СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"»

Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классе

по теме: «Зачем творить добро?»

Ф.И.О. учителя : Гребенникова Елена Николаевна.


Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро?» Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер.


Перечень используемых на уроке ЭОР

  1. Музыкальный файл (песня «Дорогою добра»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые

Результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организаци-онный момент


Приветствие учителем обучающихся.

Повторение правил работы в группе ( работать нужно дружно, быстро, сообща).

Обучающиеся рассаживаются на свои места по заранее созданным творческим группам.


Самоопределение

2 мин




2. Мотивация учебной деятельности.



























Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.


О чем эта сказка?


Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят.

























Учащиеся высказывают свои мнения.

(-О добре и зле.)


Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…


5 мин

3.Формирова-ние темы и целей урока.














- Тема нашего разговора - ДОБРО и ДОБРЫЕ ДЕЛА.


-Сегодня нам предстоит с вами ответить на вопрос: Зачем творить добро?


-Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить?












Высказывают свои мнения:

(Что такое добро?

Что такое зло?

Что такое совесть?

Что такое милосердие?

Что такое добродетель?)


Записывают тему урока в тетрадь.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.





3 мин

4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия

-Что для вас добро?







- Кто из вас желает прочесть стихотворение о добре, добрых делах?



-Чему учат нас все эти стихотворения?



-Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)?



Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …






По одному ученику от группы декламируют стихотворения, остальные слушают.



Ответы детей.



Вспоминают правило нравственности:

« Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.»

(То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»).

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.














Формирование навыков смыслового чтения.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Словарная работа.

- Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

-Определение понятия «эгоизм»:

ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.



-Что противостоит эгоизму?



- Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?


Благодарность




Благо дар дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.



Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.


Работа с текстом.

(Давайте послушаем эту легенду.)

Вопросы на восприятие.

-Понравилась легенда?


-Кого обвинили в поджоге города?


-Как с ними поступили?


-Почему Пётр решил покинуть Рим?


-Что это за странник повстречавшийся Петру?


-Что спросил поражённый Пётр у Христа?


-Что ответил Христос?




-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?



- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?



-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?






-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?



-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?


-Возможно, даже рискуя своей жизнью.


-Что говорил Христос?









-Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.


-Такое состояние человека называют самоотверженность.


-Как вы понимаете это слово?



Словарная работа.

Самоотверженность.


Сам отверженность

человек жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.



Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.


-Какого человека можно назвать святым?


Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.


-Какой вывод можем сделать?

- Каким человеком нужно стремиться быть?



ФИЗМИНУТКА.




Рубрика: «Это интересно».

- Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу

(1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение:

«Спешите делать добро».

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.


- Как вы понимаете это изречение?


Ответы детей.




Запись определения в словарь.

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.





Благодарность.



Ответы детей:

-Благо, дарить.




Запись схемы в тетрадь.
















Двое учеников рассказывают легенду.





-Христиан.


-Арестовывали, казнили.


-Он был христианином.


-Христос.


-Куда ты идёшь, Господи?



-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.



-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.



-Вернулся в город.




-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»




-Да Пётр был благодарен Христу.




-Христос и Пётр.






- Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.








Ответы детей.








Запись схемы













Ответы детей.



Запись в словарь.




Ответы детей:

-Добрым, а не эгоистом.




Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку.


Слушают учителя.

















Ответы детей.




Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

10 мин











6.

Первичное закрепление с проговарива-нием

вслух.

-Так что же такое добро для христианина?

- ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.


- Понятие многогранно:

добро- хорошие поступки, добрые дела;

добро- качества человека.


-Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.


- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.



-Для чего рождён человек?



-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.


-Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни?



Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.











(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)


Человек рожден для добра, а не для зла.





Ответы детей по совместным работам после изучения тем о ДОБРЕ и ЗЛЕ, которые находятся на доске в виде стенгазет с названиями групп.




7.

Самостоятель-ная творческая

работа.



Творческая работа в группах.

- Предлагаю вам составить по теме нашего разговора буклет с призывом ко всем людям: Спешите делать добрые дела!



Составление буклета. Защита.























8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.










- Ребята, что вы узнали нового?


-Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли?


- Какими качествами должен обладать человек?


-Каким должно быть его сердце?


- Оцените свою работу на уроке.


Ответы детей, самооценка своей деятельности.


Умение контролировать и оценивать свои действия.


5 мин

9.Дифференцированное домашнее задание.



Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 68- 69;

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:

-1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;


-2)подбери пословицы о доброте;


-3)подбери притчу о доброте.


Заключительное слово учителя.

Категории «добро » и «зло»- вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:


Хочу я, чтоб ДОБРО

к тебе пришло,
Как свет весенний,

как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

По жизни ты иди всегда

только дорогой Добра.


(звучит песня «Дорогою добра»)




2 мин