Организационный этап. 2 мин. | Приветствует учащихся, раздаёт, колбы, микроскопы, камеры, пипетки и др. | Приветствуют учителя, проверяют комплектацию раздаточных материалов | Вежливость, точность. |
Подготовка к лабораторной работе. 5 мин | Показывает, как настроить микроскоп, поясняет, как подключить камеру к микроскопу и компьютеру, зачем | Настраивают микроскоп, подключают камеру, определяют цель работы | Постановка учебных целей |
Самостоятельная работа учеников. 25 мин. | Координирует деятельность учащихся: наблюдайте за движением простейших. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каким концом тела она движется вперед? Как отличить передний конец тела от заднего? Инструктирует: Присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите реснички на её теле. Понаблюдайте за ними. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички? Найдите в передней половине тела желобок — околоротовую впадину. Найдите мерцающую полоску - это глотка, в которую ведет ротовое отверстие. Найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом их образования и движением в цитоплазме. Понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц? Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Каковы функции? Изучите ядерный аппарат инфузорий. Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Каковы функции? | 1.Наблюдают движение инфузорий в пробирке через окуляр микроскопа. 2.Экспериментируют. В каплю с инфузориями помещают кристаллик соли. Что происходит, разглядывают под микроскопом. Для замедления движения инфузорий, в каплю помещают пару волокон ваты. Инфузории задерживаются между волокнами ваты. Это позволяет рассмотреть внутреннее строение инфузорий. 3.Изучают внутреннее строение инфузории-туфельки, и что происходит внутри тела. 4.Создают и подписывают фотографию простейшего в формате jpeg, пользуясь цифровой камерой и программой Левенгук, подписывают части клетки инфузории-туфельки на мониторе. 5.Делают выводы, что это – сложно организованные простейшие. Они сохраняют постоянную форму. Двигаются в воде с помощью ресничек. Поглощают пищу клеточным ртом, а выделяют остатки через порошицу. Имеют вакуоли,- пищеварительные и сократительные. Имеют в клетке два ядра: большое и малое. Делятся пополам. | Перевод познавательной задачи - в практическую. Составление плана последовательных действий. Анализ выделение объектов и процессов: рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей; рассмотрение количества объектов и их частей. Умение находить взаимосвязь формы и функции. Умение выражать смысл различными средствами, в т.ч. символами на фотографии через подписи ее на мониторе компьютера при использовании цифровой камеры. фиксирование результатов своей деятельности в тетради путем распечатывания окончательно подписанной фотографии инфузории-туфельки и вклеивания фото в тетрадь. |
Проверка усвоения знаний. 5 мин. | Задает вопросы: Почему инфузория-туфелька так названа? Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-туфельки в процессах питания и выделения? | Сравнивают инфузорию-туфельку с ранее изученными амёбой протеем и эвгленой зелёной. Отвечают на вопрос: Что доказывает более сложную организацию инфузории-туфельки? | Умение задавать вопросы. Умение слушать учителя. Умение отвечать на вопросы. |
Закрепление знаний. 5 мин. | Проверяет фотографии учеников: правильность подписей частей клетки. Корректирует, исправляет подписи Дополняет любопытными фактами информацию об инфузориях. Отвечает на вопросы учащихся. | Сверяют свои подписи на фотографии с рисунком в учебнике. Ученики должны уметь показать на фотографии у инфузории-туфельки: ресничный покров; глотку и рот; пищеварительные вакуоли и их путь в цитоплазме; порошицу; сократительные вакуоли; ядерный аппарат инфузорий. | Перевод практической задачи - в теоретическую. Соотнесение предметного содержания с действиями. |
Рефлексия. 2 мин. | Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось. Выделяет успешных учащихся. | Делятся впечатлениями друг с другом, что увидели в микроскоп, в цифровую камеру на мониторе компьютера, что еще хотелось бы увидеть и какую работу проделать | Оценочные умения |