СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии по теме "Ароморфоз". 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал освещает основные направления эволюции живых организмов. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме "Ароморфоз". 9 класс»

Технологическая карта урока предмет биология класс 9б.

тема урока: биотические отношения живых организмов.

цель: определять типы биотических отношений организмов .

учитель В.В. Долгих.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Учебные действия обучающихся

предметные

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные УУД

Мотивационно-организационный этап


1.Каких факторы биоценоза мы с вами изучаем на протяжении последних уроков?

2.Почему мы изучаем несколько факторов не по отдельности, а вместе?


Умение использовать факторы биоценоза при эволюции органического мира.



Выстраивание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап целеполагания

Познакомитесь с фотографиями…

О каких факторах экологии мы сегодня на уроке будем вести разговор.

Предложите цель урока

Умения


-анализировать взаимодействие организмов.



- определять факторы экологии.

Умение

-преобразование необходимой учебной информации.

-систематизации изучаемого содержания.




- определять цель учебной деятельности

Умение самостоятельно искать результат.

Умение слушать вступать в диалог








Отстаивать свою точку зрения

Этап овладения новыми знаниями и СД

В представленной таблице – заполните недостающие параметры - используя знания о биотических отношений организмов .



Прочитайте текст по теме аромофозы животных , найдите предложения – в которых указаны ароморозы животных относящихся к позвоночным животным классов от рыб- до птиц.

Распределите аромофозы по классам позвоночных животных.

Запишите важные аромофозы в конспект по теме позвоночные животные.

Определить

особенности биотических отношений организмов

Выделение, преобразование необходимой учебной информации.



Выстраивание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Рефлексивный этап

Перечислите умения, которые помогли вам достигнуть результата на уроке.


Рефлексия способов учебных действий.



дз

Робота по карточке.






Запишите важные аромофозы в конспект по теме позвоночные животные.

Аромофозы

  1. клеточная дифференцировка

  2. образование тканей

  3. теплокровность

  4. кровеносная система замкнутая

  5. органы чувств хорошо развиты

  6. газообмен осуществляется через покровы тела, так как в коже развита густая сеть капилляров

  7. Четырехкамерное сердце,

  8. двусторонняя симметрия

  9. появление мезодермы

  10. развитие систем органов

  11. Многоклеточные, трехслойные животные .Ткани и органы формируются из трех зародышевых листков: наружного эктодермы, внутреннего – эндодермы и среднего – мезодермы.

  12. Двусторонняя симметрия тела, возникновение которой связано с активным передвижением

  13. полное разделение артериальной и венозной крови

  14. Тело представлено кожно- мускульным мешком, состоящим из однослойного эпителия

  15. Покровы в виде кутикулы

  16. Полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой

  17. высокая степень развития коры больших полушарий

  18. Многоклеточные животные, трехслойные животные





ПРОВЕРКА Номера

Аромофозы


  1. клеточная дифференцировка

  2. образование тканей

  3. теплокровность

  4. кровеносная система замкнутая

  5. органы чувств хорошо развиты

  6. газообмен осуществляется через покровы тела, так как в коже развита густая сеть капилляров

  7. Четырехкамерное сердце,

  8. двусторонняя симметрия

  9. появление мезодермы

  10. развитие систем органов

  11. Многоклеточные, трехслойные животные .Ткани и органы формируются из трех зародышевых листков: наружного эктодермы, внутреннего – эндодермы и среднего – мезодермы.

  12. Двусторонняя симметрия тела, возникновение которой связано с активным передвижением

  13. полное разделение артериальной и венозной крови

  14. Тело представлено кожно- мускульным мешком, состоящим из однослойного эпителия

  15. Покровы в виде кутикулы

  16. Полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой

  17. высокая степень развития коры больших полушарий

  18. Многоклеточные животные, трехслойные животные



Ароморфозы—крупное эволюционное изменение. Оно обеспечивает повышение уровня организации организмов, преимущества в борьбе за существование, возможность освоения новых сред обитания.



Ароморфозы позвоночных

Позвоночные — это самая сложно организованная группа животных.

Позвоночных выделяют в ранге подтипа, принадлежащего типу Хордовые.

Важными ароморфозами позвоночных являются: сердца, состоящего из нескольких камер, появление легких у наземных форм, более совершенных пищеварительных желез, дифференциация нервной трубки на спинной и головной мозг, состоящий из пяти отделов.

Легкие появляются у эмбрионов наземных позвоночных как выросты глотки. Эволюция позвоночных шла по пути увеличения поверхности легких. Так у земноводных и пресмыкающихся они похожи на мешки. У птиц имеют губчатое строение, а у млекопитающих состоят из альвеол (мелких пузырьков).

Ароморфозом позвоночных, связанным с сердечно-сосудистой системой, является появление двухкамерного и в последующем трех- и четырехкамерного сердца. Мощное мускульное сердце лучше толкает кровь по сосудам, а более быстрый кровоток обеспечивает более эффективный обмен веществ.

появляется второй (легочный) круг кровообращения. Дальнейшая эволюция идет по пути все большего разделения венозного и артериального кровотока. венозный и артериальный кровоток разделяются полностью в связи с появлением четырехкамерного сердца. Это обеспечило возникновение теплокровности, что дало относительно большую независимость от условий внешней среды.

Появление сложно устроенного головного мозга, состоящего из пяти отделов, обеспечило сложное приспособительное поведение позвоночных. Кроме того, следует отметить их сложные и многообразные органы чувств.

Почки позвоночных парные.

У более высокоорганизованных форм позвоночных в процессе эволюции появились оболочки у эмбрионов.



 

Таблица 2

Основные ароморфозы

Результат ароморфоза

1)  Фотосинтез.

2)   Эукариотные клетки.

3)  Половой процесс.

4)   Многоклеточность.

Накопление кислорода в атмосфере. Образование ядра и органоидов в клетке. Обмен генетическим аппаратом между клетками.

Выход многоклеточных организмов.

5)  Двусторонняя симметрия.

6)  Трехслойность.

7)  Система органов.

8)     Конечный отдел кишечника и анальное отверстие.

9)         Двигательная, дыхательная, кровеносная системы.

10)  Опорные органы хорды.

Появление плоских (трехслойных) круглых, кольчатых червей. Появление бесчерепных хордовых.

11)      Классификация растений на ткани.

12)    Образование тела животных из отделов.

13)   Образование челюстей животных.

14)   Развитие нижних конечностей у позвоночных.

16)  Изменение жабер в конечность.

17)  Развитие органов дыхания.

Выход растений, скорпионов на сушу; активное питание, движение.

Выход папоротникообразных и кисте- перых рыб на сушу.

18)   Самооплодотворение.

19)  Твердая оболочка яйца, ороговение кожи, появление семени.

20)   Образование семян и пыльцевой трубки.

Появление пресмыкающихся и голосеменных.

Появление покрытосеменных (цветковых) растений.

21)     Четырехполостное (камерное) сердце.

22)   Деление кровеносных сосудов на артерии и вены.

23)  Образование молочных желез.

24)  Развитие цветка, плода и матки.

25)     Активное развитие головного мозга.

26)  Прямохождение.

Появление первых теплокровных (примитивных млекопитающих и птиц-археоптериксов).

Появление человека.