СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техкарта "Внутрипартийная борьба в 20-е гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описаны причины и процесс внутрипартийной борьбы в 20-е гг. ХХ в.

Просмотр содержимого документа
«Техкарта "Внутрипартийная борьба в 20-е гг."»

технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

История





Тема занятия

Внутрипартийная борьба в 20-е г.

Вид занятия

Урок изучения нового материала с элементами практикума

Цель занятия:

обучающая

  • Охарактеризовать причины борьбы в партии и противоборствующие стороны.



- совершенствовать навыки работы с учебными и статистическими материалами.

развивающая

- продолжить формирование умений высказывать свою точку зрения

воспитательная

- способствовать формированию уважительного отношения к мнению других, расширению кругозора


Результат

Должны знать:


- основные имена, даты

Должны уметь:


- уметь пользоваться историческим материалом

- составлять комплексную характеристику исторического события

Показатели оценки

результата

- Характеризуют причины борьбы в партии и противоборствующие стороны

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

История


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

История




Средства


Компьютер, портреты политических деятелей 20-х гг.



Основная

Волобуев О.В. История России

литература


Дополнительная


литература













содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

проверка готовности студентов к занятию; проверка посещаемости

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

Фронтальный опрос изученной темы

15 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

Тема нашего занятия «Внутрипартийная борьба в 20-е г.». Как вы думаете, почему внутри партии началась борьба? Какие задачи стоят перед нами?

10 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ХХ в. стал для России периодом глобальных перемен. К началу 1921 г. из ее состава вышли Польша, Финляндия, Латвия, Эстония, Западная Украина, Белоруссия и Бессарабия с населением более 32 млн человек. Численность населения России составила 135 млн; общие потери с 1914 г. — 25 млн человек.

Уровень промышленного производства сократился по сравнению с 1913 г. в 7 раз, производство стали упало до уровня петровских времен. Страна лежала в развалинах, общество деградировало, падал его интеллектуальный потенциал.

Маленькая, но сплоченная партия коммунистов вышла победительницей в борьбе за власть. Однако победа оказалась сродни поражению. Рабочие бежали из городов, крестьяне брались за оружие, падала популярность власти.

В конце февраля в Петрограде началась забастовка рабочих, восстали матросы Кронштадта, выдвинувшие экономические и политические требования.

Несмотря на провал политики «военного коммунизма» с чудовищными результатами развязанного террора, Ленин упорно настаивал на ее продолжении. В стране начался страшный голод, в результате которого умерло 5,4 млн человек. Продразверстка опустошила деревню.

К 1921 г. стало очевидно, что недовольство низов может привести к свержению коммунистов. Стремясь удержать власть, Ленин применял различные методы. В марте 1921 г. продразверстка была заменена сокращенным налогом. Крестьянство постепенно стало возвращаться к земле.

Для окончательного разгрома идеологического соперника и пополнения разграбленной казны началось массовое изъятие церковных ценностей. Весной 1922 г. коммунисты согласились на принятие американской продовольственной помощи. Рабочим разрешили наниматься на частные предприятия. В городах узаконили торговлю, что спасло население от голода.

В 1921-1922 гг. было ослаблено идеологическое давление, разрешены общественные некоммунистические организации. Одновременно с этим Ленин говорил о возможности возвращения к политике террора. В 1922 г. он одобрил план уничтожения оппозиции. ОГПУ начало фабриковать дела, уличая несуществующие подпольные организации в несовершенных преступлениях против советской власти.

В 20-е гг. после смерти Ленина началась острейшая внутрипартийная борьба. Предвидя это, Ленин написал завещание — «Письмо к съезду», в котором заявил о недопустимости прихода к власти И.В. Сталина. Однако Сталину удалось взять власть в свои руки и вновь развязать террор. Начались протесты старых большевиков и рабочей оппозиции.

Причины внутрипартийной борьбы в СССР в 20-е годы

—  Болезнь с 1922 года и смерть 21 января 1924 г.  В. И. Ленина.

—  Противоречия внешней политики.

—  Противоречия НЭПа

—  Письмо В.И. Ленина к съезду 23.12.1922г. - 04.01.1923 г. в котором он критикует И.В. Сталина и предлогает его сместить с поста генерального секретаря ЦК РКП(б), а также характеризует руководителей большевистской партии

—  Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и стране между И.В. Сталиным, Л.Д. Троцким, Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым, Н.И. Бухариным и А.И. Рыковым

—  Различие взглядов на пути развития СССР

—  Отсутствие легальной оппозиции

В 1932 г. Троцкий выступил против совмещения партийных и хозяйственных функций и выдвинул идею открытых партийных дискуссий всеми членами партии. Троцкого обвинили в желании раскола партии и захвата власти. В начале 1924 г. на 13-й конференции РКП(б) «троцкизм» был разгромлен, а Троцкий был снят со всех постов.

В Ленинграде возникла оппозиционная группа во главе с Л.Б. Каменевым и Г.Е. Зиновьевым, которые подвергли критике НЭП и засилье бюрократии в сталинском партийном аппарате. Ленинградская парторганизация была разгромлена в 1925 г. После 14-го съезда партии ее возглавил С.М. Киров.

Весной 1926 г. логика оппозиционной борьбы объединила Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и др. («объединенная оппозиция»), которые предлагали взять курс на развитие тяжелой промышленности, преобразование НЭПа, развитие деревни, поддержку рабочих, борьбу с кулачеством и демократизацию партии. В 1927 г. за нелегальное распространение этой программы Троцкий и Зиновьев были выведены из состава ЦК. Из партии исключено более 90 членов оппозиции.

В 1928-1929 гг. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский выступили против генеральной линии партии за нормализацию развития экономики и осудили жесткий курс, проводимый в деревне. В 1929 г. они были исключены из партии.

С 1929 г. установился единоличный режим власти Сталина.

35 мин

5.


Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

Какие проблемы обсуждались участниками внутрипартийной борьбы?

5 мин

6.

Рефлексия учебной деятельности:

«Я»-как работал? Допускал  ли ошибки?    

«Мы»- насколько мне помогали одногруппники. Учитель, а я им?   

«Дело»- понял ли материал? Узнал ли больше?

 Что понравилось? А что затруднило?

3 мин

7.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Волобуев О.В. §10

7 мин