(Слайд 1)Проводит фронтальный опрос. - Какой большой раздел химии элементов мы с вами изучили? - На какие две группы можно разделить неметаллы по своему нахождению в природе? - Назовите неметаллы, находящиеся в природе в самородном виде? -Назовите аллотропные модификации углерода? -Назовите неметаллы, входящие в атмосферу? Вам дано определение, прочитайте внимательно и подберите к нему понятие. --------- метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Предположите тему урока. (Слайд 2)Тема урока Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» (Слайд 3)Цель урока: Проработать ключевые моменты изученной темы и закрепить полученные знания по теме «Неметаллы и их соединения» | Отвечают на вопросы. Неметаллы Самородки и в химически связанном виде. Алмаз, графит, фуллерен. Азот, кислород. Эксперимент. Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения, формулируют цели, определяют для себя, какие знания им нужны и для чего? | Познавательные УДД Использование знаково-символических средств Умение осознанно строить речевые высказывания Свободная ориентация и восприятие научного мира Коммуникативные УУД Умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные УУД Умение осознанно строить речевые высказывания Свободная ориентация и восприятие научного мира Коммуникативные УУД Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные УУД: Постановка учебных целей и задач |
(Слайд 4) Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов (пластичность, ковкость, тепло- и электропроводность). (Слайд 5-6) Итак, ребята, перед вами карточки. Напишите на них фамилию, класс, дату. Выберите правильный ответ. А теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте. Давайте, проверим, как вы справились с заданием. (Слайд 7) Что изображено на данном слайде? (аллотропия серы:ромбич., моноклинная и пластич.) | Выполняют задания. Проверяют работы друг друга. Устный опрос | |
(Слайд 8) Задача №1 осуществить превращения CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2 (Слайд 9) Задача №2 Представьте, что мы находимся в химической лаборатории, перед нами поставлена следующая задача. Определить в какой из пробирок находятся сульфат натрия, хлорид натрия, магний На листах записываются – уравнения реакций в молекулярном виде. Реактивы | NaCl | Na2SO4 | Mg | AgNO3 | | | | BaCl2 | | | | HCl | | | | Слайд 10 УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ».(БЛИЦ-ВОПРОС) 1.Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод). 2.Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная). 3.Какой элемент составляет вещество- основу карандаша? (углерод). 4.Его название дословно обозначает «отсутствие жизни». (Азот). 5.Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты). 6.Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера). Слайд 11 Задача №3 Приглашаются несколько учеников, по очереди. Используя только реактивы из приведённого перечня, проведите опыты, которые характеризуют химические свойства соляной кислоты, и укажите признаки их протекания. Дан водный раствор HCL, а также набор следующих реактивов: AgNO3, NaOH, NaCl, Mg, Fe(OH)3 .H2SO4, H2O, Cu, фенолфталеин и метилоранж. HCL+ AgNO3 (кач.реакция на галогены) HCL+ NaOH (РИО,нейрализация) HCL+ Mg (замещ) HCL+ Fe(OH)3 (обмен, РИО) Задание №4 Слайд 11 Дана схема превращений: напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Выполните третье превращение и опишите признаки реакции. P2O5 + 3H2O → 2H3PO4 H3PO4 + 3KOH → K3PO4 + 3H2O Задание №5 Слайд 12 Прочитайте следующий текст и выполните задания Сера — простое вещество жёлтого цвета, имеет несколько аллотропных модификаций (ромбическую, моноклинную и пластическую). Химически активна, горит в кислороде, взаимодействует с водородом, металлами, галогенами. При взаимодействии серы с водородом образуется газообразное вещество сероводород H2S, раствор которого в воде проявляет свойства кислоты. А при взаимодействии с железом образуется твёрдое вещество, состав которого соответствует минералу пирротину (магнитному колчедану). Соединения серы с кислородом SO2 и SO3 взаимодействуют c водой и образуют гидроксиды, серы H2SO3 и H2SO4. Эти вещества способны реагировать со щелочами, например, с гидроксидом натрия NaOH. Некоторые соединения серы, например сульфаты Na2SO4, применяются в составе медицинских препаратов. 1) Напишите качественную реакцию на сульфаты 2) Укажите признак, который наблюдается при протекании этой реакции Уравнение реакции | Признак реакции | | | 3) Укажите нахождение в природе и область применения сульфатов. 4) Сложные неорганические вещества условно можно распределить, то есть классифицировать, по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите по одной химической формуле веществ, упоминаемых в приведённом выше тексте. Сложные вещества оксид | основание | кислота | соль | | | | | | Работают несколько учеников демонстрационно в центре класса, используя микролабораторию. На основе опытов записывают уравнения реакции на доске, распознают вещества, делают выводы, заполняют инструктивные карты. Читают задание, выполняют его, записывают уравнения, делают вывод. Слабые учащиеся пользуются подсказкой. Работают в парах, используя микролабораторию. На основе опыта заполняют таблицу в инструктивной карте, распознают вещества, делают выводы Учащиеся могут воспользоваться подсказкой. Ученик работает демонстрационно в центре класса. Проводит эксперимент, записывает уравнения реакции на доске, делает вывод. Заполняют таблицу в инструктивной карте. Читают задание, выполняют теоретическую и практическую части, записывают уравнения, делают вывод. Устная работа с классом | Познавательные УДД Определение основной и второстепенной информации Анализ информации Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и одноклассниками Соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований Познавательные УДД Анализ, синтез, аналогия Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД Взаимоконтроль Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Умение слушать других. Соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований Соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований Познавательные УУД Умение осознанно строить речевые высказывания Свободная ориентация и восприятие научного мира Познавательные УДД Определение основной и второстепенной информации Анализ информации Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и одноклассниками Соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований |
Возвращение к цели урока Слайд 13 Задает вопросы: -Какая цель стояла перед вами? -Что необходимо было сделать, чтобы достичь ее? -Чему вы научились? Сделайте общий вывод исходя из цели нашей работы, запишите в инструктивную карту. Самооценка Слайд 16 Предлагает учащимся, используя карту самооценки и самоконтроля, подвести итог и оценить всю работу в течение урока. Заканчивая урок, продолжите фразу: «Уходя с урока, я хочу сказать …» Мне было комфортно на уроке. Я много узнал нового. Это мне пригодится в жизни. Я принял активное участие в обсуждении темы. Мне это не интересно. | Отвечают на вопросы, самостоятельно делают общий вывод, записывают его в инструктивной карте. Проходят по ссылке, отвечают на вопрос. Осуществляют самооценку. | Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций |