Сценарий конкурса «Папа, мама, я – читающая семья»
Ход праздника
Вводная часть.
Библиотекарь: Добрый день, дорогие родители, учителя, учащиеся, гости!
Семь чудес света создали люди в древности, но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь - научить, посоветовать, рассказать. Это - книга.
Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую – далекую историю.
А.С.Пушкин говорил: « Чтение – вот лучшее учение».
или «Всем лучшим во мне, я обязан книгам» - вспоминал А.М.Горький.
Самый лучший ваш друг- это книга. Нет ничего увлекательней, замечательнее книги. Чтобы много знать, надо много читать.
Учащиеся читают стихи:
1. Книга! Великое слово!
Я оду тебе пою!
Тебя от души воспеваю.
Люблю я тебя, люблю!
2. Оду пою я книгам –
Не в силах я им изменить.
Они только могут в мире
На всё яркий свет пролить.
3. Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!
4. Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить
Тому эта книга всегда помогает:
Учиться, работать и жить!
Педагог 1: Дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
А еще мы собрались здесь для того, чтобы получить заряд бодрости, энергии, блеснуть эрудицией и просто, чтобы отдохнуть и пообщаться. Я благодарю родителей за то, что приняли предложение принять участие в игре, за желание вникнуть в интересы своего ребенка и разделить с ним радость общения с друзьями и хорошей книгой.
Педагог 2: Сегодняшнюю нашу конкурсную программу мы назвали «Папа, мама, я – читающая семья». Мы с вами отправимся сегодня в мир сказок. Проверим, насколько вы знаете сказки, их героев, сказочных персонажей, слова и выражения из сказок. Царство сказок – это необъятное государство, это страна чудес и волшебства. Сказки учат нас быть добрыми, отзывчивыми, они учат нас состраданию, любви, дружбе. И кто хоть раз побывал в этой удивительной стране, очень полюбил ее. Я желаю вам успехов. В добрый путь.
А раз речь пойдет о конкурсе – должны быть и команды. В конкурсе принимают участие следующие семьи.
Семья
Семья
Семья
Семья
Просим капитанов представить свою команду. Итак, знакомимся:
Представление команд (название, девиз, приветствие)
Педагог 1. А итоги каждого конкурсного задания будет оценивать наше многоуважаемое жюри
Болельщикам скучать сегодня тоже не придётся, ибо и для них приготовлены самые разнообразные задания. Итак, начинаем наш праздник.
Пусть очаг горит, не остывая,
Теплом домашним сердце согревая.
Семью сплотить сумеет мудрость книг,
Чтоб знаний ваших не иссяк родник.
Педагог 2. Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования;
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания.
Итак, первый конкурс – домашнее задание.
Командам нужно представить сказку. Жюри оценивает конкурс по 5-и бальной системе.
Педагог 1. А сейчас конкурс -разминка. Он называется «СКАЗКА -ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК» и посвящён сказкам.
Чья команда быстрее поднимет флажок, та и отвечает.
За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон. (Царевна – Лягушка).
2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла Бабы Яги).
3. Вспомните сказочника, у которого был свой конёк (Ершов).
4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказано о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок).
5. Как называется деталь женского туалета, в которой помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав).
6. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях?(Волшебный клубок).
7. Назовите имя сказочного героя, жившего так давно, что уже никто этому не верит.(Царь Горох).
8. Как звали царя, который допетушился? (Царь Дадон).
9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
10. Что является высочайшим достижением сказочного общепита? (скатерть – самобранка).
11. В какой русской народной сказке описана дружная жизнь в коммунальной квартире? (Теремок).
Педагог 2: «Кто много читает, тот много знает» — гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о ее людях, о том, что нас окружает.
Чтоб героев книг узнать,
Надо книги всем читать.
Дружно вместе вспоминайте,
И ответ нам называйте!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС (для всей команды)
Угадайте сказочных героев, которые поют эти песни.
Звучат: песни.
Педагог 1. Следующий конкурс на знание пословиц.
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», , «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)
В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц о книге. Давайте их вспомним.
Каждой семье да сейчас будет дано задание: собрать 2 пословицы. За каждый правильный ответ – 1 балл. ( вывешиваются на доске)
Пословицы:
«Не красна книга письмом, красна умом»
«Золото добывают из земли, а знания из книги»
«Прочел новую книгу – встретился с другом»
«Сперва аз да буки, а там и науки»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Книга для ума – что теплый дождь для всходов»
«Ум без книги, как птица без крыльев»
«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».
Педагог 2: А пока наши участники готовятся, объявляется конкурс для болельщиков (оставшихся родителей, гостей): «Продолжи строку и назови автора» (за каждый правильный ответ болельщик получает приз – закладку или ручку).
Мороз и солнце день чудесный!… (Пушкин)
Люблю грозу в начале мая… (Тютчев)
Еду тихо, слышны звоны
Под копытом на снегу…
Только серые вороны расшумелись на лугу. (С.Есенин «Пороша»)
Вместо шапки на ходу он надел сковороду… (Михалков)
Я вас люблю, чего же боле?.. (Пушкин)
Одеяло убежало, улетела простыня… (Чуковский)
На рынке корову старик продавал… (Михалков)
Унылая пора, очей очарованья… (Пушкин)
Вороне как-то бог послал кусочек сыра… (Крылов)
Скажи-ка, дядя, ведь не даром… (Лермонтов)
Б елая черемуха под моим окном… (С. Есенин)
Наша Таня громко плачет… (А. Барто)
Педагог 1. А сейчас конкурс капитанов.(дети) за правильный ответ – 1 балл.
«Отгадай из какого произведения эти иллюстрации»
Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации. Нужно отгадать к какому произведению эти рисунки? ( по очереди)
Педагог 2. А сейчас конкурсное задание для мам «Вспомни стихотворение» (1 балл) Конкурс называется «Почти буриме».
Знаете, что такое буриме? Это сочинение стихотворения, ориентируясь на последние слова в строках. На карточках у вас написаны слова из известных стихотворений, а вы должны вспомнить это стихотворение и его автора.
1. На пол, лапу, не брошу, хороший
Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. (А. Барто «Игрушки»)
2. Цокотуха, брюхо, пошла, нашла
Муха. Муха. Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла. (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха)
3. Кроет, крутя, воет, дитя.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (Пушкин «Зимний вечер»)
4. Зеленый, том, ученый, кругом.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом. (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
Педагог 1 И ещё конкурс для болельщиков « Черный ящик».
( По описанию предмета отгадать, что находится в черном ящике):
С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить разные вещи, можно убить страшного злодея. ( Игла)
Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. ( Яйцо)
Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что он узнал со стола. ( Чебурашка)
Здесь находится вещь, которую съел крокодил. ( Мочалка)
Педагог 2 А сейчас конкурсное задание для пап «Кто быстрее?»
Нужно быстро и точно произнести скороговорку.
1 команда «От топота копыт пыль по полю летит».
2 команда «На дворе трава, на траве дрова».
3 команда «Шли сорок мышей, несли сорок грошей»
4 команда « Шила шапку, сшила тапку».
Педагог 1: А сейчас к папам присоединяются мамы. Конкурс называется объяснялки. Маме нужно описать сказочного героя, не называя его. Папе нужно угадать, о ком речь. (на карточках:
Педагог 2: Следующий конкурс: «Блиц-турнир». Каждой команде я предлагаю ответить на вопросы за минуту. Каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы для 1 команды:
Имя папы Буратино? (Папа Карло)
Где смерть Кощея Бессмертного? (На кончике иглы)
Как зовут сестру Доктора Айболита? (Варвара)
Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (3)
Али- Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
Кто лучший в мире специалист по сладостям и вареньям? (Карлсон)
Какими словами обычно начинаются народные сказки? (Жили-были)
Как звали собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)
Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
Кто из героев сказок Пушкина жил ровно тридцать лет и три года? (Старик и старуха)
Кто так говорит: «Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон)
Человечек-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон? (Чипполино)
Кто из героев шел в Изумрудный город за настоящим сердцем? (Железный дровосек)
Имя капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
На чем совершал путешествие Винни-Пух? (На воздушном шаре)
Педагог 1. Вопросы для 2 команды:
Кто совершил путешествие в Африку на орле? (Доктор Айболит)
Кто так говорит: «Куплю куртку для папы Карло, куплю новую азбуку» (Буратино)
Князь, которого царевна Лебедь обращала в комара, муху, шмеля? (Гвидон)
Имя старого джинна, которого освободил Волька из кувшина. (Старик Хоттабыч)
Какое произведение Пушкина начинается «У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том»? (Руслан и Людмила)
Герой русской народной сказки, путешествовавший на печи? (Емеля)
Крокодил, друг Чебурашки (Гена)
О ком эти строки? «Ты все пела? Это дело. Так пойди же, попляши!» (Стрекоза)
Кому принадлежат строки: «По амбару я метен, по сусекам я скребен»? (Колобок)
Спутница кота Базилио? (Лиса Алиса)
Прозвище дяди Степы (Каланча)
Оружие Дровосека (Топор)
Медведь, друг Маугли. (Балу)
Любимое лакомство Винни-Пуха? (Мед)
Как зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска)
Обладательница хрустальных башмачков (Золушка)
Педагог 2. Вопросы для 3 команды.
1.Как звали кота дяди Федора? (Матроскин)
2.Как называется остров в океане, недалеко от царства Салтана? (Буян)
3. Кто из норы крота на ласточке совершил путешествие в теплые края? (Дюймовочка)
4.Как звали пса дяди Федора? (Шарик)
5. Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
6.Как звали собаку Герасима? (Му-му)
7. На меня скорей садись, Только знай себе держись
Я хоть росту небольшого Да сменю коня другого. (Конёк-горбунок)
8. Кто из пушкинских сказочных героев ел варёную полбу и спал на соломе? (Балда)
9. Как звали девочку, путешествовавшую по стране Чудес и Зазеркалью? (Алиса)
10. Кто совершил путешествие на чудесном тракторе в д.Простоквашино? (дядя Фёдор)
11. Кто сказал: «А зачем на свете мёд? Для того чтобы я его ел! » (Винни-Пух)
12.Содержимое Страшилы (Солома)
13.Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортилла)
14.Кому принадлежала Волшебная лампа (Алладину)
15. Имя старого джинна, которого освободил Волька из кувшина (Старик Хоттабыч)
Педагог 1. Вопросы для 4 команды.
1. Кто путешествовал на ядре в лагерь турецкого войска?(Барон Мюнхаузен)
2. Деревянный человечек, которого заманили в страну Дураков?(Буратино)
3. Имя мальчика ,который путешествовал по Швеции с дикими гусями?(Нильс)
4. Как звали песика Элли из сказки «Волшебник изумрудного города»(Тотошка)
5. Как зовут мальчика, у которого самый лучший друг в мире?(Малыш)
6.Герой русской нар. сказки, путешествовавший на печи?(Емеля)
7.Как зовут крысу старухи Шапокляк?(Лариска)
8. Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному,шипел по-соловьиному(Соловей-разбойник)
9.Дедушка из ст-ия Некрасова, который спас зайцев (Мазай)
10.Крокодил, друг Чебурашки (Гена)
11.Кто поймал необыкновенную щуку(Емеля)
12.В кого превратился гадкий утёнок /в лебедя/
13. Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
14. Кто говорил волшебные слова: «Симсим ,открой дверь!» /Али-Баба/
15.Как звали Домовенка? (Кузька)
Педагог 2. А сейчас жюри подводит итоги конкурса. Награждение.
Библиотекарь: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы благодарим всех вас за участие в конкурсе! Желаем всем вам крепкого здоровья, много новых друзей – интересных книг, желаем вам ясного-ясного неба, вкусного-вкусного хлеба, белого-белого снега, чистой-пречистой воды и никакой беды! Читайте! Дерзайте! Ведь книга – лучший друг и учитель.
Книга научит, книга расскажет,
Книга подскажет, как поступать.
Значит нам нужно, очень всем нужно,
Умные, добрые книжки читать!