СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника "Герасим-грачевник" для детей среднего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий праздника предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-6 лет). Цель - приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с новыми православными именами, обогащение словаря  дошкольников по темам: «Весна», «Зима», «Перелётные птицы».

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "Герасим-грачевник" для детей среднего дошкольного возраста»

Сценарий праздника «Герасим-грачевник»


Краткая аннотация праздника:

После долгой холодной зимы, так хочется тепла. А весна всё не идёт. Но мы знаем, что птицы обязательно принесут весеннее солнышко на своих крыльях. Герасим – грачевник поможет весне прийти в детский сад. Герасим – грачевник – образ неодушевлённый, мы знакомим детей вскользь - ненавязчиво с именем преподобного Герасима, как бы давая возможность детям развиваться в дальнейшем самостоятельно, привлекая семьи к разгадке связанной с именем Герасима. 

Тема: 17 марта – народный праздник Герасима - грачевника – прилёт птиц. 

Сценарий праздника для детей дошкольного возраста. 

(Интеграция образовательных областей (ОО) :

ОО Познание - формирование целостной картины мира, конструирование и речевое развитие,  фольклор – ОО музыка, ОО физическая культура, ОО коммуникация, ОО социализация, ОО чтение художественной литературы) .

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с новыми православными именами, обогащение словаря дошкольников по темам: «Весна», «Зима», «Перелётные птицы».

Задачи: 

Образовательные: Расширять знания и представления детей о русских народных закличках на Весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (веснянки, грачевник, заклички). Познакомить детей с детским лакомством и забавой для русских православных ребятишек прошлого столетия – «Жаворонками» и праздником Герасима - грачевника.

 Развивающие:Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки. 

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца. 

Историческая справка: 17 марта – в день Герасима - грачевника на Руси, по традиции, пекли хлеб по форме напоминающий грачей. Это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Народ приметил, что к этому дню обычно прилетали грачи. Кроме того, наши предки были уверены, что на Грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день их можно уничтожить. 

«Герасим Грачевник грачей пригнал», - приговаривали поселяне и примечали: Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная. Весной грач прилетел - через месяц снег сойдет. «Грач зиму расклевал, - говорили старики и добавляли, - увидал грача - весну встречай». В народе говорили: "Грач на горе - так и весна на дворе", "Увидел грача - весну встречай". По поведению грачей в этот день судили о характере весны: "Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом". Если же грачи прилетали раньше 17 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". 

По церковному календарю это день памяти сразу двух Герасимов. Первый из них - преподобный Герасим "иже на Иордане" родился в 5 в. в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне в Египте, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом. Иноки должны были жить в одиноко стоящих хижинах, питаться кореньями, хлебом и водой, носить ветхую одежду, спать на рогоже, а все время бодрствования проводить в трудах и молитвах. Только по субботам и воскресеньям монахи собирались вместе на Божественную литургию и причастие. Сам преподобный Герасим вел еще более строгую жизнь. Во время Великого Поста он удалялся в пустыню, где молился и до самой Пасхи не вкушал пищи. Все время рядом с ним был прирученный лев, который и после смерти преподобного его не покинул: он умер, положив морду на его могилу, и был похоронен рядом с Герасимом. 
В этот день церковь отмечает также память преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца, который жил в 12 в. После принятия пострига 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители Герасим отправился на север, чтобы там, в суровых природных условиях и вдали от суетной жизни продолжить послушническое служение Богу. 19 августа 1147 года он подошел к реке Вологде, где увидел строящийся град и благословил его, этот год в последствии стали считать годом основания города Вологды. Недалеко от этого места в дремучем лесу за Кайсаровым ручьем преподобный и решил поселиться. Здесь им был построен сначала храм во Имя Пресвятой Троицы, а потом и первый на севере монастырь. Умер Герасим 17 марта 1178 года. 

• возраст детей – средний дошкольный возраст (4 -6 лет)  

актуальность: Сегодня всё забытое приходит к нам вновь, открывая те родные, драгоценные грани давно – минувших и забытых дней, на мой взгляд – актуальность старинных православных народных праздников остаётся и по сей день и ничем не замещается. То, что приходит новое в наш сегодняшний день имеет древние корни. 

Забыты и утрачены народные традиции, не употребляются в разговорной речи старославянские слова и наречия, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически забыты и не проводятся народные праздники и народные гуляния, отсутствуют предметы народного быта. 

Задачей педагога является:

    1. Воспитывать у ребенка чувство понимания к древности и величию русского народа, его традициям, обычаям, обрядам. С самого раннего детства дать понять, что они часть великого русского народа.

    2. Воспитывать особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, трудолюбие.

Особое место в русском фольклоре занимает отношение к труду и мастерству человеческих рук, что является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, насекомых, причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.  

• связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры – после долгого Великого поста, что и после долгой холодной зимы – в нашу жизнь врывается небольшой, но светлый праздничный день, когда все пекут жаворонков, зовут весну. Здесь явно проглядывается связь с Герасимом, он будто учит нас терпению (своими поступками – отречение от всего мира) и говорит, что после зимы обязательно придёт тёплая весна. 

• особенности реализации мероприятия: форма проведения - праздник, 

• виды деятельности:

  • Двигательная -подвижные игры с правилами

  • Игровая -сюжетные игры 

  • Игры с правилами

  • Продуктивная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества 

  • Коммуникативная

  • Беседа

  • Ситуативный разговор

  • Речевая ситуация

  • Составление и отгадывание загадок

  • Трудовая

  • Совместные действия 

  • Дежурство 

  • Поручение 

  • Задание

  • Познавательно-исследовательская

  • Наблюдение

  • Экскурсия

  • Решение проблемных ситуаций

  • Моделирование

  • Музыкально-художественная -слушание ,исполнение, импровизация 

  • Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) 

  • Музыкально-дидактические игры

  • Чтение художественной литературы –чтение, обсуждение, разучивание

• нацеленность на результат: на каких ценностях акцентирует внимание воспитанников данное мероприятие – «крошка добра – ценнее золотого зла», дети помогают весне, так как она не в силах сама себе помочь. 

• описание требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен показать воспитанник в процессе мероприятия – знание загадок, песен, игр. 

• Расширять представления о народных православных праздниках. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к этим торжествам;

• перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий данным видом деятельности - уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. 

2. Описание проведения мероприятия. 

• структурность сценария: 

1. приветствие (Веснянки зовут весну, а она не идёт, 

2. завязка сюжета (Весна заколдована, 

3. развитие сюжетных линий (нужны помощники, кто спасёт Весну), 

4. кульминация (прилёт грачей и жаворонков)

5. развязка – рефлексия (Весна проснулась, Зима уходит).

• роль ведущего: умение организовать детей и активизировать их внимание, заинтересовать – роль ведущего – Веснянка, которая участвует в празднике и корректирует текст если это нужно, 

• используемый музыкально-литературный материал - художественный, доступный этому возрасту, объем - минимален, 

• игровые ситуации пронизывают весь праздник, сюрпризность праздничного действия – всё делается без волшебства, а просто человеческими детскими руками. 

• эмоциональная атмосфера (длительность – по возрасту, динамичность во всём) 

• эстетика внешнего вида детей и взрослых выдержана благодаря костюмам. 

Материал:

Аудиозапись с мелодиями для закличек и хороводных игр, русский народный костюм для ведущей – Веснянки, пять детских русских сарафанов на девочек, костюмы для персонажей: Весны, Зимы, Снегиря. Веточки с наклеенными на них зелёными листочками и жаворонками из бумаги. Жаворонки печёные – угощенье для ребят. 

Предварительная работа:

1. Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций. 

2. Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Как Весна Зиму побор

ла», «Весенний ручей» и другие. 

3. Знакомство с малыми формами фольклора, заучивание наизусть некоторых из них. 

4. Оформление веточек берёзы – наклеивание зелёных листьев и жаворонушков. 

5. Оформление музыкального зала, в котором будет происходить действо.

6. Открытие художественной выставки рисунков, поделок :

«Мы встречаем Весну! »

Методы и приемы

Мотивация, беседа – проблемная ситуация: «А если Весна не прийдёт?. », художественное слово, знакомство с закличками – веснянками, хороводная игра «Летели две птички», загадки о зимних погодных явлениях, русская народная песня «Вот уж зимушка проходит», совместная работа по изготовлению атрибутики к празднику, обобщение. 

Действующие лица:

• Веснянки – 5 девочек, 1 взрослая, 

• Весна, 

• Зима, 

• Снегирь, 

• Мальчишки – «зазывальщики» – 3.

Оформление праздника:

• В музыкальном зале – с помощью канцелярских кнопок крепится солнышко, нарисованное на ватмане совместно с детьми. От него – во все стороны прикрепляют разноцветные ленточки. По всему залу развешаны ленточки, банты. 

• Для мальчиков – «зазывальщиков» совместно с детьми на веточки приклеивают жаворонки и зелёные листочки. Делают из зелёной бумаги – конфетти. 

Реклама – приглашение для родителей:

Бабушки, дедушки, мамы и папы! 

С праздником Вас поздравляют ребята! 

Сегодня к ним прийдёт Грачевник – 

Мы приглашаем Вас к себе:

Там будет пение, веселье

И жаворонки по весне! 

Ждём Вас сегодня к нам в детский сад – 

Герасим Грачевник Вам будет рад! 

В 10.00 – в музыкальном зале. 

Ход праздника:

Дети заходят в зал. Фоном звучат веснянки (фонограмма) .

Появляются Веснянки (1-взрослая, 5 девочек). С шумом и весельем подбегают

к детям, разбрасывают зелёное конфетти (как символ жизни) :

- Весна красна, на чём пришла? 

на чём пришла, пришла – приехала? 

на кобыле вороной, с сохою, с бороной! 

- Весна, весна, на чём пришла? – на сохе, на бороне, на кобыле вороне. 

- Весна красна! На чём пришла? – на жёрдочке, на тоненькой, на досточке, на

славненькой. С хлебами обильными, со льном высоким! 

Веснянка - взр. :

- Добрый день сегодня, ребятишки! 

Воспитатели, девчонки и мальчишки! 

- К вам прислал нас друг весны и брат

Герасим – грачевник послал к вам грачат (машут веточками с птичками) .

- Сегодня, приказал нам брат: «Веселите – ка ребят! 

Пойте весело, пляшите, только сильно не шалите! »

- Итак, наказ его исполним и праздником сердца наполним. 
- А праздник сегодня не простой – зима уходит на покой. И уступает трон Весне… 

- А где-ж она? Весна –то где? Ребята, к вам Весна не приходила? Где же она? 

- Может девица Весна заблудилась? 

В чаще лесной от дорожки отбилась? 

- Давайте возьмёмся за руки, скорей и дорожку – тропинку протопчем мы ей!

(строятся в шеренгу, за руки и идут по периметру зала) .

По дорожке поют веснянки:

- Солнышко, солнышко, покажись, покажись. 

Из-за гор – горы - поднимись, поднимись! 

Дети поют заклички:

- Весна, весна, красная! Весна, весна, красная! 

Приди, весна, со радостью! (2р.) 

С огромною со благостью! (2р.) 

Со хлебушком, пшеничкою, со хлебушком душисты-и-м! 

Приди, весна, со тёплым днём! (2р.) 

Со тёплым днём, с высоким льном! (2р.) 

Возвращаются на веранду. Веснянки:

- Посмотрите – ка, детишки! Девчонки и мальчишки! 

-Сидит на скамейке и дышит тихонько… 

Озябла Весна – погреемся полькой! (весёлая парная полька). 

- Весна заснула крепким сном и мы не в силах ей помочь. 

Но что же делать, как нам быть? Давайте все весну будить! 

(кричат: «Весна! » одновременно хлопая в ладоши и топая ногами) .

Появляется Зима:

- Я – зима, а значит, мне царствовать по всей земле! 

А весна уснула навсегда, не помогут ей друзья - никогда! Ха-ха. 

Веснянки:

- Что же делать, как нам быть? Как весну нам разбудить? 

- Если весна не проснётся сегодня, мир весь затянется коркою льда… 

Злая зима будет править свободно, мы же от холода сгинем тогда! 

- Ой, помогите – ж, весне помогите… в чаще лесной снегирька отыщите… 

(Все идут в центр зала и встречают Снегиря) .

Веснянка:

- Вот и он – Снегирёк прилетел! 

Снегирь:

- Я к ребятам от солнца летел! С вестью к вам я послан светилом рассказать,

что делается в мире! 

Веснянка:

- Что с весной, поведай нам, дружок? Разбуди, наш добрый снегирёк! 

- Иль раскрой нам тайну, милый друг… кто разбудит нам весну?. а вдруг… 

-Не разбудит нам весну никто… сгинем все под ледяным пальто… 

Снегирь:

- Нет, друзья, к разгадке есть ключи – нам помогут жаворонки и грачи! 

Веснянки:

- Где ж они, наш милый снегирёк? 

Снегирь:

-На востоке, путь туда далёк! Если все мы крикнем их сейчас – то уйдёт зимы недобрый час… 

(Все кричат: «Жаворонки! Грачи! »). Дети поют закличку:

- Жаворонушки! Прилетите к нам, да, принесите нам, 

Нам весну красну, да, красно летеце. 

Нам зима –то надоела, 

Много хлебушка поела, а воды – то попила, да, три колодезя. 

Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали, 

На базарик пертаскали, за копейки продавали, 

Детям хлеба покупали. 

Жаворонушки! 

Неожиданно появляется группа «сельских» мальчишек с веточками и шестами

с птичками:

- Солнышко, солнышко выгляни в околнышко, 

Это мы идём, жаворонушек несём! 

(танцуют танец около Весны и она просыпается) .

Весна:

-Ах, как долго я спала… долго правила Зима! 

Но конец зимы настал, и моё пробило время, 

Конь зимы бежать устал, всё вокруг помолодело! 

Жаворонки к нам летят и зима нам не страшна. 

Зима:

- Что? Зима вам не страшна? И Зима вам не нужна? 

Это вы сказали зря… - заморожу вас, друзья! Ха-ха-ха! 

(принимается бегать за детьми и «морозить» их – подвижная игра: «Замор

жу»).

Весна:

- Заморозишь – расколдую! Лучше мирно потолкуем! 

Зима:

-Хорошо, на мир согласна, если согласитесь вы 

Помериться со мною силой, испытания пройти мои! 

(ответы детей) 

Зима:

1 задание – испытание:

-Бел, а не заяц, летит, а не чайка. Что это такое? Ну-ка, отвечай-ка! 

(снег летит) 

2 задание – испытание:

-Удалец – молодец без крыльев летает, снег поднимает, деревья качает. 

Спросишь его – прожужжит, прозвенит и дальше летит. 

(ветер) 

3 задание – испытание:

-Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу. 

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. 

(метель) 

Зима:

-Победили вы, ребята! И зима уходит прочь… 

Стала доброю Зима, и готова всем помочь! 

Спойте -ж песню мне – венец – 

Ведь пришёл Зиме конец! 

(Дети поют песню приплясывая и хлопая в ладоши на припеве. Здесь используется мелодия широко известной песни «Заиграй, моя волынка») :

- Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит, 

Люли, люли, проходит (2р.) 

-Прощай саночки, конёчки, наши зимние дружочки. 

Люли, люли, дружочки! (2р.) 

-Снег и холод прочь уходят, весну красную приводят. 

Люли, люли, приводят! (2р.) 

(Зима машет рукой и уходит) .

Весна:

- Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! 

С жаворонками вас поздравляем и весенних улыбок желаем! 

Мальчишки:

-Ехала торба с высокого горба, 

В этой торбе хлеб, соль, да пшеница с кем ты хочешь – с тем поделися! 

(Дети встают парами) 

Игра: «Летели две птички»

- Летели две птички – ростом невелички. 

Как они летели – все люди глядели! 

Как они садились – все люди дивились! 

Как они вставали – крепко обнимали. 

1, 2, 3 – в круг скорей лети! 

(Окончив песню, дети становятся в круг, и всё начинается сначала – 4-6р.) 

Веснянки: 

- Праздник Грачевник к концу не подходит… 

Он продолжается, он не уходит. 

В группу сейчас мы пойдём – на обед – 

Там жаворонками каждый будет согрет! 

- Ждёт самовар, чтоб попотчевать чаем, 

Ждёт угощенье, печенье, варенье, 

Впрочем всё то, что для вас – наслажденье! 

- Взялись за ручки и с песней, вперёд! 

В садик же нас пусть Весна поведёт! 

(идут в группу за Весной, там угощаются печёными «жаворонками» и сладким чаем).