СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий развлекательного мероприятия «Отгадай загадку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий развлекательного мероприятия для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий развлекательного мероприятия «Отгадай загадку»»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»








Сценарий

развлекательного мероприятия

«Отгадай загадку»







Подготовила:

воспитатель

Татаренко Т.Ю.









х.Марьинский


«Отгадай загадку»

Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения; развитие слухового восприятия; расширение кругозора воспитанников.

Задачи: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь; способствовать активизации познавательной деятельности; знакомить воспитанников с жанрами устного народного творчества.



Ход занятия:


Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал?

Загадки возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, то его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.


Давайте и мы отгадаем несколько загадок.


Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)


Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)


Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)


К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот. (Экскаватор)



Воспитатель: Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом досугового развлечения.


Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» – иносказанием или намеком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.


Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». Что это? (книга)


Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления.


(Воспитанники предлагают свои варианты загадок).


Например:


Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мед,

От рогатого берут

И детям дают. (Молоко)


Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот. (Клубок)


Другие загадки указывают на происхождение предмета:


От воды родится – воды боится. (Соль)


Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш)

Явился в желтой шубке:

Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)


Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)


Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет:


Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)


Конь стальной овса не просит,

А пашет и косит. (Трактор)


Жужжит, но не летает,

От пыли дом спасает. (Пылесос)


Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще с живым существом. Например: «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются». (Глаза)


Или: Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)


Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого.

Что ни шаг – то овраг. (Лестница)


Два братца пошли на реку купаться. (Ведра)


Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь)


Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое лень? (Часы)


Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги)


Воспитатель: В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов: «Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали. Только водитель не спал.»

Вопросы: Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?

(Водителя звали Толя (Толька), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо).


Воспитатель: Загадки-шутки основаны на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: «Бежало сорок волков, сколько у них ушей, хвостов?» (Ни одного, у шей хвостов не бывает)


Загадки-шутки.

  • Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)

  • Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

  • Может ли пингвин назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

  • Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон)

  • Какие два местоимения портят дорогу? (Я, мы)

  • Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет)

  • Меня зовут Толя, у моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Толя)

  • Алеша тратит на дорогу в школу 5 минут. Сколько минут он тратит, если пойдет вдвоем с сестрой? (5 минут)

  • Когда об воду можно поранить руку? (Когда она превратится в лед)

  • Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги? (2 кг)

  • Что произойдет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?(Пойдет 8-й).

  • По чему деревенские ребята ходят босиком? (По земле).

  • Первый слог — домашнее животное, второй — мера площади, все слово — название реки. (Волга).

  • Шли два человека и разговаривали. «Она белая», — говорит один. «Нет черная», — говорит другой. «У меня есть еще и красная», — говорит первый. О чем идет разговор? (О смородине).


Воспитатель: С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический. Например, о животных, о растениях, о транспорте и т.д. Я предлагаю вам разгадать «Цветочный кроссворд»






1












































2






3





















4





5















































































6







7










































































По горизонтали:


2. Он стоит на тонкой ножке,

Словно аист, в поле чистом,

И накрылся, как шапчонкой,

Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик)


4. Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки)


6. Этот цветок называют звездой.

Так бы его вы назвали и сами,

В нем лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой. (Астра)


7. Твой глазок на ножке твердой

Затерялся в колосках.

Все же ты, красавец гордый,

Гость ненужный на полях. (Василек)


По вертикали:


1. Крошечные чашечки развесил,

Словно бусы, он на стебельке,

И, должно быть, думает о лесе,

Солнечной лужайке и реке. (Ландыш)


3. Белая, пушистая,

Густая и душистая

Завесила село –

Как будто подморозило.

Как будто сад и озеро

Метелью занесло. (Черемуха)


5. На лугу со всех сторон

Легкий-легкий,

Тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон. (Колокольчик)


Воспитатель: У каждого жанра в фольклоре был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился в 1847 г.). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян. Собирали загадки известные русские фольклористы В.И.Даль, И.А.Худяков, М.А.Рыбникова.

Загадки русского народа


Маленький да гнутенький

Весь дом стережет. (Замок)


Стоит столбом, горит огнем;

Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)


Стучит, бренчит, вертится;

Ходит весь век, а не человек. (Часы)


В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та – на голове.(Чайник)


Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах;

Без счету одежек. И все без застежек. (Кочан капусты)


Воспитатель: Существуют готовые рифмованные загадки, в которых вам нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке.


Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой … (велосипед)


Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит … (телефон)


На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (юла).


Идет спокойно, не спеша -

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха).


На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс…

Уместил всю землю … (глобус).


Воспитатель: Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.

А теперь давайте поиграем.


«Сказки-перепутки»


№1 Жил – был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Поскакали они домой, а крошки рассыпали по дорожке, чтобы не заблудиться. Прилетели Гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Кот ученый им и говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!»

(« Колобок», « Курочка Ряба», « Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Руслан и Людмила»)


№2 Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка норушка и Лягушка квакушка, увидали избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!». Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери потянули за ручку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Видно лежит там Белоснежка и ждет, когда Емеля ее поцелует.

( «Три медведя», «Зайкина избушка», «Теремок», « Баба Яга», « Репка», «Белоснежка и 7 гномов», « По щучьему веленью»)


№3 В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, просит передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись не пенек, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее Черномор и утащил к себе в замок.

(«Царевна – Лягушка», «Финист - Ясный Сокол», «Иван- царевич и Серый волк», «Маша и медведь», «Зайкина избушка», «Золушка», «Руслан и Людмила»)


Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним – какие мы знаем игры, где используются загадки.

(Ответы детей - Цвета, Море волнуется, Крокодил и т.д.)

А какая у вас самая любимая? В нее я и предлагаю сейчас поиграть.

(Игра)


Воспитатель: На этой веселой ноте наше мероприятие заканчивается. Спасибо за всем за внимание!











1












































2






3





















4





5















































































6







7