Сценарий поэтического спектакля
«Не пускайте поэта в Париж»
Поэтический вечер о русской эмиграции «первой волны».
Стихотворения М. Цветаевой, проза Н. Тэффи.
Русская эмиграция… Каждый человек, покидающий родину, оставляет за собой не только горечь обид и разочарований, но и светлые воспоминания об утраченном: родину светлую и родину черную.
Спектакль построен в виде разговора трех действующих лиц: девушек в черном, белом и сером. Девушка в белом символизирует светлые воспоминания о покинутой родине, девушка в черном – трагедию России, девушка в сером – поэта-эмигранта.
При оформлении сцены необходимо учесть, что в продолжение вечера действие как бы переносится с парижских улиц в кафе. При этом декорации статичны. Основные элементы сценографии: изображение Эйфелевой башни, ветка рябины, скамья, рояль с подсвечниками, два столика с бокалами и цветами, на одном из столиков – горящая свеча.
До начала вечера предлагается включить фонограмму следующих песен: В. Долина «Эмиграция», А. Малинин, Рубальская Л. «Белые на синем», А. Розенбаум «Романс генерала Черноты», Ж. Бичевская «Прощальная», В. Долина «Не пускайте поэта в Париж».
Видеовариант спектакля можно посмотреть
http://www.youtube.com/watch?v=7bWJUlV6HQM
З А С Ц Е Н О Й:
– Не нужен твой стих –
Как бабушкин сон.
– А мы для иных
Сновидим времен.
– Докучен твой стих –
Как дедушкин вздох.
– А мы для иных
Дозорим эпох.
__________________
А быть или нет
Стихам на Руси –
Потоки спроси,
Потомков спроси.
Занавес открывается. Фонограмма ветра. Выходит девушка в сером.
М У З Ы К А М. Матье «Дети Мон-Парнаса».
Девушка в сером: Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас,
Везде, везде все пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана,
Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, мам грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
Там чей-то взор печально-братский,
Там нежный профиль на стене
и мученик – Рейхштадский
И Сара – все придут во сне!
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль, как прежде, глубока.
М У З Ы К А Г. Свиридов «Тройка».
Девушка в белом: Следок твой не пытан,
Вихор твой – колдун.
Скрипят под копытом
Разрыв да плакун.
Нетоптаный путь,
Непутевый огонь. –
Ох, родина – Русь,
Неподкованный конь!
Кумач твой без сбыту,
Палач твой без рук.
Худое корыто
В хоромах – да крюк.
Корою нажрусь, –
Не диковина нонь!
– Ох, родина – Русь,
Зачарованный конь!
Не вскочишь – не сядешь!
А сел – не пеняй!
Один тебе всадник
По нраву – Мамай!
Раскосая гнусь,
Воровская ладонь…
– Эх, родина –Русь,
Нераскаянный конь!
М У З Ы К А С. Рахманинов. Прелюдия №1
Девушка в черном: Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеной – погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.
И, перевесившись через заборные колья,
Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.
Старая баба – посыпанный крупною солью
Черный ломоть у калитки жует и жует…
Чем прогневили тебя эти серые хаты, –
Господи!..
М У З Ы К А С. Рахманинов. Концерт для ф-но №2.
Девушка в белом: О неподатливый язык!
Чего бы попросту – мужик,
Пойми, певал и до меня:
– Россия, родина моя!
Но и с калужского холма
Мне открывается она –
Даль – тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
На столько родина и столь
Рок, что повсюду, через всю
Даль – всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех – до гонных звезд –
Меня снимающая мест!
Не даром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь, –
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: расправь моих земля –
Гордыня, родина моя!
Девушка в белом и девушка в черном уходят за кулисы. Девушка в белом садится за стол, берет бокал.
Девушка в сером:
Вчера друг мой был какой-то тихий, все думал о чем-то, а потом усмехнулся и сказал: «Боюсь, что к довершению всего у меня еще начнется ностальгия».
Я знаю, что значит, когда люди, смеясь, говорят о большом горе. Это значит, что они плачут.
Не надо бояться. То, чего вы боитесь, уже пришло.
Я видела признаки этой болезни и вижу их все чаще и чаще. Приезжают наши беженцы, изможденные, почерневшие от голода и страха, отъедаются, успокаиваются, осматриваются, как бы начать новую жизнь, и вдруг, гаснут.
Тускнеют глаза, опускаются вялые руки и вянет душа – душа, обращенная на восток.
Ни во что не верим, ничего не ждем, ничего не хотим.
Умерли.
Свет гаснет. Девушка в черном проходит через сцену со свечей в руке.
Девушка в черном: В сиром воздухе загробном –
Перелетный рейс…
Сирой проволоки вздроги,
Повороты рельс…
Точно жизнь мою угнали
По стальной версте –
В сиром мороке –
Две дали.… /Поклонись Москве/
Точно жизнь мою убили.
Из последних жил
В сиром мороке в две жилы
Истекает жизнь.
Роняет свечу на стол, гася ее. Уходит за сцену. Свет загорается.
М У З Ы К А С. Рахманинов. Прелюдия №2.
Девушка в белом: Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
– И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Уходит со сцены.
Девушка в сером: Трудно и чудно – верность до гроба!
Царская роскошь – в век площадей!
Где вы, о люди минувших дней?!
Рыжим татарином рыщет вольность,
С прахом равняя алтарь и трон.
Над пепелищем – рев застольный
Беглых солдат и неверных жен!
М У З Ы К А П. Чайковский «Сентиментальный вальс»
Девушка в белом: Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Словно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, –
Грузные, в шесть этажей,
Домовладельцы – их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
Девушка в сером садится к роялю и играет несколько тактов «Полонеза» Огинского.
Девушка в сером: Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично – на каком
Непонимаемой быть встречным!
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей – поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
М У З Ы К А Глюк «Орфей и Эвридика»
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
Музыка продолжает звучать. Девушка в сером уходит вглубь сцены и садится на скамью спиной к залу. Девушка в белом выходит с красным платком в руках. Читает, играя платком.
Девушка в белом: Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Звучит метроном. Входит девушка в черном. Берет у девушки в белом платок и медленно роняет его.
Девушка в черном: Рябину
Рубили
Зорькою…
Рябина
Судьбина
Горькая…
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина –
Судьбина
Русская.
М У З Ы К А
Девушка в черном: Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле Русь.
Помогите – на ногах не тверда!
Затуманила меня кровь-руда!
И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
– Мама!
И только и это
И внятно мне, пьяной.
Из чрева – и в чрево:
– Мама!
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
– Кто ты? – белый?– не пойму!– привстань!
Аль у красных пропадал?– Ря-азань.
И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
– Мама!
Без воли – без гнева –
Протяжно – упрямо –
До самого неба:
– Мама!
М У З Ы К А. Танец танго. (О.Строк «Скажите почему»)
Действие вечера переносится в кафе. На сцене танцевальные пары исполняют танго. Три действующих лица – на сцене. Девушка в сером сидит за одним из столиков, девушка в белом стоит у рояля, девушка в черном сидит, опустив голову.
Девушка в сером: Здесь, меж вами: домами, деньгами,
Дымами, дамами,
Не слюбившись с вами, не сбившись с вами,
Неким –
Шуманом, пронося под полой весну:
Выше! из виду!
Соловьиным тремоло на весу –
Некий – избранный.
Боязлививший, ибо, взяв на дыб –
Ноги лижете!
Заблудившийся между грыж и глыб
Бог в блудилище.
Лишний! Вышний! Выходец! Вызов! Ввысь
Не отвыкший… Виселиц
Не принявший… В рвани валют и виз
Веги – выходец.
Девушка в белом поет романс А. Петрова на слова М. Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
О, как мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Читают втроем:
С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет.
Той страны на карте –
Нет, в пространстве – нет,
Выпита, как с блюдца:
Донышко блестит!
Можно ли вернуться
В дом, который – срыт?
Заново родиться!
В новую страну!
Ну-ка, воротиться
На спину коню
Сбросившему! Кости
Целы-то хотя?
Эдакому гостю
Булочник – ломтя
Ломаного, плотник –
Гроба не продаст!
Той ее – несчетных
Верст, небесных царств,
Той, где на монетах –
Молодость моя,
Той России – нету.
Как и той меня.
М У З Ы К А П. Чайковский. Концерт №1 для ф-но с оркестром.
Девушка в сером:
— Скажите, ведь леса-то все-таки остались? Ведь не могли же они леса вырубить: и некому и не за чем.
Остались леса. И трава зеленая, зеленая русская.
Конечно, и здесь есть трава. И очень даже хорошая. Но ведь это ихняя «L'herbe»1, а не наша травка-муравка.
И деревья у них может быть очень даже хороши, да чужие, по-русски не понимают.
У нас каждая баба знает, — если горе большое и надо попричитать — иди в лес, обними березыньку крепко двумя руками, грудью прижмись и качайся вместе с нею и голоси голосом, словами, слезами, изойди вся вместе с нею, с белою, с русскою березынькой.
А попробуйте здесь:
— Allons аи Bois de Boulogne embrasser le bouleau! Переведите русскую душу на французский язык... Что? Веселее стало?.
М У З Ы К А Бородин «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»)
Девушка в белом: Дорожкою простонародною,
Смиренною, богоугодною,
Идем – свободные, немодные,
Душой и телом - благородные.
Сбылися древние пророчества:
Где вы - Величества? Высочества?
Мать с дочерью идем - две странницы.
Чернь черная навстречу чванится.
Быть может - вздох от нас останется,
А может - Бог на нас оглянется...
Пусть будет - как Ему захочется:
Мы не Величества, Высочества.
Так, скромные, богоугодные,
Душой и телом - благородные,
Дорожкою простонародною -
Так, доченька, к себе на родину:
В страну Мечты и Одиночества -
Где мы - Величества, Высочества.
Девушка в черном: Ни к городу и ни к селу --
Езжай, мой сын, в свою страну, --
В край - всем краям наоборот! --
Как назад идти - вперед
Идти, - особенно - тебе,
Руси не видывавшее
Дитя мое... Мое? Ее --
Дитя! То самое былье,
Которым порастает быль.
Землицу, стершуюся в пыль,
Ужель ребенку в колыбель
Нести в трясущихся горстях:
"Русь - этот прах, чти - этот прах!"
Да не поклонимся словам!
Русь - прадедам, Россия - нам,
Вам - просветители пещер --
Призывное: СССР, --
Не менее во тьме небес
Призывное, чем: SOS.
Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой - вперед --
В свой край, в свой век, в свой час, - от нас
В Россию - вас, в Россию - масс,
В наш-час - страну! в сей-час - страну!
В на-Марс - страну! в без-нас - страну!
Девушка в сером: До Эйфелевой - рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас - такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь,
Что скучным и некрасивым
Нам кажется «ваш» Париж.
– Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?
Звучит песня С. Трофимов «Кладбище Сен-Женевьев в де Буа». Минута молчания.