Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать | Приветствуют учителя. Садятся на места. | Р. Осуществляют самоконтроль. К. Контролируют свои действия в классе. |
2.Актуализация знаний | - -Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущих уроках четверти? (Ответы учащихся) - Посмотрите на доску и скажите, что изображено на фотографиях. Можете ли вы определить, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся) -Правильно. Сегодня мы продолжим путешествие по древним городам России. - Какие города Древней Руси вы знаете? -А кто знает, какой город России считается самым старым? Звание старейшего из российских городов носит Дербент, находящийся в соседней к нам республике Дагестан, в сентябре 2015 года официально отметил свой 2000-летний юбилей. Однако многие дербентцы, а также некоторые ученые, проводящие раскопки на территории Дербента, уверены, что крепость Нарын-кала, которая дала основание городу старше на 3000 лет. - Вспомните, от какого слова произошло слово «город»? (Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной от вражеских набегов.) - А что значит город-крепость? - Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, и флагами, делал прекрасные ворота из кованого металла. Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие башни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному. | О:- рисовали древние соборы, познакомились с образом древнерусского воина – богатыря, путешествовали по Москве… О: - О древних города О: - Новгород, Псков, Ростов | Л. Проявляют интерес к изучению материала. К. Слушать и понимать речь других; уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. |
3.Постановка учебной задачи | Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по- прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны. Древних городов в России очень много. А вот сегодня на уроке речь пойдет об одном городе, о каком, догадайтесь, послушав стихотворение: Освещая скалистый хребет, Солнце светом тебя озаряло, Город мой, ты стоишь двести лет Часовым у теснины Дарьяла. И сверкая бурливой волной, Набегая на каменный берег, Здесь врывается в гул городской По камням громыхающий Терек. Сегодня мы будем говорить о Владикавказе. Говоря о древних русских городах, мы не можем не вспомнить наш родной город, рядом с которым мы с вами живем. Конечно, он не такой древний, как Дербент и гораздо моложе Москвы , Новгорода или Ярославля , но у него своя история. А познакомят нас с историей возникновения Владикавказа экскурсоводы Кирилл и Майя. | О:- Узнать как можно больше о нашей Родине… (Уч-ся определяют задачи) О: - Владикавказ | Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию; П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами. |
4.Изучение нового материала. | 1 экскурсовод: Кавказ во все времена привлекал завоевателей. Через Кавказ шли важные военные дороги и торговые пути. В самом центре, на пересечении главных дорог, лежали земли горной Алании. Правители разных стран пытались завоевать Аланию. 235 лет назад Осетия присоединилась к России. И в 1784 г. у входа в Дарьяльское ущелье, близ осетинского селенья Дзауджикау была заложена русская крепость с 12 пушками. Крепость и селение настолько слились, что носили общее имя – по-осетински оно звучало «Дзауджикау», по-русски – «Владикавказ». 2 экскурсовод: Сама крепость занимала совсем немного места. Зато быстро росли жилые кварталы вокруг крепости. К середине 19 века Владикавказ-Дзауджикау превратился в небольшой уютный город. Появились заводы, на которых делали кирпич и черепицу, свечи и мыло. На площади за воротами крепости торговцы собирались на ярмарки. Тогда во Владикавказе было 24 улицы с одноэтажными домиками тенистыми садами, 6 площадей и 24 уличных фонаря. Горожане гордились красивым бульваром на проспекте. Учитель: Посмотрите на экран: Учитель: С самого начала Владикавказ строили, как Санкт-Петербург, с центральным проспектом и прямыми улицами. Причем улицы были параллельны Тереку, а гуляя по улицам, можно было любоваться красотой гор. Каждый город по-своему неповторим. Но у всех городов одинаковое строение. Наиболее значительными сооружениями города - крепости являются: Крепостные стены Въездные ворота Сторожевые башни Звонница или колокольня Соборы площадь или проспект. На Аллее Славы во Владикавказе можно увидеть скульптурную композицию «Послы у императрицы». Это исторический момент, скульптор изобразил саму императрицу Екатерину, и осетинских послов прибывших с прошением о присоединении Осетии к Российской империи. В 2007 в самом центре Владикавказа неподалеку от уцелевшего участка стены старого города, открыли памятник Дзаугу Бугулову, основателю селения Дзауджикау, близ которого выросла крепость Владикавказ. За Дзаугом Бугуловым мы видим макет стены. А это и сам фрагмент стены. Сохранившиеся крепости, сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения архитектуры. И над их созданием трудились зодчие. Так раньше называли архитекторов. А искусство, которое создает красивые здания называется архитектурой. И сегодня мы попробуем себя в роли архитекторов. Но прежде чем приступим к работе, давайте немного разомнемся. | О: - Главные части города - это укреплённый кремль; торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад- поселение ремесленников, собор, колокольня Учащиеся анализируют крепость | П. обобщают информацию о крепости Владикавказ, определяют ее роль и назначение в жизни человека; строят логически обоснованные рассуждения. К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи. Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. |
Физкультминутка | Другу иностранному Объясним про республику Аланию, Где выросли горы на равнине, Существующие и поныне. Горы выглядят вот так (руки вверх, в стороны, т.е. рисуем картинку в воздухе – 2 раза) На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз – 2 раза) И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо – 2 раза) Остановились. Горы… Свежий воздух… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем – 2 раза) Отдохнули… Давайте присядем! И переходим к практической работе. | Учащиеся выполняют упражнения за учителем. | Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений |
5.Творческая практическая деятельность учащихся | Сегодня на уроке мы будем конструировать макеты каменной архитектуры – храм, колокольню, сторожевые башни, стены города. На прошлом уроке мы разделились на артели, во главе стоят зодчие, которые будут вас консультировать. Ваши зодчие уже обучены и все вам объяснят. Обратите внимание: на столах у вас таблицы со схемами, которые помогут вам в работе. Итак, слово главному зодчему. Зодчий: -Читаю указ императрицы: «Построить град каменный со стенами, собором да колокольней. Да чтоб из лучшего камня был!» Соборный храм и колокольню строили соборно, то есть всем миром и мы сегодня, други, будем соборно град возводить. 1 артели - стены возвести вокруг града, да чтоб крепки были. 2 артели - вам наказ башни сторожевые отстроить. 3 артели - собор белокаменный поставить. Да чтоб красоты невиданной был. 4 артели - вам построить колокольню, чтоб звон ее по всей округе раздавался. За работу братья! Поторопитесь! Да не забудьте о технике безопасности! Зодчие головой за технику безопасности отвечают! Принимать работу всем миром будем! Учитель: (показываю образцы элементов макета крепости, объясняю). Для создания макета воспользуйтесь схемами. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию, полученные на других уроках. (дети выполняют работу, во время выполнения прослушивают осетинскую музыку) | Учащиеся выполняют творческое задание, используя различные художественные материалы. | Л. Самоопределение Р. Уметь действовать по плану и планировать свою деятельность. К. понимать общую задачу урока и точно выполнять свою часть работы, отработка навыков. |
6. Итог урока. Рефлексия. | Создавая макет крепости Владикавказ, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Приглашаем зодчих проанализировать работу своей артели. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось, достигнуты ли поставленный результат в создании макета. 1 артель: Все работали дружно. Стены удачно выполнили, стоят крепко, враг не пройдет. 2 артель: Мы сторожевые башни расставили грамотно, как в старину: по углам круглые, а в середине квадратные. 3 артель: У нас труднее всех задание было, но храм поставили. Главки золотые, вход сделали. Три закомары вырезали. Он у нас величественный получился, очень красивый. 4 артель: Наша колокольня получилась выше собора, все по правилам. Это главная вертикаль. На нее сразу внимание обращаешь. Главный зодчий: Я считаю, что с заданием все справились, императрица будет довольна! Рефлексия: Скажите, что понравилось вам на уроке, что узнали нового. Где можно использовать наш макет? Пусть цветет для всех, для нас, Стольный град-Владикавказ! Пусть живет в душе его Слава гордая веков! | Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. | Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников. Р. оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок. К. умение рассуждать о художественных особенностях детских рисунков, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Домашнее задание | Узнать, какие достопримечательности есть в нашем городе. | | |