Тема: Креативность мышления –природный дар или навык?»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию креативного (творческого) мышления у учащихся.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Задачи мастер-класса:
1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.
2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.
3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.
Добрый день! Я рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Уважаемые коллеги! Вначале давайте познакомимся. СЛАЙД№1.«Психометрический тест.»
Взгляните на следующие фигуры. Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: « Это-я!»Постарайтесь почувствовать свою фигуру. Если вы испытываете сильное затруднение , выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.
Я вам раскрою тайну: те фигуры, которые вы выбрали уже являются характеристикой вас, как личности.
Квадрат. Если вашей фигурой оказался квадрат, то вы- неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство- вот основные качества истинных квадратов.
Треугольник. Что же по поводу ТРЕУГОЛЬНИКОВ? Эта форма символизирует лидерство. Треугольники быстро и успешно учатся. Треугольник- это очень уверенный человек, который хочет быть первым во всем. Он решителен, энергичен, неудержим, ставит ясные цели и, как правило, достигает их.
Прямоугольник. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Главные черты –любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему.
Круг. Это мифологический символ гармонии. Тот , кто уверенно выбрал его, искренне заинтересован в прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга- люди. . Круг – самая доброжелательная из всех форм. Именно он скрепляет коллектив, семью, близких. Правда, при этом он нерешителен, непоследователен, слишком мягок.
Зигзаг. Представители этой формы воспринимают мир постоянно меняющимся. Для них нет ничего более скучного, чем шаблоны, правила и инструкции. Эта фигура символизирует креативность, творчество.
Вот мы немного и познакомились. Я вижу, что передо мной сидят творческие личности, с которыми мне сегодня будет очень приятно пообщаться и поработать.
СЛАЙД№2 Тема моего мастер- класса « Креативность мышления- природный дар или навык?» В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам приёмы работы с детьми по развитию креативного мышления, через игру.
Проблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих дидактических и методических проблем образовательного процесса. И это понятно, т.к. именно творческий человек способен в современном социуме достичь не только личностных успехов, но и быть полезным обществу в условиях быстро изменяющейся действительности.
СЛАЙД№3. Каждый обучающийся– маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления креативного мышления.
СЛАЙД№4.Современное педагогическое сообщество видит острую необходимость в создании методик и программ, направленных на развитие творческих и креативных способностей учащихся, но в то же время ученные понимают, что реализация разработанных программ невозможна в полном объеме,если педагоги не обладают развитым творческим потенциалом и как следствие не способны развить данные качества у обучающихся.
К технологиям, позволяющим, сохраняя основную форму урока, придать ему оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим интерес учащихся к процессу обучения, относится ТРИЗ: теория решения изобретательских задач.
-В своей работе я часто использую игры, потому что считаю, что игра - самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках.
Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики, , которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный.
Для развития интереса к изучению русского языка и литературного чтения я использую такие игры как «Да-нетка», «Создай паспорт», «Мои друзья», «Я беру тебя с собой», «Теремок» и др.
Сейчас я хочу рассказать о составлении, например, ТРИЗ-загадок.
Чаще всего использую ТРИЗ-загадки двух видов: по признакам и по действиям.
Перед вами алгоритм сочинения загадок. СЛАЙД№5
Такие задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое задание вызывает у него ,по меньшей мере, недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка,
учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, креативное мышление.
Начинаем сочинять вместе с по заданному алгоритму.
СЛАЙД№6-7
На что похоже? | Чем отличается? |
забор | нельзя перелезть |
пила | не пилит |
трава | не растёт |
зубная щётка | не чистит зубы |
Например, придумай загадку о расческе:
Последовательность работы:
1. Выбрать объект, записать;
2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?
3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?
4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»
5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»
Практическая работа ( работа в группе)
солнце
На что похоже? | Чем отличается? |
шар | Не кинешь |
мяч | не катается |
блин | нельзя съесть |
На уроках математики также использую разные приемы ТРИЗ. Например
Нестандартный вход в урок.
Отсроченная отгадка.
Ассоциативный ряд Удивляй!
Фантастическая добавка.
Мозговой штурм и др.
СЛАЙД№8 Нестандартный вход в урок. Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме, развивает логику, сообразительность.
Фрагмент урока. Сегодня на уроке мы будем путешествовать по русской народной сказке….
Злой волшебник заколдовал героев сказки, превратил их в геометрические фигуры. Давайте отгадаем сказку и расколдуем ее героев.
Работа в паре. Зашифруйте сказку «Курочка Ряба». ( документ –камера)
Метод синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях), СЛАЙД № 9-10
Этот термин в работе с детьми мы не используем, заменяя его словами « на что похоже», «что такое же».
Я хочу вас познакомить с друдлами.
Изобрел Роджер Прайс – американский юморист. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг обрабатывать и анализировать массу информации, что бы соотнести то, что видит человек на картинке, со знакомым образом. В итоге друдлы способствуют формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, умению подходить ко всему креативно, что очень актуально для нашего времени! (об-ся 1 класса дали 7 определений)
( работа на время - 1 мин., проверка )
Рефлексия
Наша работа подошла к концу, давайте подведем итог и ответим на главный вопрос нашего мастер-класса : « Креативность мышления- природный дар или навык». СЛАЙД №5
Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во взрослом возрасте.
Любой человек может серьёзно в несколько раз повысить качество своих решений с позиции креативности: беглость мышления, гибкость мышления, способность переключаться с одной задачи на другую.
Креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач. Одна из составляющих креативности – уверенность в своих силах. Она добывается, тренируется, закрепляется в реальной деятельности.
( отвечают коллеги)
Значит, мы делаем вывод, что креативность мышления – это навык, и я думаю, вы согласитесь со мной, что нет более важной задачи, нежели научить ребенка умению креативно, нестандартно мыслить, самим добывать знания, как сказал один мудрец, дать им «удочку», а не «рыбу».
-В заключении своего выступления я хочу подарить вам буклеты с описанием некоторых приёмов ТРИЗ-педагогики. Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, сделав увлекательным такое нелёгкое путешествие по океану Знаний, превратив каждый урок в маленькое открытие.
Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.