Ленинского района г. Саратова
_____________Т.Р. Тихонова
народный фольклор: загадки, пословицы, сказки.
- содействовать развитию памяти, внимания, культуры речи.
компьютер, мультимедийная презентация, чугуны, поленья, холст-задник «Русская печка» (формат 3D) платки, 2 корзины, коромысло и два ведра, прялка, лапти, чугун, скамейки..
Ведущий | Содержание | Визуальное сопровождение |
Организационно-мотивационный этап |
Педагог | Приветствие. Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры. Побываем в далеком-далеком прошлом и посмотрим, как жили – не тужили наши прабабушки и прадедушки. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Сегодня к себе в гости в крестьянскую избу радушно пригласили нас хозяйка Василиса. Ну, что ребята вы согласны отправиться в гости к Василисе? | Мелодия 1 |
Учащиеся | Да | |
Ведущий | Но прежде, как мы попадем с вами в русскую избу, надо отгадать загадки. | |
Актуализация знаний учащихся |
Ведущий | Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато когда сыта – от Федоры теплота. (Печь). | Мелодия 1 |
| В избе – изба, на избе труба, зашумело, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь) | |
| Лето придет – не глядят на нее. Зима придет – обнимают ее. (Печь). | |
Педагог | Действительно, печь – основа русского дома, его душа. | |
Организационно-мотивационный этап |
| Звучит музыка «Ах если бы сбылась моя мечта» выходит Василиса, в русском –народном костюме, звуки вьюги, мороза, потрескавшихся дров в печи | Мелодия 2 Мелодия 3 |
Василиса: | Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в ней зимой. За окном дедко Морозко да бабушка Вьюга снежные бураны крутят ,а в избе тепло и радостно. (прикладывает ладони к печке) Ох, хорошо!!! Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар идет, вкусным да душистым хлебом пахнет, угольки светятся да дом освещают. Русская печка- деревенская кормилица. Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печь три чугуна: Первый- для щей, второй- для каши, третий- для всех остальных надобностей. Василиса поет: Ой, печи, печи, печи, Всем на радость калачи! От жаркой соломки Тепло по всему дому! Весь день печка пыхтит –старается. Хлеб печет для всех семьи, сдобные калачики –для малых детушек. Печь избу согревает и и освещает. А совсем маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да не удивляйтесь- в печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой- лезут в печь наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой. | |
| Дети отвечают на вопрос: для чего нужна русская печь? (согревает, освещает, моет, готовит) | |
| Звучит музыка «Звук шороха, шуршания», голос из-за печки ворчливо: | Мелодия 4 |
Голос: | Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне не чего не оставить.. | |
Василиса | Кто это со мной из-за печки разговаривает? | |
Голос: | Это я, запечный житель. | |
Василиса | Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут? | |
Голос: | Зовут меня известно как - ДОМОВОЙ. Слыхали, небось, такое имя? | |
Василиса | Слыхали, слыхали. Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и домашних животных? | |
Голос обиженно: | Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу. | |
Василиса | Обижаться не надо, уж больно мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята , хочется вам увидеть настоящего Домового? | |
Дети: | Да. | |
Василиса | Да? Тогда давайте дружно позовем его все вместе. Запоминайте, какими Словами мы будем его звать. «Домовой, домовой, приходи к нам домой». А ну, повторяйте вместе со мной. | |
| Звучит музыка «Домовенок» ( появляется Домовой-мужичок, тепло, по домашнему одет . На нем рубаха, телогрейка, льняные штаны, шапка-ушанка, анучи и лапти) | Мелодия 5 |
Домовой: | Здравствуйте, это я Домовой. | |
Василиса: | Как мы тебе рады, правда ребята? Наверно каждый из нас впервые в жизни видит самого настоящего живого Домового. Приходи, садись к печке, здесь тебе будет удобнее, уютнее. | |
Домовой: | Спасибо. Добрая ты, видать, хозяюшка. А как тебя зовут? | |
Василиса: | Я- Василиса Премудрая, героиня многих народных сказок. Я – премудрая девица, На все руки мастерица, Все я знаю там и тут – Василисою зовут. Много ль знаете вы, дети? На загадки мне ответьте: Кто из вас их отгадает, Как и я – премудрым станет. Дети отгадывают загадку: Мать- пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? Василиса: Мать пузата – это печка, о которой мы с вами сегодня разговор ведем, она со всех сторон широкая. Сын горяч- это огонь в печке, который еду варит да тепло дает. А внук кучеряв- дым, который клубами валит из печной трубы. | |
Домовой: | И правда- Премудрая! Василиса Премудрая - ты хозяюшка чудная! | |
Василиса: | Спасибо. Да ты, видать, стихи писать умеешь? Вот будет славно, если ты их нам прочитаешь. | |
Домовой: | А можно я спою… (исполняет песню) Дед хозяйственный такой Старый добрый Домовой. Сказки сказывать могу, Всем испечь по пирогу. Чтобы в доме был покой, Рад стараться Домовой. Чтобы мир был и лады – Охраняю от беды. | Мелодия 6 |
Василиса: | Молодец хорошо поешь! А давай спросим ребят, какие продукты надо использовать для приготовления каши в печке? Если названный продукт нужен, говорите «да», а если он не используется для приготовления каши – «нет». | |
Домовой: | Сорока-белобока задумала кашу варить, Чтоб деток накормить. На рынок пошла И вот что для каши взяла: Парное молоко – (да)! Куриное яйцо – (нет)! Крупа манная – (да)! Капуста качанная – (нет)! Соленый огурец – (нет)! Мясной холодец – (нет)! Сахар да соль – (да)! Белая фасоль – (нет)! Масло топленое – (да)! Рыбка соленая – (нет)! Лавровый лист – (нет)! Китайский рис – (да)! Чернослив да изюм – (да)! Шоколадный лукум – (нет)! Перец болгарский – (нет)! Соус татарский – (нет)! Клубничное варенье – (да)! Бисквитное печенье – (нет)! Да, славная каша получилась | Мелодия 7 |
Василиса: | Скажи Домовой, а ты правда, за печкой живешь? | |
Домовой: | Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевает. А еще домовые любят играть. | |
Василиса: | А давайте и мы поиграем, гостей наших позабавим… | |
| Дети встают и выполняют все движения за Домовым и Василисой. Массовые игры: ( игры повторяются по 3 раза) | |
Домовой: Василиса: | Месим, месим тесто-2р Посыпаем все мукой, А потом другой другой рукой, Скалкой тесто раскатаем-2р В печку пирожки поставим… Веретена точены Веники замочены, Пей чай с пирогами А мы идем за грибами «Барыня-барыня, сударыня-барыня». | Мелодия 8 |
Домовой: Василиса: | А теперь отгадайте ребята интересные загадки ( с картинками деревенского быта): • Я буду давать 3 варианта ответа, а вы должны выбрать один правильный. Как называется посуда, в которой варят кашу и щи а печке,- сковорода «Тефаль», чайник, чугунок? • Как называется предмет, которым мешают дрова в печке,- кочерга, полено, веник? • Как называлась на Руси обувь, сплетенная из лыка, - сапоги, лапти, валенки? • Про какой предмет в деревенском доме была сложена пословица «Курочка с носком - всякому поклон», про вешалку, рукомойник, бочку? | |
Василиса: | Молодцы ребята, такие трудные загадки отгадали и Домового похвалим- за интересные умные загадки. Спасибо тебе огромное. | |
| Звучит музыка «Звук шороха» Голос из-за печки обиженно и растянуто: | Мелодия 9 |
Голос: | Друг друга хвалят, а про меня забыли. | |
Василиса: (удивленно) | Кто это опять к нам в гости пришел? Домовой, может быть, ты знаешь? | |
Домовой: | Конечно, знаю- это мой ближайший сосед. Он тоже любит печку, а спать на ней его любимое занятие. | |
Василиса: | Я думаю, ребята уже догадались, о ком идет речь. Он любит тепло молоко, а когда в доме печь ставят, для него специальный уголок в печке выкладывают. Называется он- печурка. А живет в этой печурке кто? | |
| Звучит музыка «Звук шагов и шороха» выходит кот «Мурлыка» (вязаный шарф ,шапка, рубаха, штаны в полоску, домашние тапки ) | Мелодия 10 |
Кот: | …а живет в этой печурке кошурка. Это я - домашний кот Мурлыка. | |
Василиса: | Заходи Мурлыка, присаживайся, про вас добрых и ласковых котов Много песен да стихов сложено. Сейчас мы тебе расскажем. | |
| Дети читают стихи и поют колыбельные песенки | |
Дети: | Котя серенький хвосток Приди, котик, ночевать, Нашу деточку качать. За работу заплачу Дам кусочек пирога и кувшинчик молока. Как у нашего кота, шубка очень хороша. Глазки спелые, зубки белые. Выйдет котик из ворот- всполошится весь народ, И петух и курица! С деревенской улицы. Станут котю в гости звать, станут котю угощать. | |
Кот: | Ой, как много хороших и ласковых слов про меня вы сказали, спасибо. Слышу, больно разговор у вас приятный идет, о печке, о тепле, о домашнем уюте. А кто больше нас, котов, любит тепло и ласку. Погладили котика он и замурлыкал, дали ему молока - снова песенку запел. Но, как говорится, для доброго обеда нужна и добрая беседа. | |
Василиса: | Кот Мурлыка, расскажи сказку. | |
Кот (ворчливо): | Вот ещё. « Приходил дед Овёс, он и сказку унёс!» | |
Домовой: | Правда, кот расскажи. | |
Кот: | «Вот вам сказка про гуся- вот она вся» | |
Василиса: | Может ты хочешь чтобы ребята тебя попросили? | |
Кот: | Не надо меня просить. Я сам знаю, когда сказки сказывать. «В речке щука, да елец, вот и сказочке конец» | |
Василиса: | Какой же конец, когда в твоей сказке еще и начала не было. | |
Кот: | Начало? Пожалуйста. «Жил был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, На колу висело мочало, начинай сказку с начала» | |
Домовой: | Ой, кот, как ты нас всех запутал. Я уж не пойму-где в твоих балагурных присказках начало, где конец. Расскажи –ка сказку про попа настоящую, смешную да длинную. | |
Кот: | Ладно уж, так и быть- усаживайтесь поудобнее да слушайте. Я расскажу вам Архангельскую, старинную сказку про то, как жадный поп работницу нанимал. | |
| Сказка «Как поп - работницу нанимал» автор Степан Писахов (с мультимедийным сопровождением) | |
Василиса: | Ой, какой жадный поп! Как вы думаете, ребята, удалось ему нанять работницу? (ответы детей) Конечно, нет, видно, девушка от него тут же сбежала. | |
Домовой: | Он хотел, чтобы бедная девушка день и ночь задаром на него спину гнула. | |
Василиса: | Хорошую нам сказку кот рассказал, спасибо. | |
Кот: | я доволен, что вам понравилось. Теперь и вы меня повеселите, позабавьте. | |
| Игра | |
| Игровая песня «Скажи домовой» (исполняют Домовой и Василиса). Скажи, скажи Домовой Скажи, скажи миленький Как старые люди ходят, как они гуляют? Домовой изображает и поет: Они эдак и вот эдак, они эдак и вот так, а все они эдак. Скажи, скажи Домовой Скажи, скажи миленький Как молодцы ходят, как они гуляют? Домовой изображает и поет: Они эдак и вот эдак, они эдак и вот так, а все они эдак. Скажи, скажи Домовой Скажи, скажи миленький Как девицы красные Воду коромыслом носят?....а как молодца увидят? Домовой изображает и поет: Они эдак и вот эдак, они эдак и вот так, а все они эдак. | |
| 4. Моделирование ситуации. | |
Василиса: | Домовой, спасибо тебе, что побывал у нас в гостях, с ребятами подружился и повеселил их, песнями, играми . Мы поняли , что ты настоящий хозяин нашей деревенской избы. Кот и тебе спасибо за интересные байки и поучительную сказку. А вам понравилось у нас? | |
Домовой: | Очень понравилось мне у вас, но нам пора уходить. | |
Кот: | как быстро время возле печки пролетело. | |
Василиса: | До свидания! До новых встреч! | |
| 5. Рефлексия. | |
Педагог: | Да и правда как быстро время пролетело, потому что беседа приятная и компания хорошая! Я думаю, что возле нашей печки- символа домашнего тепла и уюта – мы встретимся еще не раз. Печка теплом согревает, хлебом угощает, в путь дорогу провожает, про вас не забывает. (Звучит музыка «От печки» Г. Заволокина) | Мелодия 11 |
| Рефлексия: Кому было интересно и весело – выбирают из корзинки жетончики «пирожки», а кому было грустно и скучно жетончики «угольки из печки» Дети поднимают жетончики вверх . | |
Педагог: | Я вижу, что праздник вам понравился, и запомнится надолго. | |
Действующие лица: Василиса Премудрая, кот Мурлыка, домовой, фольклорная группа .Педагог: