Творческое направление.
Занятие по теме «Рисование ладонью»
Цель: развитие творческих умений, ознакомление с нестандартными техниками рисования.
Задачи:
- образовательная: формировать умение использовать прием при помощи рисования ладошкой для творческой индивидуальной работы;
- развивающая: развивать эстетическое восприятие и радостные впечатления от творческого процесса;
- воспитательная: воспитывать интерес к выполнению творческих заданий, вырабатывать навык аккуратности при выполнении работы.
Формируемые УУД:
Личностные: развитие высокой творческой активности при выполнении индивидуальных заданий.
Познавательные: овладение навыками сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений, формулировки общих выводов.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, слушать и слышать одноклассников и учителя.
Регулятивные: умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Используемые средства:
Аудиальные: песня «Паровозик Чух-чух»;
Визуальные: пример рисунков на доске.
Оборудование: презентация, иллюстрации, раздаточный материал, а так же - цветные карандаши (или фломастеры), бумага, клей, ножницы.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) | - Здравствуйте, меня зовут Маргарита Юрьевна, и сегодня внеурочное занятие по изобразительному искусству проведу у вас я. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Послушайте стихотворение Н.Колычева и с его помощью определите тему нашего занятия. «Художница» На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки, кружочки... Потому что я рисую, Их рисую на листочке. Я трудилась до обеда, Карандашики сломала... Надо бы спросить у деда: Что я здесь нарисовала? | Слушают стихотворение, определяют тему занятия |
3. Выявление места и причины затруднения | - Посмотрите, нам пришло какое-то неизвестное письмо с подписью «От гостей». Давайте узнаем кто же решил нас посетить. 1. Это кто с длиннющей шеей Здесь, под солнцем рожки греет? У него спокойный нрав, Сверху вниз глядит…(жираф) 2.Я ползу – мой дом со мной, Ох, тяжелый, костяной Но зато не знаю страха Мое имя - …(черепаха) 3.Их портрет довольно прост: К голове приделан хвост. Вот и все, ни лап, ни шеи, Потому что это…(змеи) 4.Он трубит, как паровоз, Между глаз имеет хвост. Серый и огромный он Догадались? Это…(слон) - Ребята, если звери решили приехать к нам, то мы должны подготовиться к их встрече. Но что бы не потерять гостей, давайте вместе нарисуем их портреты. | Слушают внимательно загадки, называют ответы Готовят свое рабочее место, для выполнения творческой работы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Прежде чем начать рисовать, я предлагаю немного поделиться о том, что знаете об этих животных. - В каких странах обитают эти звери? - Чем питаются? Опишите их. (Эти животные обитают в жарких странах, саваннах. Жираф является травоядным животным, больше всего любит питаться акацией. Черепахи тоже являются травоядными. Змеи же питаются животными мелких размеров, являются хищниками. Рацион слонов состоит из трав, листьев, коры деревьев, веток, корней разных растений и фруктов) - Молодцы, ребята! Вы все верно сказали. Давайте перед началом работы немного отдохнем. Физминутка Попрошу всех ровно встать Что скажу всем выполнять. Руки к верху поднимите Все вдохните - выдохните Наклонитесь, разогнитесь Выпрямитесь, улыбнитесь И за парты тихо сядьте и к рисунку приступайте | Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, слушают мнения одноклассников Выполняют движения физминутки |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Приступаем к выполнению работы, сначала я показываю как нужно выполнить базовые фигуры, затем вы выбираете животное и изображаете его. Продемонстрировать технологию выполнения работ. - Рассмотрите образцы и выберите кого будете рисовать «Слон» «Жираф» «Змея» «Черепаха» | Слушают установки учителя, рассматривают образцы |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Сидим правильно, спинки ровные, стараемся выполнить аккуратно и красиво. Правильно обводим ладошку, затем приступайте к разукрашиванию животного. | Приступают к работе |
7. Включение в систему знаний и повторение | - Предлагаю продемонстрировать свои работы. | Представляют свои работы, оценивают работы одноклассников |
8. Рефлексия учебной деятельности | - Чему научились на сегодняшнем занятии? - Закончите предложения: Мне понравилось… Теперь я могу… - Спасибо за занятие, вы все молодцы, у вас получились красивые рисунки. До свидания! | - научились рисовать животных с помощью своей ладошки - оценивают свою деятельность на уроке |
Творческое направление.
Объёмная аппликация из бумаги «Ёжик из бумажных полос»
Цель: сформировать умения создавать объёмную аппликацию из бумажных полос.
Задачи:
- образовательные: познакомить со способом склеивания бумажных полос в «капельки»; научить складывать листья «косой гармошкой»; закрепить умения коллективно анализировать образец и планирование выполнения аппликации.
- развивающая: развивать моторику рук, самостоятельность, внимание, умение контролировать свою деятельность.
- воспитательная: воспитывать желание создавать своими руками полезные продукты деятельности для формирования практических умений и навыков.
Формируемые УУД:
Личностные: воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе; формирование умения организовывать и убирать рабочее место.
Познавательные: систематизировать и расширять представления детей о приёмах работы с бумагой и использовать их при создании новых форм; соблюдать правила по технике безопасности при работе с клеем и ножницами.
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по планированию действий и самостоятельной деятельности.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, на этапе беседы, планирование задач.
Оборудование: цветной картон формата А4, цветная бумага, ножницы, клей карандаш, фломастеры, шаблон ежика; готовый образец аппликации.
Для учителя: готовый образец аппликации в сборе и разборе, шаблоны ежика по количеству учащихся.
Для учащихся: цветной картон формата А4, цветная бумага, ножницы, клей карандаш, фломастер.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Юрьевна и сегодня внеурочное занятие по технологии проведу у вас я. - Давайте поприветствуем друг друга такими словами: «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся». - Проверьте свою готовность. На партах у вас должен быть цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. - Присаживайтесь на свои места. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу, проверяют свою готовность к занятию |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Сейчас я прочитаю вам загадку. Ваша задача внимательно ее прослушать и определить о ком идет речь. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток — ни одной (ёж) - Кто же это? - Сегодня на уроке вы научитесь изготовлять объёмную аппликацию из бумаги «Ёжик из бумажных полос». - А так же освоите новый способ склеивания бумажных полос в «капельки»; научитесь складывать листья «косой гармошкой». | Слушают загадку, называют ответ - ёж Слушают целевые установки на урок, запоминают |
3. Выявление места и причины затруднения | - Посмотрите на слайд презентации. Запомните из каких этапов будет состоять наша работа, каждый из вас будет делать своего ёжика. 1. Название «Ёжик из бумажных полос»; 2. Форма прямоугольная; 3. Размер (альбомный лист); 4. Материал (шаблон туловища ежика); 5. Количество деталей: шаблонов туловища ежика и бумажные полосы (капельки) – 32; 6. Оформление изделия (каждый изготавливает своего ежика). | Смотрят, зачитывают этапы работы над аппликацией |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Сейчас я покажу вам выполнение нашей аппликации. Внимательно слушайте и запоминайте. 1 этап. Берём чёрный лист цветной бумаги и складываем на четыре части. Разрезаем по согнутым линиям на четыре прямоугольника. 2 этап. Каждый прямоугольник складываете в несколько раз на 8 полос, и разрезаете по согнутым линиям. Из 4 чёрных прямоугольников должно получиться 32 полоски. 3 этап. Приклеиваете шаблон ежа на цветной картон. 4 этап. Склеиваете из полос «капельки» и приклеиваете их по контуру ежа, начиная с верхнего ряда. Следующие ряды надо приклеивать на 1, 5 – 2 см ниже предыдущего. У каждого может получиться разное количество рядов. 5 этап. Разрываете цветную бумагу на разноцветные кусочки, делаете дорожку из листьев. 6 этап. Для изготовления листьев, вырезаете полоску шириной 5 см- 6см, складываете ее гармошкой, рисуете контур полулиста и вырезаете каждый листик. Складываете пополам и сгибаете «косой гармошкой». Аккуратно расправляете листья, чтобы они были объёмными. 7 этап. Вырезаем разные фрукты, (груша, яблоко), грибы и приклеиваем их на спинку ёжика. Приклеиваем глаза, носик, рисуем ротик. | Слушают учителя, наблюдают за поэтапным выполнением работы |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Прежде чем приступать к работе, ответьте на несколько моих вопросов. - На сколько частей мы складываем лист черной бумаги? - На сколько складываем полос каждый прямоугольник? - Как приклеиваем капельки на шаблон ежика? - Как изготовить листья? - Верно, ребята вы все запомнили и готовы приступать к работе. Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами? (Не работать с ножницами с ослабленным креплением; работать только с исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами; работать с ножницами только на своем рабочем месте; следить за движением лезвий во время работы; ножницы класть кольцами к себе; подавать ножницы кольцами вперед; не оставляй ножницы открытыми; хранить ножницы в чехле лезвиями вниз; не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу; использовать ножницы по назначению). - А кто знает правила работы с клеем? (При работе с клеем нужно пользоваться кисточкой, если это требуется; брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе; клей наносить на середину листа и размазывать равномерно к краям; края надо всегда хорошо смазывать; когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки; Деталь надо сначала примерить, а потом намазывать клеем; Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее; кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом). - Ваша работа будет оцениваться по критериям: 1. Объёмность композиции. 2. Надёжность соединения деталей. 3. Завершённость работы. - Я желаю вам успешной и продуктивной работы. - Вы уже сделали большую часть своей работы, предлагаю немного отдохнуть, встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной. Физминутка Ходил ежик по полянке (ходьба на месте) Он искал грибы – опятки (посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы) Глазки щурил и моргал (сильно прищуриться) Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны) Вверх смотрел он, (посмотреть вверх голова неподвижна) Вниз глядел, (посмотреть вниз) Сам тихонечко пыхтел. (произнести «пых», «пых», «пых».) Смотрел влево, (посмотреть влево, не поворачивая головы) Смотрел вправо, (посмотреть вправо, не поворачивая головы) Вдруг увидел гриб на славу! (плотно закрыть и широко открыть глаза) Оглянулся он еще (движения по тексту) Через левое плечо, Через правое еще. Ёж затопал по тропинке. И грибок унёс на спинке. (ходьба на месте, топающим шагом) | - на 4 - на 8, всего получится 32 полоски - по контуру ежа, начиная с верхнего ряда. Следующие ряды надо приклеивать на 1, 5 – 2 см ниже предыдущего - для изготовления листьев, вырезаем полоску шириной 5см - 6см, складываем ее гармошкой, рисуем контур полулиста и вырезаем каждый листик. Складываем пополам и сгибаем «косой гармошкой». Аккуратно расправляем листья, чтобы они были объёмными Вспоминают технику безопасности работы с ножницами и клеем Приступают к выполнению объемной аппликации Выполняют движения физминутки |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Молодцы! Присаживайтесь на свои места и продолжайте работу. Веду наблюдение за деятельностью детей: соблюдением ТБ, последовательностью и правильностью выполнения работы, за организацией рабочего места, за посадкой учащихся. Ориентирую детей во времени, по необходимости оказывая индивидуальную помощь. | Продолжают творческую работу |
7. Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, выходите к доске со своими работами, посмотрим, что у вас получилось. Сначала выходит первый ряд. Затем второй ряд. После третий ряд. По критериям оценивается работа детей. Выставление оценок. | Представляют свои работы, оценивают работы одноклассников |
8. Рефлексия учебной деятельности | - Поднимите руки те, кому было интересно работать на занятии и трудностей не возникло при выполнении аппликации. - А теперь те, у кого возникали трудности и которые считают, что занятие было неинтересным. - Убирайте свои рабочие места (контролирую уборку рабочих мест и даю оценку по рядам). - Спасибо за сегодняшнее занятие, у каждого из вас получились красивые ежики. Мне было приятно с вами работать! До свидания! | Оценивают свою деятельность на занятии Убирают рабочие места |
П
орядок выполнения работы
1
. Берём чёрный лист цветной бумаги и складываем на четыре части. Разрезаем по согнутым линиям на четыре прямоугольника.
2. Каждый прямоугольник складываете в несколько раз на 8 полос, и разрезаете по согнутым линиям. Из 4 чёрных прямоугольников получите 32 полоски.
Приклеиваете шаблон ежа на цветной картон.
4
. Склеиваете из полос «капельки» и приклеиваете их по контуру ежа, начиная с верхнего ряда. Следующие ряды надо приклеивать на 1, 5 – 2 см ниже предыдущего. У каждого может получиться разное количество рядов.
5. Разрываете цветную бумагу на разноцветные кусочки, делаете дорожку из листьев.
6. Для изготовления листьев, вырезаете полоску шириной 5 см- 6см, складываете ее гармошкой, рисуете контур полулиста и вырезаете каждый листик. Складываете пополам и сгибаете «косой гармошкой». Аккуратно расправляете листья, чтобы они были объёмными.
7. Вырезаем разные фрукты, (груша, яблоко), грибы и приклеиваем их на
с
пинку ёжика. Приклеиваем глаза, носик, рисуем ротик.
Экологическое направление.
Тема занятия: «Путешествие по стране Экология»
Цель: привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края, заложить основы природоохранного поведения.
Задачи:
- образовательная: формировать нравственные основы экологической культуры обучающихся;
- развивающая: развивать у обучающихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать и творчески применять в конкретной ситуации;
- воспитательная: воспитывать бережное, гуманное отношение к окружающей природе, экологическое мировоззрение и чувство ответственности за будущее Земли.
Формируемые УУД:
Личностные: развитие высокой творческой активности при выполнении индивидуальных заданий.
Познавательные: овладение навыками сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений, формулировки общих выводов.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, слушать и слышать одноклассников и учителя.
Регулятивные: умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Оборудование: презентация, иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц; аудиозапись «Звуки природы»;
для эксперимента понадобится: 2 банки, воронка, вата, бинт, ножницы; фантики конфетные для создания бабочек, нитки.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) | - Здравствуйте, ребята я рада всех вас видеть сегодня. Меня зовут Маргарита Юрьевна, и внеурочное занятие проведу у вас я. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Сегодня у нас будет необычное путешествие по стране Экология. - А кто знает что такое «экология»? - Вы все верно сказали! Экология – наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру. | Высказывают свои мнения, слушают одноклассников |
3. Выявление места и причины затруднения | - В этой стране все было чудесно, все жили счастливо, но в последнее время оттуда стали поступать сигналы о помощи. - Прежде чем отправиться в путь, я предлагаю рассмотреть карту нашего путешествия (слайд 1) – Прочитайте, по какому маршруту мы будем двигаться, где будем останавливаться, и о чем говорят нам названия этих станций? | Рассматривают слайд с картой путешествия - Растительная – о растениях, Зоологическая – о животных, Родниковая – о воде, Лесная мастерская - будем что-то мастерить |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Первая остановка нашего путешествия «Растительная» (слайд 2) - Посмотрите, как здесь красиво! Какие прекрасные растения здесь растут! (включается аудио запись) Но мелодия почему-то грустная, скажите, почему могут грустить растения? - Верно, ребята, посмотрите на эти картины. (На слайде 3 видно, что природа загрязнена: везде мусор, бутылки, грязный воздух, дети делают вывод, что растения страдают от этого) - Ребята, поможем растениям? - У меня в руках лепестки одного цветка, на каждом из них написана загадка, вы должны отгадать ее и прикрепить лепесток к доске. 1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света (одуванчик) 2. Какие деревья называют вечнозелеными? (ель, сосну) Почему? 3. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (смородина) 4. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки (ромашка) 5. Какой газ необходим для дыхания растений? (кислород) 6. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега? (подснежник) 7. Какой цветок называют – царицей цветов? (роза) 8. У каких деревьев листья осенью красные? (клен, рябина) 9. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (осина) – Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! - Как же надо помогать растениям? - Верно! Отправляемся на следующую станцию. | - растения грустят и страдают потому что воздух грязный, кругом мусор, люди их вырывают - да, поможем Отгадывают загадки - одуванчик - ель, сосну - смородина - ромашка - кислород - подснежник - роза - клен, рябина - осина - ухаживать за ними, не рвать листья, не забрасывать мусором |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Станция Зоологическая (слайд 4) - Посмотрите, сколько здесь животных! Но они тоже грустные, что же случилось? - Что нужно сделать, чтобы все изменить? - Предлагаю вам выполнить следующее задание, которое называется «Почтовый ящик». Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их писал. Работаем в группах. 1 группа «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь) «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк) 2 группа «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса) 3 группа «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень) «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные тоннели и по ним передвигаюсь». (Мышь) - Молодцы, ребята! Вы и тут справились с заданием. Прежде чем отправиться на следующую станция предлагаю немного отдохнуть. Физминутка Мы немного отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете – Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И нисколько не устали! | - животные вымирают от того, что человек загрязняет леса, вырубает деревья, неосторожно обращается с огнем и поэтому случаются пожары - высказывают свои мнения Выполняют задание в группах, зачитывают всему классу и называют того, кто написал письмо - белый медведь - волк - лиса - олень - мышь Выполняют движения физминутки |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Станция «Родниковая» - О чем пойдет речь на этой станции? - Верно, послушайте сказку. Жил старик на берегу широкой глубокой реки. Как-то раз стал он ловить неводом рыбу. Закинул он первый раз невод, пришёл к нему невод с одними лишь консервными банками. Во второй раз закинул старик невод, пришёл к нему невод с башмаками, палками да бутылками. Закинул он невод в третий раз. И попал к нему в невод… рак. И вдруг заговорил рак человеческим голосом: - Не отпускай меня, старик, обратно в речку. Забери к себе! - Как вы думаете, почему рак не захотел жить в речке? - Почему вода в речке стала грязной? Кто ее загрязнил? - А только ли речка страдает от пагубного отношения человека к природе? - Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? - В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы. Очищают от грязи. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо беречь. - Предлагаю провести эксперимент по очистке воды. (слайд 5) - Кто хочет быть моим помощником? На столе 1 банка пустая, другая с мусором, грязной водой. 1. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить фильтр (ребенок говорит, что в домашних условиях можно использовать бумажные салфетку, вату, слой бинта). 2. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. - Ребята, вы большие молодцы! Что вам запомнилось из проведенного эксперимента? Станция «Лесная мастерская» - А вы знаете, ребята, что многое из того, что мы считаем мусором и выбрасываем, могло бы иметь вторую жизнь, вот например фантики от конфет могут превратиться в великолепных бабочек, которые будут украшать ваш дом и радовать глаз. Предлагаю сделать их своими руками (мастер класс по изготовлению бабочек из фантиков, каждому участнику по два фантика от конфет). - Какие чудесные бабочки у вас получились. Поднимите их повыше, чтобы все могли ими полюбоваться! - Наше путешествие заканчивается, нам удалось сделать чистой страну Экологию! | - воде Слушают сказку, отвечают на вопросы - если вода будет грязной, то погибнет всё живое Проводят эксперимент под с помощью учителя, наблюдают Обобщают увиденное, делают вывод Выполняют творческую работу, оценивают работы одноклассников |
7. Включение в систему знаний и повторение | - Проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что скажу, верно – хлопайте в ладоши, если ошибусь - топайте. - Ветки не ломать, листья зря не рвать (хлопать) - Цветы рвать, в венки сплетать (топать) - Шуметь, кричать, аукать. Громко песни петь (хлопать) - Лягушек, гусениц, ужей нужно гнать из леса (топать) - Чтоб узнать лесные тайны, нужно не шуметь (хлопать) - Все животные и растения нужны лесу (хлопать) - В лес возьми с собой топор: сможешь там разжечь костёр (топать) - Мусор не бросай, за собой убирай (хлопать) | Принимают участие в игре |
8. Рефлексия учебной деятельности | - Давайте оценим свою работу на уроке, если вам был урок интересен и полезен, тогда поднимите веселый смайлик, если нет – грустный. На одной планете Дружно жили дети. Не разоряли гнёзда птиц Ради нескольких яиц, Не ловили по дубравам Рыжих белок для забавы. Травку не топтали, Рек не загрязняли! Все старательно с умом Берегли свой общий дом Под названием Земля, Где живём и ты, и я! - Спасибо, всем, за интересное путешествие. До свидания! | Проводят рефлексию своей деятельности на занятии |
Технологическая карта занятия по теме
«Осторожно! Соблюдайте правила дорожного движения»
Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
- образовательная: закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения; познакомить с историей возникновения правил дорожного движения;
- развивающая: развивать память, логическое мышление, развивать умение детей распознавать дорожные знаки;
- воспитательная: воспитывать общую культуру поведения на улице.
Формируемые УУД:
Личностные:
1) учебно-познавательный интерес к учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
2) проявлять положительное отношение к уроку;
3) проявлять самостоятельность в различных видах деятельности.
Познавательные:
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
3) проявление познавательной активности.
Коммуникативные:
1) готовность слушать собеседника и вести диалог;
2) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
1) оценивание качества и уровня усвоения материала;
2) планировать собственную деятельность.
Оборудование: картинки, карточки, компьютер, презентация.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Маргарита Юрьевна и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я. Проверьте все или готово у вас, теперь садитесь на свои места. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Прежде чем начать наше занятие, вам необходимо отгадать загадки. 1) Три разноцветных круга Мигают друг за другом. Светятся, мигают – Людям помогают. - Верно, слушайте следующую загадку. 2) Что за лошадь, вся в полоску, На дороге загорает? Люди едут и идут, А она – не убегает. 3) Эту ленту не возьмешь И в косичку не вплетешь. На земле она лежит, Транспорт вдоль по ней бежит. - Молодцы, ребята. Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на занятии? | Отгадывают загадки, определяют тему занятия - светофор - пешеходный переход - дорога - о правилах дорожного движения |
3. Выявление места и причины затруднения | - Кто знает, когда и где появились первые правила дорожного движения? - Действительно, было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно было считать первыми транспортными средствами. Ездили они как вздумается, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Часто происходили столкновения людей с лошадьми, лошадей между собой. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, поэтому изобрели правила, которые сделали движение удобным и безопасным. Первые ПДД появились более 2000 лет назад. | - первые правила дорожного движения появились в древности Слушают рассказ учителя, запоминают |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Ребята, давайте с вами вспомним про участников дорожного движения и средства регулирования дорожного движения. - Какие средства регулирования дорожного движения вы знаете? - Ребята, а кто такой пешеход? - Верно. А кто такой водитель? | - светофор, дорожные знаки - пешеход - это человек, идущий по тротуару - водитель - это человек, который управляет транспортным средством |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Познакомимся со знаками. Знаки все мы знать должны, Чтобы выехав на рынок, Не остались дружно мы И без ног, и без ботинок. В красном треугольнике Знаки осторожные, Они предупреждают, К вниманью призывают! Запрещающие знаки Разное движенье: обгоны, поворот- И в красные кружочки Обводит их народ. А еще есть знаки- добрые друзья: Укажут направленье вашего движенья. Где поесть, заправиться, поспать, И как в деревню к бабушке попасть. - У пешехода есть ещё один помощник. Отгадайте какой: Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны. И, хотя, еще ни разу Не смотрел он всеми сразу Все глаза ему нужны. Он висит здесь с давних пор И на всех глядит в упор. - Ребята, давайте разберемся, что обозначают цвета светофора. -Так, что обозначает красный цвет? Желтый? Зеленый? Игра «Автомульти» Вам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства. 1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? 2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? 3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? 4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? 5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? 6. На чѐм летал старик Хоттабыч? 7. Личный транспорт Бабы-Яги? 8. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот Задом наперед, А за ним комарики... На чем летали комарики? 9. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) 10. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? Физкультминутка - Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Светофор». Если я покажу красный сигнал, вы приседаете, если желтый сигнал – хлопаете в ладоши, если зеленый – маршируете. | К доске выходят дети с дорожными знаками и читают стихотворения - светофор - красный цвет обозначает опасность, Желтый - предупреждение, Зеленый -разрешение. Принимают участие в игре - на печке - велосипед - вареньем - подарили велосипед - в карету - ковер-самолет - ступа - на воздушном шарике - на ядре - в бочке Выполняют физминутку |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - А сейчас мы будем работать в группах. Вам нужно будет разгадать венгерский кроссворд. Слова могут читаться и «ломаться» во всех направлениях, но не пересекаться. Вычёркивайте отгаданные слова, из оставшихся букв составьте ключевое слово и впишите его в клеточки ответа. - Те, кто справятся быстрее, поднимают руку. - Какое слово у вас получилось? - Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. | Работают в группах, разгадывая кроссворд - знак |
7. Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, наше занятие подходит к концу, так давайте с вами повторим, благодаря чему мы можем сохранить наше здоровье и безопасность на дороге? | - благодаря знаниям о правилах дорожного движения, знаках и правильному поведению на дорогах |
8. Рефлексия учебной деятельности | - А сейчас оцените себя. На ваших столах лежат листы, нарисуйте на них кружок соответствующего цвета: зеленого цвета- если вы хорошо усвоили материал и у вас не было затруднений; желтого цвета-если вы неплохо поработали, но что-то не получилось усвоить; красного цвета-если вы ничего не усвоили и материал вам был непонятен. - А сейчас покажите, какого цвета кружок вы нарисовали. - Спасибо за занятие, до свидания. | Проводят рефлексию своей деятельности на уроке |