Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя, содержание этапов (видов работ) | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу | | | |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём – Слушай, думай, наблюдай, На уроке не зевай! Ребята у нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. - Вы любите путешествовать? (ответ детей). А что бы вы взяли с собой в путешествие? - А я бы взяла с собой верного друга и заряд хорошего настроения. Пусть урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами. Подарите друг другу улыбки. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | | Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; принимать разные мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. | 1 мин |
| II. Формулирование темы урока, постановка цели | | | 2 мин |
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися | Отгадайте загадку. Что легко можно сделать с бумагой и невозможно с картоном, так как он сломается? (Согнуть) Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема? «Можно ли сгибать картон» -Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель. (Познакомиться с приёмом сгибания картона) - Надо найти такой технологический прием, который бы дал возможность сгибать картонную заготовку. - А для чего нам нужно познакомиться с приёмом сгибания картона? (Чтобы изготавливать красивые и аккуратные изделия из картона) - Как вы думаете, что мы сделаем из картона? (Ответы детей) -Совершенно верно! А какое именно изделие мы будем изготавливать, вы узнаете, разгадав загадку В Африке толстяк живёт, У него огромный рот, В зной весь день сидит в воде, Думает лишь о еде. Травку тоннами жуёт Ненасытный … (Бегемот) Мы сегодня совершим путешествие в Африку и изготовим бегемота | С помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения, формулируют тему, цель и задачи урока | | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.) или самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. | |
| III. Вводная беседа | | | 3-5 мин |
Познакомить детей с обитателями африканской саванны, расширить представления о бегемоте; сформировать представления о способах сгибания картона; познакомить с понятием «биговка» | - Давайте найдём Африку на глобусе и посмотрим наш маршрут (учитель ставит глобус на стол или можно на карте найти). - Сделать это не сложно. Изображая на глобусе Африку, использовали много желтого цвета. Нашли? – Африка – это материк. Слово «Африка» переводится как «безморозный». - Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? - Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. - А ещё, там есть саванна – «саванновый пояс» – царство трав, где деревьев нет совсем, или их очень мало, а вместо них травы или колючий кустарник. В саванне обитает много самых разных животных. - Как вы думаете, какие животные обитают в саванне? (Слон, жираф, львы, зебры, бегемоты и т.д.) - Свершено верно, но сегодня мы будем с помощью шаблона изготавливать бегемота из саванны для общей композиции, то есть проекта, который называется «Африканская саванна». - Как вы думаете, в какой технике будет сам проект «Африканская савана»? (в технике объемного конструирования). - А для этого проекта понадобится картон или бумага? - Учитель показывает лист картона и бумаги. Сегодня в гостях у нас два хорошо известных вам материала. Назовите их. -Что вы знаете о картоне и бумаге? (Ответы детей) - В чем сходство бумаги от картона? (Картон и бумага бывают разноцветными). - В чем отличие картона от бумаги? (Картон толстый, бумага тонкая). - А какое свойство картона является отрицательным? (Он ломается при сгибании.) -Для макета саванны, чтобы сделать животных, обитающих в саванне, необходимо согнуть лист картона. Ребята, давайте подумаем, как согнуть картон, чтобы материал не ломался на сгибе? - Есть ли среди Вас тот, кто догадается, как сделать так, чтобы согнуть картон и сгиб был бы качественным? -Ваши предложения можно использовать в работе, но более точное выполнение сгиба можно выполнить с помощью «биговки». Что такое биговка?( Биго́вка – продавливание картона или плотной бумаги по линии сгиба). - И именно в сегодняшней работе, нам нужно будет выполнить биговку при изготовлении одного животного для проекта «Африканская савана» - бегемота из саванны. - А что вы знаете о бегемотах из саванны? - Следует запомнить, что словарное слово "бегемот" пишется c буквами "e" и "e". - Свое название бегемот получил в честь библейского чудовища из книги Иова. Есть версия, что библейский бегемот — слон. Другое название животного — гиппопотам, что в переводе с греческого означает «водяная лошадь». В этом названии отражена любовь животного к воде. Бегемоты погружаются в нее, впадая в своеобразный транс. Под водой есть рыбки, очищающие пасти бегемотов, их кожу. - Ваши впечатления, попробуйте описать его. Какой он? (Большой, жирный и т.д.) - Совершенно верно, как вы думаете, как будет выглядеть наш бегемот, которого мы сегодня сделаем? Он будет похож на настоящего бегемота? | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Иметь: представления о бегемоте, о способах сгибания картона; Знать: понятие «биговка» и знать о обитателях африканской саванны | Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. | |
| IV. Подготовка к практической работе | | | 4-5 мин |
Закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы. | Анализ конструкции изделия - А теперь обратите внимания, у меня в руках бегемот, из картона, выполненный в какой технике? (в технике объемного конструирования). - Сколько частей можно выделить? (2- туловище и голова). - Из каких деталей состоит изделие? (туловище -1дет., голова с ушами -1 дет., украшающие детали – глаза, рот и др. - по усмотрению). - Как вы думаете, какие материалы понадобятся для работы? (картон, клей). - Какие инструменты необходимы? (ножницы, карандаш, линейка). - Какого цвета будет наш бегемот? (Коричневого). - Как можно доработать изделие? (нарисовать или наклеить глаза, рот). - Где можно использовать данное изделие? (подарить, украсить комнату и класс). - Ребята для того, чтобы начать нашу работу, давайте составим план нашей работы: План Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей. Биговка, сгибание и складывание. Сборка изделия. Отделка изделия (украшение). - В течение нашей практической работы, мы с вами будем придерживаться этого плана, чтобы бегемот получился правильным | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме, составляют план практической работы, высказывают свое мнение о практической значимости изделия | Знать о конструкции однодетальные и многодеталь-ные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки. Уметь: анализиро-вать, планировать предстоящую практическую работу; с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно- логические задачи. | Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий. | |
| V. Организация рабочего места | | | 3 мин |
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены. | - Ребята, проверьте, все ли материалы и инструменты у вас есть на столе. Материалы: коричневый картон; клей - карандаш; фломастеры; Инструменты: карандаш; ножницы; ластик, линейка. Приспособления: клеенка-подложка, салфетки для удаления клея, шаблон. - Все данные материалы и инструменты сегодня пригодятся нам в нашей работе. -Но для работы нам необходимо вспомнить правила безопасной работы с ножницами и правила работы с клеем. - Какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами и клеем? (Ответы детей). Правила безопасной работы с ножницами: 1. Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде. 2. Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед. 3. Резать сидя, не размахивая ножницами, не ронять их, следить за пальцами. 4. По прямой линии резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии. 5. При резании по кривой линии смотреть на место разреза, плавно поворачивая рукой бумагу. Правила работы с клеем: 1. Под каждую деталь, на которую наносишь клей, обязательно подложи сухой лист бумаги, тогда можно работать, не боясь испачкать стол. 2. Клей нужно брать кистью или выдавливать его из тюбика понемногу. 3. Равномерно наноси клей на заготовку от середины к краям. 4. Нельзя пробовать клей на вкус, при попадании клея на кожу рук, лица, особенно глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды. - Молодцы! Много правил вы знаете, вот сегодня мы и применим их в своей работе. - Давайте немного отдохнём, тихо встали. Физминутка Мы теперь все дружно встанем, Отдохнем мы на привале… Влево - вправо повернись! И в округе оглянись. Вот протопал бегемот, В речке проплывает кто-то. Шею вытянул жираф Видеть нас он очень рад. Ты в бинокль посмотри, Там вдали промчались львы. Фотоаппаратом счелк, да счелк. Скорей продолжим наш урок… -Вот немножко отдохнули ,теперь мы готовы работать дальше | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами, выполняют физминутку | Уметь: организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | |
| VI. Практическая работа | | | 25-30 мин |
Совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки деталей по шаблону; резания, сгибания и склеивания картона; научить приемам выполнения биговки при изготовлении фигурки бегемота из картона. Закрепить навыки выполнения работы по плану. | - Ребята, вспомните, как оцениваются ваши работы? По каким критериям? Критерии оценивания: ровное вырезание деталей по контуру; правильное выполнение биговки; аккуратное сгибание, складывание и склеивание; творческий подход к оформлению. -Все - ли критерии вам понятны? (В случаи непонимания, повторить и объяснить ещё раз). - Необходимо выполнять все эти критерии, чтобы сделанная вами работы была выполнена правильно и красиво. - Перейдем непосредственно к самой практической работе. Работу будете выполнять вместе со мной, главное, не торопитесь. Практическая работа (Учитель демонстрирует последовательность работы) Разметка деталей по шаблону - Возьмите, лежащие у вас на столах шаблоны деталей бегемота (шаблоны туловища и головы бегемота) и сделайте разметку на обратной (не цветной) стороне картона, то есть обводим шаблоны на изнаночной стороне картона. Вырезание деталей. - Затем отложите шаблоны на край стола и аккуратно по контурам начинаете вырезать детали бегемота (туловище и голову). Вырезая, придерживайте картон рукой, чтобы случайно не порвать рисунок. Вырезать нужно аккуратно и медленно, чтобы не отрезать нужную часть. Если нечаянно это произошло, не переживайте, отрезанную часть можно приклеить клеем. Биговка, сгибание и складывание. - Вырезав детали, найдите на них линии сгиба - пунктирные линии. - Ребята, для того чтобы сделать нашу игрушку объемной, согнем ее при помощи биговки. - Вспомним, что биго́вка – это продавливание картона или плотной бумаги по линии сгиба (на шаблонах – это пунктирные линии, но на чертежах они изображаются пунктиром с 2-мя точками, в данном случае – это еще и ось симметрии - пунктиром с 1-ой точкой). -Давайте потренируемся в сгибании на полосках картона. - Чтобы аккуратно и качественно согнуть картон или плотную бумагу, надо выполнить биговку, т.е. приложить к линии сгиба линейку и вдоль нее провести твердым тонким предметом. Для продавливания можно использовать ножницы или пустой стержень шариковой ручки. - Возьмите туловища бегемота, приложите линейку к пунктирной линии (к линии сгиба), которую вы отметили к арандашом, и сомкнутыми лезвиями ножниц проведите по ней вдоль линейки (Показ ). Теперь по этой линии картон очень быстро и ровно согнется, согните туловище. - Также сделайте биговку на клапане в верхней части головы, отогните клапан. Сборка изделия. - С помощью клея соедините детали между собой (голову и туловище). Нанесите тонкий слой клея на одну из склеиваемых поверхностей (на клапан головы), аккуратно приложите голову к туловищу и прижмите рукой. 5. Отделка изделия (украшение). - Когда клей высохнет, возьмите фломастер и нарисуйте глаза и рот бегемоту. Детали для оформления можно вырезать и наклеить из черной бумаги. -Итак, кто закончил, поднимите руки (Перед завершением работы хожу по рядам и раздаю разноцветные квадратики для оценивания). - А сейчас, предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью цветных квадратиков, которые лежат у вас на столах: насколько интересным он вам показался. - Красный – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось. - Жёлтый – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась. - Зелёный – мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось -Ребята, вы все прекрасно поработали. | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту | Знать: виды изучаемых материалов, их свойства и названия Уметь: правильно работать ручными инструментами; выполнять экономную и рациональную разметку деталей по шаблонам или с опорой на чертёж, аккуратно выполнять сборку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки | |
| VII. Подведение итога урока. Рефлексия. | | | 3 мин |
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности | - Теперь организуем выставку наших работ. - Ребята, каждый выносит своё изделие и помещает его на приготовленную мною заготовку саванны. - Ребята с первого ряда, выходите к доске, покажите свои работы. Все вместе посмотрим, что у вас вышло. Посмотрите, какие красивые бегемоты у вас получились! Великолепные, главное аккуратные! Молодцы! - Присаживайтесь на свои места. (Выходит по очереди 2 и 3 ряд) - Итак, согласно критериям, отметку 5 получает тот, у кого на партах лежит зеленый квадратик. Отметку 4 получает тот, у кого на парте лежит желтый квадратик. Вы большие молодцы! Итак, подведем итог. - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? (Узнали, как сгинуть картон с помощью биговки) - Какие технологические операции выполняли на уроке? (Операции «биговка») - Что такое биговка? (Биго́вка – продавливание картона или плотной бумаги по линии сгиба) - Где в дальнейшем вы можете воспользоваться полученными знаниями? (Дома, в будущей работе и т.д.) Рефлексия. Закончите предложения (по цепочке). -Я узнал… -Я научился… -Мне было сложно… -Я смогу научить… -Вы все большие молодцы | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |
| VIII. Уборка рабочих мест | | | 2 мин |
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место | - Сделанных вами бегемотов я предлагаю вам забрать домой и вместе с взрослыми сделать всех остальных животных для проекта «Африканская савана». Шаблоны остальных животных, вы можете взять в рабочей тетради на странице 6-7. - Ребята, не забывайте, каждый за собой убирает рабочее место. Соберите мелкие обрезки картона и выкинете в контейнер для мусора. Розданные вам инструменты и материалы положите на край вашего стола. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок! | Наводят порядок на рабочем столе | | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место | |