СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Обобщение по теме"Морфемика. Орфография. Культура речи""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Морфемика", для формирования умения использовать изученные правила при выполнении практических заданий

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Обобщение по теме"Морфемика. Орфография. Культура речи""»


МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37


Открытый урок русского языка

в 5 классе по теме:


Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Алтухова Марина Ивановна



Цели урока:

создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме "Морфемика", для формирования умения использовать изученные правила при выполнении практических заданий;

способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки;

развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся;

воспитывать чувство дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

Планируемые результаты.

Предметные умения: обобщить и закрепить навыки правописания приставок, корней, букв о-ё после шипящих, и-ы после ц.

Личностные УДД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, а так же ее результатом; знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; определять общие для всех правила поведения и правила поведения в группах; оценивать усваиваемое содержание.

Регулятивные УДД: развивать умение формулировать вопрос (проблему урока) и его цель; учить планировать свою деятельность и искать пути решения проблемы урока; формировать навыки контроля и самоконтроля; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УДД: развивать познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, извлекать информацию из разных источников; актуализировать в памяти учащихся ранее усвоенные знания и умения.
Коммуникативные УДД: умение чётко выражать свои мысли; умение договариваться и слушать друг друга; быть готовым корректировать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».

Оборудование урока:  учебник русский язык 2ч, Т.А. Ладыженская,

М.Т. Баранов и др., раздаточный материал с заданиями, презентация, доска.


Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Добрый день, ребята!Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

  • Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача, ребята, быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажите, что вы знаете и как умеете работать. 

II.  Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня мы ещё раз полистаем страницы одного из разделов науки о языке. Чтобы узнать, как называется он, вам необходимо отгадать загадки, а кто правильно отгадает их, получит от меня интересную карточку (за каждый правильный ответ вручается детям карточки МОР, ФЕ, МИ, КА).

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами,

Отливает серебром. (Самолёт)
Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен

И бензином бак наполнен… (Автобус)

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница. (Поезд)

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.. (Пароход)

  • Что объединяет слова-отгадки?

  • А теперь, выйдите, ребята, со своими карточками. Давайте составим слово и назовём раздел лингвистики, в котором мы будем сегодня работать (“МОРФЕМИКА).

II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу урока.

  • Какова цель нашего урока. (Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика». Повторить орфограммы, изученные в разделе. Повторить разбор слова по составу)

  • Действительно, сегодня мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», вспомним орфографические правила, изученные в разделе, а в конце урока вы должны будете оценить свои знания,

  • Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного русского лингвиста Льва Владимировича Щербы



« Тот, кто хорошо хочет владеть родным

языком, должен больше  внимания

уделять незаметным труженикам языка-

морфемам. Это они делают язык

языком».                                                                                                                    Л.В.Щерба.


  • Запишем сегодняшнюю дату, тему «Обобщение по теме «Морфемика».



III.Работа по теме урока

  • Повторение теоретических сведений по теме «Морфемика»

  • Что изучает морфемика?

  • Что такое морфема?

  • Давайте еще раз повторим морфемы. Я буду называть вам лексическое значение, а вам нужно узнать морфему и дать ей определение.

  1. Морфема, стоящая перед корнем (Приставка)

  2. Морфема, стоящая после корня (Суффикс)

  3. Морфема, которую находят первой при разборе слова по составу (Окончание)

  4. Часть слова без окончания. (Основа)

  5. Главная значимая часть слова (Корень)

  6. Слова, имеющие один корень, называются … (Однокоренными или родственными)

Выразительное чтение стихотворения учителем:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – 
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.

С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном. (Е. Измайлов)

  • Работа со «словесным деревом»

  • Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".

  • Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.

  • Оставьте слова только с этого дерева.

(Работа выполняется на магнитной доске.)

Однокоренные слова: подводный, водичка, обезводить, водолаз, водопад, водоросль, водоём.

Неоднокоренные слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.


  • Самостоятельная работа

  • А теперь самостоятельно выполните подобное задание на карточках.

Корень слова - главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные лишь оставь слова!


КАРТОЧКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Какие слова являются однокоренными к слову, обозначающему предмет на картинке. Зачеркните лишние слова.



Слова: хлебопёк, хлебороб, выхлебал, хлебушек, хлебозавод, хлебнуть, хлебный, похлебать, хлебница.


Объясните значение слов, которые не вычеркнули.


  • Коллективная работа

  • Отгадайте загадку, запишите отгадку в тетрадь. Выделите в слове морфемы.


Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала… (СНЕЖИНКА)


  • Запишите под диктовку предложение

Зимой в лесу стоят заснеженные деревья.

  • Назовите однокоренное слово к слову СНЕЖИНКА. Выполним морфемный разбор этого слова. (ЗАСНЕЖЕННЫЕ)


  • Повторение орфограмм в приставках, корнях, суффиксах

  • Еще раз давайте вспомним, что изучает раздел языка « Морфемика»

( изучает состав слова)

  • С каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?

( с орфографией)

  • А что изучает орфография? ( правописание слов)

  • С какими орфограммами в приставках, корнях, суффиксах мы познакомились в разделе «Морфемика»

  • Комментированное письмо

  1. Списать с доски слова, объяснив выбор нужной буквы, обозначив графически условия выбора орфограммы.

Бе...шумный, ра…дать, и…править, бе…жалостный, бе…дельник, ра…сказ, ра…писание, бе…брежный, бе…дарный, бе…цветный, ра…шумелись, и…бежать, …дать, .…портить.

  1. Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос.

  • Узнайте слова по их лексическому значению:

  • Число, которое складывается с одним или несколькими другими при сложении – слагаемое.

  • Количество лет от рождения – возраст.

  • Письменный пересказ чего-либо своими словами с учебной целью – изложение.

  • Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? Какая? Какие? – прилагательное.

  • Отдельная область знаний, производства - отрасль.

  • Недавно появившийся из семени стебелёк - росток.

  • Постановка тела или частей его, поза, местонахождение в пространстве - положение.

  • С какими орфограммами записанные слова?

  • Вспомним правило «Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос». Кто может рассказать?

  • О чём мы никогда не должны забывать?


  • Работа в парах.

  • Посмотрите, пожалуйста, отрывок из одного мультфильма, персонажей которого вы прекрасно помните.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

  • Отгадайте, о каком герое идёт речь.

В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя … (Печкин)

  • Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование… Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет.

КАРТОЧКА

(Работа в парах)

Найти ошибки, исправить их.


« Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! 
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»






  • Орфограмма О-Ё в корне после шипящих.

Замените словосочетание одним словом с орфограммой

Цвет, противоположный белому цвету - чЁрный

Плод дуба - _____________

Цвет одуванчика - _______________________

Разговор тихим голосом - _________________________

Головной убор, присоединенный к куртке (рубашке и т.д.) - _______________

Негромкий шуршащий звук - _______________

Делящийся на два – чётный

  • Назовите слова с буквой О. (капюшон, шорох)


  • Орфограмма И-Ы после Ц.

  • Какую ещё орфограмму, изученную в разделе «Морфемика», мы не вспомнили?

  • Я сейчас назову алгоритм работы с этой орфограммой, а вы слушайте внимательно.

В существительных на –ция

Мы всегда напишем –ия.

Ну и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке –цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

  • О чем я ещё забыла сказать. ( Об исключениях)

  • Выписать из предложений, записанных на экране, только слова с данной орфограммой и поднять зелёный колокольчик, если в слове пишется И, а красный, если – Ы.


1.Один раз мы всем классом пошли в ц..рк. 2.У моржа в загородке есть ц..нковая ванна. 3.Боря из всех ситуац..й хотел извлечь пользу. 4.Мартышка на ц..почках подошла к Удаву. 5.Кот стал воровать беспомощных ц..плят. 6.Индейц.. и ненц.. делают дома из оленьих шкур. 7.Я потрясён твоей эрудиц..ей.


IV. Подведение итогов урока

  • Опрос:

- Какой раздел мы повторили?

- Какие морфемы знаем?

- Порядок морфемного разбора.

- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?

  • Выставление оценок. Рефлексия.

Задание: разгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.


  • Какое получилось слово? А это значит, пора оценить себя. Я и наши гости хотим увидеть, как каждый из вас оценивает свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё вспомнили, со всеми заданиями справились, подойдите к той стороне экрана, где стоит 5. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то подойдите к 4-е.

  • А теперь оцените меня. Если вам понравился урок – похлопайте, а если не понравился – потопайте.

V. Домашнее задание. Выполнить задание на карточке.


КАРТОЧКА (Домашнее задание)


1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

1. С самого ра...света идёт снег. 2. Молния ра...колола старое дерево, 3. Бе...прерывно слышались раскаты грома. 4. Перед нами ра...стилалась бескрайняя равнина. 5.Почки у деревьев ра...бухли. 6. В детском доме нельзя нарушить ра...порядка. 7. В скале было много ра…щелин. 8. Ребята ра...чистили площадку для игры в футбол.


2. Запишите слова, выделите морфемы.

Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная,