Сценарий урока «Воровство» в литературных произведениях»
(на примере очерка И.С. Тургенева «Бирюк», повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» и рассказа М. Горького «Челкаш»).
Наша задача.
Перед нами стояла задача – построить урок, на котором формируется метапредмет «Проблема». Согласно Громыко, метапредмет «Проблема» формируется в процессе столкновения разных точек зрения, каждая из которых верна и в то же время отрицает друг друга. Ученик должен понять точку зрения оппонента, понять, почему он так мыслит, и попробовать приводить аргументы с его позиции.
В качестве дом. задания учащимся было предложено вспомнить содержание прочитанных ранее произведений: очерка И.С. Тургенева «Бирюк», повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» и рассказа М. Горького «Челкаш».
Цель урока: выявить своеобразие решения проблемы воровства в литературных произведениях (на примере очерка И.С. Тургенева «Бирюк», повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» и рассказа М. Горького «Челкаш»); продолжить формирование умений работать с текстом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вашему вниманию предлагаем фрагмент технологической карты урока, включающей этапы урока и соответственно деятельность учителя и учащихся на каждом этапе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный. | Психологический настрой учащихся на урок. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2. Актуализация знаний | - Каким было домашнее задание? Обращает внимание на прочитанные дома произведения. - Какие схожие поступки совершают герои данных текстов? Приведите примеры. | Герои совершают воровство: в очерке«Бирюк» И.С. Тургенева крестьянин в страшную грозу рубит дерево, в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» Валек крадет с латка еврейки Суры булку и т.д. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3. Мотивация учебной деятельности | Читает строки И.А. Крылова: В ком совесть есть и есть закон, Тот не украдет, не обманет, В какой бы нужде ни был он, А вору дай хоть миллион – Он воровать не перестанет. Как вы понимаете смысл этих слов? Как автор, по-вашему, относится к воровству, к вору? - Согласны ли вы с Крыловым? Почему? | Называют ключевые слова, объясняют смысл строк. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
4. Формулировка темы урока, целеполагание . | Сформулируйте тему сегодняшнего урока? На какие вопросы, по-вашему, мы должны найти ответы? | Варианты формулировок темы урока. Предполагаемые варианты вопросов учащихся: Почему человек ворует? Что такое воровство? Можно ли оправдать воровство? |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
5. Работа в группах (анализ предложенных эпизодов). | Учитель обращает внимание на памятки «Правила работы в группе», «Распределение ролей в группе». - Попробуйте составить план анализа эпизода, который позволит решить поставленные задачи. Или Учитель предлагает учащимся вопросы-помощники, которые помогут ответить на вопросы урока. | Обращение к памяткам. Варианты плана анализа эпизода. Или Знакомство с вопросами –помощниками. Ответы на вопросы, поиск аргументов в тексте. |
Почему человек ворует?
Что такое воровство?
Можно ли оправдать воровство?
Вопросы-помощники:
К какому герою эпизода относится высказывание о воровстве? Найдите (или вспомните) слова, выражения или высказывания, подтверждающие ваши мысли.
Каково происхождение героя, совершившего воровство? Найдите (или вспомните) слова, выражения или высказывания, подтверждающие ваши мысли.
Знакомит ли автор читателя с внешностью героя? О чем читателю рассказывают внешние черты героя? Найдите (или вспомните) слова, выражения или высказывания, подтверждающие ваши мысли.
В чем, на ваш взгляд, причина совершения героем воровства? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли.
Как автор, по-вашему, относится к герою, совершившему воровство? Почему? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли.
С чьими точками зрения о воровстве знакомит читателя автора? Чего он этим достигает?
Известно ли, как в дальнейшем сложилась судьба героя, совершившего воровство? Как это помогает понять позицию автора?
Каким было ваше отношение к герою в начале знакомства с произведением? Поменялось ли ваше отношение к герою после анализа эпизода?
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Представление группами своих «открытий». Обсуждение. | Учитель фиксирует вопросы, которые задаст группе после выступления. | Задают вопросы представителям других групп. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
7. Подведение итогов. | Какую мысль о воровстве стремится донести до читателя И.С. Тургенев, В.Г. Короленко, М. Горький? С какой целью авторы столько внимания уделяет такому отрицательному явлению в произведениях? - Мы познакомились с разными точками зрения относительно воровства. Какая позиция близка именно вам? Почему? | Отвечают на вопросы, делятся своей точкой зрения относительно явления «воровство». |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
8. Рефлексия. | Продолжи высказывания: Сегодня мне запомнилось…. Было трудно … Я понял, что… | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
9. Домашнее задание. | Информирует о домашнем задании по выбору: 1. Подготовьте сообщение на тему «Какое наказание за воровство предусматривает законодательство РФ»? 2. В каких произведениях литературы герои совершают воровство? Что о жизни героя и его внутреннем мире через этот поступок узнает читатель? 3. Напишите миниатюру «Как можно предотвратить воровство»? | Фиксируют домашнее задание, осуществляют выбор, задают вопросы при необходимости. |
Примерные ответы группы учащихся, которые анализировали эпизод из очерка И.С. Тургенева «Бирюк»:
1.К какому герою эпизода относится высказывание о воровстве? Найдите (или вспомните) слова, выражения или высказывания, подтверждающие ваши мысли.
(В произведении «Бирюк» совершает воровство крестьянин. Он в грозу дерево рубит.
Строки произведения: «… топор осторожно стучал по сучьям, колеса скрыпели, лошадь фыркала. У срубленного дерева, на земле, копошился лесник, он держал вора ии закручивал ему кушаком руки на спину».
2.Каково происхождение героя, совершившего воровство? Найдите (или вспомните) слова, выражения или высказывания, подтверждающие ваши мысли.
(Тургенев называет его «мужиком». Этот мужик просит пощады у Бирюка: «Отпусти, Фома Кузьмич, …не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как» (ваш-то – это помещик). Бирюк ему отвечает: «Я тоже человек подневольный». Так читатель понимает, что вор – это крестьянин из соседней слободы для Бирюка.)
3.Знакомит ли автор читателя с внешностью героя? О чем читателю рассказывают внешние черты героя?
(Пытливого читателя Тургенев знакомит с внешностью крестьянина:
«Я увидал мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой». Ключевым словом в этом небольшом описании является слово «лохмотья».
«Дрянная лошаденка» мужика – хоть и не описание внешности героя, но та подробность, деталь, которая рассказывает о бедности ее хозяина, о невозможности досыта кормить коня. Хотя мы знаем, как важна для мужика лошадь. Она кормилица, она тоже работник в семье: без нее не вспахать поле, не привезти сено, хворост.)
В чем, на ваш взгляд, причина совершения героем воровства? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли.
( Учащимся нетрудно догадаться, что мужик совершил воровство, потому что был голоден сам и была голодна его семья. «Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится… Нужда, нужда, как есть того… Все едино пропадать», - говорит он Бирюку.)
Как автор, по-вашему, относится к герою, совершившему воровство? Почему? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли.
Автор не восхищается этим героем, но сочувствие к нему очевидно. Он наделяет мужика жалким внешним видом. Также знакомит читателя с рассказчиком-охотником, который заступается за него: «Полно, полно, оставь его!»
С чьими точками зрения о воровстве знакомит читателя автора? Чего он этим достигает?
(Бирюк, тоже бедный подневольный человек, говорит мужику: «Воровать никому не след». А ты все-таки воровать не ходи. Говорят, нельзя. С меня взыщут…»
Рассказчик, ставший свидетелем разбирательств лесника и вора, просит Бирюка оставить мужика, бросается ему на помощь…)
Знакомя читателей с отношением к воровству разных героев, Тургенев показывает, с одной стороны, насколько тяжела была жизнь крестьянина, с другой, вскрывает такие черты простого человека, как преданность своему делу, честность, терпение (О Бирюке).
Примерные ответы учащихся по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»
(1. Высказывание о воровстве относится к Валеку. Мы видим это из диалога:
-Ты в городе остался затем, чтобы купить булок? – спросил я у него.
– Купить? – усмехнулся Валек. – Откуда же у меня деньги?
– Так как же? Ты выпросил?
– Да, выпросишь!.. Кто же мне даст?… Нет, брат, я стянул их с лотка еврейки Суры на базаре! Она не заметила.
– Ты, значит, украл?…
– Ну да!)
2. Валек был из нищих.
– Ну, может быть, и дали бы один раз, – где же запастись на всех нищих?
– А вы разве… нищие? – спросил я упавшим голосом.
– Нищие! – угрюмо отрезал Валек.
3. Валек был высокий, худощавый парень, лет 8 – 9. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и
коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными
задумчивыми глазами.
Это говорит о том, что он нуждался в еде, одежде, в доме.
4. Он крал, чтобы покормить себя и сестру.
Да, голодна! – с жалобным простодушием повторила девочка.
Я не знал еще, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди.
5. Автор относить к ребятам с сожалением и даже частично оправдывает их поступки.
6. Судьба Валека осталась неизвестной. Отец Васи оправдал его поступки. Сказав, что он поступил как благородный человек. И Вася вновь обрел в отце родную душу.
7. Нет, оба мальчика пытались помочь маленькой девочке и друг другу.
Задание: Какие схожие поступки совершают герои данных текстов? Приведите примеры.
(Герои совершают воровство: в рассказе «Бирюк» крестьянин в страшную грозу рубит дерево, Валек крадет с латка еврейки Суры булку и т.д.)
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с таким явлением (слышал о воровстве, пострадал от воровства).
Иван Андреевич Крылов утверждал:
В ком совесть есть и есть закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он,
А вору дай хоть миллион –
Он воровать не перестанет.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Как автор, по-вашему, относится к воровству, к вору?
- Согласны ли вы с Крыловым? Почему?
Вы видите, что сегодня будем работать в группах. Каждой группе предложен эпизод для анализа из одного прочитанного дома текста.
- Подумайте, на какой вопрос будет отвечать каждая группа, если в разных текстах разных авторов встречаются герои, которые совершают воровство?
Почему человек ворует?
Что такое воровство?
Можно ли оправдать воровство?
Каждая группа получает вопросы-помощники, которые помогут ответить на вопрос урока (раздаем группам вопросы).
На столах памятки «Правила работы в группе», «Распределение ролей в группе».
Каждая группа представляет результат своей работы. После выступления группы класс и учитель задает вопросы.
Представляем примерные ответы детей …
Итог:
- Какую мысль о воровстве стремится донести до читателя И.С. Тургенев, В.Г. Короленко, М. Горький? С какой целью авторы столько внимания уделяет такому отрицательному явлению в произведениях?
- Мы познакомились с разными точками зрения относительно воровства. Какая позиция близка именно вам? Почему?
Рефлексия:
Продолжи высказывания:
Сегодня мне запомнилось….
Было трудно …
Я понял, что…
Дом. задание:
Подготовьте сообщение на тему «Какое наказание за воровство предусматривает законодательство РФ»?
В каких произведениях литературы герои совершают воровство? Что о жизни героя и его внутреннем мире через этот поступок узнает читатель?
Напишите миниатюру «Как можно предотвратить воровство»?