Сценарий к 70-летию Дня Победы
Цель: создание условий для воспитания гражданина России, уважающего историю своей Родины.
Задачи:
1.Формирующие: Способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к истории Родины и её героям
2.Познавательные: Ближе познакомить с героями Великой Отечественной войны - пионерами и комсомольцами; повысить познавательный интерес к событиям Великой Отечественной войны; послушать рассказы ветеранов - участников и тыловиков.
3.Развивающие: Развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (пение, инсценирование, декламация, подготовка и проведение мероприятия, создание мультимедийной презентации).
4.Воспитывающие: Содействовать воспитанию личности гражданина- патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Венский вальс».
Выходят 1-й и 2-й ведущие.
1-й ведущий.
9 мая мы будем отмечать великий праздник – День Победы ,70-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сегодняшнее мероприятие мы и посвящаем этой великой дате.
2-й ведущий.
День Победы - праздник всей страны!
Духовой оркестр играет марши.
День Победы - праздник седины,
Наших прадедов, дедов.
Даже тех, кто не видал войны,-
Но её крылом задет был каждый
Поздравляем с Днём Победы мы!
Этот день для всей России важный!
Звучит песня в исполнении учащихся 4-х классов «И всё о той весне».
Выходят 1-й и 2-й ведущие, и чтец.
1-й ведущий. Война - явление жестокое, страшное. Но, пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят жизни детей и близких.
2-й ведущий. Долгих 1418 дней и ночей шла эта величайшая в истории битва за свободу и независимость Советского Союза, за спасение народов мира от гитлеровской чумы и порабощения, за светлое будущее человечества. Миллионы людей отдали свои жизни за то, чтобы мы с вами видели чистое голубое небо, спокойно спали, растили детей и внуков, радовались жизни. Память о погибших и не доживших до светлого праздника 70-летия Победы священна!
Заставка «Вечный огонь».
Чтец.
Боевые знамена склоните
У священных могил дорогих.
Не забудет народ-победитель
Беззаветных героев своих.
Никогда не забудут живые
Об ушедших друзьях боевых,
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых.
И, любуясь зеленою новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки с любовью
Тех, кто душу за них положил.
(В.Лебедев-Кумач “Великая слава героям”)
Ход композиции
На сцену, взявшись за руки , входят юноша и девушка, веселые, нарядные, у девушки букет сирени ; звучит музыка “Школьный вальс”(сл. М. Матусовского, муз. И. Дунаевского)
Она. Пришел июнь - румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа,
Палитрой красок ожила.
Он. И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Звучит фонограмма стрекота кузнечиков, пения птиц ( дети расходятся в разные стороны) ; звучит фонограмма песни «До свидания, мальчики» (автор Б. Окуджава) (один куплет), на фоне песни звучит голос.
Ведущий. В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и штыковых.
На сцену выходят те же юноша и девушка, но уже в военных формах, юноша стоит возле матери.
Она. Отзвенела юность школьными звонками
Загремела взрывами гранат
Провожала мама с мокрыми глазами
До победы спрятав аттестат.
Звучит музыка “Прощание славянки”
Сын. Пожелай мне, дорогая, что-нибудь на прощание.
Мать. Дорогой ты мой сыночек,
Я желаю всей душой:
Если смерти , то мгновенной,
Если раны – небольшой.
А всего сильней желаю
Я тебе, мой дорогой,
Чтоб со скорою победой
Возвратился ты домой.
Обняв сына, мать уходит, а сын выходит в центр сцены.
Он. Мы в сорок первом ехали в теплушке,
Плацкарт – солома заменяла нам,
Шинель – и одеяло и подушку,
Сухой паек - вагонный ресторан.
Мы дружно собирались у печурки,
Тепло сближало и роднило нас.
Бросали в печь березовые чурки,
Чтоб наш огонь веселый не погас.
Качался за вагоном вечер синий,
И думалось о том , что не сбылось.
А из теплушки на простор России
“Вставай, страна огромная” неслось.
Видеоклип «Гимн защиты Отечества» (начало войны - 1 куплет) - №1
Выходит 1-й ведущий и чтец.
По страницам Великой Отечественной войны
Страница первая. Брест.
Чтец .
Мы помним суровые даты-
Они всему миру известны.
В те дни умирали солдаты
Под стенами древнего Бреста.
1-й ведущий. Отражая вероломное нападение гитлеровцев, гарнизон Брестской крепости в исключительно тяжёлых условиях первых дней войны проявил беспримерную стойкость, массовый героизм и мужество.
Видеоклип «На безымянной высоте» - кадры хроники - №2
Выходит 2-й ведущий и чтецы.
Страница вторая. Москва.
Заставка «Москва».
Чтец. Москва! До последних патронов, До дольки последней свинца Мы в битвах! Твоя оборона Идёт через наши сердца!
Чтец.
За спиной Москва-
Столица мира!
За неё, в огне лихих годин,
Встали насмерть братья - сын башкира,
Русский и татарин, и грузин.
Чтец.
О, Москва!
Ты сердце всей России;
Из очей твоих струится свет,
Живы мы, хоть нас свинцом косили,
Без тебя, Москва,
Нам жизни нет!
2-й ведущий.
Маршал Г. К. Жуков вспоминал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву». Война была проиграна Гитлером именно под Москвой! Здесь впервые за 6 месяцев наша армия нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск».
Выходит 1-й ведущий.
Страница третья. Ленинград.
Звучит «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича (тихо).
1-й ведущий. 21 сентября в ставке Гитлера был разработан план блокады Ленинграда.
«Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем его артиллерией и авиацией. Весной мы проникаем в город, вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, а Ленинград сравняем с землёй» - такими словами Гитлер воодушевлял своих солдат.
К декабрю 1941г. город оказался в ледяном плену. Улицы и дома занесло снегом, температура упала до - 400. В Ленинграде начался голод. Днём жизнь на улицах почти замирала, лишь редкие прохожие шли за водой к Неве или везли на санках умерших родственников.
Видеозапись «Блокада Ленинграда» (остановиться на кадре о Савичевой Тане)
2-й ведущий.
Дети мечтали о корочке хлеба
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада…
Город уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!» (И. Малышев)
Слайды о Ленинграде
Чтец.
Над Ленинградом – смертная угроза
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Чтец.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей.
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей. (Ольга Берггольц)
Чтец.
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
1-й ведущий.
В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда, которое не умолкало ни на одни сутки во время блокады, передало, что блокада прорвана, а 27 января 1944 года блокада была полностью снята.
За проявленные мужество, стойкость, героизм 1, 5 млн.ленинградцев награждены медалями «За оборону Ленинграда». Среди них много детей и подростков.
Звучит песня «У кремлевской стены» в исполнении учащихся 5-х классов
Страница четвёртая. Сталинград.
Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина» (тихо)
Чтец.
Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд.
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.
Чтец.
От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
Чтец. За каждый дом: но не было домов -
Обугленные, страшные остатки.
За каждый метр - но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки.
И оставались метры до воды, и Волга холодела от беды.
Чтец.
Следы врага - развалины и пепел.
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым нет солнца в черном небе,
На месте улиц - камни и зола.
2-й ведущий. Защитники Сталинграда сражалисьза каждую пядь земли, за каждый дом, за каждую улицу. Приказ «Выстоять любой ценой» был выполнен ими до конца.
Видеоклип «Журавли» - Великая Отечественная - №3
(последний кадр остановить – там ОРДЕНА СЛАВЫ)
Страница пятая. О георгиевских ленточках.
(Подарить Георгиевскую ленточку ветеранам и всем классам)
Страница шестая. Концлагерь «Саласпилс».
Выходит 2-й ведущий.
2-й ведущий.
В 20 километрах от Риги находится город Саласпилс, один из древнейших в Латвии. Здесь во время войны располагался концлагерь, в котором фашисты для нужд немецкой армии выкачивали из пленных детей кровь, вследствие чего дети быстро погибали. За годы войны немецко-фашистскими захватчиками на территории Латвии было истреблено 35 000 советских детей.
Видеоклип «Детский лагерь «Саласпилс» - №4
Стихотворение «Варварство» М. Джалиль
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки.
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок.
И страшен плач, и голос тонок.
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и могучих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Выходит 2-й ведущий.
2-й ведущий.
Неугасима память поколений
О тех кого, мы вечно свято чтим,
Давайте люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания. (Звук метронома)
Заставка «Письма-треугольники и похоронки»
Сценка «Письма»
Ученица.1. Письма с фронта…. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Вот так. (Показывает). В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».
Ученица 2. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.
Песня «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами» (1 куплет)
Ученица 1. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты. Кроме писем и газет, мы носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».
Ученица 2.В четырёх письмах - радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.
Сценка учащихся 5-х классов
Выходит 1-й ведущий.
Страница седьмая. Стерлитамак.
1-й ведущий. Город и район отправил на фронт более 16 тысяч сыновей и дочерей. 8590 земляков не вернулись с полей сражений. 28 наших земляков удостоены звания Герой Советского Союза. Город принял эвакуированные предприятия, заводы из городов Москва, Баку, Одесса, Рига. На средства жителей города была сформирована танковая колонна, эскадрилья «Комсомолец Башкортостана», «Башкирский Истребитель».
2-й ведущий. Те, кто сражался на фронте, кто трудился в тылу, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Женщины, старики, дети заменяли уходящих на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.
Наши фронтовики и тыловики (Видеосъёмка и фотографии об учителях нашей школы, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и трудившихся в тылу.)
Страница восьмая. Берлин. «Этот день Победы»
Заставка «Берлинский Трептов-парк»
1-й ведущий. В берлинском Трептов-парке на высоком постаменте стоит памятник: советский солдат держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасённую им девочку. Когда попытались много лет спустя найти спасённую Николаем девочку, откликнулись 19 человек, которых спасли от пуль, голода, холода советские солдаты в Берлине. Поэтому памятник в Трептов-парке можно считать памятником сотням воинов с благородным сердцем, воинам, спасшим мир от фашизма.
Видеоклип «Память» - группа «Скрэтч» №5
Звучит финальная песня «Мир без войны».
Песня «Кто, если не мы?» (поют Альбина Ахатовна и Дмитрий Сергеевич, учителя нашей школы)