СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь с учреждениям родовспоможения при подготовке специалистов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад предназначен для преподавателей СПО

Просмотр содержимого документа
«Связь с учреждениям родовспоможения при подготовке специалистов»

СВЯЗЬ С УЧРЕЖДЕНИЯМ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ.



…В конце концов, от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применяем на практике…

Иоганн Гёте



Кокшарова Н.У., заведующий практикой, преподаватель высшей квалификационной категории КФ ХГМК


В современных условиях стремитель­ного развития медицинской науки и практи­ки значительно изменились требования к подготовке средних медицинских работников. Главным становит­ся формирование профессиональных компе­тенций, обеспечивающих профессионализм выпускника медицинского колледжа и его конкурентоспособность на современном рынке оказания медицинских услуг. Будущий выпускник должен уметь адаптироваться к практической деятельности в связи с постоянно меняющимися потреб­ностями современного здравоохранения в специалистах, которые могут освоить инно­вационные технологии, необходимые для квалифицированной работы.

Федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения предусмат­ривается компетентностный подход к под­готовке средних медицинских работников, способных действовать в различных про­фессиональных ситуациях.

В структуру компетенций входят зна­ния, умения и опыт практической деятельно­сти по специальности. Сформированность компетенции можно определить на практическом занятии, а так же во время прохождения производст­венной практики по профилю специальности. Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров и акушерок, является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.


Преимущества обучения на манекенах, тренажерах, имитаторах:

  1. реалистичное обучение без риска для пациента;

  2. длительность учебного процесса не ограничена;

  3. количество повторов не ограничено;

  4. без первичного стресса для обучающегося;

  5. объективная оценка действий обучающегося.

Для подготовки конкурентоспособного выпускника в нашем колледже создан симуляционный центр, оснащенный современными тренажерами. Симуляционная техника позволяет достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических ситуаций, а также отработки технических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций. Симуляционное обучение - один из эффективных способов научиться управлять ошибками. Очень важно, чтобы в ходе решения поставленной конкретной задачи были задействованы различные типы симуляционного обучения: деятельность, визуализация, прослушивание.

В условиях симуляционного центра содержание обучения направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом.

Внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание базовых учебных центров, плавно перекидывают мостик от имитации в клинику к реальному пациенту. Поэтому применение фантомного и симуляционного обучения является приемлемым и необходимым направлением в учебном процессе.

Первый этап занятия - инструктаж, в форме мини-лекции оцениваются обстановка, имеющееся оборудование, определяются объект и цель.

Второй этап - сам процесс симуляционного обучения, когда участники группы непосредственно осуществляют уход за пациентом, проводят необходимые реанимационные действия и т.д. Важное условие: все члены команды должны максимально ощущать реальность ситуации.

Третий этап - подведение итогов, анализ результатов. На этом этапе важно понимать, что симуляция лишь отражает реальную жизнь и не бывает персональных ошибок, есть лишь ошибки команды.

В конце практического занятия преподаватель и студенты обсуждают результаты практики, оценивается уровень знаний студентов, а также тот факт, насколько успешны были занятия.

В КФ ХГМК применяются  элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик аускультации.

  • Визуальный – знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. На занятиях по дисциплине «Акушерство» используются видеофильмы и пособие «Алгоритмы выполнения манипуляций».

  • Тактильный – на данном уровне происходит воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. На занятиях происходит отработка манипуляций на фантомах, муляжах.

  • Реактивный  – воспроизводятся простейшие активные реакции фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении приемов Леопольда – Левицкого обучающийся определяет созданную преподавателем ситуацию.


Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее - это разработка обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.),  с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения,  а также при  допуске обучающихся на УП, ПППС или при проведении аттестации по итогам ПП.

Симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.


Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку готовности обучающегося к самостоятельной трудовой деятельности.

Производственная практика включает практику по профилю специальности и преддипломную практику.

Практика по профилю специальности предусматривает развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей.
Цель преддипломной практики дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности выпускника к самостоятельной трудовой деятельности.

Заложенный в ФГОС СПО модульно-компетентностный подход предполагает совершенно новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением. Совместная работа преподавателей учебного заведения и сотрудников учреждений здравоохранения способствует реализации деятельностного подхода в обучении будущих специалистов. Важным звеном в развитии учебно-производственных связей явилось заключение договоров о сетевом партнерстве между образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями города Комсомольска –на- Амуре и Хабаровского края, а именно, с КГБУЗ «Родильный дом № 3» МЗ ХК, КГБУЗ «Городская больница №7» МЗ ХК. Данные договоры предусматривают обязательства сторон, особые условия, сроки действия, контроль за их исполнением. В частности, руководитель ЛПУ должен предоставить учебную комнату, рабочие места, дать возможность студентам пользоваться медицинской документацией под контролем преподавателей, методических и непосредственных руководителей обеспечить выполнение согласованных графиков прохождения производственной практики, обучение и выполнение правил охраны труда и техники безопасности, проводить воспитательную работу со студентами, назначать руководителями практики наиболее опытных и компетентных специалистов. Именно производственная практика максимально приближена к будущей профессиональной деятельности и является логическим завершением учебной практики.

К основным задачам производственной практики можно отнести следующие:

  • закрепление и проверка теоретических знаний;

  • продолжение формирования опыта практической деятельности студентов;

  • развитие общих и профессиональных компетенций;

  • освоение манипуляций;

  • адаптация студентов к реальным производственным условиям;

  • подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.

После прохождения практики студент обязан предоставить следующие документы:

  • дневник производственной практики с описанием видов выполняемой работы, ее объема;

  • характеристика учебной и профессиональной деятельности по каждому профессиональному модулю программы.

  • отчет по итогам производственной практики

  • график прохождения производственной практики

Именно характеристика, раскрывающая осуществление практикантом учебной и профессиональной деятельности во время производственной практики с указанием видов, объема и качества выполненных работ, позволяет отследить и оценить уровень сформированных компетенций студента.

Овладение профессиональными компетенциями направлено на овладение конкретного вида профессиональной деятельности.

Кроме этого, на производственной практике может в полной мере овладеть общими компетенциями. В практической деятельности, в условиях реального производства происходит формирование понимания сущности и социальной значимости будущей профессии, развитие устойчивого интереса к ней, проявление самостоятельности в организации собственной деятельности. Студенты принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях, несут за них ответственность, самостоятельно определяют задачи профессионального и личностного развития, учатся ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной сфере.


В заключение необходимо отметить, что формирование профессиональной ком­петентности в период производственной практики будет эффективно только в том случае, если:

- производственная практика вы­страивается как целостный педагогический процесс, для которого характерна взаимо­связь компонентов между собой и преем­ственность форм и методов практического и теоретического обучения;

- содержание, формы и методы произ­водственной практики будут направлены на формирование у студентов медицинского колледжа профессиональных компетенций.