Министерство образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СТУДЕНЧЕСКИЙ БАТТЛ
«ФИЗИКИ И ЛИРИКИ»
среди студентов
профессиональных образовательных организаций
День славянской письменности и культуры,
десятилетие науки и технологий в России
Сыктывкар, 2023г
Разработчики
| ФИО | Квалификационная категория | Должность |
1 | Черепянская Надежда Федоровна | высшая | преподаватель |
2 | Чкадуа Ольга Владимировна | высшая | преподаватель |
3 | Сенюкова Мария Николаевна | высшая | преподаватель |
4 | Голыдбина Ольга Олеговна | высшая | преподаватель |
5 | Терентьев Егор Анатольевич | первая | преподаватель |
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № __9___от «18» апреля 2023г. Председатель ПЦК _____Черепянская Н.Ф._____________ | |
Содержание
Пояснительная записка 4
1. Цель и задачи конкурса 7
2. Этапы конкурса и описание заданий 9
3. Сценарий конкурса 11
4. Источники информации 18
Приложения:
Положение о конкурсе.
Конкурсные задания.
Презентация конкурса.
Документация: протоколы жюри.
Пояснительная записка
Студенческий баттл «Физики и лирики» - интеллектуальный конкурс среди студентов профессиональных образовательных организаций проводится с целью развития функциональной грамотности обучающихся и выявления уровня её сформированности.
Организатором конкурса является ГАПОУ «Сыктывкарский торгово-экономический колледж».
Конкурс проводится в форме командного соревнования по дисциплинам общеобразовательного цикла и приурочен ко Дню славянской письменности и культуры (24 мая) и десятилетию науки и технологиям в России (2022-2031гг).
Организация и разработка конкурсных заданий осуществляется в совместной деятельности преподавателями ПЦК общеобразовательных дисциплин. Задания носят междисциплинарный характер и направлены на развитие всех аспектов функциональной грамотности.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:
грамотность в чтении (читательская грамотность) — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них;
грамотность в математике (математическая грамотность) — способность человека определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
грамотность в области естествознания (естественнонаучная грамотность) — способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах;
финансовая грамотность подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, возможности участия в экономической жизни;
глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового;
креативное мышление базируется на знаниях и опыте - важнейший источник развития личности обучающегося.
Основные характеристики обучающихся СПО с хорошо развитыми навыками функциональной грамотности:
способность успешно решать широкий круг повседневных и профессиональных задач;
умение общаться и находить решения в различных социальных ситуациях;
способность грамотно использовать основные навыки чтения и письма;
установление междисциплинарных связей путем изучения и оценки одних и тех же фактов и явлений с разных точек зрения.
В целом, это междисциплинарный навык, связанный с результатами изучения программ общеобразовательных дисциплин и, более конкретно, с универсальной учебной деятельностью (личностной, познавательной, регулятивной и коммуникативной). Это ключевое понятие ФГОС.
Актуальность данной работы вызвана требованиями современной государственной образовательной политики России и проблемами формирования функциональной грамотности у обучающихся в учреждениях СПО:
низкий уровень сформированности функциональной грамотности студентов;
не достаточные знания и умения педагогов в вопросах конструирования и составления заданий для формирования функциональной грамотности;
отсутствие системы последовательного и логичного процесса формирования функциональной грамотности обучающихся.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Организовать творческую группу из числа преподавателей.
Провести анализ источников информации по данной проблеме.
Изучить методы и приемы составления заданий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Составить задания на основе интеграции общеобразовательных дисциплин, направленных на формирование функциональной грамотности.
Разработать методический и дидактический материал для проведения конкурса.
Проанализировать результаты и провести корректировку педагогической деятельности, направленную на формирование функциональной грамотности студентов.
В образовательном процессе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром, дальнейшего образования и успешной деятельности в профессиональной сфере.
Конкурс проводится согласно разработанному Положению (Приложение 1).
Методическая разработка содержит сценарий проведения конкурса, описание заданий, инструкции по выполнению, ответы и критерии оценивания.
Универсальность данной разработки позволяет на основе выработанного алгоритма составления заданий создавать базу данных для организации проведения занятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, что является важным критерием качества образования.
В содержании образования четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным.
Функциональная грамотность – это не просто новое направление, а важнейшая тенденция развития образования в России и мире, которую на современном этапе должны учитывать все педагоги.
Акцент делается не просто на знание фактов, дат и формул, а на их реальное использование. Упор идет на то, чтобы научить студентов анализировать, систематизировать, отбирать и объединять данные, чтобы в результате получились определенные выводы.
Задача учебно-воспитательного процесса - делать все возможное для достижения обозначенных результатов. Внеклассное мероприятие в форме интеллектуального соревнования в непринужденной обстановке позволяет эффективнее добиться желаемых результатов.
1. Цель и задачи конкурса
Цель конкурса: развитие функциональной грамотности обучающихся и выявление уровня её сформированности на основе выполнения комплексных заданий, отражающих общую эрудицию и умения студентов решать ситуационные задачи, возникающие в жизненных и профессиональных ситуациях.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие развитие функциональной грамотности обучающихся на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
2. Обеспечить условия для расширения междисциплинарных связей, умения интегрировать знания и применять их для решения практико-ориентированных и ситуационных задач, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
3. Создание оптимальных условий для вовлечения студентов и педагогов в совместную творческую деятельность и реализации интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование устойчивого познавательного интереса как к форме получения интеллектуального удовольствия.
4. Выявление, поддержка и продвижение лучших студентов в участии в мероприятиях различного уровня: предметных олимпиадах, конкурсах, учебно-исследовательских проектах.
Формируемые общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Участники: обучающиеся СПО 1 курс (возраст 17-18 лет)
Форма организации мероприятия: командные соревнования
Используемая педагогическая технология – технологии развивающего обучения - интерактивные технологии с элементами кейс- технологии, фокус-групп, ТРИЗ, интегрированного обучения.
Образовательные задачи:
Создать условия для проявления предметных и метапредметных знаний и умений обучающихся.
Создать условия для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития креативного мышления, формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.
Создать условия для развития памяти, внимания, воображения.
Содействовать формированию и развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные задачи:
Способствовать повышению уровня мотивации к обучению.
Способствовать развитию умений работать в команде.
Способствовать развитию личностных качеств обучающихся.
Способствовать формированию гражданско-патриотической позиции на примерах из жизни русских писателей и ученых, их произведениях, открытиях, изобретениях.
2. Этапы конкурса и описание заданий
Подготовительный этап. На данном этапе создается организационный комитет из числа преподавателей общеобразовательных дисциплин. Распределяются функции ответственных:
за подготовку заданий и критерии оценок к ним;
написания сценария конкурса;
подготовка презентаций мероприятия;
документации (заявки от команд-участников, бланки заданий, бланки ответов, коды команд, протоколы жюри, текст дипломов, сертификатов и т.п.);
подготовка актового зала;
подготовка необходимого оборудования;
подготовка волонтеров, фотографов.
Конкурсные задания на формирование и оценку функциональной грамотности студентов имеют комплексный характер, компетентностную ориентированность, контекстное содержание и дифференцированный уровень сложности.
В каждом комплексе по 3 задания по одной теме на основе интеграции гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Тема: День славянской письменности и культуры и десятилетие науки и технологий в России. (Приложение 2. Конкурсные задания).
Основной этап. Конкурс состоит из 6 этапов, которые предполагают выполнение заданий в письменной форме. Ответы заполняются в письменном виде на специальном бланке с кодом команды. Время выполнения от 5 до 10 минут в зависимости от уровня сложности. К каждому заданию разработаны критерии оценивания.
Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности:
I. «Задача - Интерпретация» предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме (текстовая, графическая, символьная информация). Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.
II. «Задача - Сравнение» предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств объекта.
III. «Задача - Аналогия» направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта, с хорошо известным объектом в форме гипотезы.
IV. «Задача - Модель» подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.
V. «Задача - Поиск» предполагает поиск прообраза реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.
VI. «Задача – Структурирование» ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.
VII. «Задача - Возможность»: направлена на оценивание достоверности информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов.
VIII. «Задача Избыточность - недостаточность» предполагает умение оценивания полноты информации и предполагает использование приема сжатия и приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.
Отдельным этапом является конкурс «Студенческий баттл», в котором соревнуются две команды «Физики» и «Лирики». - творческое задание, направленное на проявление креативного мышления и коммуникативных способностей. Каждая команда должна озвучивать свою версию ответа как продолжение на версию предыдущей команды. Жюри оценивает быстроту реакции, мышление, словарный запас, соответствие ответа заявленной теме, грамотность и оригинальность ответа, количество предложенных вариантов ответа и культуру ведения дискуссии от 0 до 5 баллов.
Завершающий этап. Экспертная комиссия подводит итоги, председатель жюри представляет краткий анализ мероприятия, озвучивает решение.
Рефлексия. Церемония награждения. Общая фотография.
3. Сценарий конкурса Студенческий баттл «Физики и лирики»
Этап/ № слайда | Содержание |
Начало Слайд № 1 | Ведущий приветствует участников конкурса. Студенческий баттл «Физики и лирики» - интеллектуальное соревнование среди студентов 1 курса образовательных учреждений СПО. Организатором является ГАПОУ СТЭК. Из названия следует, что соревнование будет интеллектуальным и должно выявить знания и умения наших студентов не только по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам, но и способности к анализу проблем и вопросов в целом со всех точек зрения. Объявляет тему: мероприятие приурочено к Дню славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) и науке и технологиям в России, и конечно, к окончанию учебного года. |
24 мая День славянской письменности и культуры 25 мая День филолога Слайд № 2 | 24 мая по новому стилю является днем памяти создателей славянской письменности – Кирилла и Мефодия. В России начали праздновать День славянской письменности в 1863-м – в год тысячелетия с момента создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием. Славянская письменность появилась в IX веке, именно тогда был создан алфавит. 863 год считается годом рождения славянской письменности. Тогда и были написаны первые слова на славянском языке. Ряд экспертов утверждает, что первое предложение цитировало евангелиста Иоанна: "Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово". Когда Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Псалтырь, Евангелие и избранные службы, братья отправились в Моравию. Там они начали проводить богослужения на славянском и учить письменности. Всего святые составили два алфавита славянской письменности – глаголицу и кириллицу, причем каждый из них использовался. Славянские рукописи также были написаны и тем, и тем алфавитом. Потихоньку кириллица вытеснила глаголицу, так как та была архаичной и более сложной. |
Десятилетие науки и технологий в России Слайд № 3 | Двигатель прогресса и развития, залог процветания человечества – наука. Невозможно оставить такое важное явление без своего, особенного праздника. Ведь и сама наука, и люди, себя ей посвятившие, нуждаются во внимании общества и в решении множества проблемных вопросов, с ней связанных. Указом президента Владимира Путина 2022–2031 годы в России объявлены десятилетием науки и технологи. Такое решение в указе объясняется желанием усилить роль науки и технологий «в решении важнейших задач развития общества и страны», а также учитывая результаты 2021-го, объявленного в России годом науки. Целями десятилетия названы привлечение молодежи в науку, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных для страны задач, повышение доступности информации о достижениях российской науки для граждан. |
Правила конкурса и ниструкции | Представление команд, жюри, волонтеров Правила проведения конкурса и инструкции по выполнению заданий: Конкурс проходит в форме соревнований между командами и состоит из 7 этапов, на каждом из которых команда должна выполнить одно комплексное задание, направленное на выявление аспектов функциональной грамотности. Каждой команде присваивается кодовый номер. На каждом столе находятся приложения (алфавит, таблицы) и калькуляторы. Вопросы и ответы озвучиваются ведущим с экрана. Первые 6 этапов Конкурса предполагают выполнение заданий в письменной форме и выявляют умение участников работать с различной информацией. Ответ оформляется на специальном бланке с кодом команды. На выполнение каждого задания отводится от 5 до 10 минут. Готовые ответы собирает команда волонтеров и передает жюри. Каждый этап включает в себя по 3 задания. В каждом задании прописаны критерии оценки. Задача команды выполнить задание за отведенное время. Как вы будете это делать – решайте сами: или все задания вместе или вы разделите между собой задание на части, чтобы сэкономить время. Для принятия решений выбирайте капитана команды и ответственного секретаря, который будет записывать ответы. Что касается 7 этапа, об этом вы узнайте непосредственно на этапе. Участники Конкурса не вправе пользоваться телефонами, общаться между командами и свободно перемещаться по залу во время этапа конкурса. Обращение к жюри: просим вас ответственно отнестись к оцениванию заданий, обязательно подписать свой протокол, сохранить все ответы и передать председателю, т.к. только он знает коды команд и после совместного подведения итогов, составит рейтинг участников. Кроме того, все организаторы и эксперты будут приглашены для обсуждения итогов с целью анализа мероприятия. Продолжительность мероприятия 60 минут. Итак, начинаем! Всем хорошего настроения и удачи! |
Основной этап. Выполнение заданий
№ этапа | Содержание | Время |
I Этап Азбука Слайд № 5 | «СНАЧАЛА «АЗ» ДА «БУКИ», А ПОТОМ И НАУКИ» Контекст – общественные контексты (образование). Содержательная принадлежность –языкознание, обществознание. Что такое буква? Буква – это единица, это атом смысла. Поэтому сначала мы учим по азбуке буквы, а потом уж все остальное и письмо, и чтение, и наука, и культура. Задание 1. Послание к славянам. Задание 2. Особенности славянской и русской азбуки Задание 3. Социологический опрос (образование) | 10 мин |
ОТВЕТ 1 этап Слайд № 5 Слайд № 6 | 1. Привычный набор букв русской азбуки на самом деле не что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!» 2. Каждая буква русской Азбуки является символом чего-либо. Например, буква «Ж» — это символ жизни. Она означает соединение мужского и женского начал. И название она имела соответствующее – «Живёте». То есть за каждой буквой у наших предков были определённые образы. А чрез образы они творили. Ведь мы уже знаем, что для того, чтобы создать что-либо, необходимо сформировать образ. Какие образы за буквами теперь? А – арбуз или аист Б — барабан или баран В – ворона или виноград 2. Таблица ответов Интересные факты о славянских языках На славянских языках в мире разговаривает 400 миллионов человек. 13 языков входят в группу славянских. Славянские языки считают очень сложными для изучения из-за особенностей словообразования и трудной грамматики. Старославянский язык не имел форму настоящего времени, зато у него было четыре формы прошедшего, и три – будущего. Не было фиксированных правил пунктуации, точка являлась основным знаком препинания и могла ставиться где угодно – внизу, вверху, посередине строки. Вопрос 1. Как в целом изменилось отношение россиян к изучению общеобразовательных предметов и специализированных предметов во втором десятилетии XXI века по сравнению с концом ХХ века? Назовите тенденции: А) Выросло количество респондентов, считающих, что необходимо уделить наибольшее внимание, изучению целого ряда базовых школьных предметов. Б) Снизилось количество респондентов, считающих, что необходимо усилить преподавание предметов, не входящих в традиционные учебные планы. С) Сформировался запрос на укрепление общего образования – формирования гармонично развитой личности. Вопрос 2. Ответ: русский язык и история – предметы, которые закладывают основы национальной идентичности. Вопрос 3. Ответ: Во втором десятилетии XXI века, потому что доля тех, кто затрудняется с выбором приоритетных предметов в 2021 году не превышает 3 %, а в последнем десятилетии ХХ века доля затруднившихся с ответом достигала 19 %. | |
II этап А и Б сидели на трубе Слайд № 7 | «А» И «Б» СИДЕЛИ НА ТРУБЕ» Контекст – научный. Содержательная принадлежность –русский язык, математика Задание 1. Гласные буквы. Перед вами список ФИО известных русских ученых и писателей. Чьё имя содержит больше гласных букв? Задание 2. Записи законов и формул. Задание 3. Кроссворд «Выдающийся русский математик» | 10 мин |
ОТВЕТ 2 этап Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 | Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, – 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Таблица ответов КОЛМОГОРОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Академик академии наук СССР, профессор МГУ, основоположник современной теории вероятностей. В военные годы, используя свои исследования по теории вероятностей, активно участвовал в усовершенствовании военного оружия. Автор новаторских работ по методологии и преподаванию математики (учебник). Андрей Николаевич считал, что математика сродни чистой поэзии, просто в математическом мире разговор ведется на математическом языке. Математика была для него поэзией, а поэзия – математикой. В 1920-е годы А. Н. Колмогоров одним из первых в СССР обратился к проблемам математической лингвистики. | |
III История заимствования Слайд № 11 | ИСТОРИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ Контекст – общественные контексты. Содержательная принадлежность –языкознание, история, химия. Для развития языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Процесс заимствования слов – естественный и необходимый процесс языкового развития, процесс неизбежный, так как обусловлен торговыми, научными, культурными контактами между народами. Задание 1. История заимствования. Задание 2. Значения заимствованных слов Задание 3. Развитие химических знаний в древней Руси | 10 мин |
ОТВЕТ 3 этап Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 | Таблица ответов У всех языков, которые произошли от древнейшего, латинского яз. есть общая основа. Самые простые слова: папа, мама, брат, сестра, один-два-три и т. д. похожи в ряде языков, но не потому, что один повлиял на другой, а потому что у них общее происхождение. Есть и прямое влияние латинского языка на русский через заимствования из других европейских языков. Например, именно римляне принесли в мир свое «римское право» - внятную законодательную систему. Почти все юридические термины имеют латинское происхождение. В Средние века, когда латынь стала международным языком науки (как сейчас английский), она активно развивалась. Почти все научные термины во всех областях взяты из латыни. Точно также сейчас, открывая новый вид животного или растения, ученые по традиции дают им латинское название, согласно специальной номенклатуре, и оно начинает использоваться всеми. 2. Таблица ответов 3. Таблица ответов | |
IV этап Числа правят миром Слайд № 15 | ЧИСЛА ПРАВЯТ МИРОМ Контекст – особенности и элементы окружающей обстановки, личный контекст. Содержательная принадлежность –русский язык, математика. Да, несомненно, без чисел невозможно жить, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем, произносим. Задание 1. Старославянские часы с кириллицей. Задание 2. Числительные Задание 3. Решить задачу и просклонять полученный результат | 10 мин |
ОТВЕТ 4 этап Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 | Малый и великий счет 1. Над буквой, обозначавшей цифру, ставился специальный значок («ти тло»). При этом числовые значения букв возрастали в том же порядке, в каком следовали буквы. Интересно, что числа от 11 до 19 записывались так, как и говорились: сначала число единиц, потом число десятков. Остальные числа записывались буквами слева направо. Мы рассмотрели так называемый «малый счет». В одной из славянских рукописей рассматривается и «великий счет», доходивший до числа 1050. Далее говорилось: «И более сего несть человеческому уму разумевати», т.е. для больших чисел нет названий. 2.Часы и часы на башне 3. Таблица ответов | |
V Автопробег Слайд № 19 | УДАРИМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ АВТОПРОБЕГОМ! Контекст – особенности и элементы окружающей обстановки: опасности и риски. Содержательная принадлежность – физика, литература, математика. Задание 1. Пословицы и поговорки признаны поучать и советовать. Но не все понимают их смысл. Высокий авторитет пословиц объясняется их познавательной и художественной ценностью, ибо в пословичных суждениях отражаются художественный, общественный и житейский опыт многих поколений, их мировоззрение, нравственные и эстетические идеалы, характер оценки жизненных явлений, поведенческих норм людей. Задание 2. Тормозной путь. Задание 3. Дорожный знак. | 10 мин |
ОТВЕТ Этап Слайд № 20 | 1.Трактовка пословиц. Проанализировать житейский и физический смысл русских пословиц и поговорок. 2.Проанализировать экспериментальные данные исследования зависимости тормозного пути автомобиля от скорости его движения: В. Исследование зависимости тормозного пути от скорости движения должно было проводиться для одного и того же автомобиля и при движении по одной и то же дороге. Д. Если водитель отвлекается от дороги, то увеличивается путь реакции, являющийся составной частью общего остановочного пути. 3 . Решение задачи. Определить высоту подъема по указателю на дорожном знаке. | |
VI Учёные и открытия Слайд № 21 | О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ... Содержательная принадлежность – история науки, физика, химия. О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, сын ошибок трудных, И Гений, парадоксов друг, И Случай, бог изобретатель А.С. Пушкин (1829) Это известное стихотворение А.С. Пушкина - несколько строк удивительной красоты и значимости, наполненных философским смыслом: размышление о пути науки, или отражение восторга от какого-либо научного открытия, о котором Пушкин прочитал в очередном журнале, но все это осталось для потомков загадкой. Здание 1. 20 русских открытий и изобретений Задание 2. Великое открытие Задание 3. Четыре типа ученых | 5 мин |
ОТВЕТ 6 этап Слайд № 22 Слайд № 23 | 1. Озвучить открытия ученых 2. Великое открытие - Семь названий даны по названиям городов, например - Париж (Франция), Стокгольм (Швеция), Беркли (США); в честь стран и континентов –девять, таких как Германия, Европа, Россия; девять же в честь планет это, например, Солнце, Луна, Уран и восемь в честь великий ученых: Мари и Пьера Кюри, Альберта Эйнштейна, Альфреда Нобеля. О каком великом открытии идет речь? Созданная в феврале 1869 года, таблица Менделеева стала триумфом предсказательной силы науки, а со временем и самым ярким ее визуальным образом. Сам автор периодического закона был не только выдающимся ученым, но и реформатором, публицистом и общественным деятелем. 3. Озвучить типы и характер ученых | |
7 Баттл Слайд № 24 | Студенческий баттл «Физики» и «Лирики» Творческий конкурс капитанов команд на проявление коммуникации, смекалки, эрудиции. Условия: капитаны по очереди называют свой вариант ответа: - называет русских ученых, изобретателей, конструкторов и т.п называет русских писателей и поэтов Повторятся нельзя. На счет ведущего раз, два, три…если ответа не будет, то участник выбывает. Остаются два капитана, между которыми и состоится баттл: | |
Слайд № 25 | Подведение итогов Итоговая таблица | |
слайд Таблица результатов | Рефлексия Слово председателю жюри Награждение! Общее фото! | 5 мин |
4. Источники информации
Нормативно-правовые документы
ФГОС СПО [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Гарант.Ру // URL: https://fgos.ru/
Приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2021 г. № 253 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Гарант.Ру // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402513206/
Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 N 03-2195 "О направлении материалов» КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ПЛАНОВ (РЕГИОНАЛЬНЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОДИАГНОСТИКИ) [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал КонсультантПлюс// URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=790398#T2iBS5TOYz00Y0Hk
Литература
Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. /Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно- методическое пособие И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования/ научная статья В.И. Блинов, д.п.н, Е.А.Рыкова, д.п.н, И.С. Сергеев, д.п.н/ [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач/ [Электронный ресурс] Российская Государственная Библиотека // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006924316
Дубенский Ю.П. «Методический конструктор ситуаций обучения решению задач по физике»: статья Ю.П. Дубенский, д.п.н, профессор [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-konstruktor-situatsiy-obucheniya-resheniyu-zadach-po-fizike
Камзеева Е. «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» [Электронный ресурс] // URL: https://mcko.ru/articles/2264
Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: История, теория, методика /Учеб. пособие для учителей и студентов пед. вузов и колледжей [Электронный ресурс] Российская Государственная Библиотека // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000744778
Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» [Электронный ресурс] // URL: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie- yandeksa
15