Разработана система целесообразно подобранных задач по «Вероятностно-стохастической линии» по одному из разделов для определенной возрастной группы. Смоделирована учебная ситуация (в рамках урока или внеучебного занятия) по работе над задачей. Модель ситуации представлена в виде технологической карты .
Учитель | Петролюк Наталья Александровна |
Класс | 7 |
Раздел | Множества |
Результаты обучения по разделу | Личностные | Метапредметные | Предметные |
-умеют грамотно излагать свои мысли в письменной и устной речи речи; -понимают смысл поставленной задачи; -проявляют креативность мышления, находчивость; - осознают важность и необходимость знаний для человека; -умеют контролировать процесс и результат своей деятельности. | -умеют видеть математическую задачу в окружающем мире; -находят различные стратегии решения задач; -создают алгоритмы для решения математических задач; - умеют планировать свою деятельность и осуществлять ее. | - умеют выделять множества, подмножества; - умеют правильно записывать операции над множествами; - умеют правильно строить круги Эйлера для заданных множеств; - умеют находить объединение множеств, пересечение множеств, разность множеств аналитическим и графическим способами; -умеют выполнять устные и письменные вычисления; - умеют преобразовывать рациональные выражения; - умеют решать линейные уравнения;
|
Система задач |
Знакомая задача | Малознакомая задача | Незнакомая задача |
Заданы два множества: А {2, 3, 4, 5, 6} и В {2, 4, 6, 7, 8}. Определить множество А∩В, А В, А\В, В\А. Ответ: А∩В={2,4,6} А В={2,3,4,5,6,7} А\В={5} В\А={7}
| По данным промежуткам А [4;+∞) и В (2;7] на числовой прямой определить множество А∩В, А В, А\В, В\А Ответ: А∩В=[4, 7] А В=(2, +∞ ] А\В=(7;+ ∞] В\А=(2, 4) | В группе 35 студентов. Каждый из них изучает хотя бы один иностранный язык (английский или французский). Сколько студентов изучает оба языка, если известно, что английский язык изучают 14 человек, а французский – в два раза больше, чем английский. Ответ: 7 |
Найдите пересечение и объединение множеств цифр, используемых в записи чисел 15243 и 6321 Ответ: А∩В={1,2,3} А В={1,2,3,4,5,6} | Пересечением каких множеств является а) множество квадратов?; б) множество прямоугольных равнобедренных треугольников Выполнить решение с помощью кругов Эйлера. Ответ: а) множества прямоугольников и множества ромбов; б) множества прямоугольных треугольников и множества равнобедренных треугольников. | В классе 30 человек. 20 из них каждый день пользуется метро, 15 – автобусом, 23 – троллейбусом, 10 – и метро, и троллейбусом, 12 – и метро, и автобусом, 9 – и троллейбусом, и автобусом. Сколько человек ежедневно пользуются всеми тремя видами транспорта? Ответ: 3 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ |
Формулировка задачи | В классе 30 человек. 20 из них каждый день пользуется метро, 15 – автобусом, 23 – троллейбусом, 10 – и метро, и троллейбусом, 12 – и метро, и автобусом, 9 – и троллейбусом, и автобусом. Сколько человек ежедневно пользуются всеми тремя видами транспорта. |
Решение задачи |  Для решения воспользуемся кругами Эйлера: Пусть х человек пользуется всеми тремя видами транспорта. Тогда пользуются только метро и троллейбусом — (10 − х) человек, только автобусом и троллейбусом — (9 − х) человек, только метро и автобусом — (12 − х) человек. Найдем, сколько человек пользуется одним только метро: 20 − (12 − х) − (10 − х) − х = х − 2 Аналогично получаем: 15 – (9 - х) – (12 – х) – х = х − 6 — только автобусом и 23 – (10 - х) – (9 – х) – х = х + 4 — только троллейбусом, так как всего 30 человек, составляем уравнение: Х + (12 − х) + (9 − х) + (10 − х) + (х + 4) + (х − 2) + (х − 6) = 30. х = 3. Ответ: 3 |
Основные этапы работы над задачей | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся* |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации | Предлагает решить задачу (текст в формулировке задачи) Организовывает «погружение в проблему». | Фиксируют проблему | Слушают учителя и строят речевое высказывания на уточнение задания | Принимают цель |
Совместное исследование проблемы | Поиск способов решения задачи | Задает вопросы - является ли данная задача задачей на множества?
-Какие основные множества можно выделить по условию задачи?
- Будут ли эти множества независимыми друг от друга?
-что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? Фиксирует ответы учащихся | Отвечают на вопросы: -да, т.к. можно выделить множества и в дальнейшем выполнить над ними операции согласно условию задачи. - {М} - множество учащихся, пользующихся метро, {A} – множество учеников, пользующихся автобусом, {Т} – множество учеников, пользующихся троллейбусом. - нет, так как в классе есть ученики, которые пользуются двумя и даже тремя видами транспорта. - Нужно выполнить построение кругов Эйлера для заданных множеств и исследовать построенную графическую модель. | Строят грамотно речевые высказывания, слушают высказывания других учащихся, проводят рефлексию своих действий. | Исследуют условия и способы решения задачи |
Моделирование | Создание математической модели | Предлагает выполнить построение кругов Эйлера для установленных множеств таким образом, чтобы они удовлетворяли условию задачи Предлагает составить модели, для нахождения количества учеников, пользующихся: только М и А; только Т и А; только М и Т; только М; только А; только Т Как, используя полученные данные, найти сколько всего человек пользуется транспортом? | Строят графическую модель показывают на ней связи между множествами, фиксируют известные данные, и приходят к выводу, что нужно найти пересечение всех трёх выделенных множеств: М, А, Т. Количество элементов которого следует обозначить через х.  Делают знаково-символическую запись связей и отношений: Х – кол-во учащихся, пользующихся всеми тремя видами транспорта. (12 – х) – учеников пользуются только метро и автобусом (9 – х) – учеников пользуются только троллейбусом и автобусом (10 – х) – учеников пользуются только метро и троллейбусом (х – 2) – учеников пользуются только метро; ( х – 6) - учеников пользуются только автобусом; (х + 4) - учеников пользуются только троллейбусом; Составляют уравнение: х + (12 − х) + (9 − х) + (10 − х) + (х + 4) + (х − 2) + (х − 6) = 30 | Слушают, воспринимают, записывают высказывания | Осуществляют планирование и самоконтроль |
Решение задачи | Нахождение решения задачи | Организует решение полученного уравнения, оценивает правильность решения | Решают полученное уравнение: х + (12 − х) + (9 − х) + (10 − х) + (х + 4) + (х − 2) + (х − 6) = 30 х + 12 − х + 9 − х + 10 − х + х + 4 + х − 2 + х − 6 = 30 х + 27 = 30 х = 30 – 27 х = 3 Ответ : 3 | Планируют учебное сотрудничество | Осуществляют самоконтроль, коррекцию и самооценку |
Интерпретация полученного решения | Ответить на поставленный вопрос | Предлагает дать ответ на вопрос задачи | Отвечают на вопрос задачи: три человека ежедневно пользуются всеми тремя видами транспорта. | Слушают, воспринимают, записывают ответ к задаче | Осуществляют самоконтроль, коррекцию и самооценку |
Анализ решения | Оценка рациональности решения | Организует обсуждение рациональности решения и оценивание его | Обсуждают и анализируют решение | Слушают, воспринимают высказывания друг друга , выражают свои мысли. | Осуществляют самоконтроль, коррекцию и самооценку |
Контроль | Проконтролировать достижение результата | Дает диагностическую работу по вариантам: 1вариант В группе 35 студентов. Каждый из них изучает хотя бы один иностранный язык (английский или французский). Сколько студентов изучает оба языка, если известно, что английский язык изучают 14 человек, а французский – в два раза больше, чем английский. 2вариант Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги». Из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»? | Выполняют работу | Рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль, коррекцию и самооценку |