СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства сложных систем. Биосфера, основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Свойства сложных систем. Биосфера, основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Лицей № 37 г. Донецк»













Методическая разработка открытого урока



Тема: Свойства сложных систем. Биосфера, основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере.







Выполнила учитель

биологии

Ивчина А. В.









г. Донецк – 2020 г.



Урок в 11 классе.

Тема: Свойства сложных систем. Биосфера, основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере.

Цель: сформировать понятие о биосфере как оболочке живой материи планеты; выяснить распределение живого вещества биосферы и его свойств; расширить знания студентов об оболочках Земли; рассмотреть основные положения учения Вернадского;

развивать умения сравнивать, делать соответствующие выводы и обобщения, приводить примеры из жизни; развивать навыки логического мышления;

воспитывать бережное отношение к живым организмам планеты как основные составные части биосферы.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Межпредметные связи: история, география, химия, физика.

Оборудование: схемы, рисунки, таблицы, средства ТСО.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда.

Вопросы по горизонтали:

  1. Наука о живой природе. (Биология)

  2. Оболочка Земли, населенная живыми существами. (Биосфера)

  3. Вещество, входящее в организм человека и составляет около 60%. (Вода)

  4. Вид взаимодействия между организмами. (Симбиоз)

  5. Твердая оболочка Земли. (Литосфера)

  6. Общее название оболочек Земли (Сферы)

  7. Увеличение количества особей вида в результате полового процесса (Размножение)

  8. Газовая оболочка Земли. (Атмосфера)

По вертикали:

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)

3.Мотивация учебной деятельности студентов.

Рассказ преподавателя с элементами эвристической беседы.

Живые организмы широко заселили нашу планету. В одних местах живых организмов огромное количество, например в тропиках и субтропиках, другие места нашей планеты меньше заселены, например пустыни.

Главным словом нашего кроссворда является слово биосфера. Что же такое биосфера? Кто ввел понятие биосфера? Почему живые организмы распространенные везде, но только на определенных глубинах и высотах?

Ответы на все эти вопросы мы получим на сегодняшнем уроке.

Повторим оболочки нашей планеты.

определение

функции

образование

строение

Литосфера –

твердая оболочка Земли, состоит из осадочных и метаморфических пород.

На ее поверхности проживает большинство растений и животных;

верхняя оболочка литосферы – грунт, обеспечивает условия жизни растений и является главным условием получения продуктов питания;

литосфера является источником получения полезных ископаемых.

Земная кора образовалась из мантии в процессе физико-химических преобразований.

Осадочный слой возник в результате выветривания и разрушения гранита и базальта.

Слои Земной коры:

  1. Осадочный

  2. Гранитный

  3. Базальтовый.

Гидросфера – водная оболочка, совокупность океанов, морей и вод континентов.

Среда, в которой зародилась жизнь;

основная составляющая часть организмов;

важнейшее минеральное сырье;

является аккумулятором солнечной энергии.


Образовалась в результате конденсации водяного пара.

Соленые и пресные водоемы (реки, океаны, озера, моря.)

Атмосфера - газовая оболочка Земли.

Защищает живые организмы на Земле; регулирует сезонные и суточные колебания температуры ; проходит процесс фотосинтеза; влияет на водный баланс; для некоторых организмов является средой обитания.

В состав атмосферы входят следующие газы:

нитроген - 78%

оксиген – 21%

углекислый газ – 0, 03 %

другие газы – до 1 %

Атмосфера делится на:

тропосферу;

стратосферу;

мезосферу;

термосферу;

экзосферу.



  1. Изучение нового материала.

Понятие «биосфера»

Преподаватель. Давайте подумаем , равномерно ли распространены живые организмы на планете? Что на это влияет?

Совокупность живых организмов представляет собой биосферу. Просмотр слайдов презентации.

Понятие «биосфера» предложил в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс.

Учение о биосфере создал выдающийся российский ученый Владимир Иванович Вернадский. По его предположению, биосфера не является отдельной оболочкой Земли – это часть ее геологических оболочек, населенных живыми организмами.

Где же распространены живые организмы? Рассмотрим учебник с. 174.

Студент. Живые организмы распространены в верхних слоях литосферы, нижних слоях атмосферы и по всей глубине гидросферы. В глубину литосферы живые организмы могут проникать на 2-4 км. Распространенность организмов в атмосфере – 22-25 км.

Преподаватель. Поэтому самую большую концентрацию живых организмов мы наблюдаем там, где условия их существования самые оптимальные – на границе литосферы и атмосферы, атмосферы и гидросферы, литосферы и гидросферы.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Презентация о жизненном и научном пути ученого.



Игра. «Шестая волна»

Студенты рассаживаются по группам. Преподаватель дает материал в виде тезисов и задает после группам вопросы.

  1. В. И. Вернадский выделял уровни веществ биосферы. Каждая из этих составляющих характеризуется специфической, динамической структурой и организацией.

Живое вещество;

Биогенное вещество;

Неживое (костное ) вещество;

Биокостное вещество;

Радиоактивные вещества;

Рассеянные атомы;

Вещества космического происхождения (метеориты)

Биологическая волна.

Вопрос. В состав метеоритов часто входит Феррум и его соединения. Почему В. И. Вернадский выделил метеориты в отдельную группу? Такие вещества есть на Земле. Может нужно было их отнести к неживой природе?

Энергия Солнца – это космический источник энергии в биосфере. Вещество биосферы принимает космическую энергию и становится активным. Организмы трансформируют лучистую энергию Солнца в химическую, в соответствии с законами термодинамики.

Физическая волна

Вопрос. Все ли живые организмы могут трансформировать физическую солнечную энергию в химическую?



«Давление жизни» В. И. Вернадский выявил способность живой материи постоянно увеличиваться, рассчитал скорость возможного заселения поверхности Земли некоторыми организмами при условии создания благоприятных условий. Например, для некоторых бактерий достаточно 1,3 – 1,8 суток для заселения поверхности планеты.

Экологическая волна

Вопрос. Почему, имея возможность постоянно увеличиваться, живые организмы имеют ограниченные ареалы распространения?

Роль живых организмов.

В. И. Вернадский впервые обозначил геологическую роль живых организмов.

Значение живых организмов:

- аккумулируют солнечную энергию;

- много минералов и горных пород имеют биологическое происхождение (осадочные залежи серы, железа, марганца), осадочные залежи известняков;

-накапливают химические элементы в тканях своего тела: Fe, Cu, Мn, N, S, Р, а также в среде обитания жизни: земные растения обогащают атмосферу и воду кислородом, накапливают Нитроген в почве;

- большинство химических элементов совершают круговорот через биосферу (с. 182, рис 66, с.184 рис. 67);

- живое вещество породило состав атмосферы, гидросферы, грунта;

- живые организмы изменили рельеф земной поверхности, усилив процессы осадконакопления, выветривания и эрозии;

- влияют на микроклимат и геофизические условия своего существования.

Химическая волна

Вопрос. Почему состав первичной атмосферы, отличаясь от современной, включал аммиак, метан, угарный и углекислый газы, а современная атмосфера содержит азот, кислород и незначительное количество углекислого газа?

«Пленки жизни» В. И. Вернадский подчеркивал повсеместность жизни, которое в биосфере распространено в трех основных средах: литосфере, гидросфере и атмосфере. Места наибольшей концентрации организмов называют «пленками жизни».

Географическая волна

Вопрос. Почему «пленки жизни» находятся на границе контактов трех оболочек планеты?

«Ноосфера»

В. И. Вернадский писал, что возможности человека с ее умом и техникой такие значительные, что он может повлиять на ход геолого-химических процессов Земли и даже изменять их природное направление. Просмотр видеоролика.

Ноосфера – это этап развития биосферы, на котором человек, осознанно используя свои знания, будет поддерживать жизнь биосферы и помогать ее развитию.

Историческая волна.

Вопрос. Почему ноосфера возникла совсем недавно по сравнению со временем появления человека.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос:

Почему именно Вернадский сформулировал учение о биосфере?

Что положено в основу классификации веществ, образованную В. И. Вернадским?

Когда возникла биосфера? В чем особенность этого возникновения?

Являются ли идентичными понятия ноосфера и антропогенное влияние?

  1. Итог урока.

Получила ли я полезные знания на уроке?

Где я могу использовать полученные знания?

Игра «Круги на воде»

Написать опорное слово «биосфера» подобрать к каждой букве имена прилагательные

Б – большая;

И – интересная;

О – обеспечивающая круговорот;

С – состоит из сфер;

Ф – формирует биомассу;

Е – единственная в космическом пространстве;

Р – растение;

А – антропогенный фактор.



  1. Мотивация и выставление оценок.

  2. Домашнее задание. Выучить параграф 34, ответить устно на вопросы с. 186.































определение

функции

образование

строение

Литосфера –

твердая оболочка Земли, состоит из осадочных и метаморфических пород.

На ее поверхности проживает большинство растений и животных;

верхняя оболочка литосферы – грунт, обеспечивает условия жизни растений и является главным условием получения продуктов питания;

литосфера является источником получения полезных ископаемых.

Земная кора образовалась из мантии в процессе физико-химических преобразований.

Осадочный слой возник в результате выветривания и разрушения гранита и базальта.

Слои Земной коры:

  1. Осадочный

  2. Гранитный

  3. Базальтовый.

Гидросфера – водная оболочка, совокупность океанов, морей и вод континентов.

Среда, в которой зародилась жизнь;

основная составляющая часть организмов;

важнейшее минеральное сырье;

является аккумулятором солнечной энергии.


Образовалась в результате конденсации водяного пара.

Соленые и пресные водоемы (реки, океаны, озера, моря.)

Атмосфера - газовая оболочка Земли.

Защищает живые организмы на Земле; регулирует сезонные и суточные колебания температуры ; проходит процесс фотосинтеза; влияет на водный баланс; для некоторых организмов является средой обитания.

В состав атмосферы входят следующие газы:

нитроген - 78%

оксиген – 21%

углекислый газ – 0, 03 %

другие газы – до 1 %

Атмосфера делится на:

тропосферу;

стратосферу;

мезосферу;

термосферу;

экзосферу.