СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника, посвященного 100-летию со дня рождения Доржи Рабдановича Очирова и Ханды Аюшеевны Нимбуевой

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия, посвященного учительской династии семьи Очирова Д.Р. и Нимбуевой Х.А.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника, посвященного 100-летию со дня рождения Доржи Рабдановича Очирова и Ханды Аюшеевны Нимбуевой»

Сценарий праздника, посвященного 100-летию со дня рождения Доржи Рабдановича Очирова и Ханды Аюшеевны Нимбуевой

5 октября 2023г

Блок 1

Выступает группа младших школьников под руководством Ирины Владимировны

(После выступления - звучит «Учительский вальс», на фоне музыки звучит стих:)


(Слайд 1)

Много нужных на земле профессий,

Но одну создал, конечно, Бог.

Самую прекрасную на свете,

Что звучит так гордо – ПЕДАГОГ!

Нет в мире должности прекрасней,

Труда отважней и милей.

Сегодня здесь великолепный праздник

Прекрасных душ и замечательных людей.

(На фоне тихой музыки входят ведущие)

Ведущий 1: 

- Добрый день, уважаемые гости!

Ведущий 2:

- Здравствуйте!

Ведущий 1:

- С шорохом золотой листвы, с октябрьским дыханием осени, снова приходит к нам профессиональный праздник педагогов – День учителя!

Ведущий 2:

- И в этот день мы сердечно поздравляем вас, дорогие наши учителя, ветераны педагогического труда!

(Слайд 2)

Ведущий 1:

- Сегодня у нас особенный день!

В 2023 году исполняется 100 лет со дня рождения ветеранов педагогического труда Загустайской средней школы Очирова Доржи Рабдановича и Нимбуевой Ханды Аюшеевны.

Ведущий 2:

- Слово для приветствия предоставляется директору ЗСОШ Бальчиновой М.Н.

Ведущий 1: 

(слайд 3)

- В России 2023-й год объявлен Годом педагога и наставника, годом проводников в будущее, годом людей, чья миссия формирует личность, его духовность, опыт и знания.

Ведущий 2:

- Сегодня мы рады приветствовать наших наставников, ветеранов педагогического труда Загустайской средней школы.

Ведущий 1:

- Это…..ФИО учителей (представление учителей)

(ученики дарят цветы каждому учителю)

Музыкальный номер_______________________________________________________

Ведущая 2: 

- Преемственность в воспитании является одной из главных сторон преемственности поколений.

Ведущий 1:

(Слайд 4,5)

- Удивительное это явление династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови»? Дар учить, переданный по наследству? Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу?


Ведущий 2: 

- Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, - на ТО необходимо веление души!

Ведущий 1:

- Сегодня в нашем зале присутствуют несколько поколений семьи Очировых, для которых «учительство» стало ДЕЛОМ их жизни.

Ведущий 2:

- Жизненный путь Доржи Рабдановича и Ханды Аюшеевны является ярким примером служения благородному делу воспитания молодого поколения. Благодаря их стараниям и неравнодушному отношению ко всему происходящему многие нашли в жизни свой путь, подхватили эстафету профессионализма и человечности и уверенно движутся по большой дороге жизни.

Ведущий 1: (представление учителей семьи, слайды с ФИО)

- Общий педагогический стаж династии Очировых – 337 лет.

Родоначальник династии - Рабдан Очирович Очиров, учитель начальных классов Загустайской средней школы (слайд 6)



Очиров Доржи Рабданович – учитель математики, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель школы Бур. АССР», «Отличник просвещения СССР» (слайд 7)


Нимбуева Ханда Аюшеевна – учитель начальных классов (слайд 8)


Очирова Дугарма Рабдановна – учитель труда (слайд 9)

Очиров Бато Рабданович – (слайд 10)

Жамбалова Светлана Гэндэновна - учитель русского языка и литературы, доктор исторических наук (слайд 11)


Очирова Светлана Доржиевна - учитель русского языка и литературы «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный работник образования Республики Бурятия» (слайд 12)


Иванова Тамара Доржиевна - учитель математики, «Заслуженный учитель РФ», «Отличник просвещения РФ», Победитель конкурса «Учитель учителей»

Победитель всероссийского конкурса учителей физики и математики Фонда Д.Зимина «Династия» (слайд 13)


Кукшинова Лариса Доржиевна - учитель математики, «Отличник народного просвещения РФ» (слайд 14)


Цыбикжапова Софья Максимовна – учитель истории (слайд 15)


Очиров Андрей Доржиевич – учитель химии и биологии (слайд 16)


Цырендашиев Соел Цыдыпович – учитель технологии (слайд 17)


Очиров Доржи Баирович – учитель физики (слайд 18)


Цырендашиев Солбон Цыдыпович – учитель физической культуры (слайд 19)



Гененова (Баторова) Татьяна Георгиевна – учитель английского языка (слайд 20)


Кукшинов Батор Сергеевич -



Цырендашиевич Содном Соелович - учитель физкультуры (слайд 22)


(слайд 23)



(муз. номер) _________________________________________________________________________

Блок 2

Литературно-музыкальная композиция «Моим потомкам...»

100-летию со дня рождения Доржо Рабдановича Очирова посвящается…

Вед. 1 (слайд 24)

- Жизнь, прожитая достойно, измеряется не годами. Есть люди, судьбы которых словно яркие звезды, которые светят еще долго, хотя человека уже и нет среди нас. За свою долгую жизнь Доржи Рабданович Очиров успел многое сделать для своих земляков.

Вед.2

- Истинный гражданин, пропагандист общечеловеческих ценностей, умный, грамотный, интеллигентный и порядочный человек. В нем видишь редкое сочетание скромности и принципиальности, честности и требовательности к себе и к окружающим.

Вед 1 (слайд 25)

- Доржи Рабданович родился 1 сентября 1923 года в улусе Хойто Хаян Загустайского сомона Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР, в семье учителя Очирова Рабдана Очировича.

Вед. 2

- Детство его прошло на берегу Гусиного озера, где помогал своим родителям в дни сенокоса, бегал с соседскими ребятишками на рыбалку. В 7 лет пошел в 1 класс Загустайской начальной школы. Был смышленым и любознательным учеником.

Вед.1 (слайд 26)

- Истоки его высокой внутренней культуры, внимательного и бережного отношения к людям -- в семье. Отец – Рабдан Очирович Очиров всю жизнь посвятил обучению и воспитанию детей. Многие ученики хранят в своей памяти имя первого учителя – Рабдан-багша. Мать, Дари Галсановна Чимитова, лобрая, работящая женщина, на своих хрупких плечах вела домашнее хозяйство.

Чтец 1. (Лямичев Илья)

МОЕ НАСЛЕДСТВО
В наследство мне отец оставил 
Несметные богатства: простоту 
И самые священные из правил –
Быть человеком, верить в красоту. 
Да, в красоту! Людей, их мыслей тоже 
И в красоту вещей, но отбирая строже. 
Крупицами учил златое добывать, 
Быть мягче к людям и дурное гнать. 
Всегда, где нужно, слабым помогать, 
Уметь судьбы удары отбивать, 
Но не стремиться... "с неба звезд хватать".


Вед.2 (слайд 27)


- Доржи Рабданович был в числе лучших учеников, комсомольским активистом и организатором различных молодежных акций.


Чтец 2. (Очирова Алтана)


Мы были вдохновенны и азартны
В работе, в увлеченьях, и в страстях,

В науке, в спорте, и на службе ратной,

В походных песнях, в пламенных стихах.

Корчагины, Гагарины и Зои -
Нет, не случайны эти имена!

Недаром с нами занимались зори,

И многого достигла вся страна.


Ведущий 2: (слайд 28)


- После окончания школы, Доржи поступает в Иркутский государственный университет им. А.А.Жданова и учится на 1 курсе физико-математического факультета.


Вед.1 (слайд 29-30) ( на фоне песни «Священная война»)

- В июле 1941 года Доржи написал заявление на имя военкомата о досрочном призыве в армию и становится курсантом Сретенского пехотного училища. Через 4,5 месяца, получив звание лейтенанта Красной Армии, уходит на фронт.

Вед.2 (слайд 31)

- Доржи Рабданович активно участвовал на Северокавказском, Сталинградском и I Белорусском фронтах, от Дона и Волги до Одера и Эльбы, от Сталинграда до Берлина.


Вед.1 (слайд 32)

- Войну прошел командиром взвода, был ранен, после лечения в госпиталях, вновь возвращался в свою часть.

Вед. 2 (слайд 33-34) (звучит мелодия «День Победы»)

- День Победы встретил в Берлине. Награжден орденами «Красной звезды», «Отечественной войны I и II степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Вед. 1 (слайд 35)

- После демобилизации в июне 1946 года вернулся к себе на родину и «окунулся» в мирную жизнь, трудную, послевоенную…

Чтец 3 (Дандаров Аюр)


  • Мы пригодились здесь, где родились,

  • Земля отцов нас бережно взрастила,

  • Мы с нею с детства навсегда срослись,

  • Она нас от себя не отпустила.

  •                                  Меня не тянет в дальние края,

  •                                  Пусть там места богаче и теплее.

  •                                  Здесь, в Загустае, родина моя,

  •                                  И нет земли дороже и роднее.


Вед 2. (слайд 36)


- С 1 сентября 1946 года начинает работать преподавателем математики в Загустайской средней школе.


Вед. 1 (слайд 37)

- Учителем его сделало время, с которым он шел в ногу, может быть, даже опережая его. В преподавательской деятельности руководствовался правилом: «Искать, творить, уметь!»

Вед. 2. (слайд 37)

- Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение проявляют ученики именно к мастерам своего дела. Ведь он учил их…

Чтец 4 (Очирова Женя) (слайд 38)

Усердно цифры в клеточках писать,

Чертить круги, задачи сложные решать

И разгадать вселенскую загадку,

Лишь заглянув в обычную тетрадку.

  

Законам алгебры доверить мироздание,

Почувствовать себя божественным созданием,

Пройти по лабиринтам сложного пути

И в алгебре призвание найти.

Вед. 1 (слайд 39)

- Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Ведь открывая ребенку этот таинственный мир знаний, учитель учит его жить в нем.

Вед.2 (слайд 40)

- Коллеги Доржи Рабдановича всегда встречали готовность учащихся познавать - во всеоружии. Их девизом было: «Трудиться с еще большей энергией!»

Вед.1 (слайд 41)

- Предметная неделя, олимпиады, конкурсы, турниры – самые интересные, самые массовые мероприятия в школе. Для загустайских математиков разных поколений характерна уникальная способность – растревожить умы учащихся мечтой, увлечь ею, повести за собой. Наверно, не случайно в школе всегда было и есть много поклонников царицы наук.



Ведущий 1: (слайд 41)

- Математика и лирика…
Это ложь, что в науке поэзии нет…
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик…

Вед 2 (слайд 42)

- Быть полезным людям, отдавать им знания, горение своего сердца – смысл всей жизни человека, любящего беспредельно свою Родину, свой край. Доржи Рабданович написал две книги «Я горжусь» и «Моим потомкам». Это неоценимый дар нам, его потомкам.

Вед.1 (слайд 43)

- Сегодня живет на земле красота, созданная стараниями и трудом Доржи Рабдановича Очирова. Значит, и его жизнь продолжается… в делах коллег, родных и близких.

Без потомков будущего нет,

Некому всё создавать и строить

И встречать очередной рассвет,

Мир природы чем-то беспокоить.

Ведущий 2: (слайд 44)

- Учитель! Даже через много лет,

Зажженный вами не погаснет свет!

Бессмертно дело, непрерывна нить.

Придут старейших юные сменить.

И примут на оставленном посту

Учителей надежду и мечту.

И потому так заповедь крепка:

«Учитель, воспитай ученика!»

Ведущий 1:

- Для многих учеников знания, полученные на уроках Доржи Рабдановича, стали настоящим ориентиром в выборе профессии и дальнейшего пути.

Ведущий 2: (слайд 45)

- Слово предоставляется нашим гостям, ветеранам педагогического труда, учителям математики Загустайской средней школы……..

(приглашаются на сцену)

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

Фио

(музыкальный номер)_____________________________________________________________

Блок 3

Литературно-музыкальная композиция

100-летию со дня рождения Нимбуевой Ханды Аюшеевны

Ведущий 1: (на слайде 46 фото ОДР и НХА)

- В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустно ясность дней,

Свой добрый век мы прожили как люди – И для людей!

Ведущий 2:

- Прекрасную дорогу жизни прошли Очиров Доржи Рабданович и Нимбуева Ханда Аюшеевна, ветераны педагогического труда Загустайской средней школы. Для своих детей и учеников они стали в высоком смысле Учителями жизни.

Ведущий 1: (слайд 47-48)

- Нимбуева Ханда Аюшеевна родилась 22 апреля 1923 года в улусе Адак Загустайского сомона Селенгинского района в семье кузнецаНимбуева Аюши Тугмитовича. В годы войны ее отец пропал без вести, как самой старшей, ей пришлось помогать маме – работать наравне со взрослыми

Чтец 1 (Малярова Уля) (слайд 49)

У неё красота - восточная, 
Чёрный волос, раскосый взгляд, 
Как младенца душа - непорочная, 
Она девушка рода - бурят! 
Скулы ей придают некий шарм. 
Соболиные брови, ресницы, 
В ней полсотни мельчайших дхарм, 
В ней добро, теплота хранится… 
Её руки как нежные бризы, 
Им сдаваться хочется вечность, 
Взгляд загадочной Моны Лизы, 
Бесконечная в ней безупречность. 
Целовать бы горячие губы, 
Словно солнце держать на устах, 
И беречь её сердца стуки, 
И шептать за неё небесам. 
Дочь Байкала, прекрасная дива, 
Дива племени славных бурят! 

Ведущий 2: (слайд 50-51)

- В 1944 году Ханда Аюшеевна закончила 11 педагогический класс и стала работать учителем начальных классов. За свой доблестный труд была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»

Ведущий 1:

- Учитель начальных классов… Чтобы им стать, необходим особый дар. Вовремя приласкать ребенка, помочь ему одеться, сделать так, чтобы непослушные детские ручонки стали выводить буквы, а звуки начали сливаться в слова – для этого нужно иметь огромное терпение и большую любовь к детям.

Ведущий 2: (слайд 52)

- Ханда Аюшеевна более 30 лет проработала учителем начальных классов Загустайской средней школы. Об этом свидетельствует одна единственная запись в трудовой книжке.

Ведущий 1:

- «Главное, чтобы наши ученики выросли настоящими людьми, гражданами своей страны,» - так считала талантливый педагог, наделенная самыми высокими душевными качествами, любовью к детям. Простота, доброжелательность и такт – вот суть ее взаимоотношений с учениками.

Чтец 2 (Голохвастова Лиза) (слайд 53)


Учителя – особое сословье,

Тот мир, где самый веский аргумент –

Ни злато, ни копилка, ни здоровье,

А тихий звук души и тот момент,

Когда, пройдя сквозь адский круг сомнений,

Борясь с противоречием в себе,

Увидишь, результат своих творений,

Заметишь славный поворот в судьбе.


Ведущий 2:

- Благородный труд учителя был отмечен медалью «Ветеран труда», Почетными грамотами Верховного Совета Бурятской АССР и благодарностями Министерства просвещения республики.

Ведущий 1: (слайд 54)

- Что может быть в этой жизни желаннее,

Чем появленье ребёнка на свет;

Для матерей - это высшее звание,

А для дитя - самый первый рассвет.

Чтец 3 (Еремеева Уля) (слайд 55, 56, 57, 58)

- Восславим женщину-товарища и мать.

Чья нежность и любовь, чье мужество и воля

Смогли под сердцем выносить и воспитать

Свободных тружеников фабрики и поля.

Мы с молоком ее впитали в кровь свою.

И ненависть к врагу, и преданность Отчизне,

Мы ей обязаны победами в бою.

Успехами в труде и счастьем новой жизни.

Ведущий 2: (слайд 59)

- За свой материнский подвиг Ханда Аюшеевна награждена «Медалями материнства», орденами «Материнская слава» всех степеней и золотой медалью «Мать-героиня». Вместе с мужем они вырастили 11 детей, помогли получить образование и найти свое место в жизни.


Ведущий 1: (слайд 60)

- Очиров Доржи Рабданович и Ханда Аюшеевна стали лауреатами конкурса «Лучшие люди Бурятии 2003» в номинации «Лучшая семейная пара 2003». Среди их детей есть Заслуженные учителя Бурятии и России, Отличники просвещения РФ, Почетный работник общего образования, Отличник финансовой работы, Заслуженные работники агропромышленного производства, Заслуженный ветеран труда СО РАН.

Ведущий 2: (слайд 61) (звучит бур. мелодия)

- Не только через знания, но и через народное творчество мы воспитываем любовь к родному краю и языку. Нет выше красоты на свете, чем творчество

Ты живешь во мне священная земля,
И я горжусь тобой, Бурятия моя…
Чистейшая вода, и воздух терпких смол,
Плодородная земля, хлебосольный стол:
Все, чем я живу, все, о чем пою,
Для детей своих природу сохраню!

Ведущий 1: (слайд 61)

- На протяжении многих лет Ханда Аюшеевна была в первых рядах активистов общественной жизни. Она стала участницей фольклорного ансамбля «Агсурга» Тохойского ДК .

Ведущий 2:

- С 1988 года активно выступала в составе ансамбля ДК «Шахтер» г.Гусиноозерска, занимала 1 место в районном конкурсе «Сагаан hарын хугшэн эжы» в 1994г

Ведущий 1: (слайд 62-63)

- В возрасте 80-и лет выступала в составе фольклорного ансамбля «Халюта» Иволгинского района.

Чтец 4 (Воронина Вика)

Мой край родной! Бурятия родная!
Любуюсь я просторами твоими,
Любуюсь хвойными лесами и тайгой.
Горжусь! Что родилась в краях Сибири,
Горжусь! И восхищаюсь я тобой.

Я вырвусь в небо, обниму свободу
И закричу: «Навеки я твоя!»
Я улыбнусь внизу стоящему народу.
Люблю тебя! Бурятия моя!

Ведущий 2:

- Слово для приветствия предоставляется семье Очировых (приглашаем на сцену)

Ведущий 1:

- Только сохраняя преемственность традиции и ценностей, носителями которых являются люди старшего поколения, можно обеспечить развитие общества.

Ведущий 2: (слайд 64)

- Многое забывает человек, многое стирается со временем в его памяти. Проходят годы, тускнеют воспоминания о детстве и юности, но память о любимых учителях неподвластна времени.

Ведущий 1: - Дорогие наши учителя, ветераны педагогического труда! Примите самые искренние поздравления в этот праздничный день! Всего вам доброго!

Ведущий 2: - До новых встреч!

































-

14