Где-то во времени…
(Музыкальный фон: Фанфары. Начало спектакля)
Слайд 1
1 голос за сценой: Сегодня зажечь свет в доме настолько просто, что, кажется, иначе и быть не может: щёлкнул выключателем - и комната осветилась. Электричество стало настолько привычным, что даже удивляешься: как обходился прежде без него человек?.. А между тем «борьба за свет» вписалась любопытной страницей в историю человечества.
Слайд 2
2 голос за сценой: В таинственной чаще дремучих лесов Слайд 2а -анимация
Качается маятник старых часов.
Стучат молоточки с утра до утра. (музыка «Молоточки»)
Минутки куют кузнецы – мастера.
Зимою приходит сюда старичок,
Приносит он ключ и большой сундучок.
Приходит он ровно в 12 часов,
Ключом открывает железный засов.
Слайд 3
Комната Хранителя ВРЕМЕНИ. На сцене стол, на котором лежит огромная «Книга ВРЕМЕНИ». Под музыку П. И. Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик» входит Хранитель с сундучком, в котором перо и чернильница. Садится за стол, начинает писать… Входят Таня с Андреем. Фоном звучит тихая классическая музыка.
Андрей: Здравствуйте, дедушка. Скажите, пожалуйста, куда мы попали?
Хранитель Времени: И вам добрый день, жители Земли. А попали вы в моё лесное жилище, перед вами Хранитель ВРЕМЕНИ. Зачем пожаловали?
Таня: Мы ищем МАШИНУ ВРЕМЕНИ.
Хранитель Времени (улыбаясь и почёсывая бороду): А зачем вам эта штука?
Андрей: Понимаете, дедушка, мы хотели бы хоть немного узнать историю электричества, а это можно сделать, только путешествуя во времени.
Хранитель Времени: Понимаю (ходит, разговаривая как бы сам с собой). В минувшие времена людей практически никогда не посещали мысли о визитах что в будущее, что в прошлое. Эта мысль просто не приходила в голову (разводит руками), поскольку была слишком далека от повседневной жизни. Даже путешествия в пространстве были по современным нормам делом нечастым и — до появления железных дорог — медленным. А сейчас все дети с малолетства знают о вихрях времени и камешках, позволяющих перемещаться во времени. Молодые люди, а вы, вообще, любите путешествовать?
Таня: Конечно, Хранитель, но очарование путешествия достигло бы совершенства, если бы мы могли странствовать во времени так же, как в пространстве. Ну, например, провести две недели в 15 столетии или, ещё приятнее, перепрыгнуть в 22 век.
Хранитель Времени: А знаете ли вы, мои дорогие, каким образом работает машина ВРЕМЕНИ?
Дети переглядываются, пожимают плечами
Настоящее состояние Вселенной представляет собой результат её прошлого и причину её будущего, ну, например, как проблема энергосбережения вашего, 21 века. Ваше тело движется всегда в настоящем, на грани между прошлым и будущим. Но ваш ум более свободен. Он может думать - тогда он в настоящем. Он может вспоминать или читать о том, что происходило когда-то - и вот он уже в прошлом. Он может воображать - и перед ним открывается будущее, в том из всех возможных вариантов будущего, какой ему больше нравится. Ваш УМ может путешествовать сквозь время! Так что перемещаться вы будете в своём воображении. Согласны?
Таня и Андрей: Да, да, конечно, согласны.
Хранитель Времени: Тогда, в путь … на машине ВРЕМЕНИ!
Слайд 4
Звук аппарата, который переносит человека во времени и пространстве, затемнение… Включается свет.
Слайд 5
Пещера первобытных людей. На сцене – костёр. Таня и Андрей выходят, осматриваются, слышат приближающиеся шаги и прячутся в углу сцены. Выбегают «первобытные люди» и исполняют «Танец первобытных людей» под «Песню о вещах» в исполнении
М. Боярского.
Слайд 5а - анимация
Раздаётся ужасающий грохот. Яркая вспышка. «Первобытные люди» бегают в ужасе по сцене, то припадая к земле, то протягивая руки к небу и кричат.
1-ый: Снова сердятся боги!!!
2-ой: Бог грозы Перун едет по небу в грохочущей колеснице!
Слайд 5б - анимация
3-ий: И в гневе кидает на нашу землю камни и огненные стрелы!
4-ый: Он снова покарает нас, смертных, неурожаем…
Слайд 5в - анимация
5-ый: Голодом и повальными болезнями!…
6-ой: Да нет же! Молния есть стрела божия и всегда бьёт в то место, где бывает дьявол!
7-ой: Молния – это божья кара, вызываемая дьяволом!
Молятся, стоя на коленях
Андрей (шёпотом): Таня, по-моему, мы попали слишком глубоко, почти на самое дно временного колодца. Смотри, как эти древние люди ужасно боятся грозы. Похоже, они просят у своих богов пощады.
Таня: Знаешь, я хоть и понимаю, что это разряды электричества, накопившегося в облаках, но мне всё равно очень страшно.
Андрей: Давай лучше переместимся в более цивилизованное время, когда человек уже начал экспериментировать с электричеством.
Таня: Вперед!
Слайд 6
Снова машина времени, звук аппарата, который переносит человека во времени и пространстве. «Первобытные люди» с криками убегают. Дети выходят на сцену, осматриваются.
Слайд 7
Звучит песня «Коляда» группы «Иван Купала». Исполняется танец «Хоровод» (со свечами). Жители Древней Руси подхватывают Таню и Андрея, приглашая их с ними танцевать.
Таня: Мне кажется, что мы попали в Древнюю Русь, когда люди преклонялись языческим богам.
Андрей: Да, и некоторые из языческих обрядов дошли до наших дней, например, колядование, хороводы.
Таня: По-моему, сейчас именно хоровод мы и танцуем.
Слайд 7а (фигура свечи - анимация)
1 голос за сценой (на фоне танца):
Рассвет, его величество,
Пока ещё в пути.
Ещё нет электричества -
Давай, свеча, свети!
Ночь. Ни звезды, ни месяца.
Ни вспышки, ни луча.
Но светит, светит, светится
Старинная свеча.
Свети всю ночь, неяркая
Дневного солнца дочь.
Пусть тьма, как ворон каркая,
Летит от окон прочь.
Танцующие уходят, оставив на сцене 2-х девочек со свечами и 2 свечи. Андрей и Таня поднимают свечи, держа перед собой:
Слайд 8
Таня: А я знаю загадку про свечу. Тонкая девчонка, белая юбчонка. Чем длиннее ночи, тем она короче.
Слайд 8а - анимация
Андрей: И я тоже знаю. Голова огнём пылает, тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: лампы нет – я посвечу. (обращаясь к девочкам) А скажите, пожалуйста, у вас сегодня какой-то праздник?
1 девочка: Да, сегодня 2 февраля, мы отмечаем День свечи. В этот день зима преломляется пополам.
2 девочка: И в этот день мы обязательно пьём красный сок, чтобы всё лето быть здоровыми и пригожими.
1 девочка: И отдыхаем, а мужчины выполняют за нас всю женскую работу.
Таня: Вы с таким почтением относитесь к простой свечке, что даже праздник устраиваете?
2 девочка: Во-первых, свеча даёт нам светло.
2 девочка: Во-вторых, ребята, для нас свеча способна на нечто большее, чем просто быть красивым элементом интерьера, создавать приятную атмосферу и давать приглушённый свет.
1 девочка: А в-третьих, милые дети, запомните одну простую истину: свеча становится самой красивой только тогда, когда излучает свет. То же самое можно сказать и про человека. Всегда будьте красивы - и тогда красота спасёт мир! Ну, что ж, пора расставаться.
Андрей: И нам пора продолжать своё путешествие. До свидания!
2 девочка: Хороших вам впечатлений о нашей Древней Руси. Прощайте!
Слайд 9
Машина времени, звук аппарата, который переносит человека во времени и пространстве.
Слайд 10
Таня и Андрей выходят, осматривают сцену, прячутся в углу, когда слышат, что кто- то идёт. На сцену выходит группа мужчин и женщин, богато одетых, в руках – бокалы. Образуют круг, разговаривают. На задней стене сцены иллюстрация комнаты в доме американского изобретателя Томаса Эдисона. Тихо звучит музыкальный фон.
1-ая дама: Просто не представляю, как люди жили без света.
3-я: Ну, почему же без света! Ещё десять тысяч лет до нашей эры появились первые факелы.
Эдисон: Да, конечно, а две тысячи пятьсот лет до нашей эры было начато производство глиняных ламп с маслом.
3-ий: А пятьсот лет до нашей эры в древней Греции и древнем Риме пользовались первыми свечами.
1-ый: Но ведь была ещё и лучина, масляная и керосиновая лампы…
2-я: Конечно-конечно, но всё это первобытно и несовершенно. Томас, ВЫ тот светлый человек, который осветил всем путь!
2-ая: Скажите, Эдисон, как такая мысль пришла вам в голову?
Эдисон: Мысль эта была не новой, новыми были материалы. Первые нити накаливания представляли собой обыкновенные швейные нитки, покрытые углём. Они могли находиться в раскаленном виде в течение 40 часов. Я начал работать над лампой с угольной нитью накаливания, помещённой в стеклянный шар, из которого выкачан воздух.
2-ой: Я слышал, вы перепробовали все вещества, содержащие углероды: продукты питания, смолы - всего шесть тысяч разновидностей растительного волокна.
Эдисон: Да, и лучший результат показал бамбук, но он очень дорого стоил. А в 1879 году я получил свой первый патент в США и Англии на изобретение. Это была лампа с угольной нитью.
Слайд 11
Эдисон: Прошу сюда, господа (подводит гостей к экрану). Оцените моё изобретение.
3-я: Превосходно! Именно тогда вы развернули массовое производство?
Эдисон: Да, я строил заводы не только на родине, но и в Германии, Франции, Италии. Я сделал то, о чем мечтал русский изобретатель Лодыгин (аплодисменты гостей учёного).
В уголке сцены Таня говорит Андрею:
Таня: А я ещё слышала, что Эдисон запустил первую общественную систему электроснабжения. Его электростанция Пери Стрит в Нью-Йорке снабжала энергией магазины и жилые дома.
1-ый: В каком же возрасте вы начали экспериментировать, Томас?
Эдисон: Я постоянно нуждался в деньгах для экспериментов и в 12 лет стал продавцом газет и конфет в поезде. Ну, а чтобы не терять зря времени, перенёс свою лабораторию в багажный вагон, который предоставили в моё распоряжение, и проводил опыты прямо в поезде.
2-ая: Томас, это правда, что в 15 лет вы купили небольшой печатный станок и там же, в багажном вагоне, стали издавать свою газету, которую продавали пассажирам?
Эдисон: Да, это действительно так (аплодисменты гостей).
3-ья: Эдисон, вы отличаетесь редким трудолюбием и упорством.
Эдисон (смеётся): Я мог сутками не выходить из лаборатории, проводя многочисленные опыты (аплодисменты гостей).
3-ий: Расскажите же нам, наконец, что-нибудь интересное о своей самой главной победе.
Эдисон: Конечно, господа. Лампа… (задумывается на секунды)
Слайд 12
Родившись в 1879 году, она сразу стала моей любимицей (смеётся). Груша, которую нельзя скушать. Неутомимая, яркая, очень хрупкая (поднимает палец вверх)… Но самое надёжное моё изобретение! Не холодная, не бездушная, живая! Её свет тёплый жёлтый или красноватый в зависимости от температуры накаливания.
1-ая: Да вы просто обожествляете свою лампу!
Эдисон: Да, господа, и девиз её – гореть, чтобы светить. Конечно, есть и другие лампочки, но МОЯ самая долговечная (аплодисменты). Именно она позволила забыть человечеству, что такое тьма.
1-ый: Говорят, что если кто-то умирает, то на небе загорается звезда. И если это действительно так, дорогой друг, то одна из самых ярких звёзд будет обязана своим рождением вашей лампочке накаливания, освещающей весь земной шар.
Эдисон: Но, друзья, я прошу вас помнить всегда, что электричество – очень дорогое удовольствие! Пойдёмте, господа, я проведу для вас один эксперимент.
Все уходят. Дети выходят на середину сцены, переговариваются.
Таня: Лампочка накаливания, ты уходишь, почти ушла. И никто не в силах остановить этот процесс. Но каждый раз, глядя на звёздное небо, мы будем вспоминать тебя с любовью. Правда, Андрей?
Андрей: Конечно, Тань. А ведь учёный оказался прав. Сейчас везде, где живут люди, есть электричество. Мы настолько привыкли к этому, что перестали беречь электроэнергию.
Таня: Я, например, не могу обходиться без света, телевизора, музыкального центра и других нужных вещей.
Андрей: А я не представляю, как можно жить без компьютера и электроприборов, необходимых для жизни.
Таня: Каждый человек использует очень много электроэнергии.
Андрей: А я часто забываю выключать свет, когда ухожу, компьютер вообще работает весь день.
Таня: А у меня телевизор до вечера не выключается. Я и не смотрю, бывает, но и не выключаю. Бесхозяйственность какая-то, правда?
Андрей: Слушай, Тань, а я раньше и не задумывался, что электроэнергия не только полезная, но и такая дорогая!
Таня: А знаешь, Андрей, мне очень хочется побывать на какой-нибудь электростанции и обо всём узнать самой. Давай полетим в 20 век и посетим Белорусскую АЭС.
Андрей: Я согласен, Танечка, из Америки мы летим на родину.
Слайд 13
Машина времени, звук аппарата, который переносит человека во времени и пространстве.
Слайд 14
Андрей: Вот это размах! Чувствуешь себя таким маленьким среди всего этого оборудования. Как все это работает? Надо у кого-нибудь спросить.
Таня: А вон идет какой-то человек, наверное, он сможет нам помочь.
К ребятам приближается работник АЭС.
Работник АЭС: Здравствуйте, ребята, вы к нам на экскурсию?
Андрей: Да, мы… от своей группы отстали. Может, вы нам поможете?
Работник АЭС: Конечно. А что бы вы хотели узнать?
Таня (восхищённо разглядывая АЭС): И ВЫ всем этим управляете?!
Работник АЭС: Да, и благодаря усилиям ВСЕХ, кто работает здесь днём и ночью, рождается электрический ток и тепло, которые проходят очень долгий путь рождения, чтобы попасть в ваши квартиры, на заводы и фабрики, в магазины, питать током троллейбусы, трамваи и электрички.
Андрей: А какие природные ресурсы используют электростанции?
Работник АЭС: Бывают электростанции, которым нужны уголь или нефть, бывают – ядерное топливо. Однако и здесь существуют проблемы: запасы нефти, газа, угля истощаются, и всё идёт к тому, что рано или поздно они закончатся, а радиоактивные отходы вообще опасны.
Таня: Какой ужас! Но люди ведь уже не смогут прожить без электричества! Работник АЭС: Конечно, ребята, поэтому станции работают круглосуточно, а наше тысячелетие должно стать эрой использования альтернативной энергетики, которая со временем полностью заменит человечеству нефть и природный газ.
Андрей: А что это за альтернативные источники энергии?
Работник АЭС: Это использование энергии солнца и ветра, приливов и отливов, морских волн, геотермальной и ядерной энергетики.
Таня: А сейчас как электричество приходит в дом?
Работник АЭС: По воздушным линиям и подземным кабелям, проходя долгий, трудный и дорогой путь, электричество идёт прямо к вашему дому. Для этого генераторы работают без перерыва.
Андрей: Это что же получается: учёные ломали голову, изобретали, государство выделяло огромные средства для строительства станций, недра земли истощаются, а мы не можем даже свет вовремя выключить?!
Таня: Да-а… Пользоваться электричеством умеем, а о будущем подумать – нет!
Ребята умолкли и задумались.
Андрей: Скажите, а если мы с этого момента начнём по-другому относиться к электроэнергии: будем экономить и искать другие пути ее добычи, то в будущем нашим потомкам будет легче и безопаснее жить?
Работник АЭС: Конечно, и такие пути уже существуют. Посмотрите сюда.
Слайд 15
Здесь наши ученые работают над эффективным использованием ветродвигателей и солнечных батарей. Я уже говорил вам, что за этими технологиями будущее.
Слайд 16 звучит музыкальная сюита "Время вперёд!" композитора Георгия Свиридова
Таня: Ого, какая махина!
Работник АЭС: А вот, ребята, модель крыльчатого ветродвигателя. Энергия ветра превращается в механическую, тепловую и электрическую энергии.
Андрей: Вот это да! Ветер на службе у человека!
Таня: А может, и солнце согласится на нас работать?
Слайд 17
Работник АЭС: Уже работает! Вот это гелиоустановка. Это экологически чистый источник энергии. Применяется как для подачи горячей воды в дома, так и для энергоснабжения космических аппаратов.
Андрей: Круто! Значит, через 100 лет мы уже точно не будем расходовать нефть и уголь, а будем использовать энергию природы!
Таня (шёпотом): Андрей, я очень хочу заглянуть в будущее, ну, хоть одним глазком!
Андрей (шёпотом Тане): Это будет самое интересное и самое, по-моему, важное путешествие. Спасибо вам огромное за информацию. Мы… пойдём искать свою группу. До свидания!
Работник АЭС: Всего хорошего, ребята.
Таня (Андрею): Вперед, в будущее!
Слайд 18
Работник АЭС уходит. Машина времени, звук аппарата, который переносит человека во времени и пространстве. Ребята попадают в 2119 год. Звучит компьютерная музыка.
Слайд 19
Андрей: Таня, мы попали в 22 век. Приземлились ровно через 100 лет!
Слайд 20
Таня: Какие фантастически красивые здания! Город сверкает огнями, как бриллиант. Сколько же он потребляет энергии?
Подходят двое ребят, с интересом разглядывают Таню и Андрея.
Марк: Привет! Вы откуда такие взялись?
Андрей: Мы из 21 века, путешествуем во времени. Меня зовут Андрей, её – Таня.
Марк: А-а… Туристы из прошлого! Давайте знакомиться. Я Марк, а это Лия. Вы, значит, любите путешествовать. Ну, и что же вас привело к нам?
Таня: В школе мы изучаем проблему энергосбережения на планете, хотим, чтобы в будущем нашим детям и внукам жилось светло и спокойно. У вас так красиво, всё сверкает огнями! Ребята, а какую энергию используете вы? Как её получаете?
Лия: Мы активно используем экологически чистую энергию, например, солнца. Посмотрите сюда.
Слайд 21
Там, на высоте около 150 тысяч километров, огромные солнечные батареи и передатчики энергии. На Земле находятся приёмные станции. Каждая такая станция собирает энергию, достаточную для целого города.
Андрей: Вот это да! А почему батареи так высоко?
Марк: Потому что в космосе они захватывают лучи прямо от солнца и дают гораздо больше энергии, чем с земли.
Слайд 22
Лия: Ветроэнергетика у нас тоже хорошо развита.
Андрей: Да, но ведь ветер является древним источником энергии. В течение нескольких столетий этот источник уже использовался как механический на мельницах, пилорамах, для получения электрической энергии.
Марк: Конечно, мы это изучали по истории экологии. Но тогда у энергии ветра было несколько существенных недостатков, которые затрудняли её использование. Во-первых, она сильно рассеяна в пространстве. Во-вторых, ветер очень непредсказуем - часто меняет направление: вдруг затихает даже в самых ветреных районах земного шара, а иногда достигает такой силы, что ломает ветряки.
Лия: И ещё: ветроэнергостанции вашего поколения были не безвредны: они мешали полётам птиц и насекомых, шумели, отражали радиоволны вращающимися лопастями.
Марк: А в наше время разработаны и введены в действие ветроэнергоустановки, способные эффективно работать даже при самом слабом ветре.
Лия: А при слишком большой скорости ветра лопасть столь же автоматически переводится во флюгерное положение, так что разного рода аварии исключены.
Слайд 23
А ещё мы используем новейший и самый мощный современный термоядерный реактор.
Слайд 24
Топливо содержится и в морской воде, так что у нас есть неисчерпаемый источник энергии – Мировой океан.
Таня: Замечательное время! Очень доброе, мирное и счастливое. Ой, у меня от этой информации даже голова закружилась! Какие вы молодцы!
Слайд 25
Лиа: Так ведь это вы молодцы! Сто лет назад люди уже поняли необходимость экономно использовать электроэнергию.
Марк: Вы должны отправиться домой и стремительно начать действия по спасению планеты. Чем раньше вы, наши предки, начнёте преобразовывать мир, тем быстрее наступит ваше и наше светлое будущее!
Андрей: Мы очень рады знакомству с вами.
Таня: И всегда будем вспоминать нашу встречу.
Лиа: Не заблудитесь во времени.
Марк: Счастливого пути!
Слайд 26
Машина времени, звук аппарата, который переносит человека во времени и пространстве. Андрей и Таня остаются на сцене одни. Звучит минус песни «Школа, я скучала»
Слайд 27
Таня: Вот мы, Андрей, и дома, в Новополоцке.
Андрей: В родной 12-ой школе. Странно, у меня такое ощущение, как будто и не было этого приключения.
Таня: А, может быть, прав был Хранитель Времени, это наш УМ путешествовал сквозь время и мы перемещались в своём воображении?
Андрей (с иронией): А Хранитель времени всё-таки был?!
Таня (смеётся): Конечно, был, Андрей. И я узнала много-много полезного. За время существования нашей цивилизации много раз происходила смена источников энергии на новые, более совершенные. И не потому, что старые источники были исчерпаны: солнце, например, всегда обогревало. И, тем не менее, наши предки однажды приручили огонь. А в погоне за избытком энергии человек всё глубже погружался в мир природных явлений и не очень задумывался о последствиях своих дел и поступков.
Андрей: Да, постоянно увеличивая нагрузку на природу. И природные ресурсы начали катастрофически истощаться, а к экологическим проблемам добавляется угроза «энергетического голода».
Таня: Поэтому необходимо всем вместе начать серьёзно заботиться о нашей планете. Пойдём, расскажем всем-всем в нашей школе о том, что узнали.
Андрей: Ты права, Танечка, начинаем НОВУЮ ЖИЗНЬ во имя будущего!
Музыка. Конец спектакля. Общий поклон