I. Мотивация к учебной деятельности. | 1 | - Здравствуйте, ребята! Садитесь! -Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! - Улыбнёмся друг другу, настроимся на хорошую работу и отправимся познавать окружающий нас мир. | Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | 4 | - Сегодня у нас необычный урок. - Сейчас каждая группа получит свою карточку с заданием. (Приложение №1). Для его выполнения необходимо внимательно прочитать задание или вопрос, подготовить групповой ответ. На обсуждение ответов даю 2 минуты. Время пошло! Карточка № 1 (для групповой работы): Вставь пропущенные слова: (Горы) . . . разрушаются. Из (камней). . . . . . . , (песка). . . . . , (глины) . . . . , (растений) . . . . . , (живых организмов) . . . . . образуется слой, который называется почвой. Карточка № 2 (для групповой работы): Выбери правильные утверждения: 1. Почва образуется от разрушения земли. 2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней. 3. Почва – это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов. 4. Почва – это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины. 5. Почва образуется очень медленно. 6. Почва образуется очень быстро. Карточка № 3 Ответь устно на вопрос: Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие – это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.) Карточка № 4. Ответь устно на вопрос: Какая связь существует между горными породами, животными и почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. А растения и животные – перегной.) - Время закончилось. Я задаю вопрос, готовый отвечать поднимает руку. 1. Что называется почвой? 2. Из чего состоит почва? 3. Что такое плодородие почвы? 4. Как поддерживать плодородие почвы? 5. Какая связь существует между горными породами, животными и почвой? - Молодцы! Всё верно! | Ученики внимательно слушают. Небольшими группами обсуждают, выбирают правильный ответ. Отвечают на вопросы учителя. - Почва – это верхний плодородный слой земли. - Почва состоит из мелких камешков, песка, глины, минеральных солей, перегноя, живых организмов. - Плодородие – это свойство почвы, способность давать высокий урожай. - Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения. - Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. А растения и животные – перегной. | Познавательные: развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку). Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; сотрудничать с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
III. Формулирование темы урока, постановка цели. | 3 | -Теперь давайте поразмышляем, для чего у нас на столах приготовлены чемоданчики? А чтобы вам немного было легче, отгадайте загадки. 1. Русская красавица стоит на поляне В зеленой кофточке, в белом сарафане. 2. В летний солнечный денек золотой расцвел цветок, На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки, А проснулся — улыбнулся: - Вот пушистый я какой, Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой! 3. Не подушка для иголок, И не ежик, и не елка, Но не даст себя в обиду, Потому что весь в иголках. 4. Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке, на ножке, Куда не глянь растет. Он снизу - беловатый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты. Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. - Как мы можем назвать одним словом всё, что вы отгадали? Вы отгадали загадки об одинаковых растениях? - Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? (Слайд 1) - Правильно. Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшний урок? | Будем проводить эксперимент! - Берёза. - Одуванчик. Кактус. - Мох. - Растения. - Нет, они разные! - О разнообразии растений. - Узнать о разнообразии растений, об отличительных признаках основных групп растений; научиться различать группы растений. | Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям |
IV. Работа по теме. Организация исследовательской работы. | 10 | (Слайд 2) - Растения на нашей планете встречаются повсюду. Вам знакомо выражение «Растения – зеленый наряд планеты»? - Действительно, на Земле повсюду есть представители этого царства живой природы. Благодаря им наша планета удивительно красива. Давайте вспомним классификацию растений по ярусам. (Слайд3) - Давайте вспомним, из каких частей состоят все растения? (Слайд 4) - Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на странице 69. Сравните растения, найдите сходства и различия (есть или нет цветков, листья в виде пластин или иголок, живут в воде или на суше). Докажите, что растения действительно разнообразны. - Прочитайте текст на странице 70. - Как называется наука о растениях? - На какие группы делится царство растений? (Слайд 5) - А сейчас мы выполним практическую работу, заполним таблицу «Разнообразие растений» (Приложение № 2). Каждая группа получит свой вид растений, изучив его подробно, заполнит свою часть таблицы, чтобы каждый мог | Да, знакомо. - Деревья, кустарники, травы. - Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. - Растения разных групп отличаются друг от друга. - Все растения разнообразны, потому что одни имеют цветы, а другие - нет, у одних - листочки, а других – хвоинки, некоторые растения имеют плоды, а другие – нет…(Ответы детей с разными предположениями). Ученики про себя читают текст. - Ботаника. - Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое; работать с информацией в паре, строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; оценивать правильность выполнения заданий; оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с шаблоном). Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль; сотрудничать с учителем и сверстниками; формулировать |
VI. Рефлексия учебной деятельности. | 3 | - Итак, давайте подведем итог урока. - На какие группы ученые делят все растения? - Какие растения предпочтительнее размещать в помещениях для поддержания влажности воздуха? - Теперь я предлагаю оценить свою работу в группе. Отметь √ в какой мере ты согласен (согласна) с утверждением. Обведи смайлик, который соответствует твоему настроению в конце урока (Приложение №4). - Мне сегодня очень понравилась ваша работа в группах. Все группы дружно и активно работали. Думаю, будет справедливо оценить вашу работу на «5» Спасибо за урок, ребята! | - Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. -Бегония, папоротник, кактус. На листочках галочкой отмечают свои достижения за урок. | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме, производить самооценку своей работы на уроке. |