Сценарий праздника, посвященного 100-летию со дня рождения Доржи Рабдановича Очирова и Ханды Аюшеевны Нимбуевой
5 октября 2023г
Блок 1
Выступает группа младших школьников под руководством Ирины Владимировны
(После выступления - звучит «Учительский вальс», на фоне музыки звучит стих:)
(Слайд 1)
Много нужных на земле профессий,
Но одну создал, конечно, Бог.
Самую прекрасную на свете,
Что звучит так гордо – ПЕДАГОГ!
Нет в мире должности прекрасней,
Труда отважней и милей.
Сегодня здесь великолепный праздник
Прекрасных душ и замечательных людей.
(На фоне тихой музыки входят ведущие)
Ведущий 1:
- Добрый день, уважаемые гости!
Ведущий 2:
- Здравствуйте!
Ведущий 1:
- С шорохом золотой листвы, с октябрьским дыханием осени, снова приходит к нам профессиональный праздник педагогов – День учителя!
Ведущий 2:
- И в этот день мы сердечно поздравляем вас, дорогие наши учителя, ветераны педагогического труда!
(Слайд 2)
Ведущий 1:
- Сегодня у нас особенный день!
В 2023 году исполняется 100 лет со дня рождения ветеранов педагогического труда Загустайской средней школы Очирова Доржи Рабдановича и Нимбуевой Ханды Аюшеевны.
Ведущий 2:
- Слово для приветствия предоставляется директору ЗСОШ Бальчиновой М.Н.
Ведущий 1:
(слайд 3)
- В России 2023-й год объявлен Годом педагога и наставника, годом проводников в будущее, годом людей, чья миссия формирует личность, его духовность, опыт и знания.
Ведущий 2:
- Сегодня мы рады приветствовать наших наставников, ветеранов педагогического труда Загустайской средней школы.
Ведущий 1:
- Это…..ФИО учителей (представление учителей)
(ученики дарят цветы каждому учителю)
Музыкальный номер_______________________________________________________
Ведущая 2:
- Преемственность в воспитании является одной из главных сторон преемственности поколений.
Ведущий 1:
(Слайд 4,5)
- Удивительное это явление династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови»? Дар учить, переданный по наследству? Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу?
Ведущий 2:
- Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, - на ТО необходимо веление души!
Ведущий 1:
- Сегодня в нашем зале присутствуют несколько поколений семьи Очировых, для которых «учительство» стало ДЕЛОМ их жизни.
Ведущий 2:
- Жизненный путь Доржи Рабдановича и Ханды Аюшеевны является ярким примером служения благородному делу воспитания молодого поколения. Благодаря их стараниям и неравнодушному отношению ко всему происходящему многие нашли в жизни свой путь, подхватили эстафету профессионализма и человечности и уверенно движутся по большой дороге жизни.
Ведущий 1: (представление учителей семьи, слайды с ФИО)
- Общий педагогический стаж династии Очировых – 337 лет.
Родоначальник династии - Рабдан Очирович Очиров, учитель начальных классов Загустайской средней школы (слайд 6)
Очиров Доржи Рабданович – учитель математики, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель школы Бур. АССР», «Отличник просвещения СССР» (слайд 7)
Нимбуева Ханда Аюшеевна – учитель начальных классов (слайд 8)
Очирова Дугарма Рабдановна – учитель труда (слайд 9)
Очиров Бато Рабданович – (слайд 10)
Жамбалова Светлана Гэндэновна - учитель русского языка и литературы, доктор исторических наук (слайд 11)
Очирова Светлана Доржиевна - учитель русского языка и литературы «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный работник образования Республики Бурятия» (слайд 12)
Иванова Тамара Доржиевна - учитель математики, «Заслуженный учитель РФ», «Отличник просвещения РФ», Победитель конкурса «Учитель учителей»
Победитель всероссийского конкурса учителей физики и математики Фонда Д.Зимина «Династия» (слайд 13)
Кукшинова Лариса Доржиевна - учитель математики, «Отличник народного просвещения РФ» (слайд 14)
Цыбикжапова Софья Максимовна – учитель истории (слайд 15)
Очиров Андрей Доржиевич – учитель химии и биологии (слайд 16)
Цырендашиев Соел Цыдыпович – учитель технологии (слайд 17)
Очиров Доржи Баирович – учитель физики (слайд 18)
Цырендашиев Солбон Цыдыпович – учитель физической культуры (слайд 19)
Гененова (Баторова) Татьяна Георгиевна – учитель английского языка (слайд 20)
Кукшинов Батор Сергеевич -
Цырендашиевич Содном Соелович - учитель физкультуры (слайд 22)
(слайд 23)
(муз. номер) _________________________________________________________________________
Блок 2
Литературно-музыкальная композиция «Моим потомкам...»
100-летию со дня рождения Доржо Рабдановича Очирова посвящается…
Вед. 1 (слайд 24)
- Жизнь, прожитая достойно, измеряется не годами. Есть люди, судьбы которых словно яркие звезды, которые светят еще долго, хотя человека уже и нет среди нас. За свою долгую жизнь Доржи Рабданович Очиров успел многое сделать для своих земляков.
Вед.2
- Истинный гражданин, пропагандист общечеловеческих ценностей, умный, грамотный, интеллигентный и порядочный человек. В нем видишь редкое сочетание скромности и принципиальности, честности и требовательности к себе и к окружающим.
Вед 1 (слайд 25)
- Доржи Рабданович родился 1 сентября 1923 года в улусе Хойто Хаян Загустайского сомона Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР, в семье учителя Очирова Рабдана Очировича.
Вед. 2
- Детство его прошло на берегу Гусиного озера, где помогал своим родителям в дни сенокоса, бегал с соседскими ребятишками на рыбалку. В 7 лет пошел в 1 класс Загустайской начальной школы. Был смышленым и любознательным учеником.
Вед.1 (слайд 26)
- Истоки его высокой внутренней культуры, внимательного и бережного отношения к людям -- в семье. Отец – Рабдан Очирович Очиров всю жизнь посвятил обучению и воспитанию детей. Многие ученики хранят в своей памяти имя первого учителя – Рабдан-багша. Мать, Дари Галсановна Чимитова, лобрая, работящая женщина, на своих хрупких плечах вела домашнее хозяйство.
Чтец 1. (Лямичев Илья)
МОЕ НАСЛЕДСТВО
В наследство мне отец оставил
Несметные богатства: простоту
И самые священные из правил –
Быть человеком, верить в красоту.
Да, в красоту! Людей, их мыслей тоже
И в красоту вещей, но отбирая строже.
Крупицами учил златое добывать,
Быть мягче к людям и дурное гнать.
Всегда, где нужно, слабым помогать,
Уметь судьбы удары отбивать,
Но не стремиться... "с неба звезд хватать".
Вед.2 (слайд 27)
- Доржи Рабданович был в числе лучших учеников, комсомольским активистом и организатором различных молодежных акций.
Чтец 2. (Очирова Алтана)
Мы были вдохновенны и азартны
В работе, в увлеченьях, и в страстях,
В науке, в спорте, и на службе ратной,
В походных песнях, в пламенных стихах.
Корчагины, Гагарины и Зои -
Нет, не случайны эти имена!
Недаром с нами занимались зори,
И многого достигла вся страна.
Ведущий 2: (слайд 28)
- После окончания школы, Доржи поступает в Иркутский государственный университет им. А.А.Жданова и учится на 1 курсе физико-математического факультета.
Вед.1 (слайд 29-30) ( на фоне песни «Священная война»)
- В июле 1941 года Доржи написал заявление на имя военкомата о досрочном призыве в армию и становится курсантом Сретенского пехотного училища. Через 4,5 месяца, получив звание лейтенанта Красной Армии, уходит на фронт.
Вед.2 (слайд 31)
- Доржи Рабданович активно участвовал на Северокавказском, Сталинградском и I Белорусском фронтах, от Дона и Волги до Одера и Эльбы, от Сталинграда до Берлина.
Вед.1 (слайд 32)
- Войну прошел командиром взвода, был ранен, после лечения в госпиталях, вновь возвращался в свою часть.
Вед. 2 (слайд 33-34) (звучит мелодия «День Победы»)
- День Победы встретил в Берлине. Награжден орденами «Красной звезды», «Отечественной войны I и II степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Вед. 1 (слайд 35)
- После демобилизации в июне 1946 года вернулся к себе на родину и «окунулся» в мирную жизнь, трудную, послевоенную…
Чтец 3 (Дандаров Аюр)
Мы пригодились здесь, где родились,
Земля отцов нас бережно взрастила,
Мы с нею с детства навсегда срослись,
Она нас от себя не отпустила.
Меня не тянет в дальние края,
Пусть там места богаче и теплее.
Здесь, в Загустае, родина моя,
И нет земли дороже и роднее.
Вед 2. (слайд 36)
- С 1 сентября 1946 года начинает работать преподавателем математики в Загустайской средней школе.
Вед. 1 (слайд 37)
- Учителем его сделало время, с которым он шел в ногу, может быть, даже опережая его. В преподавательской деятельности руководствовался правилом: «Искать, творить, уметь!»
Вед. 2. (слайд 37)
- Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение проявляют ученики именно к мастерам своего дела. Ведь он учил их…
Чтец 4 (Очирова Женя) (слайд 38)
Усердно цифры в клеточках писать,
Чертить круги, задачи сложные решать
И разгадать вселенскую загадку,
Лишь заглянув в обычную тетрадку.
Законам алгебры доверить мироздание,
Почувствовать себя божественным созданием,
Пройти по лабиринтам сложного пути
И в алгебре призвание найти.
Вед. 1 (слайд 39)
- Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Ведь открывая ребенку этот таинственный мир знаний, учитель учит его жить в нем.
Вед.2 (слайд 40)
- Коллеги Доржи Рабдановича всегда встречали готовность учащихся познавать - во всеоружии. Их девизом было: «Трудиться с еще большей энергией!»
Вед.1 (слайд 41)
- Предметная неделя, олимпиады, конкурсы, турниры – самые интересные, самые массовые мероприятия в школе. Для загустайских математиков разных поколений характерна уникальная способность – растревожить умы учащихся мечтой, увлечь ею, повести за собой. Наверно, не случайно в школе всегда было и есть много поклонников царицы наук.
Ведущий 1: (слайд 41)
- Математика и лирика…
Это ложь, что в науке поэзии нет…
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик…
Вед 2 (слайд 42)
- Быть полезным людям, отдавать им знания, горение своего сердца – смысл всей жизни человека, любящего беспредельно свою Родину, свой край. Доржи Рабданович написал две книги «Я горжусь» и «Моим потомкам». Это неоценимый дар нам, его потомкам.
Вед.1 (слайд 43)
- Сегодня живет на земле красота, созданная стараниями и трудом Доржи Рабдановича Очирова. Значит, и его жизнь продолжается… в делах коллег, родных и близких.
Без потомков будущего нет,
Некому всё создавать и строить
И встречать очередной рассвет,
Мир природы чем-то беспокоить.
Ведущий 2: (слайд 44)
- Учитель! Даже через много лет,
Зажженный вами не погаснет свет!
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»
Ведущий 1:
- Для многих учеников знания, полученные на уроках Доржи Рабдановича, стали настоящим ориентиром в выборе профессии и дальнейшего пути.
Ведущий 2: (слайд 45)
- Слово предоставляется нашим гостям, ветеранам педагогического труда, учителям математики Загустайской средней школы……..
(приглашаются на сцену)
Фио
Фио
Фио
Фио
Фио
Фио
Фио
(музыкальный номер)_____________________________________________________________
Блок 3
Литературно-музыкальная композиция
100-летию со дня рождения Нимбуевой Ханды Аюшеевны
Ведущий 1: (на слайде 46 фото ОДР и НХА)
- В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустно ясность дней,
Свой добрый век мы прожили как люди – И для людей!
Ведущий 2:
- Прекрасную дорогу жизни прошли Очиров Доржи Рабданович и Нимбуева Ханда Аюшеевна, ветераны педагогического труда Загустайской средней школы. Для своих детей и учеников они стали в высоком смысле Учителями жизни.
Ведущий 1: (слайд 47-48)
- Нимбуева Ханда Аюшеевна родилась 22 апреля 1923 года в улусе Адак Загустайского сомона Селенгинского района в семье кузнецаНимбуева Аюши Тугмитовича. В годы войны ее отец пропал без вести, как самой старшей, ей пришлось помогать маме – работать наравне со взрослыми
Чтец 1 (Малярова Уля) (слайд 49)
У неё красота - восточная,
Чёрный волос, раскосый взгляд,
Как младенца душа - непорочная,
Она девушка рода - бурят!
Скулы ей придают некий шарм.
Соболиные брови, ресницы,
В ней полсотни мельчайших дхарм,
В ней добро, теплота хранится…
Её руки как нежные бризы,
Им сдаваться хочется вечность,
Взгляд загадочной Моны Лизы,
Бесконечная в ней безупречность.
Целовать бы горячие губы,
Словно солнце держать на устах,
И беречь её сердца стуки,
И шептать за неё небесам.
Дочь Байкала, прекрасная дива,
Дива племени славных бурят!
Ведущий 2: (слайд 50-51)
- В 1944 году Ханда Аюшеевна закончила 11 педагогический класс и стала работать учителем начальных классов. За свой доблестный труд была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»
Ведущий 1:
- Учитель начальных классов… Чтобы им стать, необходим особый дар. Вовремя приласкать ребенка, помочь ему одеться, сделать так, чтобы непослушные детские ручонки стали выводить буквы, а звуки начали сливаться в слова – для этого нужно иметь огромное терпение и большую любовь к детям.
Ведущий 2: (слайд 52)
- Ханда Аюшеевна более 30 лет проработала учителем начальных классов Загустайской средней школы. Об этом свидетельствует одна единственная запись в трудовой книжке.
Ведущий 1:
- «Главное, чтобы наши ученики выросли настоящими людьми, гражданами своей страны,» - так считала талантливый педагог, наделенная самыми высокими душевными качествами, любовью к детям. Простота, доброжелательность и такт – вот суть ее взаимоотношений с учениками.
Чтец 2 (Голохвастова Лиза) (слайд 53)
Учителя – особое сословье,
Тот мир, где самый веский аргумент –
Ни злато, ни копилка, ни здоровье,
А тихий звук души и тот момент,
Когда, пройдя сквозь адский круг сомнений,
Борясь с противоречием в себе,
Увидишь, результат своих творений,
Заметишь славный поворот в судьбе.
Ведущий 2:
- Благородный труд учителя был отмечен медалью «Ветеран труда», Почетными грамотами Верховного Совета Бурятской АССР и благодарностями Министерства просвещения республики.
Ведущий 1: (слайд 54)
- Что может быть в этой жизни желаннее,
Чем появленье ребёнка на свет;
Для матерей - это высшее звание,
А для дитя - самый первый рассвет.
Чтец 3 (Еремеева Уля) (слайд 55, 56, 57, 58)
- Восславим женщину-товарища и мать.
Чья нежность и любовь, чье мужество и воля
Смогли под сердцем выносить и воспитать
Свободных тружеников фабрики и поля.
Мы с молоком ее впитали в кровь свою.
И ненависть к врагу, и преданность Отчизне,
Мы ей обязаны победами в бою.
Успехами в труде и счастьем новой жизни.
Ведущий 2: (слайд 59)
- За свой материнский подвиг Ханда Аюшеевна награждена «Медалями материнства», орденами «Материнская слава» всех степеней и золотой медалью «Мать-героиня». Вместе с мужем они вырастили 11 детей, помогли получить образование и найти свое место в жизни.
Ведущий 1: (слайд 60)
- Очиров Доржи Рабданович и Ханда Аюшеевна стали лауреатами конкурса «Лучшие люди Бурятии 2003» в номинации «Лучшая семейная пара 2003». Среди их детей есть Заслуженные учителя Бурятии и России, Отличники просвещения РФ, Почетный работник общего образования, Отличник финансовой работы, Заслуженные работники агропромышленного производства, Заслуженный ветеран труда СО РАН.
Ведущий 2: (слайд 61) (звучит бур. мелодия)
- Не только через знания, но и через народное творчество мы воспитываем любовь к родному краю и языку. Нет выше красоты на свете, чем творчество
Ты живешь во мне священная земля,
И я горжусь тобой, Бурятия моя…
Чистейшая вода, и воздух терпких смол,
Плодородная земля, хлебосольный стол:
Все, чем я живу, все, о чем пою,
Для детей своих природу сохраню!
Ведущий 1: (слайд 61)
- На протяжении многих лет Ханда Аюшеевна была в первых рядах активистов общественной жизни. Она стала участницей фольклорного ансамбля «Агсурга» Тохойского ДК .
Ведущий 2:
- С 1988 года активно выступала в составе ансамбля ДК «Шахтер» г.Гусиноозерска, занимала 1 место в районном конкурсе «Сагаан hарын хугшэн эжы» в 1994г
Ведущий 1: (слайд 62-63)
- В возрасте 80-и лет выступала в составе фольклорного ансамбля «Халюта» Иволгинского района.
Чтец 4 (Воронина Вика)
Мой край родной! Бурятия родная!
Любуюсь я просторами твоими,
Любуюсь хвойными лесами и тайгой.
Горжусь! Что родилась в краях Сибири,
Горжусь! И восхищаюсь я тобой.
Я вырвусь в небо, обниму свободу
И закричу: «Навеки я твоя!»
Я улыбнусь внизу стоящему народу.
Люблю тебя! Бурятия моя!
Ведущий 2:
- Слово для приветствия предоставляется семье Очировых (приглашаем на сцену)
Ведущий 1:
- Только сохраняя преемственность традиции и ценностей, носителями которых являются люди старшего поколения, можно обеспечить развитие общества.
Ведущий 2: (слайд 64)
- Многое забывает человек, многое стирается со временем в его памяти. Проходят годы, тускнеют воспоминания о детстве и юности, но память о любимых учителях неподвластна времени.
Ведущий 1: - Дорогие наши учителя, ветераны педагогического труда! Примите самые искренние поздравления в этот праздничный день! Всего вам доброго!
Ведущий 2: - До новых встреч!
-
14