Сценарий урока по литературному чтению для 2 класса
("Школа России")
Автор: Можнова Ю.А., учитель начальных классов
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".
Задачи урока:
Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»; портрет писателя; выставка книг о животных М.Пришвина; проектор, экран; иллюстрации к рассказу, утята для рефлексии.
Формы организаций урока:
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Рассказ о М. Пришвине.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях.
(Рассказ с презентацией подготовила ученица)
Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Отец умер. Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.
Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.
С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига (Германия). Там он получал специальность агронома.
В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы.
В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян.
Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» , «Кладовая солнца» .
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
Этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина, в котором и увидим, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
А кто будет главные герои мы узнаем, отгадав загадку
Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
Чирок – это маленькая речная утка, которая имеет узкие крылья с заострёнными концами, маленькое тельце и короткую шею. Утка чирок имеет вес не более 500 грамм. Благодаря узким крыльям птица не только хорошо приземляется в заросших водоемах, но и почти бесшумно летит. Она умеет практически вертикально взлетать. Такое умение позволяет также птице приземляться даже на самых труднодоступных густо заросших травой водоемах. Оперение у птиц не очень яркое.
Чирок-свистунок неприхотлив к условиям обитания, поэтому селится практически по всей территории страны, кроме крайних холодных зон Севера. Однако, как показывает практика, больше всего любит маленькие лесные озерца или болота с тихой стоячей водой. В таких водах всегда много еды для маленькой птички.Зимой и осенью птица, как правило, кормится растительной пищей, а вот весной и летом – животными кормами. В качестве последнего выбирают моллюсков, насекомых и червей.
Чирки селятся, как правило, небольшими группами, устраивая гнезда на земле вблизи или недалеко от воды. Для гнезда самка вырывает ямку и укладывает ее дно сухой травой, листьями или ветками хвойных деревьев. Также по всему периметру утка закрывает гнездо своими перьями.
Откладывает самка чирка в среднем 8-10 яиц и высиживает их примерно 23 дня. С первых дней жизни утята прекрасно приспособлены к жизни, они могут быстро бегать, даже прыгать, нырять и самостоятельно добывать пищу. К 30 дню жизни они уже встают на крыло.
3.Физминутка
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
- Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
- А как проверить ваши предположения?
- Прочитать, понять, что – то взять для себя.
4.Работа с текстом до чтения
Словарная работа
- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
-Найдите в толковом словаре значения выделенных слов.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
5.Чтение рассказа учителем
Мы сегодня тоже поможем утятам перебраться к озеру. Выполнив задания, будем перемещать её постепенно к озеру.
-Откуда начала своё путешествие мама утка с утятами?
(Из леса)
- И мы начнём оттуда. Чтобы вывести уточку из леса, выполните первое задание.
1. - К какому жанру можно отнести это произведение?
Докажите, используя слова и словосочетания на листочках.
Рифма, в основе лежит событие, ритм, написан в прозе, действуют герои произведения, герои положительные и отрицательные (добрые и злые), разные характеры героев, небольшой объём, повествование ведётся от одного лица.
Перемещаем уточку к кузнице.
– Я вам предлагаю план рассказа. Прочитаем его.
1.Утка повела утят к озеру.
2. Ребята ловили утят.
3.Приказ взрослого.
4. Семья продолжает путешествовать.
Вы должны прочитать текст и выделить эти 4 части. Работаем устно и можно в парах. (Дети читают рассказ про себя).
Читаем вслух 1 часть.
-Как ещё можно её назвать?
- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу.
- Что значит для утят свобода?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты
- Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров.
- Это много или мало для людей?
- А для маленькой уточки?
- Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток?
- Докажите строчками из произведения.
Читаем 2часть.
-Как ещё можно озаглавить?
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?
- Докажите строчками из произведения.
- Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
- А какое чувство пережили утята?
- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама
- А ваша мама переживает за вас?
- Как она ведет себя при этом?
- Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать.
- А какая она мама?
- Заботливая.
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
Читаем 3 часть.
-Как её можно озаглавить?
-Кто помешал мальчишкам?
- Смогли ли они объяснить свой поступок?
- Какое приказание дал им взрослый?
- Докажите строчками из произведения.
- Назовите слова, которые показывают строгость автора.
- Что можно сказать о ребятах?
Читаем 4 часть.
-Какой заголовок можно придумать?
- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?
- Докажите строчками из произведения.
- Как шла уточка-мать в начале рассказа?
- А почему сейчас она побежала вперед?
- Хотела быстрее увести детей от врагов.
- Как Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом?
- Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Знак уважения.
- Перед кем этот знак уважения?
- Почему?
- Как мальчишки на это прореагировали?
- Что можно сказать о ребятах?
- Как их назвал рассказчик?
- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
- Что пожелали люди уточке?
Перемещаем уточку к паровому полю.
Дома перескажите этот рассказ по нашему плану. С.135№6
3.Физминутка «Танец маленьких утят»
Перемещаем уточку к овсяному полю.
4.У вас на столах лежат карточки разного цвета. У кого голубого-это задание базового уровня. У кого розового - повышенного уровня. Базовый уровень- вы должны прочитать отрывок, заменяя слово “я” – словами “Пришвин, писатель”.
Задание повышенного уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”.
Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова.
- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
- Пустим.
- Вот то-то “пустим”! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!
Перемещаем уточку к озеру.
6. Итог урока.
- Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".
7. Рефлексия
У вас тоже утята. Закрасьте полностью клювик красным фломастером, если вы отлично поработали на уроке.
Не раскрашивайте совсем - плохо работали, собой недовольны.
Раскрасьте половину– работали средне, были равнодушны в выполнении заданий.
Прикрепите утёнка на озеро. В добрый путь, утята!