СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной композиции "75-летию Великой Победы посвящается... Красивые и сильные характеры"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной композиции "75-летию Великой Победы посвящается... Красивые и сильные характеры" предназначен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в 7-х классах.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной композиции "75-летию Великой Победы посвящается... Красивые и сильные характеры"»

Сценарий литературной гостиной

Тема «75-летию Великой Победы посвящается… Красивые и сильные характеры в рассказе А.Н. Толстого «Русский характер»

Учитель. Ребята, мы сегодня проводим нашу литературную гостиную, посвящённую 75-летию Великой Победы. Мы будем говорить о великолепном, трогательном рассказе Алексея Николаевича Толстого «Русский характер», о том, что помогло нашему народу выстоять во время Великой Отечественной войны и одержать Победу над фашизмом.

Ведущий 1. Артём Тыщенко. Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй.

Ведущий 2. Катя Сироткина. Все они объединены одной темой – Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей – восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа

Ведущий 1. Артём. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер».

Ведущий 2. Катя. Это своеобразный итог всех рассуждений автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере…

Ведущий 1. Артём. В чём же Алексей Николаевич Толстой как автор видел свою задачу?

Ученик 1. Ильяшева Рената. В начале рассказа есть слова: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…». Автор сразу же определяет тему рассказа, считая, что война проявляет в человеческом характере самые главные черты.

А в конце рассказа Толстой подводит итоги: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота…» Таким образом, задача автора – показать силу и красоту русского характера.

Ведущий 2. Катя. Главным героем рассказа является старший лейтенант, танкист Егор Дрёмов, человек скромный и сдержанный. Он не любил рассказывать о себе.

Ведущий 1. Артём. А грудь у него была вся в орденах, и ярче всех сияла Золотая Звезда Героя Советского Союза!

Ведущий 2. Катя. Пожилой солдат Иван Сударев наблюдает за героем со стороны и представляет героя…

Ученик 2. Соколова Маша. Приятель мой, Егор Дрёмов, - человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает чумазое лицо и непременно улыбнется от душевной приязни. Егор очень уважал и любил мать, Марию Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. «Отец мой — человек степенный, первое — он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием — гордись...»

У него была невеста из того же села на Волге, хорошая девушка, которая если сказала, что будет ждать,— обязательно дождется, хотя бы он вернулся на одной ноге... Так не раз говорил Егор Дрёмов.

Ведущий 1. Артём. О боевых подвигах экипажа и командира лучше других рассказывал водитель-весельчак Чувилёв.

Ученик 3. Тихонова Аня.— ...Понимаешь, только мы развернулись, гляжу, из-за горушки вылезает... Кричу: «Товарищ лейтенант, тигра!» — «Вперед,— кричит,— полный газ!..» Я и давай по ельничку маскироваться — вправо, влево... Тигра стволом-то водит, как слепой, ударил — мимо... А товарищ лейтенант как даст ему в бок,— брызги! Как даст еще в башню,— он и хобот задрал... Как даст в третий,— у тигра изо всех щелей повалил дым,— пламя как рванется из него на сто метров вверх... Экипаж и полез через запасной люк... Ванька Лапшин из пулемета повел,— они и лежат, ногами дрыгаются... Через пять минут влетаем в деревню. Фашисты кто куда... Бегут все к сараю. Товарищ лейтенант дает мне команду: «А ну — двинь по сараю». На полном газу я на сарай и наехал... А я еще — и проутюжил,— фашисты руки вверх — и Гитлер капут...

Ведущий 2. Катя. Наступило лето 1943 года. Жестокие бои на огненной Курской Дуге.

Ученик 4. 7-А. Главное сражение Курской битвы – танковое сражение под Прохоровкой, когда лавины танков двинулись навстречу друг другу.

Здесь, под Прохоровкой,

в сорок третьем,

Смерть презрев,

по сигналу атаки,

Шли солдаты наши

в бессмертье,

Становились бессмертными танки.



Ведущий 1. Артём. Всё изменилось в судьбе Егора Дрёмова во время одного боя…

Ученик 5. Аболонина Полина. Его танк на пшеничном поле был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта,— он был без сознания, комбинезон на нем горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

Егор Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Но это было уже лицо совершенно другого человека…

Ученик 6. Бакумова Ира. Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошел к генералу и сказал: «Прошу вашего разрешения вернуться в полк».— «Но вы же инвалид»,— сказал генерал. «Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью». И Егору Дрёмову разрешили вернуться в свой полк, но дали отпуск.

Ученик 7. Башарина Настя. Кульминация рассказа – приезд Егора Дрёмова домой в отпуск после госпиталя. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Егор Дремов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно ее испугать, нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо. Солдат представился боевым товарищам их сына и рассказывал о его жизни, то есть своей, говоря, что он жив и здоров.

Ученик 8. Артёмова Кристина. В душе Егора теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора… Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто ее слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась его обезображенного лица.. Тогда он твердо решил уйти — сегодня же. И покинул родительский дом.

Ведущий 1. Артём. Егор Дрёмов проявляет русский характер и в бою, и в отношениях с родителями и невестой.

Ведущий 2. Катя. В трудные минуты жизни Егор проявил такие качества, как храбрость, силу духа, скромность, сдержанность, жертвенность в любви, которые так ценят русские люди!.. Особое место в рассказе занимает образ матери героя.

Ученик 9. Кривошеева Соня. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Во время ужина мать особенно пристально следила за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо ее болезненно задрожало. Ночью она не спала, ворочалась. Утром поинтересовалась, любит ли он пшённые блины. Сын промолчал – он их любил. Мать сердцем угадала, что у неё в доме гостит сын, но проявила необыкновенную чуткость, такт, не стала донимать расспросами и догадками.

Ученик 10. Вилкова Оля. Через две недели после своего отъезда из дома Егор Дрёмов получил письмо от матери: «Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя,— человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи,— кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это,— совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он,— таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а материнское сердце — все свое: он это, он был у нас!.. Человек этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор — почистить, да припаду к ней, да заплачу,— он это, его это!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради, надоумь ты меня,— что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась...»

Ведущий 1. Артём. Из письма видно, что родители любят своего сына не за внешность, а потому, что он — их сын.

Ведущий 2. Катя. Конечно, старики гордятся, что их Егор — герой, но прежде всего ценят в нём не внешнюю красоту, а мужество и честность.

Ведущий 1. Артём. И, наконец, наступает счастливая развязка.

Ученик. 11. Абрамашвили Женя. Получив письмо от матери, Егор Дрёмов заплакал. В тот же день он написал ответ: «Дорогие мои родители, Марья Поликарповна и Егор Егорович, простите меня за невежество, действительно у вас был я, сын ваш...» И так далее, и так далее — на четырех страницах мелким почерком, он бы и на двадцати страницах написал — было бы можно.

Ученик. 12. Варламова Дарья. А спустя некоторое время к Егору в полк приехали старенькая мама и невеста Катя. Встреча была волнительной, но тёплой и радостной. Взаимное прощение, никаких обид, любовь без лишних слов, преданность и верность – вот счастливая развязка, вот они - русские характеры!..

Учитель. Ребята, Алексей Николаевич Толстой описывал сильные и красивые характеры, опираясь на жизненный опыт, на судьбы многих людей, приближавших Победу в Великой Отечественной войне. Один из таких героев войны – тоже старший лейтенант, артиллерист Александр Митрофанович Парахин – прадед ученицы 7-В класса Барсуковой Ксении.

Ученик. 13. Барсукова Ксения. Рассказ о прадеде - Парахине Александре Митрофановиче.

Ученик 14. Лукошкина Надежда. Стихотворение «Память» (авторское)

Вечер, погасли огни,

Но горит лишь одно окошко.

Уж поздно, часа эдак три,

А мать всё ждёт своего сыночка…



Не прошли без следа те года,

Как сражались храбрые люди.

Постарели, погибли, ушли навсегда –

Сколько в мире разрушенных судеб!



Солдаты хотели, чтоб люди мирно спали,

Чтоб не проснулся от взрыва малыш,

Чтоб сердца матерей спокойно стучали,

Чтобы мы могли, улыбаясь, жить…



«Может, сын погиб, может, просто ранен…» -

Мать грустит в неведенье о нём.

Вот окошко распахнулось настежь –

Как богатырь, заполнил сын проём.



«Мы победили!..» - он сказал

И дрогнул, увидев материнскую слезу.

Обняв её, он прошептал: «Родная!..

Как бесконечно я тебя люблю!..»



Уже давно нет многих, кто сражался,

Кто отстоял свободную страну.

Мы помним, чтим и знаем:

Вы победили страшную войну!



Ведущий 1. Артём. Эстафета Героев Великой Отечественной войны перешла к нам - к их правнукам.

Ведущий 2. Катя. Это наша почётная обязанность и священный долг – помнить подвиг каждого солдата. И рассказать о нём другим.

Все выступающие: «Никто не забыт – ничто не забыто» (хором)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!