СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру «Красная книга России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру «Красная книга России»»

23. Формирование навыка чтения. Этапы становления навыка чтения. Объективные условия формирования навыка чтения на разных ступенях.

Этапы формирования навыка чтения:

1. Аналитический (овладение звукобуквенными обозначениями).

2.Слого-аналитический (овладение слоговым чтением).

3. Становление синтетического чтения (чтение целыми словами, мгновенное понимание).

4. Синтетический (автоматизация чтения, синтез всех компонентов чтения: восприятие, произношение, понимание).

Качества чтения и приемы из выработки.

Качества чтения

Определение

Приёмы выработки

Правильность

Чтение ясное, чёткое, без искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускаются пропуски,

предварительное чтение текста про себя;

- предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

- контроль учителя за чтением учащихся с учётом индивидуальных особенностей;

- методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера.

Беглость

Темп чтения, который обеспечивает сознательность восприятия; темп, характерный для разговорной речи.

- многократность упражнений в чтении;

- проведение речевых разминок;

- постановка вопросов перед чтением (чтение в темпе понимания);

- чтение диалогов;

- поочередное чтение частей текста (маятник);

- чтение заученных стихотворений.

Выразительность

Качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить с помощью интонации, голоса, паузами, ударениями и другими средствами мысли и чувства, которые вложены автором в содержание произведения

- упражнения для развития техники речи (дыханием, голосом, дикцией),

- развитие интонационных умений (расстановка пауз, логических ударений, определение тона и темпа чтения),


Сознательность

Умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста.


- работа по раскрытию лексического значения слов.

- работа по установлению связи слов в предложении.

- работа по осмыслению текста в целом: идея, язык, герои, позиция автора.


24.Организация работы на этапе вторичного синтеза (работа по составлению плана, иллюстрирования текста).

1.Составление плана включает два учебных действия:

-деление текста на части и выделение в них главного;

-формулирование заголовков каждой части;

2.Составление плана как виду читательской деятельности нужно:

-подумать, сколько картин нужно нарисовать тексту;

-определить на сколько частей разделить текст;

-сказать, о чем говориться в каждой части;

-предложить озаглавить каждую часть;

-обсудить предложенные варианты заглавий;

3.Виды плана:

-логический картинный-выявление логически законченных эпизодов текста в виде картин;

-логический словесный – выделение логически законченных эпизодов текста в виде формулировок;

-сюжетный- выделение элементов сюжетных схем эпизодов текста;

-эмоциональный- составление партитуры лирического произведения;

Иллюстрирование текста. Варианты словесного рисования:

-рассматривание иллюстрации, составление по ней рассказа;

-творческое дополнение ,изменение иллюстрации;

-словесное рисование;

-составление словесной иллюстрации;

-составление словесного диафильма к произведению;

Порядок работы при обучению словесному рисованию:

-выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

-рисуется место , где происходит событие;

-изображаются действующие лица;

-добавляются необходимые детали;

-раскрашивается контурный рисунок;

Алгоритм анализа иллюстрации:

1.Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя перед ними один конкретный вопрос, например:

− Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

− К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.

− Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?

− Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению, которое он вызывает? Почему вы так считаете?

− Что удалось передать художнику, а что у него не получилось? Почему вы так считаете?

Опрос переходит в беседу, в процессе которой:

а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода

б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тексте и как она передается на картине

в) сравнивается композиция картины с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали

г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литературного произведения;

Прием осваивается постепенно, по мере овладения детьми аналитическими и творческими умениями работа усложняется: на уроке можно анализировать обложки к книгам, сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду.

26. Организация работы на этапе вторичного синтеза (обучение разным видам пересказа, драматизация)

Пересказ – это устная передача произведения.

Требования к пересказу:

• Должна звучать живая (незаученная) речь

• Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения пересказа.

• Соблюдать последовательность событий

• Использовать лексику, обороты речи, взятые из текста

• Соблюдать причинно-следственные зависимости

Виды пересказа:

Подробный – близкий к тексту. Достоинства: служит средством закрепления детской памяти, содержание прочитанного во всех деталях и связях, средство усвоения логики произведения и в языковых средств. Не следует подробно пересказывать небольшие по объему басни в стихах, лирические стихотворения.

Методика подготовки: целостное чтение, составление плана, выделение в тексте опорных, ключевых слов, рассказ каждой части, отдельными учениками, полный пересказ одним учеником.

сжатый (краткий) – передача основного содержания, без деталей и подробностей. Подготовка: целостное чтение, составление плана, деление главной мысли, сжатие содержания каждой части, кратко пересказать часть, пересказ по частям.

выборочный (частичный)- пересказ воспроизводимого эпизода или нескольких эпизодов с определенной целью.

творческий – трансформация текста с целью его переосмысления. Виды: пересказ с изменение лица рассказчика, пересказ от лица одного из персонажей, пересказ с творческим дополнением текста.

Драматизация

Разновидности драматизации

Порядок работы по драматизации

1)чтение произведения по ролям с предварительным обсуждением интонации;

2)чтение произведения по ролям с предварительным словесным обсуждением портретов персонажей и обсуждением интонации;

3)постановка «живых картин» к произведению;

4)составление сценария спектакля, устное описание портретов персонажей, декораций;

5)развернутые драматические представления с декорациями, костюмами, репетициями;

6)кукольный спектакль.

1.Восприятие материала, который предстоит драматизировать.

2.Анализ произведения (обстановки, образов героев, их поступков).

3.Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сценку?»)

4.Выбор выразительных средств («Как это сделать?»)

5.Пробы (этюды), анализ.

6.Подведение итогов. Внесение корректив.

7.Заключительный показ и его анализ.


27. Методика работы над крупно-объёмным и короткими рассказами.

I Этап– Работа с текстом до чтения

1) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2) Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II Этап – Работа с текстом во время чтения

1) Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2) Перечитывания текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3)Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III Этап – Работа с текстом после чтения

1) Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2)Соотнесение видения художника с читательским представлением.

3) Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Подготовка к первичному восприятию произведений разных жанров

Рассказ

Биография писателя. Беседа по теме произведения (о реальной основе событий, изображенных в произведении; беседа нравственно-этического характера). Свободные высказывания учащихся. Работа с выставкой книг писателя. Работа с названием рассказа.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ: вслух и про себя.

ПРИЁМЫ ЧТЕНИЯ:


Чтение учителем

Чтение учащимися

Комбинированное чтение

Разночтение

(для лирических стихотворений, басен)

Содержание


вслух и про себя

чтение учителем и учащимися

разновариантное чтение

Особенности

Чтение учителя является образцовым

Самостоятельное чтение.

Возможно перед чтением поставить вопрос к тексту или предложить задание, которое они должны выполнить.

Учитель читает:

- диалоги,

- описательные отрывки,

- начало произведения,

- заключительные строки произведения (концовку).

Учитель читает произведение дважды, каждый раз с иной интонацией, а потом просит детей сопоставить интонацию.

Первичное восприятие произведений разных жанров

Рассказ

Короткий рассказ эмоционального содержания читает учитель ( или учащиеся – про себя). Прослушивание аудиозаписи.

Крупнообъемный: 1) учитель читает до интересного момента, учащиеся дочитывают дома; 2) чтение и анализ по главам; 3) домашнее чтение.


ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ (ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ)

Цель:

- выяснить, насколько учащиеся поняли фактическое содержание текста;

- определить, какое впечатление произвело произведение на учащихся;

- заинтересовать учащихся в анализе текста, создать условия для активной работы над произведением.

На этапе проверки восприятия задаются вопросы трёх типов.

Вопросы 1 типа (по содержанию):


Вопросы 2 типа (эмоционального характера):


Вопросы 3 типа

(проблемные, близкие к учебной задаче):


ЭТАП ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Композиционные категории

Вопросы и задания

Сюжет


Деление на части

Составьте событийный план произведения.

Система персонажей

Надсюжетные композиционные элементы ( портрет, пейзаж, описание)

Позиция автора ( повествователя, лирического героя)

Хронотоп ( художественное пространство и время в произведении)


29. Методика работы над стихотворением, басней.

Методика работы над стихотворением.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, соотнесение плана, чтение в лицах. В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви.

Главные задачи изучения лирики как особого жанра:

-Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;

-Формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

-Формирование представлений о средствах художественной изобразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи. Обогащение лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение.

-Обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Методика работы над басней.

Особенности чтения басен.

Басня – нравоучительное повествование со скрытым смыслом, имеющим иносказательный характер. Чаще всего в басне действуют животные, которые олицетворяются, наделяются чертами людей. Структура басни проста: история из жизни животных и мораль. В начальной школе изучаются басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н.Толстого, С.Михалкова.

В процессе изучения басен учащиеся должны обнаружить следующие знания и умения:

- знать, чем отличается басня от рассказа, сказки, стихотворения;

- понимать роль морали и иносказания;

- замечать юмор баснописца, его отношение к героям;

- сравнивать героев басен;

- представлять себе героев басни и ситуацию, в которой они оказались;

- оценивать их поступки, выражая к ним личностное отношение;

Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

1. Каждая басня заключает в себе возможности для нравственного воспитания. В басне присутствует осуждение того или иного порока, недостатка, поступка, что при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками.

Последовательность работы учителя с басней.

Этапы

Приемы

Подготовка к восприятию.

Приемы: рассказ о баснописце, знакомство с понятиями «басня», «баснописец», беседа о повадках животных- героях басни. Возможно проведение викторины по изученным басням.

Первичное чтение.

Чтение учителем басни наизусть. Варианты: подготовленное учащимися чтение, инсценировка, прослушивание записи с образцовым чтением.

Проверка первичного восприятия.

Беседа эмоционально-оценочного плана: кто понравился, кто не понравился, на чьей вы стороне и т.д.

Чтение и анализ конкретного содержания басни.

При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов: выяснение последовательности событий, наблюдение за поступками, внешним обликом героев, определение их основных характерных черт, определение особенностей языка, выявление авторского и личностного отношения к событиям и героям. Выяснение главной мысли, раскрытие аллегории.

Работа над моралью.

Состоит из трех этапов: 1)чтение морали; 2) выяснение лексического значения трудных слов; 3) пересказ морали своими словами. Некоторые методисты предлагают начинать анализ басни с работы над моралью.

Связь с жизненным опытом.

Предлагается случай из жизни, эпизод из фильма, произведения, иллюстрирующие главную мысль, мораль басни.

Выразительное чтение.



30. Методика работы над научно – познавательной статьей.

Научно-познавательная литература подразделятся на научно-популярную (НПЛ) и научно-художественную (НХЛ).

Цели работы с НПЛ и НХЛ в начальной школе:

1.Формировать у учеников интерес к научным знаниям и потребность в них.

2.Формировать и развивать у детей интерес к чтению и потребность в чтении.

3.Научить детей отличать ХЛ от НПЛ и НХЛ с тем, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видо-родовой специфике.

Научно- познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью. Обучение детей самостоятельной работе с научными и научно-популярными текстами необходимо для их успешной учебной деятельности, потому что перед ними на каждом уроке встают вопросы о том, как прочитать параграф учебника, чтобы понять его; как запомнить новый материал; как подготовиться к его изложению.

В процессе работы с научно-популярными произведениями учащийся должен выполнить следующие действия:

1. Прочитать текст от начала до конца.

2. Перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и определить тему.

3. Определить главную мысль.

4. Увидеть, как доказывает автор главную мысль.

5. Выделить в каждой части новую информацию, новые термины.

6.Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.

7. Осмыслить целое, доказать основную мысль текста.

Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами.

Этапы

Приемы

Подготовка к восприятию

Задачи: а) возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; б)дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Приемы: рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия, словарная работа. Продолжительность: до 8 минут. Если статья короткая, а тема общеизвестная, то от подготовки к восприятию можно отказаться.

Первичное чтение.

Самостоятельное чтение про себя учащимися по частям (если статья объемная), целиком (если короткая). Чтобы дети читали сознательно, дается несложное задание.

Повторное чтение и анализ.

После первичного чтения дети перечитывают вслух. Учитель организует беседу по каждой части и завершает ее озаглавливанием. Постепенно на доске появляется план статьи. Приемы: выделение основной мысли в каждой части, рассматривание доказательств, сравнение излагаемого материала с тем, что было изучено ранее, наблюдение над языком, формулировка вывода, решение проблемы. Завершается работа целостным чтением и подготовкой к пересказу по плану или к выразительному чтению.

Обобщающая беседа.

Цель: объединить знания, имеющиеся у учащихся до чтения статьи и полученные во время чтения.

Уроки чтения НХЛ строятся, как уроки чтения рассказа. В процессе анализа научно-художественного рассказа уделяется внимание выделению научной информации.

Методика работы над очерком

Очерк - это повествовательный жанр художественной прозы, приближающийся к документальному. В нем повествуется о реальном событии, человеке. Автор очерка - очеркист - отбирает заинтересовавшие его факты и изображает их документально.

В школьных книгах для чтения помещаются очерки о писателях, их современниках.

Отличие очерка и научно-популярной статьи:

В процессе работы с очерком учащийся должен выполнить следующие действия:

• знакомство с заголовком и фамилией автора;

• определение по заголовку и фамилии автора темы очерка (о чем говорится);

• беглый просмотр всего очерка для ориентации в его построении(абзацы, части, наличие вступления, заключения; есть ли в очерке выводы. подзаголовки);