СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сыныптан тыс іс-шара "Ы.Алтынсаринның 175-жылдық мерейтойы" 5-9 сынып

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Сыныптан тыс іс-шара "Ы.Алтынсаринның 175-жылдық мерейтойы" 5-9 сынып»



«Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар жетім балалар мен ата-анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған №2 Қостанай арнайы мектеп-интернаты» КММ

























СЫНЫПТАН ТЫС ІС-ШАРА ЖОСПАРЫ



ТАҚЫРЫБЫ: «Ы.Алтынсаринның 175 жылдық мерейтойы»













Өткізген: қазақ тілі мұғалімі

Жусупова Гүлнар Даурханқызы











Қостанай 2017 жыл


Ыбырай Алтынсарин туралы тұсау кесер


1 слайд Бүгін біздің атақты жерлесіміз, қазақтың аса көрнекті педагог-ағартушысы, қоғам қайраткері, жазушы, қазақ жазуының негізін қалаушысы Ыбырай Алтынсарин туралы әңгімелесеміз.

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве нашего земляка выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине. 

2 слайд Ыбырай Алтынсарин Қостанай облысы Затобол кентінде 1841 жылы 2 қарашада туған.

Ыбрай Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в Костанайской области Костанайского района в посёлке Затобольск.

3 слайд Биыл Ыбырай Алтынсарин атамызға 175 жыл толып отыр.

В этом году Ыбраю Алтынсарину исполнилось 175 лет со дня его рождения.


Андрей Федченко:

Ыбырайдың қоңырауы

Күміс қоңырау күмбірлеп,

Кең далаға жар салды.

Ыбырай ата күлімдеп,

Әр баланы қарсы алды.

«Кел, балалар, оқылық!

Оқымасақ, білім жоқ.

Қаласыңдар өкініп», -

Деп тұрғандай күбірлеп...


Таня Курницкая:

Ыбырай Алтынсарин, как поэт, 
И просветитель, своих лет. 
Он, наш учитель, яркий свет, 
Таких примеров, больше нет. 

Во многом он, талантлив, был, 
Любил природу, свой народ. 
Он укрепил всем, в знания тыл, 

В единстве, он с народом жил. 
Огромный вклад, он в степь принес, 
Ведь знание, знаем, есть нам честь. 
Гордимся, чтим мы Вас, ата, 
В Вас интеллигентность, доброта.

4 слайд Ыбырай Алтынсарин алғашқы орыс-қазақ мектептерін ашу үшін көп еңбек сіңірді.

Ыбрай Алтынсарин приложил не мало усилий, чтобы открыть первые русско-казахские школы.

5 слайд - Ол қазақ даласының бірінші ұстазы.

Это первый народный учитель степи.



6 слайд Алтынсарин мектептерді ашуымен қатар, сол мектептер үшін оқу және әдістемелік құралдар құрастырды.

Алтынсарин не только открывал школы, но разрабатывал и создал для них учебные и методические пособия.

Около трех лет потратил И. Алтынсарин на разработку казахского алфавита на основе русской графики. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку".

7 слайд Литературное наследие Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы.

В нашем городе много памятных мест посвященных Ыбыраю Алтынсарину это ...

8 слайд - Школа имени Ыбырая Алтынсарина в Костанае открытая им в 1884 году.

9 слайд - Областной мемориальный музей имени И. Алтынсарина – одно из культурных учреждений города Костанай.

Открытие музея состоялось в октябре 1991 г.

10 слайд – Памятник Ыбыраю Алтынсарину в центре Костаная

11 слайд – Мавзолей Ыбырая Алтынсарина

12 слайд - Библиотека для детей и юношества им. И. Алтынсарина в Костанае

13 слайд - Улица имени Ыбырая Алтынсарина в Костанае

- А теперь пришло время нам погрузиться в пучину прошлого и познакомиться с удивительным творчеством Ыбырая Алтынсарина, его мыслями и мечтами…

- к нам на праздник пришел сам Ыбырай Алтынсарин

Ыбырай: Сәлетесіңдер ме, балалар! Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Ыбырай: Стихотворение «Идемте, дети, учиться!» – это был мой наказ будущему поколению.


14 слайд Кел, балалар, оқылық!

Тришин Дамир:

Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық. 
Оқысаңыз, балалар, 
Шамнан шырақ жағылар, 
Тілегенің алдыңнан 
Іздемей-ақ табылар.
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық.. 
Мал дәулеттің байлығы, 
Бір жұтасаң жоқ болар, 
Оқымыстың байлығы, 
Күннен-күнге көп болар, 
Еш жұтамақ жоқ болар. 
Кел, балалар, оқылық, 
Оқығанды көңілге 
Ықыласпен тоқылық. 



Кашапов Виталя:

Давайте дети учиться!

Знаний увидев свет,

Дети, в школу идите!

В памяти крепко, навек

Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,

Радости будет – вдвойне…

Знайте – неграмотный бродит,

Словно слепой во тьме.


Дети, будем учиться!

В памяти вашей пусть

Знаний запас сохранится.

Ученье даст вам счастье,

Оно озарит, как свет,

Каждое ваше желанье,

Яркий оставит след.

Дети, в школу идите!

В памяти крепко, навек

Знания сохраните.


Ыбырай: Ребята, я написал для вас много рассказов, сказок. Я хочу, чтобы, читая их, вы выросли добрыми, умными, трудолюбивыми людьми.

А сейчас, давайте посмотрим инсценировку по моему рассказу «Чистый родник».

Инсценировка «Чистый родник»

Мелодия домбры, звук струящейся воды. Надпись у родника «Путник, будь чистым, как этот родник».


Ы. Алтынсарин «Чистый родник»

Юноша – Гордиенко Витя: Долгий путь у нас, давайте остановимся ненадолго здесь. Попьем чистой воды из этого родника, передохнем.

Мулла – Ложкин Олег: Посмотрите, какие мудрые слова кто-то написал здесь: «Путник, будь чистым, как этот родник». Как вы думаете, купец, что означают эти слова?

Купец – Федченко Андрей:

— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».

Мулла – Ложкин Олег:

— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду, — и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Юноша – Гордиенко Витя:

— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него, поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех, — пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.



Ыбырай:

То, что сделать не смогли

Мы – седые старики,

Вы теперь должны достичь,

Вы – грядущего ростки!

Уповаю лишь на вас,

Радость в сердце затаив.

Так примите в добрый час

Пожелания мои.



Надя Казановская:

Әй, жігіттер, үлгі алмаңыз,
Азған елдің ішінен.
Алыс - алыс қашыңыздар,
Зияндасты кісіден.
Жақсыны көзбен салмаңыздар,
Жақсыдан қапыл қалмаңыздар.
Өзі болған ерлердің,
Аяғынан алмаңыздар.


Каверзина Алина:

Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми  стал.

Макатов Нұрсұлтан:

Если можете – добрым делом

Помогайте народу Вы!

На поклон ни к кому не ходит,

Чтобы не было злой молвы!

У хорошего человека на лице

Лучится привет…

Научитесь с первого взгляда узнавать –

Каков Ваш сосед.















Ыбырай: Несмотря на кажущуюся простоту, мои рассказы обладают невероятно глубоким смыслом. Сейчас предлагаю посмотреть инсценировку по моему рассказу «Садовые деревья».


Инсценировка «Садовые деревья



Садовые деревья

слова автора: Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.

-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.

- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.

- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.

- В уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком, если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.


Ыбырай: Прощаясь с вами, мои друзья!

К вам обращаюсь я из 19 века!

Учитесь!

Дети, в школу идите!

В памяти крепко, навек

Прочитанное сохраните:

В знаниях – ваше будущее!