СВЯЗЬ С УЧРЕЖДЕНИЯМ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ.
…В конце концов, от всех приобретенных знаний
в памяти у нас остается только то,
что мы применяем на практике…
Иоганн Гёте
Кокшарова Н.У., заведующий практикой, преподаватель высшей квалификационной категории КФ ХГМК
В современных условиях стремительного развития медицинской науки и практики значительно изменились требования к подготовке средних медицинских работников. Главным становится формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих профессионализм выпускника медицинского колледжа и его конкурентоспособность на современном рынке оказания медицинских услуг. Будущий выпускник должен уметь адаптироваться к практической деятельности в связи с постоянно меняющимися потребностями современного здравоохранения в специалистах, которые могут освоить инновационные технологии, необходимые для квалифицированной работы.
Федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения предусматривается компетентностный подход к подготовке средних медицинских работников, способных действовать в различных профессиональных ситуациях.
В структуру компетенций входят знания, умения и опыт практической деятельности по специальности. Сформированность компетенции можно определить на практическом занятии, а так же во время прохождения производственной практики по профилю специальности. Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров и акушерок, является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
Преимущества обучения на манекенах, тренажерах, имитаторах:
реалистичное обучение без риска для пациента;
длительность учебного процесса не ограничена;
количество повторов не ограничено;
без первичного стресса для обучающегося;
объективная оценка действий обучающегося.
Для подготовки конкурентоспособного выпускника в нашем колледже создан симуляционный центр, оснащенный современными тренажерами. Симуляционная техника позволяет достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических ситуаций, а также отработки технических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций. Симуляционное обучение - один из эффективных способов научиться управлять ошибками. Очень важно, чтобы в ходе решения поставленной конкретной задачи были задействованы различные типы симуляционного обучения: деятельность, визуализация, прослушивание.
В условиях симуляционного центра содержание обучения направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом.
Внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание базовых учебных центров, плавно перекидывают мостик от имитации в клинику к реальному пациенту. Поэтому применение фантомного и симуляционного обучения является приемлемым и необходимым направлением в учебном процессе.
Первый этап занятия - инструктаж, в форме мини-лекции оцениваются обстановка, имеющееся оборудование, определяются объект и цель.
Второй этап - сам процесс симуляционного обучения, когда участники группы непосредственно осуществляют уход за пациентом, проводят необходимые реанимационные действия и т.д. Важное условие: все члены команды должны максимально ощущать реальность ситуации.
Третий этап - подведение итогов, анализ результатов. На этом этапе важно понимать, что симуляция лишь отражает реальную жизнь и не бывает персональных ошибок, есть лишь ошибки команды.
В конце практического занятия преподаватель и студенты обсуждают результаты практики, оценивается уровень знаний студентов, а также тот факт, насколько успешны были занятия.
В КФ ХГМК применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик аускультации.
Визуальный – знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. На занятиях по дисциплине «Акушерство» используются видеофильмы и пособие «Алгоритмы выполнения манипуляций».
Тактильный – на данном уровне происходит воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. На занятиях происходит отработка манипуляций на фантомах, муляжах.
Реактивный – воспроизводятся простейшие активные реакции фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении приемов Леопольда – Левицкого обучающийся определяет созданную преподавателем ситуацию.
Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее - это разработка обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.), с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения, а также при допуске обучающихся на УП, ПППС или при проведении аттестации по итогам ПП.
Симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.
Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку готовности обучающегося к самостоятельной трудовой деятельности.
Производственная практика включает практику по профилю специальности и преддипломную практику.
Практика по профилю специальности предусматривает развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей.
Цель преддипломной практики дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности выпускника к самостоятельной трудовой деятельности.
Заложенный в ФГОС СПО модульно-компетентностный подход предполагает совершенно новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением. Совместная работа преподавателей учебного заведения и сотрудников учреждений здравоохранения способствует реализации деятельностного подхода в обучении будущих специалистов. Важным звеном в развитии учебно-производственных связей явилось заключение договоров о сетевом партнерстве между образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями города Комсомольска –на- Амуре и Хабаровского края, а именно, с КГБУЗ «Родильный дом № 3» МЗ ХК, КГБУЗ «Городская больница №7» МЗ ХК. Данные договоры предусматривают обязательства сторон, особые условия, сроки действия, контроль за их исполнением. В частности, руководитель ЛПУ должен предоставить учебную комнату, рабочие места, дать возможность студентам пользоваться медицинской документацией под контролем преподавателей, методических и непосредственных руководителей обеспечить выполнение согласованных графиков прохождения производственной практики, обучение и выполнение правил охраны труда и техники безопасности, проводить воспитательную работу со студентами, назначать руководителями практики наиболее опытных и компетентных специалистов. Именно производственная практика максимально приближена к будущей профессиональной деятельности и является логическим завершением учебной практики.
К основным задачам производственной практики можно отнести следующие:
закрепление и проверка теоретических знаний;
продолжение формирования опыта практической деятельности студентов;
развитие общих и профессиональных компетенций;
освоение манипуляций;
адаптация студентов к реальным производственным условиям;
подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.
После прохождения практики студент обязан предоставить следующие документы:
дневник производственной практики с описанием видов выполняемой работы, ее объема;
характеристика учебной и профессиональной деятельности по каждому профессиональному модулю программы.
отчет по итогам производственной практики
график прохождения производственной практики
Именно характеристика, раскрывающая осуществление практикантом учебной и профессиональной деятельности во время производственной практики с указанием видов, объема и качества выполненных работ, позволяет отследить и оценить уровень сформированных компетенций студента.
Овладение профессиональными компетенциями направлено на овладение конкретного вида профессиональной деятельности.
Кроме этого, на производственной практике может в полной мере овладеть общими компетенциями. В практической деятельности, в условиях реального производства происходит формирование понимания сущности и социальной значимости будущей профессии, развитие устойчивого интереса к ней, проявление самостоятельности в организации собственной деятельности. Студенты принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях, несут за них ответственность, самостоятельно определяют задачи профессионального и личностного развития, учатся ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной сфере.
В заключение необходимо отметить, что формирование профессиональной компетентности в период производственной практики будет эффективно только в том случае, если:
- производственная практика выстраивается как целостный педагогический процесс, для которого характерна взаимосвязь компонентов между собой и преемственность форм и методов практического и теоретического обучения;
- содержание, формы и методы производственной практики будут направлены на формирование у студентов медицинского колледжа профессиональных компетенций.