СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сводная таблица Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сводная таблица Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.                                                                 

Просмотр содержимого документа
«Сводная таблица Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.»












Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /

{А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.}; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.


Личностные универсальные действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

«Самоанализ. Кто Я? Какой Я?»

10-15 л.

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.


Групповая работа учащихся под руководством психолога.

2

Игровое задание «Чемодан»

10-15 л.

Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.


Групповая работа учащихся под руководством психолога.

3

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А.Карабанова)

10-15 л.

Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

Любые гуманитарные и естественно-научные

Фронтальный письменный опрос

4

Игровое задание «Моя Вселенная»

10-15 л.

Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

Литература, история, ИЗО, музыка и др.

Групповая работа учащихся под руководством психолога.

5

Задание «Моральные дилеммы»

11-15 л.

Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Гуманитарные

дисциплины

Групповая работа учащихся.

6

Задание «Моральный смысл»

11-15 л.

Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.

Гуманитарные

дисциплины

Работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе

7

Задание «Кодекс моральных норм»

11-15 л.

Обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.

Гуманитарные

дисциплины

Индивидуальная и групповая работа.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

Задание «Кто прав?»

10-15 л.

Диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помо-гающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия)

Гуманитарные и естественно-научные

Работа в парах и группах.

2

Задание «Общее мнение»

11-15 л.

Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Литература, история, физика, биология, география

Работа в парах или группах по 3-4 человека.

3

Задание «Дискуссия»

10-15 л.

Освоение правил и навыков ведения дискуссий.

Литература, история, физика, биология, география

Работа учащихся в классе.

4

Задание «Совместное рисование»

10-15 л.

Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Литература, история, физика, биология, география

Работа в парах или группах по 3-4 человека.

5

Задание «Компьютерная презентация»

11-15 л.

Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа в двух группах.

6

Задание «Групповые игры»

11-15 л.

Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.


Групповая работа учащихся.

Познавательные универсальные учебные действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»

12-13 л.

Формирование выдвигать гипотезы ( предложения – что получится в результате) проверять их.

Математика

Группа 4-5 ч.

2

Задание «Найти правило»

12-13 л.

Формирование умения выделять закономерность в построении серии.

Математика

Группа 4-5 ч.

3

Задание «Работа с метафорами»

(А.Е. Падалко, 1985)

11-15 л.

Формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).

Литература

Группа 4-5 ч.

4

Задание «Составление слов из элементов по правилу» (А.Е. Падалко, 1985)

11-15 л.

Формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Литература

Группа 4-5 ч.

5

«Отсутствующая буква» (А.Е. Падалко, 1985)

11-15 л

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Литература

Группа 4-5 ч.

6

Задание «Робинзон и Айртон»

11-15 л

Формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Литература

Группа 4-5 ч.

7

Задание «Эмпирическое исследование»

14-15л.

Формирование умения проводить эмпирическое исследование.

Литература

Группа 4-5 ч.

8

Задание «Любимые передачи»

13-15л.

Формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы)

Литература и др.

Группа 4-5 ч.

9

Задание «Выбор транспорта»

11-15 л

Формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

География и др.

Группа 4-5 ч.

10

Задание «Жильцы твоего дома»

12-13 л

Формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом.

География

Группа 4-5 ч.

11

Задание «Сказочные герои»

14-15 л.

Формирования проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.

Литература

Группа 4-5 ч.

12

Задание «Диалог с текстом»

(Г.Г. Граник, О.В. Соболева, 1998)

11-12 л.

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом»

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

13

Задание «Учимся задавать вопросы»

11-12 л.

Формирование умения задавать вопросы к художественному тексту.

Литература

Работа в парах и группах.

14

Задание «Озаглавливание текста»

11-15 л.

Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

15

Задание «Пословицы»

11-15 л.

Формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.

Литература, история

Работа в группах.

16

Задание «Эпиграф»

11-15 л.

Развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.

Литература

Работа индивиду-альная и в группах

17

Задание «Сочиняем сказку»

11-14 л.

Развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом антиципации.

Литература

Работа в группах.

18

Задание «Понимание научного текста»

12-15 л.

Развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

19

Задание «Приёмы осмысления теста в ознакомительном чтении»

14-15 л.

Усвоение приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к раннее прочитанному).

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

20

Задание «Постановка вопросов к тексту»

14-15 л.

Овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

21

Задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов

12-15 л

Освоение приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивиду-альная и в группах

Регулятивные универсальные учебные действия

Название

Возраст

Цель

Предмет

Форма выполнения

1

Задание «Общее планирование времени. Планируем свой день»

12-14 л.

Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся.

Любые предметы, классный час

Индивидуальная работа

2

Задание «Планирование учебной работы»

13-15 л.

Формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.

Любые предметы, классный час

Индивидуальная работа

3

Задание «Оцениваем свою работу»

11-14 л.

Освоение критериев оценки письменной работы.

Русский язык и математика

Индивидуальная и в парах

4

Задание «Критерии оценки»

13-15 л.

Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Гуманитарные и естественно-научные

Работа индивид-я и в парах

5

Задание «Учебные цели»

11-14 л.

Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Гуманитарные и естественно-научные

Индивидуальная работа

Материалы книги систематизировали: Центр научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб НИПКиПРО (нач. центра Волчек М.Г.)