Я хочу предложить вашему вниманию небольшое видео (видео 1).
Жители нашей станицы, наверное, скажут, почему сегодня мы говорим об архистратиге Михаиле? Да, 21 ноября, день Михаила-архангела. А в нашей станице – это престольный праздник. Позже наш Батюшка расскажет, что значит престольный праздник.
Для всех православных - это большой праздник, веселый и светлый. Ведь Михаил в глазах народа — победитель супостатов, избавитель от всех бед и скорбей. Михаил-архангел считается не менее грозным для всякой нечестии - нежити, чем Илья-пророк (видео 2).
На Руси Архангел Михаил почитался с древних времен, и, прежде всего как предводитель воинства — не только небесного, но и земного. Поэтому, на многих воинских знаменах, на шлемах святой Михаил изображался как Архистратиг, то есть стоящий во главе Божьего воинства. Русские воины и сегодня считают его своим небесным покровителем.
Он верный служитель Божий, совершивший множество подвигов во славу Господа. По преданию, Батыева конница повернула, не дойдя всего сто верст до Великого Новгорода, ибо остановлена была огненным мечом Михаила Архангела.
С древних времен Михаил известен своими чудесами (видео 3).
Михаил - особо чтимый на Руси святой. В честь его построено много монастырей, соборных, дворцовых, посадских храмов. Вы уже видели, что на иконах он изображается попирающим ногами дьявола, в левой руке он держит зеленую финиковую ветвь, а правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Архангел Михаил почитается как защитник душ умерших, он охраняет врата рая и руководит воинством ангелов, охраняющих Закон Божий, ему молятся об исцелении. В этот день на Руси запрещалось работать, было принято устраивать братчины и пиры для примирений. В каждой деревне, как раз ко дню Михаила заканчивались все работы на полях, поэтому этот праздник был еще более приятным для жителей деревень. Самым вкусным угощеньем в этот день считалось пиво, пироги и жареное мясо.
— Ну, старуха, сажай! — говорит хозяин, рассаживая гостей за столом и наблюдая при этом степень родства и требования почета.
— Присядьте, присядьте, гости дорогие! — отвечает хозяйка, ставя на стол чашку со студнем и раскладывая каждому по пирогу и ложке.
— Милости просим! Рады приветствовать, чем бог послал.
— С праздником, будьте здоровы! — говорит первый, выпивший первую чарку.
— Просим приступить, — говорит хозяин, и по его слову в торжественном молчании совершается уничтожение студня. Подается каша».
Потом подавали свинину или говядину, затем лапшу, наконец, чай с баранками или пирогами. После чая все встают, благодарят хозяина и отправляются в другой дом — и так до позднего вечера или пока хватит сил.
А еще 21 ноября надо не забыть сделать что-нибудь приятное Дворовому. Он хотя и младшим братом «Домовому» приходится, а все-таки не след крестьянину ссориться с ним, если не хочет, чтобы не только в дому у него, но и вокруг двора все было по-доброму, по-хорошему в предстоящую зиму. «Не ублажи Дворового до Михайлова дня — уйдет он со двора, а на свое место пришлет Лихого (то есть черта)!» — можно и теперь еще слышать в деревенской глуши.
Ублажали дворового так. Старая бабка выносила рано поутру, до белой зорьки, хлебную чашку с пивным суслом и ставила ее на поветь. Затем, перед полуднем, хозяин садился на лошадь и начинал ездить на ней вокруг двора, в то время как хозяйка, стоя на крыльце избы, махала во все стороны помелом, приговаривая: «Батюшка дворовой! Не ходи! Не разори двор, скотину не погуби! Лихому пути-дороги не показывай!». После этого помело обмакивалось в дегтярницу, и где-нибудь во дворе проводилась дегтем по стене полоса. Это называлось «отмечать на лысине у дедки зазубрину». Считалось, что лихой, завидев эту зазубрину, чуть не за версту станет обходить дом, хозяин которого строго блюдет обычаи старины.
Мужику, который сумеет угодить дворовому, удача за удачею: покупает он дешевле всех, продает с прибылью, рожь его цветет невредимо, в то самое время, как у соседей побита градом, — и так далее. Дворовой и лешему не даст потешиться в хозяйственном саду, и ведьме не позволит задаивать хозяйских коров — он устраняет всякий убыток и противодействует замыслам нечистой силы.
Ублажив дворового, в старину на всякий случай и лихому совершали жертвоприношение. Для этого выбирался самый худой старый петух, от которого, как говорится, «ни хозяйству корысти, ни курам утехи».
Одна из особенностей Михайлова дня – помощь нуждающимся. С самого начала существования Михайловского собора на площади перед ним устраивались трапезы для бедных. Бесплатные обеды и небольшие подарки нищим. Я хочу, что бы вы знали об этой замечательной традиции, поддержали ее и проявили свою щедрость. Не обязательно устраивать общественный обед. Просто вспомните, кто из ваших знакомых нуждается в чем-то. И сделайте ему небольшой подарок. От чистого сердца.
У мусульман, знаю, тоже есть такой обычай.
Имя Михаила‑архангела пользовалось большим почетом среди простолюдинов в Дании, Исландии, на Скандинавском полуострове и в германских землях. Михаил‑архангел, по словам немецких народных сказаний, «держит связанного сатану в пекле», и лютому врагу рода человеческого остается только одно – греметь своими цепями, но сбросить их он не в силах. На Михайлов день деревенские кузнецы в Германии при окончании работы троекратно били молотом по наковальне: этим думали укрепить наложенные архангелами на сатану железные цепи. У чехов и сербов соблюдался повсеместно такой же обычай.
По русскому народному поверью, Михаил‑архангел налагает на дьявола цепи, скованные «кузнецами» – Косьмою и Дамианом.
Михайлов день пришел к вам в дом,
Пусть мир, достаток будет в нем,
Пусть солнце светит вам с небес,
Вы ждите в этот день чудес!
Желаем благ всех и добра,
А в семьях радости, тепла.
Пусть Бог всегда вас бережет,
Пусть праздник счастье принесет!


