навыков правильного его применения.
и памяти, математической грамотности, умения анализировать и обобщать.
воспитание общей культуры, активности, умения оказать помощь отстающему.
- способствовать формированию у обучающихся умения складывать отрицательные числа, пользуясь правилом;
-воспитывать стремление и способность к адекватной самооценке через выполнение разноуровневых заданий;
-способствовать рефлексии собственной деятельности.
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
изучение новой темы.
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
Организационный | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. - Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести новое правило. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний. | Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовн ость для работы. | Регулятивные:прогнозирование своей деятельности Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | I 1. Какие числа называются отрицательными? 2. Что такое модуль числа? 3. Какие числа называют противоположными? 4Как сравнить положительное и отрицательное числа? 5Как сравнить положительное и отрицательное числа? 6Как сравнить два отрицательных числа? II Вставьте пропущенные буквы в следующие термины: - мод...ль ч...сла - ...трицательное ч...сло - ув...л...чение - к...рдинатная пр...мая - изм...нение в...личин - против...положные ч...сла - п...л...жительные ч...сла - ...елые ч...сла. Фронтальная беседа Итак, внимание на доску: -8; -23; -1,3; -0,6 - что за числа записаны на доске? - как вы определили, что это отрицательные числа? - какие действия вы умеете выполнять с отрицательными числами? - найдите модуль данных чисел - Используя координатную прямую, найдите сумму записанных на доске чисел: (записаны на доске) -4+(-3) -1+(-5) -12+(-34) -30+(-45) | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: -вспоминают основные понятия. - отрицательные -стоит знак минус -находить модуль, сравнивать, складывать с помощью координатной прямой -выполняют, затем озвучивают свой ответ -4+(-3)= -7 -1+(-5)= -6 -12+(-34)=? -30+(-45)=? | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
Мотивация к учебной деятельности | Выявление места и причины затруднения: - все ли числа вы смогли сложить с помощью координатной прямой? - назовите выражения, значения которых вы не смогли найти или вызвало затруднение? -почему вы не смогли выполнить сложение? Построение проекта выхода из затруднения Как же поступить в данной ситуации? Как выполнить сложение чисел, если координатная прямая нам в этом отказывается помочь? | - нет -12+(-34)=? -30+(-45)=? -так как не хватает изображённой координатной прямой -значит нужно научиться складывать числа, не используя координатную прямую, т.е. получить новое правило для сложения отрицательных чисел. | Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других. Личностные: умение проявлять познавательную инициативу. |
Изучение нового материала: открытие новых знаний и способов действий) | - Сегодня на уроке мы научимся складывать отрицательные числа, не пользуясь координатной прямой. - Давайте сформулируем тему урока - Какова цель урока? - Что необходимо сделать для полного достижения поставленной цели? Для этого проанализируем результаты сложения отрицательных чисел и попробуем установить, как можно было получить результат, не используя координатную прямую. Если кто-то уже догадался, как выполнять сложение без координатной прямой, то выскажите свои предположения. Попробуйте сформулировать правило. Откройте учебники и найдите правило, прочитайте. Зная правило, можем ли мы найти сумму всех остальных чисел? - найдите, чему равны оставшиеся суммы отрицательных чисел. | -Сложение отрицательных чисел Сформулировать правило сложения отрицательных чисел чисел Высказывают предположения Формулируют правило -да -12+(-34)= -46 -30+(-45)= -75 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка | Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Поиграем немного… 2. У обучающихся на партах лежат карточки с целыми числами от -13 до 13 (27 штук) в произвольном порядке. Предлагается следующее: - Кто сидит на первом варианте, возьмите большее число. - Встаньте те, чей модуль равен 7. - Встаньте те, кто сидит за одной партой, чья сумма равна нулю. - Встаньте те, у кого числа одинаковых знаков. Назовите их сумму. - Встаньте те, чье число не является положительным. - Молодцы! - Продолжаем работу над темой. | Выполняют упражнения | Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Первичное закрепление изученного материала. | А теперь, ребята, запишем, как оформляются примеры на сложение отрицательных чисел, то есть образцы. -8,7 + (- 3,5) = -(8,7 + 3,5) = -12,2 -2 ¼ +(-3 1/8) = - (2 ¼ +3 1/8) = -(2 2/8 + 3 1/8) = -5 3/8 задание 1.– Найдите правильный ответ. Фронтальная работа (раздаточный материал) 1) -9 + (-3) = 12 -6 6 -12 2) -4,8 + ( -4,8) = 9,6 0 -9,6 -8,16 8,16 3) -3,5 + ( -3,5) = 7 0 -6,10 -7,1 -7 4) -2 + (-8,2) = 10,2 6,2 -10,4 -10,2 -8,4 5) -17,3 + (-7) = 10,3 24,3 -10,3 -16,6 -24,3 6) -8,4 + (-0,4) = -8 -8,8 -4,4 -12,4 8,8 Задание 2 Найдите значение выражения (устно, -9 + (-3) = -17,3 + (- 7)= -8,4 +(-0,4)= -2 + (-8,2)= -4,8 + (-4,8)= -4,8 + 4,8 = | Записывают примеры в тетради Один ученик у доски, остальные записывают решение в тетрадях | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи | Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть правило сложения отрицательных чисел, предлагаемое авторами учебника) | Проговаривают правило (фронтально, в парах). | Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа с карточками – буквами. Каждой паре учеников даётся карточка с примером, на обратной стороне которой находится буква. Получив ответ, необходимо поместить букву в таблице, записанной на доске, под соответствующим числом. В результате получим имена учёных: Брахмагупта и Ян Видман. Индийский ученый Брахмагупта поначалу словесно формулировал правила действия над числами. (показывается пятый слайд, высказывания Брахмагупты) «Имущество и имущество есть имущество» «Сумма имущества и нуля есть имущество» «Сумма двух долгов есть долг» «Сумма двух нулей есть ноль». | -12 + (-13)= -25 (Б) -59 +(-27)= -86 (Р) -11 + (-24)= -35 (А) -62 + (-36)= -98 (Х) -34 + (-49)= -83 (М) -14 + (-21)= -35 (А) -75 + (-24)= -99 (Г) -28 + (-27)= -55 (У) -13 + (-44)= -57 (П) -80 + (-11)= -91 (Т) -18 + (-17)= -35 (А) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Контроль и самопроверка. | 1Для проверки усвоения сегодняшнего материала проведем математический диктант. Найдите сумму: минус восемнадцати и нуля. Найдите сумму: минус шести и минус трех. Найдите сумму: минус девяти и девяти. Какое число нужно прибавить к минус семи, чтобы получить минус пятнадцать? Верно ли высказывание: любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается? Верно ли высказывание: модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи? 2. Соедините стрелками равные выражения. Работа в парах с последующей проверкой -16,4 + (-0,5) | | -201,43 | -125,6 + (-100,1) | -31 | -8,25 + (-15,45) | -225,7 | -1,03 + (-200,4) | -23,7 | -4,2 + (-26,8) | -16,9 | | Записывают ответы Выполняют задание Обсуждают полученные ответы | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
Подведение итогов урока. | Итак, подведем итог урока - Какая цель была у нас сегодня на уроке? - Была ли она достигнута? - Стало ли вам проще складывать отрицательные числа? | -Научиться складывать отрицательные числа -да -да | |
Рефлексия учебной деятельности | Предлагает ученикам закончить предложения -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. Ученики показывают смайлики. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание | Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. - Ребята, спасибо за урок. Все молодцы! «Была бы охота – наладится всякая работа!» | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 1056(а-г), 1057(а), 1058, 1060(а). | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |