СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "Русская печка -всему дому кормилица"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения: театрализованный праздник

Цель: приобщение учащихся к традициям русского народного быта.

Задачи мероприятия:

Обучающие:

- познакомить учащихся с деревенским бытом русского народа;

- вырабатывать у детей умения использовать в речи русский

народный фольклор: загадки, пословицы, сказки.

Развивающие:

   - содействовать развитию памяти, внимания, культуры речи.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому, к деревенскому быту и сказкам, обогащать словарный запас названиями предметов быта

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Русская печка -всему дому кормилица"»

Утверждаю

Директор МУ ДО

«Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

_____________Т.Р. Тихонова









СЦЕНАРИЙ

театрализованного праздника

«Русская печка – всему дому кормилица!»













Автор - составитель:

Крецул Екатерина Владимировна,

педагог-организатор

подросткового клуба «Орбита»







Саратов, 2024

Пояснительная записка

Возраст: 5-8 лет

Форма проведения: театрализованный праздник

Цель: приобщение учащихся к традициям русского народного быта.

Задачи мероприятия:

Обучающие:

- познакомить учащихся с деревенским бытом русского народа;

- вырабатывать у детей умения использовать в речи русский

народный фольклор: загадки, пословицы, сказки.

Развивающие:

- содействовать развитию памяти, внимания, культуры речи.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому, к деревенскому быту и сказкам, обогащать словарный запас названиями предметов быта

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знаком с народным бытом;

  • знает правила проведения народных игр: «Месим, месим тесто», «Сорока- белобока», «Скажи-скажи домовой», .

Метапредметные:

  • понимает значение народных присказок, пословиц, поговорок, сказок, фольклорных и колыбельных песен.

Личностные:

  • понимает ценностное значение доброжелательного отношения к избе, печке, теплу, домашним животным, сказочным героям;

  • расширен опыт социального действия.

Ресурсы, оборудование и материалы:

компьютер, мультимедийная презентация, чугуны, поленья, холст-задник «Русская печка» (формат 3D) платки, 2 корзины, коромысло и два ведра, прялка, лапти, чугун, скамейки..

Подготовительный этап: Написание сценария. Подбор музыкального сопровождения праздника.

Распределение ролей: Василиса Премудрая, кот Мурлыка, домовой, ведущий.











Ход мероприятия


Ведущий

Содержание

Визуальное сопровождение

  1. Организационно-мотивационный этап

Педагог

Приветствие.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры. Побываем в далеком-далеком прошлом и посмотрим, как жили – не тужили наши прабабушки и прадедушки.

Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами.

Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Сегодня к себе в гости в крестьянскую избу радушно пригласили нас хозяйка Василиса.

Ну, что ребята вы согласны отправиться в гости к Василисе?

Мелодия 1

Учащиеся

Да


Ведущий

Но прежде, как мы попадем с вами в русскую избу, надо отгадать загадки.


  1. Актуализация знаний учащихся

Ведущий

  1. Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато когда сыта – от Федоры теплота. (Печь).

Мелодия 1




  1. В избе – изба, на избе труба, зашумело, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)



  1. Лето придет – не глядят на нее. Зима придет – обнимают ее. (Печь).


Педагог

Действительно, печь – основа русского дома, его душа.


  1. Организационно-мотивационный этап


Звучит музыка «Ах если бы сбылась моя мечта» выходит Василиса, в русском –народном костюме, звуки вьюги, мороза, потрескавшихся дров в печи

Мелодия 2

Мелодия 3


Василиса:

Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой.

Особенно хорошо в ней зимой. За окном

дедко Морозко да бабушка Вьюга снежные бураны крутят ,а в избе тепло и радостно. (прикладывает ладони к печке)

Ох, хорошо!!! Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар идет, вкусным да душистым хлебом пахнет, угольки светятся да дом освещают. Русская печка- деревенская кормилица. Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Ставит в печь три чугуна:

Первый- для щей, второй- для каши, третий- для всех остальных надобностей.

Василиса поет:

Ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи!

От жаркой соломки

Тепло по всему дому!

Весь день печка пыхтит –старается. Хлеб печет для всех семьи, сдобные калачики –для малых детушек. Печь избу согревает и

и освещает. А совсем маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да не удивляйтесь- в печке настоящую баню устраивают.

Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой- лезут в печь наперегонки детишки, каждому охота поплескаться

в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.



Дети отвечают на вопрос: для чего нужна русская печь?

(согревает, освещает, моет, готовит)



Звучит музыка «Звук шороха, шуршания», голос из-за печки ворчливо:

Мелодия 4

Голос:

Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне не чего не оставить..


Василиса

Кто это со мной из-за печки разговаривает?


Голос:

Это я, запечный житель.


Василиса

Запечный житель? Кто бы это мог быть?

А как тебя зовут?


Голос:

Зовут меня известно как - ДОМОВОЙ.

Слыхали, небось, такое имя?


Василиса

Слыхали, слыхали. Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и домашних животных?


Голос обиженно:

Вот уж напраслина, хозяюшка.

Так я совсем обидеться могу.


Василиса

Обижаться не надо, уж больно мы с ребятами хотим на тебя посмотреть.

Ребята , хочется вам увидеть настоящего Домового?


Дети:

Да.


Василиса

Да? Тогда давайте дружно позовем его все вместе. Запоминайте, какими

Словами мы будем его звать.

«Домовой, домовой, приходи к нам домой».

А ну, повторяйте вместе со мной.



Звучит музыка «Домовенок» ( появляется Домовой-мужичок, тепло, по домашнему одет . На нем рубаха, телогрейка, льняные штаны, шапка-ушанка, анучи и лапти)

Мелодия 5

Домовой:

Здравствуйте, это я Домовой.


Василиса:

Как мы тебе рады, правда ребята? Наверно каждый из нас впервые в

жизни видит самого настоящего живого Домового. Приходи, садись

к печке, здесь тебе будет удобнее, уютнее.


Домовой:

Спасибо. Добрая ты, видать, хозяюшка. А как тебя зовут?


Василиса:

Я- Василиса Премудрая, героиня многих народных сказок.

Я – премудрая девица,

На все руки мастерица,

Все я знаю там и тут – Василисою зовут.

Много ль знаете вы, дети?

На загадки мне ответьте:

Кто из вас их отгадает,

Как и я – премудрым станет.

Дети отгадывают загадку:

Мать- пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое?

Василиса:

Мать пузата – это печка, о которой мы с вами сегодня разговор ведем, она со всех сторон широкая. Сын горяч- это огонь в печке, который еду варит

да тепло дает. А внук кучеряв- дым, который клубами валит из печной

трубы.


Домовой:

И правда- Премудрая! Василиса Премудрая - ты хозяюшка чудная!


Василиса:

Спасибо. Да ты, видать, стихи писать умеешь? Вот будет славно, если ты

их нам прочитаешь.


Домовой:

А можно я спою… (исполняет песню)

Дед хозяйственный такой

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Мелодия 6

Василиса:

Молодец хорошо поешь!

А давай спросим ребят, какие продукты надо использовать для приготовления каши в печке?

Если названный продукт нужен, говорите «да», а если он не используется для приготовления каши – «нет».


Домовой:

Сорока-белобока задумала кашу варить,

Чтоб деток накормить. На рынок пошла

И вот что для каши взяла:

Парное молоко – (да)!

Куриное яйцо – (нет)! Крупа манная – (да)!

Капуста качанная – (нет)! Соленый огурец – (нет)!

Мясной холодец – (нет)! Сахар да соль – (да)!

Белая фасоль – (нет)! Масло топленое – (да)!

Рыбка соленая – (нет)! Лавровый лист – (нет)!

Китайский рис – (да)! Чернослив да изюм – (да)!

Шоколадный лукум – (нет)! Перец болгарский – (нет)!

Соус татарский – (нет)! Клубничное варенье – (да)!

Бисквитное печенье – (нет)! Да, славная каша получилась

Мелодия 7

Василиса:

Скажи Домовой, а ты правда, за печкой живешь?


Домовой:

Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть домовой.

Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, да ночью, когда все

спят, сладкие сны навевает. А еще домовые любят играть.


Василиса:

А давайте и мы поиграем, гостей наших позабавим…



Дети встают и выполняют все движения за Домовым и Василисой. Массовые игры: ( игры повторяются по 3 раза)


Домовой:

Василиса:

Месим, месим тесто-2р

Посыпаем все мукой,

А потом другой другой рукой,

Скалкой тесто раскатаем-2р

В печку пирожки поставим…

Веретена точены

Веники замочены,

Пей чай с пирогами

А мы идем за грибами

«Барыня-барыня, сударыня-барыня».

Мелодия 8

Домовой:

Василиса:

А теперь отгадайте ребята интересные загадки ( с картинками деревенского быта):

• Я буду давать 3 варианта ответа, а вы должны выбрать один правильный. Как называется посуда, в которой варят кашу и щи а печке,- сковорода «Тефаль», чайник, чугунок?

• Как называется предмет, которым мешают дрова в печке,- кочерга, полено, веник?

• Как называлась на Руси обувь, сплетенная из лыка, - сапоги, лапти, валенки?

• Про какой предмет в деревенском доме была сложена пословица «Курочка с носком - всякому поклон», про вешалку, рукомойник, бочку?


Василиса:

Молодцы ребята, такие трудные загадки отгадали и Домового похвалим- за интересные умные загадки. Спасибо тебе огромное.



Звучит музыка «Звук шороха»

Голос из-за печки обиженно и растянуто:

Мелодия 9

Голос:

Друг друга хвалят, а про меня забыли.


Василиса:

(удивленно)

Кто это опять к нам в гости пришел? Домовой, может быть, ты знаешь?


Домовой:

Конечно, знаю- это мой ближайший сосед. Он тоже любит печку, а спать

на ней его любимое занятие.


Василиса:

Я думаю, ребята уже догадались, о ком идет речь. Он любит тепло молоко,

а когда в доме печь ставят, для него специальный уголок в печке

выкладывают. Называется он- печурка. А живет в этой печурке кто?



Звучит музыка «Звук шагов и шороха» выходит кот «Мурлыка» (вязаный шарф ,шапка, рубаха, штаны в полоску, домашние тапки )

Мелодия 10

Кот:

…а живет в этой печурке кошурка. Это я - домашний кот Мурлыка.


Василиса:

Заходи Мурлыка, присаживайся, про вас добрых и ласковых котов

Много песен да стихов сложено. Сейчас мы тебе расскажем.



Дети читают стихи и поют колыбельные песенки


Дети:

  • Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

  • Уж как я тому коту

За работу заплачу

Дам кусочек пирога и кувшинчик молока.

Как у нашего кота, шубка очень хороша.

  • Как у котика усы удивительной красы.

Глазки спелые, зубки белые.

Выйдет котик из ворот- всполошится весь народ,

И петух и курица! С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать, станут котю угощать.


Кот:

Ой, как много хороших и ласковых слов про меня вы сказали, спасибо.

Слышу, больно разговор у вас приятный идет, о печке, о тепле, о домашнем уюте.

А кто больше нас, котов, любит тепло и ласку. Погладили котика он и замурлыкал, дали ему молока - снова песенку запел.

Но, как

говорится, для доброго обеда нужна и добрая беседа.


Василиса:

Кот Мурлыка, расскажи сказку.


Кот (ворчливо):

Вот ещё.

« Приходил дед Овёс, он и сказку унёс!»


Домовой:

Правда, кот расскажи.


Кот:

«Вот вам сказка про гуся- вот она вся»


Василиса:

Может ты хочешь чтобы ребята тебя попросили?


Кот:

Не надо меня просить. Я сам знаю, когда сказки сказывать.

«В речке щука, да елец, вот и сказочке конец»


Василиса:

Какой же конец, когда в твоей сказке еще и начала не было.


Кот:

Начало? Пожалуйста.

«Жил был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол,

На колу висело мочало, начинай сказку с начала»


Домовой:

Ой, кот, как ты нас всех запутал. Я уж не пойму-где в твоих балагурных присказках начало, где конец.

Расскажи –ка сказку про попа настоящую, смешную да длинную.


Кот:

Ладно уж, так и быть- усаживайтесь поудобнее да слушайте.

Я расскажу вам Архангельскую, старинную сказку про то, как жадный поп работницу нанимал.



Сказка «Как поп - работницу нанимал» автор Степан Писахов (с мультимедийным сопровождением)


Василиса:

Ой, какой жадный поп!

Как вы думаете, ребята, удалось ему нанять

работницу? (ответы детей)

Конечно, нет, видно, девушка от него тут же сбежала.


Домовой:

Он хотел, чтобы бедная девушка день и ночь задаром на него спину гнула.


Василиса:

Хорошую нам сказку кот рассказал, спасибо.


Кот:

я доволен, что вам понравилось. Теперь и вы меня повеселите, позабавьте.



Игра



Игровая песня «Скажи домовой» (исполняют Домовой и Василиса).

Скажи, скажи Домовой

Скажи, скажи миленький

Как старые люди ходят, как они гуляют?

Домовой изображает и поет: Они эдак и вот эдак, они эдак и вот так, а все они эдак.

Скажи, скажи Домовой

Скажи, скажи миленький

Как молодцы ходят, как они гуляют?

Домовой изображает и поет: Они эдак и вот эдак, они эдак и вот так, а все они эдак.

Скажи, скажи Домовой

Скажи, скажи миленький

Как девицы красные

Воду коромыслом носят?....а как молодца увидят?

Домовой изображает и поет: Они эдак и вот эдак, они эдак и вот так, а все они эдак.



4. Моделирование ситуации.


Василиса:

Домовой, спасибо тебе, что побывал у нас в гостях, с ребятами подружился и повеселил их, песнями, играми . Мы поняли , что ты настоящий хозяин нашей деревенской избы. Кот и тебе спасибо за интересные байки и поучительную сказку. А вам понравилось у нас?


Домовой:

Очень понравилось мне у вас, но нам пора уходить.


Кот:

как быстро время возле печки пролетело.


Василиса:

До свидания! До новых встреч!



5. Рефлексия.


Педагог:

Да и правда как быстро время пролетело, потому что беседа приятная и компания хорошая! Я думаю, что возле нашей печки- символа домашнего тепла и уюта – мы встретимся еще не раз.

Печка теплом согревает, хлебом угощает, в путь дорогу провожает, про вас не забывает.

(Звучит музыка «От печки» Г. Заволокина)

Мелодия 11


Рефлексия:

Кому было интересно и весело – выбирают из корзинки жетончики «пирожки», а кому было грустно и скучно жетончики «угольки из печки»

Дети поднимают жетончики вверх .


Педагог:

Я вижу, что праздник вам понравился, и запомнится надолго.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методическая записка

Время проведения: 24.03.2024 год в 16:00

Место проведения: подростковый клуб «Орбита»

Возраст воспитанников: 5-8 лет

Продолжительность мероприятия: 50 минут


План подготовки театрализованного праздника

«Русская печка – всему дому кормилица»


Наименование

Дата

Ответственный

1.

Написание сценария

01.03.24.

Крецул Е.В.

2.

Запись фонограммы

04.03.24.

Крецул Е.В.

3.

Подготовить реквизит

4.03-10.03.24.

Крецул Е.В.

4.

Подготовить костюмы

12.03-14.03.24.

Крецул Е.В.


5.

Репетиции художественных номеров

10.03-22.03.24.

Крецул Е.В.


6.

Генеральная репетиция

23.03.24.

Крецул Е.В.

7.

Оформление зала

20.03.24.

Крецул Е.В.

8.

Проведение праздника

24.03.24.

Крецул Е.В.


Художественное оформление: декорация сцены оформлена под деревенскую бревенчатую избу с русской печкой, экспонаты музея – прялка, домотканый половик, короба и корзины, домашняя кухонная утварь.

Музыкальное оформление:

  1. «Ах, если бы сбылась моя мечта»;

  2. «Домовой»;

  3. «Земелюшка- чернозем»»;

  4. «Журчание ручья»;

  5. «Я на печке молотила» хор Пятницкого;

  6. «От печки» Г.Заволокина ;

  7. Звуки «скрип дверей», «шороха», «мурлыканье кота».

Реквизит: коромысло с ведерками, музыкальный шумовой инструмент, книга сказок, платки, свеча, жетоны «пирожки» и «угольки», поднос с булками,

Костюмы: сарафан и кокошник, сапожки для Василисы, рубаха, телогрейка, анучи и лапти, борода, шапка-ушанка домового, рубаха, шерстяные носки, шарф, хвост и ушки- для кота, рубахи и сарафаны для фольклорной группы.

Действующие лица: Василиса Премудрая, кот Мурлыка, домовой, фольклорная группа .Педагог:


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


СКАЗКА Степан Писахов «Как поп работницу нанимал».
Старинная Пинежская сказка Иллюстрации художника Сазонова Анатолия Пантелеймоновича.
– Тебе, девка, житьё у меня будет лёгкое, не столько работать, сколько отдыхать будешь!
Утром встанешь, как подобает, до свету. Избу вымоешь, двор уберёшь, коров подоишь, на пос скотину выпустишь, в хлеву приберешь – и СПИ, ОТДЫХАЙ!
Завтрак-утренник состряпаешь, самовар согреешь, нас с матушкой накормишь – и СПИ, ОТДЫХАЙ!
В поле поработаешь, в огороде пополешь, коли зимой – за дровами, за сеном съездишь – и СПИ, ОТДЫХАЙ!
Обед сваришь, пирогов напечёшь: мы с матушкой обедать сядем, а ты – СПИ, ОТДЫХАЙ!
После обеда посуду вымоешь, избу приберёшь – и СПИ, ОТДЫХАЙ!
Коли время подходящее, в лес по ягоды, по грибы сходишь; а то матушка в город спосылает, так сбегаешь. До городу рукой подать, и восьми километров не будет, а потом – СПИ, ОТДЫХАЙ!

Из городу прибежишь, самовар поставишь. Мы с матушкой чай станем пить, ты – СПИ, ОТДЫХАЙ!
Вечером коров встретишь, подоишь, попоишь, корм задашь – и СПИ, ОТДЫХАЙ!
Ужин сваришь, мы с матушкой съедим, а ты – СПИ, ОТДЫХАЙ!
Воды наносишь, дров наколешь – это к завтраму – и СПИ, ОТДЫХАЙ!
Постели наладишь, нас с матушкой спать повалишь. А ты, девка, день-деньской проспишь, проотдыхаешь, во что ночь-то будешь спать?
Ночью попрядёшь, поткёшь, повышиваешь, пошьёшь и опять – СПИ, ОТДЫХАЙ!
Ну, под утро бельё постираешь, которое надо – поштопаешь да зашьёшь – и СПИ, ОТДЫХАЙ!
Да ведь, девка, не даром. Деньги платить буду. Каждый год по рублю! Сама подумай. Сто годов – сто рублёв.
Богатейкой станешь!









ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4