Технологическая карта практического занятия
Дисциплина (профессиональный модуль)
ПМ.02. Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Специальность Сестринское дело
Курс 3 Семестр 5
Тема
Группы/подгруппы 3С\Д Б 2
Преподаватель Калиниченко Л.А.
Продолжительность 270 мин. Место проведения каб. №28
Цели учебного занятия:
Образовательные: систематизировать знания и умения по теме «Синдром нарушения кровообращения»
Развивающие:
-содействовать развитию клинического мышления;
-развивать навыки составления опорных конспектов, схем, таблиц, работы с литературой.
- Воспитательная:
- воспитывать у студентов качества необходимые для медицинских работников, чувство ответственности, коллективизма, аккуратности;
-культуру труда, потребность в постоянном обновлении информации.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Знать:
-факторы, вызывающие омертвение, виды омертвений;
-основные признаки гангрены, пролежней, язв и свищей;
-меры профилактики, неотложную помощь при острых нарушениях артериального и венозного кровообращения в сосудах нижних конечностей, принципы лечения;
-сестринский процесс у пациентов с синдромом нарушения кровообращения;
-облитерирующие заболевания артерия, клинические проявления
-острый тромбоз артерий, клинику, неотложную помощь, принципы лечения;
-причины, клинику, диагностику, принципы лечения варикозного расширения вен, тромбофлебита;
профилактику и лечение пролежней.
Уметь:
Определить пульсацию артерий стопы;
-наложить эластический бинт на нижнюю конечность.
-наложения эластического бинта на нижнюю конечность
-наложить повязку на культю;
-приготовить шину Белера к использованию
Образовательные технологии: информационно - коммуникативные, деятельные, объяснительно-иллюстративные
Методы и приемы обучения:
1. Перцептивные методы
наглядный;
словесный;
практический.
2.Логические методы
-дедуктивный
3.Гностические
-поисковые
-продуктивные
Методы контроля:
-терминологический диктант
-тестирование
-решение ситуационных задач
Формы организации учебного процесса:
-групповая
-индивидуальная
Средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал:
- тесты, карточки, задачи
Технические средства обучения:
-к/ф «Влажная гангрена», «Гангрена при диабете»;
-мультимедийные презентации: «Пролежни», «Нарушения артериальной и венозной непроходимости»
Литература:
Основные учебные издания:
Н.В Барыкин., В.Г. Зарянская Сестринское дело в хирургии. Феникс,2014
З.Д. Рубан . Сестринское дело в хирургии. Феникс,2015 г.
В.Г. Стецюк, Сестринское дело в хирургии. ГЭОТАР_МЕД, 2012 г.
Дополнительная литература:
Гостищев В.К. Общая хирургия. М.: Медицина, 2014
Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Частная хирургия. СПб.: Паритет, 2012
Межпредметные и внутрипредметные связи
Карта межпредметных связей
Дисциплина | Тема |
1. Анатомия и физиология человека | 1.Артерии и вены большого круга кровообращения |
2. ПМ.04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больным» | 2.1 Общение в сестринском деле. 2.2 Потребность пациента в движении 2.3 Потребность пациента в сне, одевании, раздевании, личной гигиене. 2.4 Потребность пациента в общении, труде, отдыхе. 2.5 Внутрибольничная инфекция |
3. Основы психологии. | 3.1Социопсихосоматика здоровья. 3.2Профессиональные качества медицинского работника. 3.3Общение с пациентом. 3.4Психология проведения сестринских манипуляций. |
Хронологическая карта занятия
№ | Наименование структурного элемента занятия | Ориентировочное время |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Сообщение темы, цели, плана занятия. Мотивация | 5 мин |
3. | Исходный уровень знаний студентов | 15 мин |
4. | Объяснение нового материала | 35 мин |
5. | Самостоятельная работа студентов | 180 мин |
6. | Закрепление нового материала | 30 мин |
7. | Домашнее задание | 3 мин |
8. | Подведение итогов задания | 3 мин |
9. | Организация окончания задания | 2 мин |
10. | Всего: | 270 мин |
Ход занятия
Организационный момент:
Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу.
Постановка целей, начальная мотивация:
Преподаватель формулирует тему практического занятия. Проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план занятия, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению, дает характеристику рекомендуемой литературы.
Определение исходного уровня знаний:
Преподаватель проводит определение исходного уровня знаний в виде терминологического диктанта и устного опроса.
Терминология
Влажный некроз – гибель тканей с развитием отека, присоединением инфекции.
Гангрена – некроз тканей, соприкасающихся с внешней средой, имеющий ха-рактерные признаки.
Инфаркт – некроз тканей в результате внезапного нарушения кровообращения в части органа.
Мумификация – постепенное подсыхание погибших тканей с уменьшением их объёма.
Некроз (омертвение) – гибель тканей, целых органов или их частей в живом организме, сопровождающиеся необратимым прекращением их функций.
Пролежень – асептический некроз кожи и глубже расположенных тканей.
Секвестр – участок некротизированной, обычно костной ткани, не подвергшейся аутолизу.
Сухой некроз – гибель тканей с ее обезвоживанием, уплотнением.
Язва трофическая – поверхностный дефект покровных тканей с возможным по-ражением глубже расположенных тканей и не имеющих тенденции к зажив-лению.
Индурация − уплотнение ткани.
Облитерирующие заболевания – заболевания с постепенным уменьшением диаметра артерии.
Реканализация − восстановление проходимости сосуда.
Стенозирование – уменьшение диаметра артерии.
Вопросы фронтального опроса:
Вводный инструктаж:
Преподаватель определяет цели предстоящей работы, показывает основные приемы выполнения работы, поясняет этапы самостоятельной работы, подробно инструктирует по предстоящей работе, дает пояснения по выполнению упражнений и оформлению результатов работы.
Самостоятельная работа:
Задание 1
Выполнение манипуляции «Наложение эластического бинта на нижнюю конечность.
Задание 2
Выполнение манипуляции
«Наложение повязки на культю»
Задание 3
«Подготовка шины Белера к использованию»
Задание 4
Решение задач
Задание 5
Заполнение таблицы «Основные отличия сухого некроза и влажного»
Задание 6
Задание в тестовой форме
Заполнение дневников:
Студенты оформляют дневники практического занятия.
Заключительный инструктаж:
Преподаватель проводит заключительный инструктаж.
Подведение итогов:
Преподаватель подводит итог занятия, определяет степень достижения целей и задач занятия, оценивает работу каждого студента, проводит разбор ошибок, выставляет оценки с учетом теоретических знаний, комментируя каждую оценку, отмечает лучшие работы студентов. Студенты принимают активное участие в анализе ошибок.
Задания для самостоятельной работы студентов
задания для группы:
- конспект лекции, раздел в учебнике по теме «Синдром новообразования»
-записать в дневниках алгоритм манипуляции
-решить задачу (Приложение 2)
индивидуальное задание:
-подготовить презентацию по теме
- подготовить доклад