Мацкевич Н.В.
г. Одинцово, 2021 г.
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | 1.Организует детей на урок. - Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. - Оцените свое рабочее место. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока. 2. Учитель выслушивает ответы детей. | Дети приводят в порядок свое рабочее место. Отвечают на вопрос учителя. Взаимодействуют с учителем. - Не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Проверка выполнения домашнего задания. Упр. 124 стр. 68 | Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают правильно записанные слова с парными согласными в корне. | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | - Запишите в тетради дату и вид работы: Девятое ноября Классная работа - Прочитайте девиз нашего урока. «Учен..е – пут.. к умен..ю!» - Что интересного заметили? - Как вы понимаете пословицу? - Какую роль играет ь в словах? - Сформулируйте тему урока? - Поставьте перед собой цель урока. Подумайте сами, обговорите в парах. | Ответы детей. Объяснение смысла пословицы. Совместная работа с учителем при составлении кластера. Прогнозирование целей урока. Умение формулировать темы и цели урока | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем. | |
IV. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | - Ребята, в минутке чистописания пропишем следующие соединения: ью ья ьи ьё ье - Напишем девиз нашего урока: Ученье – путь к уменью! - Обозначьте орфограмму. | Работа в тетради. Дети оценивают свою работу. | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Использование разделительного ь в словах. Упр. 125 стр. 68. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | - Повторим правило. Организует работу над вопросами и заданиями упражнения. Контролирует выполнение. | Проговаривают правило. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют задания. | Различают слова с ь – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным ь | Беседа по вопросам, упражнение |
2. Закрепление знаний в знакомой ситуации. | Групповая, индивидуальная. Словесный. Чтение, беседа | 1 задание. 1 ряд - запиши слово, чтобы обозначало много предметов 2 ряд – образуй имена по образцу. 3 ряд – образуй слово – признак. Проверка по экрану: 1 ряд: друг – друзья, дерево – деревья, брат – братья, стул – стулья. 2 ряд: Наташа - Наталья, Даша – Дарья, Таня – Татьяна. Оля – Ольга. 3 ряд: рога оленя - оленьи рога, лапы зайца - заячьи лапы, шубка белки - беличья шубка, следы волка - волчьи следы. | Выполняют задание. В каждом ряду есть ученики-консультанты, которые справившись первыми с заданием, проверяют остальных и помогают. Проверяют, исправляют ошибки. Отмечают, что в слове Ольга другое значение Ь | Знакомятся с правилами переноса слов с ь – показателем мягкости согласного звука и разделительным ь. Извлекают новую информацию и усваивают ее | Беседа по вопросам, упражнение, правило. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
3. Словарная работа. Работа по учебнику (стр. 69 упр.126). | Фронтальная. Словесный, практический. | - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним новым словарным словом «компьютер». - Что оно обозначает? Где мы можем найти лексическое значение слов? Слово «компьютер» – пришло к нам из английского языка и означает оно – «вычисляю, считаю». - В написании слова «компьютер» есть мягкий знак. Какую роль выполняет ь в этом слове? Запишите его в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение. - Давайте вспомним, что же такое орфограмма. Прочитайте на стр. 69. - Один ученик называет орфограмму, другой объясняет правописание, затем все вместе записываем, выделяем орфограмму. | - В Толковом словаре. Знакомятся с лексическим значением слова «компьютер». Правильно прописывают это слово. | Знакомятся с правилами правописания слова с непроверяемой орфограммой. Извлекают новую информацию и усваивают ее. | Беседа по вопросам. |
VI. Закрепление материала в новой ситуации. Употребление в словах разделительного мягкого знака (ь). 1. Упр. 126 стр. 69. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо. | – Прочитайте. Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный ь. - Спишите второе предложение. Подчеркните в словах мягкий знак – показатель мягкости одной чертой, разделительный мягкий знак(ь) двумя чертами. | Читают. Отвечают на вопрос. Списывают второе предложение. | Объясняют правописание слов с разделительным ь. | Упражнение |
2. Правописание орфограмм. | Работа в парах. Словесный, практический, проблемный. Чтение, беседа, письмо | – Предлагаю поработать в парах. Запишите в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь - разделительным. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами. - Один записывает первый столбик, а другой ученик - второй столбик. - По какому правилу вы действовали? | Объясняют и записывают самостоятельно. Дети проверяют. - Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова Ь разделительный пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. | Определяют критерии деления слов на группы. Знают орфограммы, правильно их применяют и объясняют. | Беседа по вопросам, упражнение |
3. Работа по учебнику. (Упр. 127 стр. 69). | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение. | - Разделите слова каждой группы для переноса. Подчеркните ь. | Читают слова, разделяют слова для переноса. Один ученик работает у доски. | Применяют правило переноса слов с ь. | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Чему учились на уроке? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - Что получилось хорошо? - Над чем следует поработать? - Проанализируйте свою работу на уроке. Покажите смайлик, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный. Красный цвет: Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я! Жёлтый цвет: Здесь – внимание! Сомневаюсь ещё я! Зелёный цвет: А теперь вперёд! В знаниях уверен я! -С каким настроением вы уходите с этого урока? - Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VIII. Домашнее задание. Учебник стр. 68 выучить правило, стр. 70 упр. 128. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |