«Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар жетім балалар мен ата-анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған №2 Қостанай арнайы мектеп-интернаты» КММ
СЫНЫПТАН ТЫС ІС-ШАРА ЖОСПАРЫ
ТАҚЫРЫБЫ: «Ы.Алтынсаринның 175 жылдық мерейтойы»
Өткізген: қазақ тілі мұғалімі
Жусупова Гүлнар Даурханқызы
Қостанай 2017 жыл
Ыбырай Алтынсарин туралы тұсау кесер

1 слайд Бүгін біздің атақты жерлесіміз, қазақтың аса көрнекті педагог-ағартушысы, қоғам қайраткері, жазушы, қазақ жазуының негізін қалаушысы Ыбырай Алтынсарин туралы әңгімелесеміз.
Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве нашего земляка выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.
2 слайд Ыбырай Алтынсарин Қостанай облысы Затобол кентінде 1841 жылы 2 қарашада туған.
Ыбрай Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в Костанайской области Костанайского района в посёлке Затобольск.
3 слайд Биыл Ыбырай Алтынсарин атамызға 175 жыл толып отыр.
В этом году Ыбраю Алтынсарину исполнилось 175 лет со дня его рождения.

Андрей Федченко:
Ыбырайдың қоңырауы
Күміс қоңырау күмбірлеп,
Кең далаға жар салды.
Ыбырай ата күлімдеп,
Әр баланы қарсы алды.
«Кел, балалар, оқылық!
Оқымасақ, білім жоқ.
Қаласыңдар өкініп», -
Деп тұрғандай күбірлеп...
Таня Курницкая:
Ыбырай Алтынсарин, как поэт,
И просветитель, своих лет.
Он, наш учитель, яркий свет,
Таких примеров, больше нет.
Во многом он, талантлив, был,
Любил природу, свой народ.
Он укрепил всем, в знания тыл,
В единстве, он с народом жил.
Огромный вклад, он в степь принес,
Ведь знание, знаем, есть нам честь.
Гордимся, чтим мы Вас, ата,
В Вас интеллигентность, доброта.
4 слайд Ыбырай Алтынсарин алғашқы орыс-қазақ мектептерін ашу үшін көп еңбек сіңірді.
Ыбрай Алтынсарин приложил не мало усилий, чтобы открыть первые русско-казахские школы.
5 слайд - Ол қазақ даласының бірінші ұстазы.
Это первый народный учитель степи.
6 слайд Алтынсарин мектептерді ашуымен қатар, сол мектептер үшін оқу және әдістемелік құралдар құрастырды.
Алтынсарин не только открывал школы, но разрабатывал и создал для них учебные и методические пособия.
Около трех лет потратил И. Алтынсарин на разработку казахского алфавита на основе русской графики. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку".
7 слайд Литературное наследие Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы.
В нашем городе много памятных мест посвященных Ыбыраю Алтынсарину это ...
8 слайд - Школа имени Ыбырая Алтынсарина в Костанае открытая им в 1884 году.
9 слайд - Областной мемориальный музей имени И. Алтынсарина – одно из культурных учреждений города Костанай.
Открытие музея состоялось в октябре 1991 г.
10 слайд – Памятник Ыбыраю Алтынсарину в центре Костаная
11 слайд – Мавзолей Ыбырая Алтынсарина
12 слайд - Библиотека для детей и юношества им. И. Алтынсарина в Костанае
13 слайд - Улица имени Ыбырая Алтынсарина в Костанае
- А теперь пришло время нам погрузиться в пучину прошлого и познакомиться с удивительным творчеством Ыбырая Алтынсарина, его мыслями и мечтами…
- к нам на праздник пришел сам Ыбырай Алтынсарин
Ыбырай: Сәлетесіңдер ме, балалар! Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте, учитель!
Ыбырай: Стихотворение «Идемте, дети, учиться!» – это был мой наказ будущему поколению.
14 слайд Кел, балалар, оқылық!
Тришин Дамир:
Кел, балалар, оқылық,
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық.
Оқысаңыз, балалар,
Шамнан шырақ жағылар,
Тілегенің алдыңнан
Іздемей-ақ табылар.
Кел, балалар, оқылық,
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық..
Мал дәулеттің байлығы,
Бір жұтасаң жоқ болар,
Оқымыстың байлығы,
Күннен-күнге көп болар,
Еш жұтамақ жоқ болар.
Кел, балалар, оқылық,
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық.

Кашапов Виталя:
Давайте дети учиться!
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте – неграмотный бродит,
Словно слепой во тьме.
Дети, будем учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желанье,
Яркий оставит след.
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.
Ыбырай: Ребята, я написал для вас много рассказов, сказок. Я хочу, чтобы, читая их, вы выросли добрыми, умными, трудолюбивыми людьми.
А сейчас, давайте посмотрим инсценировку по моему рассказу «Чистый родник».
Инсценировка «Чистый родник»
Мелодия домбры, звук струящейся воды. Надпись у родника «Путник, будь чистым, как этот родник».

Ы. Алтынсарин «Чистый родник»
Юноша – Гордиенко Витя: Долгий путь у нас, давайте остановимся ненадолго здесь. Попьем чистой воды из этого родника, передохнем.
Мулла – Ложкин Олег: Посмотрите, какие мудрые слова кто-то написал здесь: «Путник, будь чистым, как этот родник». Как вы думаете, купец, что означают эти слова?
Купец – Федченко Андрей:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Мулла – Ложкин Олег:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду, — и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Юноша – Гордиенко Витя:
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него, поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех, — пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.
Ыбырай:
То, что сделать не смогли
Мы – седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы – грядущего ростки!
Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.
Надя Казановская:
Әй, жігіттер, үлгі алмаңыз,
Азған елдің ішінен.
Алыс - алыс қашыңыздар,
Зияндасты кісіден.
Жақсыны көзбен салмаңыздар,
Жақсыдан қапыл қалмаңыздар.
Өзі болған ерлердің,
Аяғынан алмаңыздар.

Каверзина Алина:
Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.

Макатов Нұрсұлтан:
Если можете – добрым делом
Помогайте народу Вы!
На поклон ни к кому не ходит,
Чтобы не было злой молвы!
У хорошего человека на лице
Лучится привет…
Научитесь с первого взгляда узнавать –
Каков Ваш сосед.

Ыбырай: Несмотря на кажущуюся простоту, мои рассказы обладают невероятно глубоким смыслом. Сейчас предлагаю посмотреть инсценировку по моему рассказу «Садовые деревья».

Инсценировка «Садовые деревья
Садовые деревья
слова автора: Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.
- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
- В уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком, если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.
Ыбырай: Прощаясь с вами, мои друзья!
К вам обращаюсь я из 19 века!
Учитесь!
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните:
В знаниях – ваше будущее!