Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
Сценарий
развлекательного мероприятия
«Отгадай загадку»
Подготовила:
воспитатель
Татаренко Т.Ю.
х.Марьинский
«Отгадай загадку»
Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения; развитие слухового восприятия; расширение кругозора воспитанников.
Задачи: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь; способствовать активизации познавательной деятельности; знакомить воспитанников с жанрами устного народного творчества.
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал?
Загадки возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, то его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.
Давайте и мы отгадаем несколько загадок.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
Воспитатель: Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом досугового развлечения.
Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» – иносказанием или намеком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.
Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». Что это? (книга)
Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления.
(Воспитанники предлагают свои варианты загадок).
Например:
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед,
От рогатого берут
И детям дают. (Молоко)
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот. (Клубок)
Другие загадки указывают на происхождение предмета:
От воды родится – воды боится. (Соль)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш)
Явился в желтой шубке:
Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)
Конь стальной овса не просит,
А пашет и косит. (Трактор)
Жужжит, но не летает,
От пыли дом спасает. (Пылесос)
Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще с живым существом. Например: «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются». (Глаза)
Или: Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг – то овраг. (Лестница)
Два братца пошли на реку купаться. (Ведра)
Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь)
Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Воспитатель: В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов: «Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали. Только водитель не спал.»
Вопросы: Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?
(Водителя звали Толя (Толька), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо).
Воспитатель: Загадки-шутки основаны на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: «Бежало сорок волков, сколько у них ушей, хвостов?» (Ни одного, у шей хвостов не бывает)
Загадки-шутки.
Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
Может ли пингвин назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон)
Какие два местоимения портят дорогу? (Я, мы)
Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет)
Меня зовут Толя, у моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Толя)
Алеша тратит на дорогу в школу 5 минут. Сколько минут он тратит, если пойдет вдвоем с сестрой? (5 минут)
Когда об воду можно поранить руку? (Когда она превратится в лед)
Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги? (2 кг)
Что произойдет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?(Пойдет 8-й).
По чему деревенские ребята ходят босиком? (По земле).
Первый слог — домашнее животное, второй — мера площади, все слово — название реки. (Волга).
Шли два человека и разговаривали. «Она белая», — говорит один. «Нет черная», — говорит другой. «У меня есть еще и красная», — говорит первый. О чем идет разговор? (О смородине).
Воспитатель: С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический. Например, о животных, о растениях, о транспорте и т.д. Я предлагаю вам разгадать «Цветочный кроссворд»
По горизонтали:
2. Он стоит на тонкой ножке,
Словно аист, в поле чистом,
И накрылся, как шапчонкой,
Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик)
4. Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
6. Этот цветок называют звездой.
Так бы его вы назвали и сами,
В нем лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой. (Астра)
7. Твой глазок на ножке твердой
Затерялся в колосках.
Все же ты, красавец гордый,
Гость ненужный на полях. (Василек)
По вертикали:
1. Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лесе,
Солнечной лужайке и реке. (Ландыш)
3. Белая, пушистая,
Густая и душистая
Завесила село –
Как будто подморозило.
Как будто сад и озеро
Метелью занесло. (Черемуха)
5. На лугу со всех сторон
Легкий-легкий,
Тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон. (Колокольчик)
Воспитатель: У каждого жанра в фольклоре был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился в 1847 г.). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян. Собирали загадки известные русские фольклористы В.И.Даль, И.А.Худяков, М.А.Рыбникова.
Загадки русского народа
Маленький да гнутенький
Весь дом стережет. (Замок)
Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)
Стучит, бренчит, вертится;
Ходит весь век, а не человек. (Часы)
В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та – на голове.(Чайник)
Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах;
Без счету одежек. И все без застежек. (Кочан капусты)
Воспитатель: Существуют готовые рифмованные загадки, в которых вам нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке.
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой … (велосипед)
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит … (телефон)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (юла).
Идет спокойно, не спеша -
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха).
На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил всю землю … (глобус).
Воспитатель: Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.
А теперь давайте поиграем.
«Сказки-перепутки»
№1 Жил – был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Поскакали они домой, а крошки рассыпали по дорожке, чтобы не заблудиться. Прилетели Гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Кот ученый им и говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!»
(« Колобок», « Курочка Ряба», « Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Руслан и Людмила»)
№2 Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка норушка и Лягушка квакушка, увидали избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!». Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери потянули за ручку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Видно лежит там Белоснежка и ждет, когда Емеля ее поцелует.
( «Три медведя», «Зайкина избушка», «Теремок», « Баба Яга», « Репка», «Белоснежка и 7 гномов», « По щучьему веленью»)
№3 В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, просит передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись не пенек, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее Черномор и утащил к себе в замок.
(«Царевна – Лягушка», «Финист - Ясный Сокол», «Иван- царевич и Серый волк», «Маша и медведь», «Зайкина избушка», «Золушка», «Руслан и Людмила»)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним – какие мы знаем игры, где используются загадки.
(Ответы детей - Цвета, Море волнуется, Крокодил и т.д.)
А какая у вас самая любимая? В нее я и предлагаю сейчас поиграть.
(Игра)
Воспитатель: На этой веселой ноте наше мероприятие заканчивается. Спасибо за всем за внимание!