Технологическая карта "Путешествие с муравьишкой"
ФИО участника ДЭ:
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Темя занятия: Путешествие муравьишки домой (по сказке Виталия Бианки "Как муравьишка домой шёл")
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Цель занятия: Формирование у детей целостного представления о содержании сказки В. Бианки «Как муравьишка домой шёл», развитие связной речи, воображения и творческих способностей.
Задачи занятия:
Обучающая: Закрепить знания детей о содержании сказки В. Бианки «Как муравьишка домой шёл». Научить детей последовательно пересказывать текст, используя ключевые слова и фразы.
Развивающая: Развивать связную речь, память, внимание, воображение, творческое мышление, мелкую моторику. Развивать умение анализировать и сравнивать.
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, чувство взаимопомощи и сопереживания.
Дополнительные задачи:
Игровая: Создать игровую ситуацию, повышающую интерес к занятию и активизирующую познавательную деятельность детей.
Дидактическая: Закрепить знания о насекомых и растениях, встречающихся в сказке.
Словарная работа: скрючился, ходули, ботва, загривок, шибче
Планируемый результат занятия:
Пересказать содержание сказки, отвечая на вопросы воспитателя.
Использовать в речи новые слова.
Выполнять игровые задания, связанные с содержанием сказки.
Проявлять интерес к чтению художественной литературы.
Подготовительная работа: чтение сказки В. Бианки "Как муравьишка домой шёл" перед занятием, подготовка иллюстраций к сказке, подготовка дидактического материала для игры.
Материалы и оборудование: текст сказки В. Бианки "Как муравьишка домой шёл", иллюстрации к сказке, картинки с изображением насекомых и растений, презентация с дидактической игрой, интерактивная доска.
№ | Этап | Продолжительность этапа (время) | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | | Создать эмоционально-положительный настрой, подготовить детей к восприятию темы. | (Воспитатель входит в группу, демонстрирует бумажный самолетик.) "Ребята, посмотрите! Что это такое?" 2. *(Развертывает самолетик, достает письмо.) "Кажется, он только что прилетел! Давайте посмотрим, что это за послание?" 3. (Читает письмо.) "Помогите! Я – муравьишка, заблудился и не могу найти дорогу домой! Прошу вашей помощи!" 4. "Чтобы помочь муравьишке, нам нужно быть очень внимательными и дружными. Давайте поприветствуем природу! Каждый из вас по очереди скажет «Здравствуйте» какому-то природному явлению. Я начну: Здравствуйте, яркое солнышко!" | Сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа, словесные игры. | Дети рассматривают самолетик, проявляют любопытство. Слушают письмо. Активно участвуют в приветствии природы, (например: "Здравствуйте, дождик!", "Здравствуйте, облака!", "Здравствуйте, бабочка!"). | Положительный эмоциональный настрой, мотивация к участию в занятии, умение общаться в коллективе. |
2. | Основной этап | | | | | | |
2.1. | Этап постановки проблемы | | Сформулировать проблему, активизировать мыслительную деятельность, сформировать мотивацию к поиску решения. | "Ребята, в письме муравьишка просит о помощи. Он заблудился и не может найти дорогу домой. Как мы можем ему помочь?" (Показ портрета Виталия Бианки). | Проблемный, эвристический | . Дети высказывают предположения о том, как помочь муравьишке.. | Понимание проблемы, формирование цели. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | | Ознакомление детей с содержанием сказки В. Бианки "Как муравьишка домой спешил", разъяснение непонятных слов. | "Ребята, а сейчас я вам расскажу историю о приключениях маленького муравьишки." (Читает сказку, используя выразительную интонацию и показывая иллюстрации.) Объяснение новых слов. | Чтение художественной литературы, словесное объяснение, показ картинок. | Слушают сказку, рассматривают иллюстрации, задают вопросы, слушают объяснение новых слов, | Понимание сюжета сказки, умение слушать и понимать художественный текст, обогащение словарного запаса. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | | Закрепление знаний, развитие логического мышления, мелкой моторики | Проводит дидактическую игру "Помоги муравьишке домой!", организует физминутку и гимнастику для глаз | Игровой, практический | Имитируют движения муравья, активно участвуют в игре, подбирают средства помощи муравьишке. | Закрепление знаний о последовательности событий, развитие логического мышления, развитие мелкой моторики. |
3. | Заключительный этап | | Подведение итогов занятия, рефлексия | Организует рефлексию с использованием цветных квадратиков, подводит итоги занятия. "Давайте проверим, как внимательно вы слушали!" (Задает вопросы по содержанию сказки): "Почему муравьишка спешил домой?", "Какие препятствия встретил?", "Кто помог?", "Почему муравейник там, где он есть?". 2. (Проведение гимнастики для глаз.) 3. "А теперь оценим наше занятие. У каждого три квадратика: зелёный – всё понравилось, жёлтый – понравилось, но что-то было трудно, красный – не понравилось. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению." (Задает вопросы и дети поднимают квадратики, объясняя свой выбор.) "Спасибо вам за ответы! Вы все молодцы!" (Раздача подарков). | Беседа, вопросы и ответы, гимнастика для глаз, рефлексия. | Оценивают занятие, высказывают свои впечатления, делятся эмоциями | Анализ собственной деятельности, осознание полученных знаний и умений, положительный эмоциональный настрой |
Конспект занятия для старших дошкольников. Тема: «Как муравьишка домой спешил»
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент :
Воспитатель входит в группу, обращая внимание детей на лежащий на столе или подоконнике бумажный самолётик.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите! Что это такое? (Показывает на самолетик). Интересно, как он сюда попал? Кажется, он только что прилетел! Давайте посмотрим, что это за послание?»
(Воспитатель развертывает самолетик, из которого выпадает небольшое письмо, скрепленное маленьким кусочком ниточки или ленточки. На письме может быть рисунок муравья или отпечаток лапки).
Воспитатель читает вслух письмо (текст адаптирован к возрасту детей): «Помогите! Я – муравьишка, заблудился и не могу найти дорогу домой! Прошу вашей помощи!»
2. Организационный момент:
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Чтобы помочь муравьишке, нам нужно быть очень внимательными и дружными. Давайте поприветствуем природу! Каждый из вас по очереди скажет «Здравствуйте» какому-то природному явлению. Например: «Здравствуйте, тёплый ветерок!», «Здравствуйте, синее небо!» Начинаю я: Здравствуйте, яркое солнышко!»
(Дети по очереди называют природные явления: "Здравствуйте, дождик!", "Здравствуйте, облака!", "Здравствуйте, бабочка!" и т.д.)
Воспитатель: «Замечательно! Вижу, вы готовы к приключениям!»
3. Введение в тему:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие! Представьте себе: вы – маленькие муравьишки, живущие в большом, уютном муравейнике. И вот один из вас, самый маленький и любопытный, заблудился! Он отстал от своей семьи и теперь совсем один, далеко от дома. Как ему вернуться? Поможет нам в этом замечательная сказка Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил». (Показ портрета автора на интерактивной доске). Эта сказка расскажет нам о приключениях маленького муравья и о том, как важно быть дружелюбным и помогать друг другу».
4. Работа со словарём :
Воспитатель: «В сказке встретятся незнакомые слова. Давайте разберем их: *скрючился* – это значит сильно согнулся (показ жеста); *ходули* – высокие шесты для ходьбы (показ картинки); *ботва* – это стебли и листья растений (показ картинки); *загривок* – это затылок (показ на себе); *шибче* – это быстрее (показ жеста). Теперь мы готовы к путешествию!»
5. Чтение сказки :
Воспитатель: «Давайте удобно сядем на ковер, спинки ровные, ножки вместе, слушаем внимательно, не перебиваем рассказчика. Кто будет особенно внимательно слушать, тот получит в конце занятия небольшой подарок! Правильно обращаемся с книгой, не пачкаем и не рвем.»
(Воспитатель читает сказку, сопровождая чтение яркими иллюстрациями с презентации или картинок).
6. Закрепление :
Воспитатель: «Вот и сказки конец! Давайте проверим, как внимательно вы слушали!»
* Вопрос 1: Почему муравьишке нужно было спешить домой? (Ответы детей: "Потому что он заблудился!", "Он хотел к маме!", "Его ждала семья!")
* Вопрос 2: Какие препятствия встретились муравьишке на пути? (Ответы детей: "Высокая трава", "Глубокая трещина", "Быстрый ручей", "Большой камень")
* Вопрос 3: Кто помог муравьишке? (Ответы детей: "Божья коровка", "Жук-навозник")
* Вопрос 4: Почему муравейник находится именно там, где он есть? (Ответы детей: "Там сухо", "Там тепло", "Там много еды", "Там безопасно")
7. Физминутка :
Воспитатель: «Вы, наверное, немного устали? Тогда все дружно встали! Представьте, что мы — муравьишки! (дети имитируют ползание муравья). Теперь мы бежим по траве! (бег на месте). Перепрыгиваем через ручеёк! (прыжки). Поднимаемся на высокий цветок! (поднимают руки вверх). Спускаемся вниз! (приседают). Молодцы, отдохнули!»
8. Дидактическая игра: «Помоги муравьишке»
Воспитатель: «А теперь давайте поиграем! Перед вами картинки с насекомыми, которые встретил муравьишка, которые ему помогали добраться домой. По очереди выбирайте последовательность насекомых которые ему встречались. ( сенакосей-паук, землемер, жужелица, блоха, кузнец, землемер, майский хрущ, гусеница)
9. Гимнастика для глаз:
Воспитатель: «Наши глазки тоже немного устали. Давайте сделаем гимнастику: Смотрим влево, смотрим вправо (повторить 3-4 раза). Смотрим вверх, смотрим вниз (3-4 раза). Круговые движения глаз по часовой стрелке и против (по 3-4 раза). Молодцы!»
10. Рефлексия
Воспитатель: «А теперь, давайте оценим наше занятие. У каждого из вас есть три квадратика: зеленый – всё понравилось, жёлтый – понравилось, но что-то было трудно, красный – не понравилось. Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете тот квадратик, который соответствует вашему настроению».
* Вопрос 1: Вам понравилась сказка?
* Вопрос 2: Было ли вам легко понять незнакомые слова?
* Вопрос 3: Вам понравилась игра?
* Вопрос 4: Было ли вам интересно на занятии?
(Дети поднимают квадратики, объясняя свой выбор).
Воспитатель: «Спасибо вам за ответы! Вижу, что большинство из вас получили удовольствие от нашего занятия. Вы все молодцы!» (Раздача подарков).
Примечание: Время, отведенное на каждый этап, может быть скорректировано в зависимости от особенностей группы. Используйте наглядные материалы, делайте занятие интересным и динамичным. Поощряйте активность детей. Ответы детей приведены как пример, в реальности они могут быть другими.
Модуль 2. Разработка и демонстрация дидактической игры для детей
Ф.И.О. конкурсанта | Прус Алена Александровна |
Название дидактической игры | Игра "Помоги муровьишки". ( по рассказу Бьянки «Как муровьишка домой шел») |
Цель дидактической игры | Закрепить знания детей о содержании сказки В. Бианки «Как муравьишка домой шёл», развивать логическое мышление, воображение и связную речь. |
Дидактические задачи | Закрепление знаний о последовательности событий в сказке, развитие умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, развитие логического мышления и воображения, активизация словарного запаса детей (скрючился, ходули, ботва, загривок, шибче и др.), обучение детей составлению рассказа по серии картинок, развитие коммуникативных навыков. |
Оборудование и материалы | Презентация с игрой, ИКТ |
Для презентации, чтоб читать
1 картинка 2 картинка 3 зартинка
4 картинка 5 карт 6 карт 7 кар
8 карт 9 карт
Для игры Сенокосец-паук
землемер
жужилица
блошка
кузнецек
водомер
майский хрущ
гусеница