III. Актуализация знаний. Цель:мотивировать к изучению темы. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | -Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о животных) 1. Повторение пройденного материала. - На какие 2 группы делятся животные? - Каких домашних животных вы знаете? - Почему их называют домашними животными? - Какую пользу они приносят? - А есть ли у вас дома домашнее животное? - Какое это животное? - Каких диких животных вы знаете? - Почему их называют дикими? - Какую пользу приносят дикие животные? - Может ли дикое животное жить в домашних условиях? - Что общего у всех животных? - Чем отличаются домашние животные от диких? - Вывод:, домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие живут в лесу и самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища. -Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили материал прошлого урока. Старались правильно и полными ответами отвечать на вопросы. | Ответы учащихся Домашние животные живут рядом с человеком, а дикие живут в лесу. Уч-ся работают с предметными картинками, распределяют на группы: домашние - дом, дикие-лес. У всех животных общие части тела. Они состоят из …(головы, шеи, туловища, хвоста и 4 лап или ног). | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: формировать умение прогнозировать Регулятивные: формировать умение находить лишние предметы, классифицировать их в группы животных Познавательные: совершенствовать умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе актуализации знаний. Коммуникативные: формировать умения, навыки доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи |
IV. Постановка учебной задачи. Цель: формулирование темы и целей урока | С кем мы сегодня познакомимся поближе, вы узнаете, поиграв в игру: «Пятый лишний». - На экране изображено 5 животных, Вам необходимо найти лишнее животное. - Почему слон лишнее животное? - Что вы можете сказать о других животных? - Кто догадался, о ком мы будем говорить на уроке? - Сейчас я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, о каких животных пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Этот зверь живет лишь дома. С ним всегда мы все знакомы. Мордочка усатая, Шубка полосатая Часто умывается А с водой не знается (Кошка) Это кошка, но большая. Её дом – тайга, леса. Иногда её бояться Волк и рыжая лиса. Чутко спит большая кошка, Уши в кисточках-сережках. Ей не скажещь слово «брысь», Потому что это… (Рысь) - Ребята, посмотрите на животных, с которыми нам предстоит познакомиться. - О ком мы с вами сегодня будем говорить на уроке? - Давайте вместе назовем тему нашего урока: «Сравнение домашних и диких животных: кошка и рысь. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Цель урока: - узнать, чем похожи и чем отличаются эти животные; - узнать, чем питается кошка и рысь; - узнать, как называются детёныши кошки и рыси; - узнать, кто опасен для человека. Учиться составлять рассказ о них. - Ребята, как вы думаете кошка и рысь между собой родственники? Кошка и рысь – представители семейства кошачьих, в которое входят и другие животные, такие как львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, пантера, пума. | слон кошка рысь Кошка и рысь. | Регулятивные:формирование умения-целеполагание, прогнозирование (самостоятельно или с помощью учителя) |
V. Открытие нового знания. Цель: Формирование новых знаний. VI. Первичное осмысление и закрепление. Цель: повторение и закрепление нового знания. VII. Физминутка Рефлексия (взаимооценка) | 1. Сообщение учителя -А сейчас я вам расскажу, что представляют из себя кошки, а вы внимательно слушайте и запоминайте особые приметы кошек. Кошки – домашние животные, но так было не всегда. Раньше они жили сами по себе и были дикими. Потом человек их приручил и вывел разные породы кошек. Каждая порода различается не только внешним видом, но и повадками. Все кошки передвигаются на четырех лапах, хорошо прыгают, лазают и умеют забираться на деревья. На передних ногах – по пять пальцев, на задних – по четыре. У них втяжные острые когти. Ходят бесшумно и подкрадываются к своей добыче, благодаря, мягким подушечкам. У кошки острые когти и зубы. Нападая на свою жертву, кошка держит ее передними лапами и зубами, а атакует когтями задних лап. У кошек отличное зрение, они хорошо видят даже в темноте, имеют замечательные умственные способности и удивительную память. Например, при переезде в новый дом кошка может вернуться на старое место за много километров. Большинство кошек покрыто мехом. Шерсть кошки может быть длинной и пушистой, а может быть короткой и довольно жесткой. В любом случае, кошка ежедневно ухаживает за своей шерстью. Она вылизывает ее своим шершавым языком. - Какого цвета бывают кошки? Цвет шерсти кошки может быть очень разнообразным. Бывают совсем белые, совсем черные, рыжие, коричневые, серые, полосатые, пятнистые. Некоторые кошки и вовсе лишены шерсти. - А какой хвост у кошки? Хвост у кошки длинный. - А вы знаете, почему у кошек длинный хвост? Помогает держать равновесие при прыжках или на ветках деревьев. -А кто-нибудь наблюдал, как кошка готовится к прыжку? Она сначала определяет расстояние, а потом безошибочно прыгает туда, куда наметила. - Чем питается кошка? Кошка любит тепло, в холодную погоду редко выходит на улицу. - Как называют детёнышей кошки? - Чем питаются маленькие котята? - Какие особые приметы кошек вы запомнили из моего рассказа? Вывод: Кошка домашнее животное. У кошки тонкий слух, острое зрение, она умеет ориентироваться в темноте. Очень чистоплотна, аккуратна, умеет находить дорогу домой. - Как с нами кошки общаются? Для общения кошки используют голос. Они способны мяукать, рычать и мурлыкать. - Ребята, давайте поиграем в игру Игра «Волшебный мешочек» Каждый из вас вытащит из мешочка листок с вопросом и ответит на него. 1.Кого ловят кошки? 2. Где живёт кошка? 3. Какие когти у кошки ? 4. Какую еду любят кошки? 5. Видят ли кошка ночью? 6. Сколько лап у кошек? 7. Как ходит кошка? 8. Какое животное запускают в дом первым? 9. Умеет ли кошка лазать по деревьям? - Молодцы, ребята! Понравилась вам игра? - У кого из вас есть дома кошки? - Ребята, как вы заботитесь о кошке? - Кто из вас любит кошек и за что вы их любите? Просмотр видеофильма «ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ КОШЕК» - Так за что мы любим кошек? - Любите, не обижайте кошку, и она станет вашим добрым другом! Утром кошечка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре и на пять. Стала спинку выгибать. -Ребята, напомните о каком втором животном, мы должны говорить сегодня? - Как вы думаете, почему я не принесла на урок рысь? -Правильно, ребята. Это дикое животное. Рысь в наших местах не обитает и мало знакома. Сейчас послушайте мой рассказ, приготовьтесь отвечать на вопросы. Рысь – дикое животное. Живёт рысь в различных местах: в степи, в тайге, в глухих или горных лесах со скалистыми местами. Подальше от человека. Но рысь можно увидеть в зоопарке в Новосибирске, а так же встретить во всех районах Новосибирской области, кроме юго-западных. Численность везде низкая. Чаще встречается в правобережье (приобские боры). Охотится рысь в сумерках. К рыси, если встретится в лесу или в зоопарке, нельзя подходить близко, потому что она очень опасна. Рысь называют лесной кошкой, потому что весной она резко урчит, мяукает, кричит. -Просмотр видеоролика о рыси. Рысь значительно крупнее кошки, на ушах – кисточки, хвост короткий. Рысь - сильный, ловкий и хитрый зверь, а так же великолепный охотник. Окраска рыси неяркая, пятнистая, что помогает ей прятаться в ветвях деревьев. Рысь охотится на небольших зверей, разоряет гнёзда птиц и норы лесных животных. Круглый год живёт в лесу. Густой тёплый мех защищает её от ветра и морозов. Благодаря сильным и острым когтям рыси хорошо лазают по деревьям. Мягкие подушечки на лапах помогают им неслышно передвигаться во время охоты. Их глаза хорошо видят в темноте. Рысь живёт одна, прячется от людей. Детёнышей рыси называют котята, иногда – рысята. Из-за красивого и теплого меха на рысь охотятся, поэтому это животное охраняется. Она прекрасно лазает по деревьям и скалам. И, в отличие от домашней кошки, не боится воды. Если надо, переплывёт широкую реку. В поисках добычи ей приходится иногда совершать далёкие странствия. Основу ее питания составляют зайцы, косули, различные птицы, грызуны, а также молодняк оленей, кабанов, лосей. В марте у рыси появляются 2-3 детёныша. Они рождаются слепыми, только через несколько дней у них откроются глаза. А вот кошка живёт дома, о ней заботится человек. - Что вы узнали из моего рассказа? Перед тем как нам составить рассказ, давайте повторим. Что мы знаем о кошке и рыси. - Как вы уже и сказали кошка-это домашнее животное, а рысь дикое, но внешне они похожи. - Назовите внешние сходства животных? - Благодаря сильным и острым когтям кошки и рыси хорошо лазают по деревьям. Мягкие подушечки на лапах помогают им неслышно передвигаться во время охоты. - Кошка и рысь нуждаются в воде, воздухе. Кошка и рысь чаще отдыхают днём, а ночью выходят на охоту. Их глаза хорошо видят в темноте. - А сейчас мы найдём отличия, чтобы нам не ошибиться (перепутать). - Работать будем в паре. У каждой пары есть свой текст. Ребята 1 пары изучает кошку, 2 пара - изучают рысь. - После того как вы прочитаете текст, каждая пара будет отвечать на вопросы. 1пара. КОШКА Кошка – домашнее животное. Уши кошки короткие, закругленные. Хвост кошки - длинный. У кошки разная окраска. Кошка ловит мышей, любит молоко, ест рыбу, мясо. Кошки ласковы, любят, когда их гладят, в ответ они весело мурлычут. 2пара. РЫСЬ Рысь – дикое животное. Уши рыси длинные, на ушах – кисточки. На щеках – бакенбарды. Хвост рыси – короткий. Окраска рыси неяркая, пятнистая, что помогает ей прятаться в ветвях деревьев. Рысь охотится на небольших зверей, разоряет гнёзда птиц и норы лесных животных. Рысь очень осторожна, живёт одна, прячется от людей. Вопросы: 1п. – Где живут кошки? 2п. – Где живёт рысь? 1п – Какие уши и хвост у кошки? 2п. – Какие уши и хвост у рыси? 1п. – Какая окраска у кошки? 2п. – Какая окраска у рыси? 1п. – Чем питается кошка? 2п. – На кого охотится рысь? 1п. – Найдите в тексте и расскажите о повадках кошки. 2п. - Найдите в тексте и расскажите о повадках рыси. Мы с вами постараемся изучить сходства и различия кошки и рыси. Таблица заполняется на доске | Кошка | Рысь | | домашнее животное | Дикое животное | Внешний вид | Кошка значительно меньше рыси, на ушах нет кисточек, хвост длинный. У кошки разная окраска. | Рысь значительно крупнее кошки, на ушах кисточки, хвост короткий. Окраска рыси неяркая, пятнистая, что помогает ей прятаться в ветвях деревьев. | Место проживания | Человек ухаживает за кошкой, живет в доме. Кошка любит тепло, в холодную погоду редко выходит на улицу | Обитает в тайге и в лесу. Круглый год живет в лесу. Густой теплый мех защищает ее от ветров и морозов | Питание | Кошка ловит мышей, любит молоко, ест рыбу, мясо. | Рысь охотится на небольших зверей, разоряет гнезда птиц и норы лесных животных | Повадки | Кошки ласковы, любят, когда их гладят, в ответ они весело мурлычут. | Рысь осторожна, живет одна, прячутся от людей, редко приручаются, если оказываются в неволе. | | У кошки тонкий слух, острое зрение, она умеет ориентироваться в темноте, очень чистоплотна, аккуратна, умеет находить дорогу домой. | Осторожная, чуткая, всё слышит, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть | Сходства кошки и рыси 1.Внешне кошка и рысь похожи | 2.Нуждаются в воде, воздухе | 3. Сильные и острые когти, благодаря им хорошо лазают по деревьям | 4. Мягкие подушечки на лапах помогают неслышно передвигаться | 5. Чаще отдыхают днем, а ночью выходят на охоту, их глаза хорошо видят в темноте | 6. Вскармливают своих детенышей молоком | Ребята посмотрите на рисунок и сравните внешний вид кошки и рыси. Кошка и рысь имеют потомство и вскармливают своих детенышей молоком. Детенышей кошки называют котятами, а детенышей рыси- рысятами. Рефлексия (взаимооценка) - Как справились с выполненным заданием, оценим группы. - 1 пара будет оценивать ответы на вопросы второй пары, а вторая пара оценивает первую. - Если участники пары правильно ответили на вопросы, то оцените правильный ответ – зеленым кружком, если пара допустили ошибки при ответе -то покажите красный кружок. | Учащиеся учатся слушать друг друга. Отвечают на вопросы. Кошка ловит мышей, любит молоко, ест рыбу, мясо. - Детёнышей кошки называют котята Ответы учащихся. Выполняют физминутку о рыси Определяют сходство кошки рыси (Тело покрыто пушистой шерстью. У животных четыре лапки, усы.) Учащиеся работают в паре Кошка живет рядом с человеком. Рысь живёт в лесу. Уши кошки короткие, закругленные. Хвост кошки - длинный. Хвост рыси – короткий. У кошки разная окраска. Окраска рыси неяркая, пятнистая. Кошка ловит мышей, любит молоко, ест рыбу, мясо. Рысь охотится на небольших зверей. Кошки ласковы, любят, когда их гладят, в ответ они весело мурлычут. Рысь очень осторожна, живёт одна, прячется от людей. Уч-ся оценивают учебную деятельность. Определяют сходство кошки рыси (Тело покрыто пушистой шерстью. У животных четыре лапки, усы.) Кошка живет рядом с человеком. Рысь живёт в лесу. Уши кошки короткие, закругленные. Хвост кошки - длинный. Хвост рыси – короткий. У кошки разная окраска. Окраска рыси неяркая, пятнистая. Кошка ловит мышей, любит молоко, ест рыбу, мясо.Рысь охотится на небольших зверей Кошки ласковы, любят, когда их гладят, в ответ они весело мурлычут. Рысь очень осторожна, живёт одна, прячется от людей. ( на доску слова : Дикая, домашняя, хвост длинный, хвост короткий, живет в лесу, живет рядом с человеком, любит тепло, не боится морозов.) | Личностные: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость Регулятивные: формировать навык работать по плану под руководством учителя, совершенствовать умение анализировать выполнение учебных действий (взаимооценка и самооценка) Познавательные: формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, умение работать с текстом (читать) Коммуникативные:формировать навык сотрудничества в группе; умение поддерживать коммуникацию со сверстниками |