СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий игры КВН по химии "Самая прекрасная и загадочная!" для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  игры КВН по  химии для  9 классов.В игре используются навыки решения химических задач.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий игры КВН по химии "Самая прекрасная и загадочная!" для 9 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кислоканская средняя школа» Красноярского края

Эвенкийского муниципального района






Сценарий

КВН «Самая прекрасная и загадочная!».

(для учащихся 9 классов)


Разработала

учитель химии

Катцына

Любовь

Федоровна






2018 год


Цель: Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии.

Задачи:

1. Образовательные:

а) Расширение кругозора знаний учащихся.

2.Развивающие:

а) Развитие речи, умения обобщать, анализировать и делать выводы;

б) Развитие творческих способностей и навыков практической деятельности у учащихся;

в) Развитие отношений сотрудничества и коллективизма;

г) Формирование умений выступать перед товарищами, находить с ними контакт .

3.Воспитательные:

а) Создание условий для самореализации, самоутверждения у учеников и уверенности в себе;

б) Воспитание чувства коллективизма.

Формируемые предметные и метапредметные результаты:

Предметные: использование практического опыта при проведении химических экспериментов, использование знаний школьного курса химии 8-9 классов, преобразование теоретических знаний в практические.

Метапредметные: коммуникативные – формирование речевой деятельности и навыков сотрудничества; познавательные – работа по поиску информации при подготовке к мероприятию, освоение способов решения творческого характера; регулятивные - проявление инициативы и самостоятельности , умение составлять план действий и работать по нему,

Место проведения: кабинет химии

Форма проведения: КВН

Оборудование и реактивы:
1.Реактивы : цинк, р-р соляной кислоты, р-р серной кислоты, р-р гидроксида натрия, магний, этанол, перманганат калия кристаллический, перекись водорода, фенолфталеин, серная кислота, р-р шелочи, вода, сахарная пудра, дихромат аммония, нитрат аммония, р-р хлорида кальция, р-р карбоната натрия, р-р радонида калия, раствор хлорида железа (III), фторид натрия.

2.Оборудование: штатив, спиртовка, спички, кирпич, штатив с пробирками, лучина, круглые плоскодонные колбы , пробки с газоотводными трубками( для колб и пробирок), веревка, смоченная в хлориде бария, кристаллизатор с раствором какого-либо сульфата, стеклянная палочка, асбестовая сетка, нож, вата, фарфоровая ступка , предметный столик.


Подготовительный этап:

1.Подготовить оформление: плакаты, кроссворды, высказывания ученых.

2.Подготовка команд: придумать название команды, эмблему, девиз, приветствия жюри, команде соперников, болельщикам.

3.Подготовка командами «домашнего задания» по теме «Самая прекрасная и загадочная»..


КВН проводится по следующему сценарию:

  • Приветствие команд.

  • Разминка команд.

  • Конкурсы команд: Химическая лаборатория, Скорая помощь на дому

  • Домашнее задание.


Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ. Добрый вечер, дорогие ребята, гости! Мы рады видеть вас на нашем КВН. Сегодня у нас встречаются команды 9 а класса «Чародеи» и 9 б класса «Магистры». Встречу судит жюри. (Представляет членов жюри)


ВЕДУЩИЙ. Химия – серьезная наука, но химики – веселый народ, и иногда они любят пошутить. Сегодня вы убедитесь в этом сами. Итак, наше первое знакомство начинается. На сцену для I конкурса, конкурса «Приветствие команд», приглашается команда 8 класса, команда «Чародеи»


Приветствие команд «Визитная карточка». Выступление должно быть не более 7-10 минут. Обязательно соответствовать выбранной теме. Должна быть защита эмблемы и название команды . Желательно музыкальным и веселым. Выступление оценивается в 10 баллов


Приветствие команда «Чародеи».

Девиз: Химичить всегда, химичить везде,

Химичить на суше, химичить в воде.

Поют:

Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Жил водород в пробирке

А рядом кислород.

Жили они не тужили,

Но вдруг появились мы.

Вместе мы их смешали

И получили взрыв.

Ля-ля-ля-ля-ля,

Разлетелась пробирка вся.

Ля-ля-ля-ля-ля

Вертится быстрей Земля.

Приветствие соперникам

Команде «Магистры» – наш привет!

Пусть бой наш будет самым мирным в мире,

И победившим станет тот,

Кто будет самым остроумным

И без потерь до финиша дойдет.

Поют:

Главное, ребята, с юмором дружить,

Ведь тогда победу вы сможете добыть.

В дальний путь собрались мы,

А в том краю далеком

Только со смекалкой можно победить.

А ты, наш соперник, решенье жюри

В сердце своем сохрани

Лишь за точный ответ,

Лишь за шутки твои

Команда получит очки. 2 раза

Приветствие жюри

Здравствуйте, наше многоуважаемое жюри.

Мы собрались сегодня в этом зале

И говорим с волненьем в этот час:

«Жюри, жюри – оно одно у нас,

Мы любим вас.

Любовь еще, быть может,

В душе у нас угасла не совсем,

Но пусть ничто вас не тревожит,

Прибавьте балл командам всем».

Чтоб вы, жюри, нейтральны были,

Могли по праву рассудить,

Все споры двух команд решить

И приз сильнейшим присудить,

Дарим вам нейтральную среду:

Щелочь и кислоту!

Приветствие болельщикам

А вы, болельщики, крепитесь,

Где нужно, поддержите нас!

И наша в КВН победа

Пусть будет радостью для вас!


Приветствие команды «Магистры».

Девиз: Мы как кремень крепки, не разбить, не разлить нас водой.

Поют на мотив песни «Замечательный сосед»

Долго химию учили,

Долго мы ее зубрили,

Долго голову ломали,

Над задачею сидя.

А теперь на этой сцене

Мы играем в КВНе.

КВН сейчас поможет

Время провести не зря.

Приветствие жюри

Из-за химии сегодня состоится КВН.

Вы, жюри мое родное, оцените нас скорей.

Поют на мотив песни «Если б я был султан…»

Мы пришли к вам сюда, чтоб сразиться здесь.

Но противник силен, надо нам учесть,

Но противник силен, что ни говори

Вся надежда на вас, милое жюри!

Давайте, судьи, болейте за нас,

А то наказанье пошлет Бог на вас.

Если б я был жюри и судить бы мог,

Уверяю, друзья, был бы я не строг.

Но, с другой стороны, что ни говори,

Вся надежда на вас, милое жюри!

Приветствие болельщикам

Дорогой наш болельщик,

Мы попросим тебя –

Поболей хоть немножко

За нас и за себя.

Поболей, поболей, поболей ты за нас!

Не оставь, не оставь, в этот трудный час! (Все вместе)

Приветствие соперникам

А ты, соперник, не грусти, не надо!

И нос вам вешать нынче ни к чему.

На КВНе всем смеяться надо,

Кто не смеется – проигрыш тому! (Хором.)


Жюри оценивает конкурс «Визитная карточка»


ВЕДУЩИЙ. Второй конкурс называется «Разминка». Мы предлагаем посоревноваться в ответах на химические загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.


ВЕДУЩИЙ Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.
(Кислород.)

ВЕДУЩИЙ Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил!
(Магний.)


ВЕДУЩИЙ Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.
(Алюминий.)


ВЕДУЩИЙ Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!
(Медь)


ВЕДУЩИЙ Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель. 
А разрушите, так сразу 
Два получите вы газа.
(Вода.)


ВЕДУЩИЙ Я парнишка непростой,
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко-красным -
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу желтым стану я.
Назовите-ка меня!
(Индикатор метиловый оранжевый.)


ВЕДУЩИЙ Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.
(Хлор.) 


ВЕДУЩИЙ Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
(Водород.)


ВЕДУЩИЙ: « Химия – это наука практическая. И потому третий конкурс покажет нам все ваши умения и знания. При оценке конкурса обязательно будут учитываться:

1 Соблюдение правил техники безопасности

2. Правильность проведения эксперимента

3. Простота в объяснение проводимых опытов

4 .Правильность записанных уравнений соответствующих реакций»


Третий конкурс – « Химическая лаборатория».

Участникам предлагают закрытые конверты, в которых записаны задания.

Конверт 1. Осуществить превращения Цинк – хлорид цинка – гидроксид цинка – сульфат цинка- цинкат натрия.

Конверт 2. Из имеющихся на столе реактивов получите кислород двумя различными способами. Докажите, что полученный газ кислород.


Перед экспериментом команды три минуты обсуждают работу, выбирают участников.

В конкурсе принимают участие по три игрока из команды. Один из них записывает уравнения на доске. Два других проводят и объясняют опыты. Учитывается не только правильность проведенного эксперимента, но и слаженность в работе команды. Конкурс оценивается в 10 баллов.

Пока команды выполняют работу, проводится конкурс болельщиков. Зал делится на две части болельщиков и им по очереди задаются вопросы, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Баллы суммируются в пользу той или иной команды.


Конкурс болельщиков

  1. Сапоги мои того, пропускают ... 2О)

  2. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда? (Нет)

  3. Реакция, при которой из нескольких веществ образуется одно. (Соединения)

  4. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, называются… (Оксиды)

  5. Формула углекислого газа. (СО2)

  6. Каким химическим элементом образован графит? (Углеродом)

  7. Жидкий металл. (Ртуть)

  8. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

  9. Первый элемент Периодической системы Д.И.Менделеева. (Водород)

  10. Наука о веществах и их свойствах. (Химия)

  11. Как называется газ, являющийся аллотропным видоизменением кислорода, который образуется в небольшом количестве после грозы? (Озон)

  12. Формула серной кислоты. 24)

  13. Опасна ли ртуть в градуснике, если он разобьется? (Да)

  14. Как называются растворимые основания? (Щелочи)

  15. Формула воды. 2О)

  16. Какой легкий металл используется в самолетостроении? (Алюминий)


Жюри оценивает третий конкурс «Химическая лаборатория » и озвучивает общий результат обеих команд.


Четвертый конкурс - « Скорая помощь на дому».

ВЕДУЩИЙ. Некоторые из вас в дальнейшем собираются выбрать профессию врача и поэтому самое время проверить себя. Вызывается по одному человеку из команды. Им предлагается решить две одинаковые задачи. Учитывается правильность решения и время, потраченное на это. Конкурс оценивается в 5 баллов.


Задача 1

Какую массу кристаллического перманганата калия необходимо добавить в 200 г.0,1% раствор получить 0,5% раствор для промывания ран.(0,8 г)


Задача 2

Какой объем приобретенного в аптеке водного раствора этилового спирта 96% с плотностью 0,8г/мл ,необходимо добавить в 50 мл воды для приготовления 50% раствора .для наложения компресса? (65 мл)


Пока участники решают поставленные перед ними задачи, мы проводим Конкурс капитанов.

Ведущий вызывает на бой капитанов команд. Без всякой подготовки капитаны должны отвечать на вопросы ведущего ,если капитан команды не знает ответа ,то капитан команды соперников может дать ответ на вопрос и получить дополнительный балл команде


Вопросы для первого капитана:

1. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)

2. Заряженная частица в которую превращается атом (ион)

3. Аллотропное видоизменение кислорода (озон)

4. Горизонтальный ряд химических элементов (период)

5. Жидкий металл (ртуть)

6. Соли серной кислоты (сульфаты)

7. Родина Фарфора (Китай)

8. Единица количества вещества (моль)

9. Газообразная природная смесь (воздух)

10. Признаки реакции горения (свет и тепло)


Вопросы для второго капитана:

1. Какой газ образуется во время грозы (озон)

2. Самый легкий благородный газ (гелий )

3. Вертикальный ряд элементов Периодической таблице (группа)

4. Кристаллическая решетка воды (молекулярная)

5. Процесс отдачи электронов (окисление)

6. То, из чего состоят все физические тела (вещество)

7. Самый твердый природный минерал (алмаз)

8. В чем растворяется золото? (в царской водке)

9. Условная запись состава вещества ( химическая формула)

10. Жидкий неметалл (бром)


Жюри оценивает четвертый конкурс «Скорая помощь на дому » и озвучивает общий результат обеих команд с учетом конкурса капитанов.


Ведущий: А сейчас конкурс « Домашнее задание» на тему «Самая прекрасная и загадочная». Приглашается команда «Чародеи»! Музыка.


Выступление команды «Чародеи»

1. Химия – супер-супер- суперсовременная наука! В древности о ней знали очень мало. Бедные люди! Не представляю, как можно было жить без химии?

2. Ни тебе капроновых колготок, ни жвачек, ни пластмассовых авторучек…

3. Да, представляете – жили наши предки без пластиковых окон, да и вообще без стекол – слюдяные окошки делали, мутные –премутные. Без цемента, без шифера и кирпичей строили дома, из одних бревен и досок! О, ужас!

4. Это что же, и бензина тогда не было, и резины? А как же машины ездили?

5. Ну ты тупая! Какие машины? На лошадях тогда ездили, овсом их кормили, а не бензином! Зато с экологией тогда было все в порядке! Помнишь, как у Пушкина: не велеть ли в санки кобылку бурую запрячь? Жили люди, не тужили…

6. А что, при Пушкине химии вообще не было? И в школе ее не учили, наверное? Вот здорово!

7. Ну что ты такое говоришь? Химия при Пушкине расцветала вовсю, к тому времени Ломоносов уже и атомно-молекулярное учение придумал, и закон сохранения массы открыл.

8. И стекло, и порох, и многие красители к тому времени получать умели. А самое главное – чернил и бумаги полно было, а то бы Пушкину пришлось царапать угольком на бересте .

9. А почему же тогда великий поэт Александр Сергеевич не воспел в своих стихах химию? Обидно даже.

10. Да, представляю, как зазвучала бы сказочка с химическим уклоном! « У лукоморья стоит растение, в коре которого много дубильных веществ, а в листьях – пигмента хлорофилла. На этом растении мы видим кованое металлическое изделие желтого цвета. Оно не окисляется ни при каких условиях, лишь растворяется в царской водке. И металл этот стоит на предпоследнем месте в электрохимическом ряду напряжений…»

11. Ну что ты все так упрощаешь! Посмотри, как здорово зазвучала знакомая с детства сказка, когда ее чуть-чуть «подхимичили».

12. Итак, представляем вашему вниманию сказку « О попе и работнике его Балде» с химическим уклоном.


Поп:- Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда!

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк до самой моей смерти.

Как наешься своей ты полбы,

Собери с чертей оброк мне полный!


Балда: Ну, хозяин! Хитер, подлец!

Да есть хитрее тебя молодец.

Надо химию немного почитать

И чертей до чертиков перепугать!


Чтец: Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега моря,

Там он стал веревку крутить

И конец ее в море мочить

( опыт: веревку, смоченную в хлориде бария, опускает в кристаллизатор с раствором какого-либо сульфата)


Чтец: тут из моря вылез старый бес:


Черт:- Зачем ты, Балда, к нам залез?

Замутил нам всю воду, не видно ни зги!


Балда:- Погодите, сейчас посыплю пеплом вам мозги!

( опыт: «вулкан» из подожженного дихромата аммония )


Чтец: Беса взяла тут унылость:

Черт:- Скажи, за что такая немилость?


Балда: - Как за что? Вы не платите оброка

И не помните положенного срока!


Черт:- Об оброке мы век не слыхали,

Да и не было чертям такой печали!

Ну уж ладно, бери, да с уговору,

С нашего общего приговору:

Кто этот камень сотрет в порошок,

Тот и получит золота мешок.


Балда: - Эка невидаль, стереть в порошок!

А вот я его взял – и поджег!

( опыт: «горение» кирпича, облитого спиртом )


Черт:- Ох, и силен ты, мужичок!

А все же пока не твой мешок!


Балда: - Глупый, глупый ты бес!

И куда ж ты за нами полез?

Да где тебе тягаться со мною,

Со мною, самим Балдою!

Я вот змей сейчас напущу

И беды на вас, чертей, насвищу!( опыт Фараоновы змеи)


Черт:- Ладно, ладно, твоя взяла, Балда!

Бери мешок и не возвращайся больше сюда!

Видно, люди поумнее нас, чертей,

Поучиться бы нам надо у людей!


Балда: - Ну, прощайте! Зла на вас я не держу,

Я ведь с книгами учеными дружу!

Вы бы тоже в школу шли учиться,

Хватит вам, чертям, бездельничать и лениться!


Черт: - Скажи, профессор Балда, какой наукой нам заняться,

Чтобы мы с тобой могли тягаться?


Балда: - Химией зовут эту науку!

Черт: - О, химия! Протяни нам, бесам, руку!!!


Ведущий: - А теперь слово команде «Магистры»! (Музыка)

1. –О, химия! Я всегда ею восхищаюсь! Такая таинственная и загадочная наука!

2. – Такая загадочная, что двойки по контрольным так и сыплются!

3. – Химия – занимательная и увлекательная!

4. – Особенно когда что-нибудь шипит, бурлит и бабахает.

5. – Химия полезна и необходима нам на каждом шагу!

6. – Конечно! Мы химией и вредителей травим, и голову моем…

7. – И одеваемся в химию, и умываемся химией.

8. – И едим, и пьем, и дышим сплошной химией.

9. – Делаем вывод: (хором) Как же нам ее не любить?


Песня на мотив «Огней так много золотых на улицах Саратова…»

Уже погасли фонари, дворы пустынны зимние

Сидят в домах ученики, бедняжки, учат химию.

То кислород, то водород, печальная история,

Зубрят ее который год, а толку – ноль, не более(2 раза)

10. Ну, чего вы носы повесили? Подумаешь, не смогли отличить азота от озона! Да они, может, и сами себя бы не узнали, если бы этикетку вовремя не приклеили!

11. Я вот, например, чем меньше в химии понимаю, тем больше ей восхищаюсь: какая крутая наука!

12. А я больше всего в химии люблю таблицу Менделеева: она такая красивенькая, такая ровненькая, такая разноцветненькая!

13. Да! И для тех, кто еще немного мозгами шевелит, это еще и прекрасная официально разрешенная шпаргалка! И на контрольной ею можно пользоваться, и на экзамене.

14. Не знаю, как вы, а я на всех уроках только о химии и думаю. Вот, думаю, сейчас бы мне белков и жиров - в виде котлеты, или фруктозы с целлюлозой - в виде яблока…

15. Да разве можно на любовь смотреть с точки зрения желудка! Для меня химия – это музыка! Послушай, как красиво звучит: ар-ген-тум, плюм-бум, аш-два-о… Я даже уравнения реакций не читаю, а пою: « Пэ плюс о-два, получилось пэ-о-два»

16. А потом в журнале два… Чтобы двойки избежать, ты пиши « пэ-два-о-пять». Эх, ты, химик великий! Валентность фосфора в оксиде равна пяти!

17. Ой, ребята, мне химия чем-то напоминает шпионскую шифровку. Нет, чтобы сказать нормально, по-людски: мел школьный, - так нет же, надо его обозвать посложнее: кальций-це-о-три. Или вот еще: подайте мне пачку хлорида натрия, я суп посолю. А это яйцо я зря в яичницу разбил, вся кухня теперь пахнет аш-два-эс.

18. А мне всегда нравилось, как пахнет в кабинете химии. Чем-то то ли аптечным, то ли больничным.

19. А теперь представляем вашему вниманию знаменитого мага и волшебника Гасана Хоттабыча! Его фокусы основаны на блестящем знании химических реакций! Встречайте аплодисментами!


Опыты Хоттабыча

1.Превращение «молока» в «воду» и обратно. (В одну колбу наливаем раствор СаСI2, во вторую _ раствор карбоната натрия, слить. Образуется белый осадок , «молоко». Добавить избыток соляной кислоты, образуется «вода»)

2.Превращение «воды» в «вино» и обратно. (Одну колбу ополаскивают предварительно в растворе фенолфталеина, вторую в серной кислоте. В третью колбу наливают разбавленный раствор щелочи, это будет «вода». Ее переливают вначале в первую, а затем во вторую колбу.

3.«Заживление ран».( Руку помощника смачивают предварительно раствором роданида калия или аммония, Хоттабыч макает неострый нож в раствор хлорида железа (III) и « режет вены» помощнику. Затем обмакивает вату в раствор фторида натрия и вытирает «кровь». Показывает вату и «рану» – все абсолютно чистое).


Заключительная песня на мотив «Буратино»

Мы дружно рядом с ней живем

Ее мы пьем, ее жуем,

А если заболеем вдруг,

То здесь она нам первый друг,

Она и там, она и тут,

Скажите, как ее зовут?

Хи – ми – я!

Но мера здесь нужна всегда,

А то и воздух, и вода

Внезапно превратятся в яд,

И птицы к нам не прилетят,

Сады весной не зацветут.

И как же это все зовут?

Хи – ми – я!


Оценивание выступления членами жюри( ( 10 баллов макс. ), ( каждый член жюри скажет по неск. слов); Объявление итогового результата игры.


ВЕДУЩИЙ:

Вот и закончился наш КВН. Команды продемонстрировали свои знания, а если они и были не очень, то команды достойно вышли сухими из воды, призвав на помощь юмор и находчивость. Спасибо всем, кто участвовал в игре, кто активно болел и кто замечательно судил.


Роль химии заметней год от года,
Решить задач ей много предстоит.
Растёт число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.

Химию любить и не лениться.
Значит и понятно будет всё:
Почему на газе посуда коптится,
На морозе сушится бельё.

Без химии ты глуп и слеп.
И шагу не шагнешь порой.

Не вырастишь хороший хлеб.

И дом хороший не построишь.


У химии большие перспективы.
Она во всём на помощь к нам идёт.

Чтоб жил народ и лучше и красивей,
Чтобы шагал уверенно вперед.


Химии законы почитайте.
Вливайте! Грейте! Получайте!
Вот вам дружеский совет:
Да будет химия вовек!


Источники информации:

1.Штремплер Д.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.

2.«Я иду на урок химии». Книга для учителя. М.:ИД «Первое сентября», 1999.

3.http://cosmoport.club/post/faraonovy-zmei-i-charodei

4.https://videouroki.net/razrabotki/khimicheskiy-kvn.html

5.http://fb.ru/article/78609/himicheskiy-opyit---vezuviy-na-stole