План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД |
Организационный этап. Мотивирование на учебную деятельность | Здравствуйте, ребята! Литературное чтение-прекрасный урок! Много полезного в каждой из строк! Стих это будет, сказка, рассказ- Вы учите их, они учат вас! | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. | Личностные: мотивация учения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своего рабочего места. |
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации | На доске пословица: «Знания собираются по капельке». Ребята, прочитайте пословицу и скажите, как вы ее понимаете? Правильно, каждый день вы узнаете, что-то новое и ваши знания по капельке, собираются в огромное море знаний. Сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в это море. Мы с вами продолжаем изучать раздел «Устное народное творчество» и познакомимся с новой сказкой. Чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю посмотреть на слайд и вставить пропущенные буквы в слова. П…тушок и боб…вое зёрн…шко. Кто же догадался, какая будет тема нашего урока? | Каждый день мы узнаем что-то новое. Один ученик называется пропущенные буквы:е,о,ы) Тема урока: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | Предметные: умение вставлять пропущенные буквы, формировать способы разрешения проблемы по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». Метапредметные: Познавательные УУД: анализ, синтез,умение строить речевое высказывание, самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные УУД: умение слушать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов в учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
Целеполагание и планирование | Какую цель мы поставим на урок? Посмотрите на слайд. Вспомните, в каком порядке выполняем работу? | Цель урока: Познакомиться с новой, русской народной сказкой. Учащиеся по одному расставляют на интерактивной доске в правильной последовательности пункты плана: 1.Узнать содержание текста. 2.Научиться выполнять различные задания. 3.Применять полученные знания при самостоятельном выполнении заданий. | Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию |
Открытие новых знаний | - Какие виды сказок вы знаете? Какие виды сказок по содержанию вы знаете? Скажите, как строится сказка? Из каких частей она состоит? Чистоговорка (на слайде). Наш урок мы начинаем с чистоговорки. Прочитайте про себя. Об-об-об - лежит на блюдце боб. Бы-бы-бы - любят курочки бобы. Но-но-но - вкусно бобовое зерно. Теперь прочитаем по одному предложению. Учитель спрашивает любого ученика. Как звучит 1 пункт плана? Приступаем к его выполнению. Откройте учебнике на стр.28. О чем пойдет речь в произведении? Предлагаю взять карандаш и во время чтения отмечать непонятные слова. В тексте встретится незнакомое слово «кузнец». Может кто-то знает, что означает это слово? Давайте проверим. Найдите значение этого слова в толковом словаре на стр.153. Откройте учебник на стр.28. Возьмите вашу линейку и закройте текст. При чтении будете открывать по одной строчке. Будем читать по цепочке. Читаем первые 2 абзаца…. Клевал как-то петушок и бобовые зёрнышки, да второпях и… Как вы думаете, что с ним произошло? Прочитаем дальше, чтобы узнать, совпадает ли наше предположение с событиями сказки. Перед последним абзацем учитель останавливает и спрашивает: Как вы думаете, какие дальше происходят события? Сейчас проверим. Ученики дочитывают сказку. Мы с вами прочитали сказку. Ответьте мне на вопрос, выполнили 1 пункт плана? На интерактивной доске возле этого пункта ставим галочку. | Авторские и народные. Волшебные, бытовые и о животных Зачин, основная часть, концовка. Дети читают про себя Дети читают по одному предложению Узнать содержание текста Ответы детей Открывают словарь, ищут значение слова Подавился бобовым зернышком Дети дальше продолжают читать сказку по цепочке Ответы детей Выполняют задание | Предметные: проверка знаний в определении видов сказок, видов сказок по содержанию, как строится сказка, умение чётко и быстро произносить чистоговорку. Метапредметные: Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Личностные: формирование потребности в самовыражении, самореализации. |
Первичное усвоение новых знаний | Как звучал 2 пункт плана? Какие чувства вы испытывали при чтении сказки? Перед вами на слайде таблица. Каждый ряд придумывает 1 «толстый» и 1 «тонкий» вопрос. Задавать будем вопросы по рядам, т.е. друг другу. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | «Тонкий» вопрос | «Тонкий» вопрос | «Тонкий» вопрос | 1.Кто….? | 1.Согласны ли……? | 1.Что…? | «Толстый» вопрос | «Толстый» вопрос | «Толстый» вопрос | 2.Объясните, почему…? | 2. Предположите, что было бы, если …? | 2. Что могло бы произойти …? | Даётся 3 минуты на придумывании вопросов. Затем происходит опрос учащихся. Сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно подчеркнуть в листочке лишних героев, которые не присутствуют в сказке. Прочитаем героев. Пара, которая будет готова, сделайте руки домиком. А теперь давайте проверим. Если вы подчеркнули неверно, то исправьте. Покажите зелёный цвет у кого всё правильно. Покажите красный цвет у кого допущены ошибки. | Научиться выполнять различные задания Переживание, волнение, радость, злость Ученики придумывают вопросы. Примерные вопросы учащихся: Любой ученик с 1 ряда задаёт «тонкий» вопрос: Кто подавился зёрнышком? (Второй ряд отвечает: Петушок) Любой ученик с 1 ряда задаёт «толстый» вопрос: Объясните, почему корова не дала сразу молока? (Второй ряд отвечает: Корова не дала сразу молока, так как с начала ей нужно было поесть свежей травы) Любой ученик со 2 ряда задаёт «тонкий» вопрос: Согласны ли, что в конце сказки петушку смазали горлышко и зёрнышко проскочило? (Первый ряд отвечает: Да.) Любой ученик со 2 ряда задаёт «толстый» вопрос: Предположите, что было бы, если бы петушку не смазали горлышко? (Первый ряд отвечает: Если бы не смазали петушку горлышко, то он бы мог умереть) Третий ряд «тонкий» вопрос: Что сделал кузнец? (дал косу). «Толстый» вопрос: Что могло бы произойти, если бы кузнец не захотел помочь? (Петушка не спасли) - Работа в парах. Лиса, курочка, мышка, кузнец, петушок, собака, хозяин, рыбак, корова, хозяюшка. Одна пара зачитывает (Лиса, курочка, мышка, кузнец, петушок, собака, хозяин, рыбак, корова, хозяюшка). Дети показывают свои ответы с помощью сигнальных карточек. | Предметные: умение работать со словарём; правильно читать текст, соблюдая знаки препинания; предполагать дальнейшие события сказки; понимать прочитанный текст; умение придумывать «толстый», «тонкий» вопрос и их задавать своим одноклассникам; умение находить из предложенных геров-лишних; умение соотнести героя с его характеристикой; умение составлять из 2 частей пословицы и обосновывать, какая из них подходит к сказке; умение с помощью картинок восстанавливать последовательность событий. Метапредметные: Познавательные УУД: структурирование знаний, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, достижение договорённостей и согласование общего результата. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: формирование мотивов достижения целей, умение работать в группах/в парах. |
Физминутка | Петушок стоит на ножке И клюет в саду горошки Ой, устала ножка, Похожу немножко | Стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет Ходьба на месте; то же другой ногой. | Личностные УУД: проявление способности к саморазвитию |
Первичная проверка понимания | На доске у меня 2 картинки с героями из сказки: Петушок и Курочка развешаны перевёрнутые характеристики: торопливый, добрая, заботливая, непослушный, беззаботный, упорная. По одному человеку выходят к доске, снимают характеристику, читают и прикрепляют к герою. А остальные проверяют. Если правильно повесил, то показывают зелёный цвет, если сделал ошибку, то красный цвет. Петушок Курочка беззаботный добрая торопливый заботливая непослушный упорная | Выполняют задание | Метапредметные: Познавательные УУД: структурирование знаний, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, достижение договорённостей и согласование общего результата. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, саморегуляция в ситуации затруднения. |
Первичное закрепление | Сейчас мы поработаем с интерактивной доской. Все картинки у меня перемешались, вам нужно восстановить последовательность событий. https://learningapps.org/21194955 Мы выполнили 2 пункт плана? Поставим галочку у этого пункта. | Выполняют задание Ставят галочку | Метапредметные: Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Личностные: формирование потребности в самовыражении, самореализации. |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. Подведение итогов | Как звучал 3 пункт плана? Сейчас вы выполните задание самостоятельно. Перед вами лист с заданием. Прочитаем. Вставь пропущенные слова в предложения. Начинаем выполнять самостоятельно. Перепугалась …………………………, бросилась к хозяюшке, кричит. Беги скорей к кузнецу за ……………………… Обменяйтесь с соседом по парте листочками. Проверьте друг друга работу со слайдом. Нарисуйте весёлый смайл кто выполнил всё правильно, а грустный – кто выполнил с ошибкой. Отдайте обратно листок с заданием соседу. Покажите зелёный цвет у кого всё правильно. Покажите красный цвет у кого допущены ошибки. Выполнили 3 пункт плана? Ставим галочку у этого пункта плана. | Применять полученные знания при самостоятельном выполнении заданий Дети читают задания и выполняют самостоятельно. Предположительные ответы учащихся: Перепугалась курочка, бросилась к хозяюшке, кричит.Беги скорей к кузнецу за косой. Взаимопроверка. Рисуют смайлик Показывают сигнальную карточку. Да Ставят галочку у этого пункта плана. | Предметные: применение знаний при записывании пропущенного слова в предложение из текста. Метапредметные: Познавательные УУД: осмысление необходимой информации, умение логически мыслить. Коммуникативные УУД: планирование способов взаимодействия, оценка действий партнёра. Регулятивные УУД: волевое усилие, контроль, коррекция, оценка. Личностные: формирование границ собственного «знаний» и «незнания», осознание смысла учения и понимания личной ответственности за результат. |
Рефлексия | Сегодня вы отлично поработали. И я уверена, что, оказавшись в такой же ситуации вы поможете своему другу. Ребята, скажите, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли её? Все ли пункты плана мы выполнили? Рефлексия «Древо успеха» на интерактивной доске. Повесьте зелёное яблоко, если вам понравился наш урок, он был интересным и увлекательным. Повесьте красное яблоко, если вам не понравился урок, он был скучный. | Цель урока: Познакомиться с новой, русской народной сказкой Да Дети развешивают яблоки на «Древо успеха» | Предметные: обобщение знаний по теме. Метапредметные: Познавательные УУД: контроль и оценка процессов результата деятельности, рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УУД: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |
Домашнее задание | 1. стр. 28-30, читать. 2. Пересказать сказку по картинному плану. | Слушают домашнее задание | Личностные: оценивание нового материала, своих сил по применению этой темы. |
Лиса, курочка, мышка, кузнец, петушок, собака, хозяин, рыбак, корова, хозяюшка.