта:
Молодежь имеющая много свободного времени, страдает этой хронической болезнью под названием терроризм. Нужно быть здоровым, чтобы не болеть , а значит посещать спортивные секции , вести здоровый образ жизни.
Министр культуры:
По моему мнению проблема не только в детях, но и в родителях, многие родители сегодня считают , что посещение учреждений дополнительного образования лишняя трата времени, зачем ему петь, играть на фортепиано, ходить на танцы, это моему ребенку не нужно , говорят родители. А ведь посещение кружков и студий занимает свободное время детей, да и к тому же делает ребенка всесторонне развитым.
Учитель :
Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм является оскорблением для всего человечества. Он нарушает принципы международного сотрудничества и взаимопонимания между странами, которые имеют основополагающее значение для построения международного сообщества, основанного на принципах гуманизма. Эффективная борьба с терроризмом возможна лишь путем упорных коллективных действий, которые должны вестись в глобальном масштабе на основе общих принципов.
На этом «круглый стол» наш объявляю закрытым. Все вопросы этой темы исчерпать, конечно же, невозможно.
Учитель : Благодарю участников круглого стола. А завершим наш круглый стол песней, которые исполнят учащиеся 6класса.(«Тишина»)
Завершение круглого стола