Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Областной конкурс культурно-массовых мероприятий
Номинация «Сила традиций народов Поволжья»
Сценарий мероприятия
«История бородинского хлеба»
Исполнитель:
педагог дополнительного образования
Ким Инна Юрьевна
Контактный тел. 89270096635
Электронный адрес: [email protected]
Самара 2024
Введение.
Актуальность данного мероприятия определяется тем, что в последние годы у воспитанников повышается интерес к родной истории, к различным видам народных ремесел и промыслов. Мероприятие предоставляет возможность детям реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Целесообразность: В ходе мероприятия дети приобщаются к народному творчеству, познают культуру своей страны, приобретают практические и творческие навыки. Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт воспитанников, осуществляется интегрированная связь народного творчества с патриотическим воспитанием, изобразительным искусством, технологией, окружающим миром, природоведением, эстетикой и др. предметами.
Данная методическая разработка:
- Представляет собой обобщение педагогического опыта по ознакомлению учащихся с народными промыслами, традициями и устным творчеством;
- Отражает актуальность по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей;
- Предлагает практическую работу по изготовлению хлеба, глиняной посуды.
Главный ожидаемый результат мероприятия - развитие эмоциональной отзывчивости, уважения, бережного отношения к хлебу, любви к родной истории.
Цель: создание благоприятных условий для сотрудничества и расширения поля позитивного общения через организацию творческой деятельности по декоративно – прикладному творчеству.
Задачи: познакомить детей с историей бородинского хлеба, расширение кругозора обучающихся.
- развитие творческого мышления, внимания, памяти; расширение творческого потенциала; формирование комплекса исполнительских умений и навыков, развитие творческой индивидуальности.
- формирование усидчивости; повышение интереса к творческому процессу; формирование эмоциональное отношение к творчеству;
- воспитание чувство уважения к родной истории.
Форма проведения: культурно - массового мероприятия в форме мастер-классов.
Возрастная категория 3-4 классы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация об истории возникновения бородинского хлеба, презентация приемов работы гончарного творчества, материалы и инструменты для хлебопечения, гончарного творчества, росписи.
План.
1. Орг. момент. Игра на знакомство.
2. Теоретическая часть.
2.1. Практическая часть. (Замес хлеба)
2.2. История возникновения бородинского хлеба (презентация)
3. Мастер-класс «Глиняная посуда»
4. Практическая часть.
4.1 Мастер-класс «Роспись посуды»
4.2 Практическая работа.
4.3. Дегустация бородинского хлеба и хлеба собственного производства.
5. Итог. Рефлексия.
Ход мероприятия.
Добрый день, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на нашем мероприятии, давайте познакомимся, Я буду задавать вопросы, а вы можете со мной соглашаться или нет.
Игра-кричалка «Расскажи о себе»
Вы смелые? - Да!
Умелые? - Да!
Ленивые? – Нет!
Красивые? – Да!
Крикливые? – Нет!
Весёлые? – Да!
Милые? – Да!
Послушные? – Да!
Драчливые? – Нет!
Счастливые? – Да!
Отлично. А, теперь проверим вашу смекалку
Загадка:
Рос сперва на воле, в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место (Хлеб)
Молодцы. Давайте, мы с вами сейчас сделаем свой хлеб. Раньше в каждом доме пекли хлеб, у каждой семьи был свой рецепт и секреты изготовления. Попробуем и мы создать свой рецепт.
Что нам нужно, чтобы замесить хлеб?
1. Мука
2. Закваска
3. Соль
4. Сахар
5. Растительное масло
6. Молоко
7. Семечки подсолнечника, тыквенные.
Замешиваем тесто.
А какой хлеб вы больше любите белый или черный?
А как называется этот хлеб? (демонстрация буханки бородинского хлеба)
Тема сегодняшнего мероприятия: «История бородинского хлеба»
Бородинский хлеб популярен не только в России, но и в разных зарубежных странах и СНГ. Именно этот хлеб ассоциируется у многих иностранцев с культурой нашей страны и русской кухней. Высокая популярность объясняется не только замечательным вкусом хлеба, но и его крайне высокими полезными свойствами. Такой хлеб содержит очень много балластных веществ, потому как изготавливается из муки грубого помола. Такие вещества очень полезны для кишечника.
Бородинским хлебом мы обязаны Маргарите Тучковой?
Более распространённая версия появления этого рецепта тоже связана с легендарным сражением. Якобы хлеб впервые испекли в Спасо-Бородинском женском монастыре, основанном на поле битвы в 1820 году. Жители соседнего села Семёновское рассказывали, что после службы в храме монахини раздавали всем поминальный хлеб, который отличался от всего, что они ели прежде.
О строительстве на территории монастыря пекарни сообщала в епархию и его первая игуменья Ангелина. Рецептура хлеба включала ржаную муку, солод, патоку и тмин. О последнем ингредиенте обычно добавляют, что он символизирует картечь, которой была буквально усыпана вся земля в окрестностях Бородинского поля. Да и само основание здесь монастыря тоже произошло неслучайно.
Начало обители положила вдова героя Отечественной войны генерала Александра Тучкова Маргарита. Она, как верная жена сопровождала супруга и в войне против Швеции, и в анти наполеоновской кампании 1806-1807 гг., но в 1811-ом родила сына Николая, поэтому в «пожар двенадцатого года» должна была остаться дома. Известие о гибели мужа на Бородинском поле стало для Маргариты Тучковой страшным ударом. Рассказывают, что вскоре после битвы она приехала на место сражения, чтобы отыскать тело Александра, но обнаружить его так и не смогла. Вероятно, он уже был захоронен в одной из многочисленных братских могил.
Горе не отпускало женщину, но ей нужно было жить ради сына. Уже после победного окончания войны Маргарита Тучкова продала все свои драгоценности и на вырученные деньги, а также пенсию от Александра I начала на Бородинском поле строительство Спасо-Бородинского монастыря. А в 1826 году женщину ждал новый удар – от скарлатины умер любимый сын. Тогда Маргарита окончательно переехала на Бородинское поле, жить близ монастыря. В 1838 году она постриглась в монахини и поселилась в основанной ею обители, чтобы всегда быть рядом с мужем и сыном, которого похоронила здесь же.
Маргарита становится настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря. При монастыре и был разработан этот рецепт ржаного хлеба с тмином. Долгое время он носил название «поминального хлеба», и только к концу девятнадцатого века стал называться «бородинским».
Ржаная мука является основным ингредиентом бородинского хлеба, а она как все мы знаем, богата полезными витаминами и минералами, в её состав входят витамины Е, РР, В6, В2 и В1, она содержит в себе огромное количество клетчатки, которая необходима для поддержания тонуса нашего организма, способствует улучшению пищеварения и обладает диетическими свойствами. Ежедневное употребление бородинского хлеба предупреждает такие заболевания как атеросклероз, дисбактериоз, подагру, онкологические и многие другие. Полезные вещества, входящие в состав бородинского хлеба, благоприятно влияют на нашу кожу и даже, способны препятствовать образованию морщин.
Вот вам новая загадка:
Посуды нет такой давно,
Все металл да стекло
А в старину у всех была
Посуда…какая…? (глиняная)
Пока печется наш хлебушек, давайте поучаствуем в мастер-классе по изготовлению глиняной посуды.
Презентация по изготовлению посуды из глины.
Практическая работа. (Музыкальный фон)
Наши чашки-плошки готовы. А, чтобы они стали еще лучше, постараемся украсить, расписать обереговыми узорами.
Презентация по росписи изделий.
Практическая работа. (Музыкальный фон)
Маленькое дело лучше большого безделья. (Поговорка)
А мы сделали большое дело, пока работали, испекся наш хлебушек. Сейчас попробуем и наш хлеб и бородинский.
Наше мероприятие подходит к концу. Какая красивая выставка посуды у нас получилась.
Ребята, вам понравилось своими руками готовить хлеб, делать и расписывать посуду?
Что больше всего запомнилось?
Какой хлеб вам больше понравился и почему?
Спасибо вашему дому, пойдем к другому. (Поговорка)
Заключение.
Для построения результативного, эффективного мероприятия применялись интерактивные методы взаимодействия с воспитанниками, позволяющие эффективно решать конкретные задачи на каждом этапе занятия:
1. Организационный момент - «Интерактивное приветствие»
2. Основная часть – применяла разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности воспитанников в образовательном процессе: технология диалога, сочетание репродуктивной и продуктивной формы, чтобы дети действовали по правилам и творчески, (хотя дети и выполняли работу по образцу, но с посылом на дальнейшее творческое развитие - технологические карты, раздаточный материал при желании позволят самостоятельно выполнить творческую работу) максимально объективное оценивание реальных успехов каждого, поощряя и поддерживая самые минимальные достижения; создавала «Ситуацию успеха» для атмосферы сотрудничества, психологического комфорта, через совместную деятельность, на основе глубокого личностного воздействия «педагог – обучающийся». Также использовались коллективные и индивидуальные методы работы, взаимопомощь, индивидуальная работа велась с детьми столкнувшихся с трудностями исполнения.
Во время проведения мероприятия, перед озвучиванием темы был поставлен проблемный вопрос, в процессе решения которого у воспитанников формируются творческие способности: продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация, интеллектуальные эмоции.
3. На итоговом этапе мероприятия применила интерактивные методы воздействия – это сюрпризный момент дегустация хлеба , а чтобы дети дали оценку эффективности нашего с ними взаимодействия и выразили свою индивидуальность - это метод «Рефлексия». Цель достигнута – ребята провели время с увлечением, выполнили заданный объем работы, мотивированны на продолжение занятий творчеством.
Список используемых источников.
1.Ануфриева, М. А. Большая энциклопедия рукоделия – Москва: АСТ:
Астрель, 2010.
2.Белякова, О. В. Большая книга поделок – Москва: АСТ: Астрель :
Полиграфиздат, 2011.
Интернет – ресурсы:
Пословицы и поговорки про дело (sbornik-mudrosti.ru)
Загадки про посуду для детей и взрослых (tsvetyzhizni.ru)
Применение игровых технологий в начальной школе. - начальные классы, прочее (kopilkaurokov.ru)
Почему бородинский хлеб так называется? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов (histrf.ru)
PS: В день мероприятия весь бородинский хлеб был раскуплен во всех магазинах.