1. Мотивация к коррекционной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует учащихся. Организует проверку готовности к учебной деятельности. Демонстрирует высказывание на слайде. «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать», – Ян Амос Коменский, чешский педагог 16-17 века. – Как понимаете это высказывание? – К чему нам нужно стремиться на уроках литературного чтения? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Один учащийся читает цитату. Высказывают свои предположения о её значении. Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) Приём «Лесенка». | Организует повторение биографии автора как подведение к теме. – Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображён на портрете? Вспомните, кто этот человек. – Знакомы ли вы с творчеством Ханса Кристиана Андерсена? – Какие произведения автора вы знаете? – Посмотрите на слайд, разгадайте ребус. | Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | |
3. Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. – Можем ли мы уже сформулировать тему урока, зная только ФИО автора? – Чтобы выйти из этого затруднения, давайте разгадаем ребус. – А сейчас мы можем определить тему нашего урока? – Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой. | Формулируют тему и цель урока. - Не можем. Мы не знаем названия произведения. - Гадкий утёнок. - Тема: «Х.К. Андерсен "Гадкий утёнок"». - Цель: продолжить изучение сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок». | | П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана действий. – Чтобы достичь нашей цели, нам необходим план действий, но он представлен в перепутанном порядке. Вам необходимо восстановить его в правильном порядке. – Какой пункт мы с вами уже выполнили? – Что нам нужно ещё сделать? | Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. 1. Вспомнить автора Х. К. Андерсена. 2. Прочитать сказку «Гадкий утёнок». 3. Проанализировать произведение. Отвечают на вопросы. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует работу со значениями неизвестных слов. – Перед чтением произведения нам необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны. – Кто из вас знает, что означает слово «лоскуток»? Подумайте, а теперь посмотрите определение. – Кто из вас знает, что означает слово «рехнулся»? Подумайте, а теперь посмотрите определение. – Кто из вас знает, что означает слово «орава»? Подумайте, а теперь посмотрите определение. – Кто из вас знает, что означает слово «дробинки»? Подумайте, а теперь посмотрите определение. – А теперь давайте прослушаем отрывок из сказки. – Я буду сопровождать чтение диафильмом «Гадкий утёнок». – Открываем учебник и следим внимательно по тексту. Аудиозапись отрывка из сказки. Организует беседу по прослушанному отрывку. – Кто предложил утёнку стать свободной птицей? – Что случилось с гусями на болоте? – Как утёнку удалось спастись от охотников? – Куда он пришёл после болота? – Кто жил в избушке? – Почему утёнка приняли на испытание? – Почему кот и курица не понимали утёнка? – Что больше всего хотел делать утёнок? – Почему утёнок снова ушёл? – Как к нему относились другие животные? | Предполагают значения непонятных слов. – Лоскуток — маленький кусочек ткани. – Рехнулся — сошёл с ума. – Орава — толпа, большая группа. – Дробинки — маленькие металлические шарики из ружья. Слушают отрывок аудиозаписи. Отвечают на вопросы учителя. – Два диких гуся, которые недавно вылупились из яиц и были очень гордыми, предложили утёнку летать с ними и быть вольной птицей. – Над болотом прозвучали выстрелы: два гуся упали мёртвыми в камыши, а потом началась стрельба — охотники окружили болото. – Охотничья собака с зубами попыталась схватить утёнка, но он был настолько безобразен, что собаке было противно его кусать, и она побежала дальше. – После болота утёнок добрался до обветшавшей избушки, где жила старушка с котом и курицей. – В избушке жила старушка, кот по имени «сыночек» и курица с коротенькими ножками по имени Коротконожка. – Старушка подумала, что утёнок — это жирная утка, которая отбилась от дому, и решила испытать его, чтобы узнать, будет ли он нести яйца. – Кот и курица были очень самоуверены и не принимали другого мнения. Кот умел мурлыкать и выгибать спинку, а курица — нести яйца, и они требовали от утёнка делать то же самое, не понимая его желаний и отличий. – Утёнок больше всего хотел плавать и нырять в воде, наслаждаться свежим воздухом и свободой. – Он ушёл, потому что кот и курица не понимали его и высмеивали, а он мечтал о жизни, где сможет быть собой и заниматься любимым делом. – Другие животные презирали утёнка за его безобразный вид и не принимали, заставляя его страдать и чувствовать себя чужим. | Объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога; П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей; Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Приём «Чтение по ролям» | Организует чтение и анализ текста детьми. – Я предлагаю вам продолжить чтение данной сказки по ролям. – Давайте вспомним, какими качествами нужно обладать, чтобы уметь читать по ролям. – Как вы себе представляете утёнка в начале рассказа? — Какие чувства вызывают у вас слова диких гусей? Почему? — Как бы вы описали голос утёнка? Каким он может быть — слабым, робким, уверенным? — Какая из черт характера утёнка для вас наиболее заметна? — Каким настроением наполнена сцена с охотой? Как бы вы прочитали её? — Как вы думаете, что символизирует приход лебедей? — Какая интонация лучше всего передаст чувства утёнка, когда он увидел своё отражение? — Почему важно, что утёнок не возгордился, став лебедем? — Какие эмоции вызывает у вас финал сказки? — Какими словами вы бы описали путь утёнка от начала до конца? – Поэтому, при чтении вам необходимо повторить те же интонации, чтобы передать настроение героев и события. – Также делайте паузы в нужных местах, чтобы слушателям было легче понять смысл. – Итак, вы прочитали данное произведение. – Объясните название рассказа. – Помогает ли оно понять основную мысль рассказа? В чем она заключается? | Читают произведение по ролям. Отвечают на вопрос. Анализируют содержание текста по вопросам. Отвечают на вопросы. – Я представляю его слабым, неуклюжим и очень одиноким. Он отличается от всех остальных и не чувствует себя на своём месте. – Слова диких гусей вызывают смешанные чувства: с одной стороны, кажется, что они хотят подбодрить утёнка, а с другой — они говорят ему, что он урод, что звучит обидно и жестоко. – Голос утёнка скорее робкий и неуверенный, потому что он чувствует себя ненужным и непривлекательным. – Упорство и стремление быть собой, несмотря на все трудности и насмешки. – Настроение тревожное, напряжённое и даже страшное. Я бы прочитал эту сцену с тревогой, чтобы передать опасность и страх утёнка. – Приход лебедей символизирует надежду, спасение и настоящую красоту, которую утёнок обрёл, став собой. – Изумлённая и восхищённая, с ноткой радости и облегчения. – Потому что это показывает его доброту и скромность, он не забыл, через что прошёл, и ценит всё, что имеет. – Радость, умиротворение и надежду. Это история о победе добра и самопринятии. – Путь утёнка — это путь испытаний, одиночества, стремления к свободе и, наконец, счастья и признания. Выполняют задание. Высказывают мнение. – Да, название помогает понять основную мысль: не всегда внешность определяет ценность и судьбу. Главное — внутренняя сила, доброта и терпение, которые помогут преодолеть трудности и найти своё истинное призвание. | Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Практический (работа в рабочем листе) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу. – Теперь вам нужно выполнить задание на листочках (Приложение 1). – Проверьте друг друга по слайду. | Выполняют самостоятельную работу с помощью рабочего листа. Проверяют свои работы по слайду-эталону. | | П: анализировать и создавать текстовую, информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует беседу для повторения изученного, определения внутри- и межпредметных связей. – Ребята, а напомните мне тему нашего урока. – С какими произведениями мы сегодня познакомились? – Чему они нас научили? – Где мы можем применить полученные на уроке знания? – На уроках литературного чтения мы часто читали по ролям. В конце концов мы выбрали нескольких людей, которые смогут выступить перед классом. – Но перед этим, чтобы понять, насколько сложно быть актёром, я предлагаю выполнить задание. – У вас на столах есть листочки (Приложение 2) со сценарием по мотивам рассказа Н. Н. Носова «Телефон». – Посмотрите на сценарий и скажите, в чём разница между рассказом и сценарием? – Сценарий — это текст для постановки (фильма, спектакля), который содержит диалоги и краткие указания к действию, чтобы актёры могли воплотить историю на сцене или экране. – Задание выполняем индивидуально. Добавьте описания действий и эмоций героев рядом с фразами персонажей. Дайте название сценам. Вспомните сцену, где Сашка и Женя разговаривают по новому телефону. Почему они сначала молчат и не знают, о чём говорить? Напиши 3–4 предложения, объясни, почему так бывает и что это показывает о героях. – Теперь, когда вы выполнили задание, мы посмотрим на выступление по этому сценарию. Демонстрация выступления трёх обучающихся. – Давайте поаплодируем! Какие моменты вам понравились? Какие пожелания вы бы хотели озвучить? Передали ли они своим выступлением комичность произведения? | Отвечают на обобщающие вопросы. Высказывают своё мнение. Выполняют задание. Воспринимают информацию. Высказывают своё мнение. | Читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: устанавливать причинно-следственные связи в сюжете художественного текста при характеристике поступков героев. П: создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов. | |