Урок «Четырехугольник и его элементы» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Мне очень приятно сегодня работать с вами! – Надеюсь на сотрудничество, построенное на взаимном уважении! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | – Какие ассоциации у вас вызывает слово «четырехугольник»? – Что вам уже известно об этом понятии? Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о четырехугольниках и его элементах? Формулирует учебную задачу: – Исследовать понятие «четырехугольник». | Принимают участие в обсуждении вопросов. Выявляют знания, которые им уже известны, и обращают внимание на недостаточность своих познаний по рассматриваемому вопросу. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть понятия «четырехугольник»; – научиться выделять и анализировать элементы четырехугольника | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Насколько для меня интересно достичь задач, поставленных на данный урок? – Что меня отвлекает от учебного процесса? Как решить эту проблему? – Чего я ожидаю от сегодняшнего урока? – Какова моя личная цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли; демонстрировать навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Является ли любая фигура, состоящая из четырех отрезков, четырехугольником? Предлагает учащимся провести исследование и выяснить, какие отрезки называются соседними. Отвечает на вопросы учащихся. Помогает сформулировать определение понятия «соседние отрезки». Стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность. П редлагает проанализировать фигуру, состоящую из четырёх точек А, В, С, D и четырёх отрезков АВ, ВС, CD, DA. Организует исследование понятий «вершина четырёхугольника» и «сторона четырёхугольника». Предлагает учащимся ознакомиться и проанализировать информацию по таблице. Отвечает на вопросы. Поясняет понятия «выпуклый» и «невыпуклый четырехугольник». Организует исследование теоремы. Организует анализ следствия. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Затрудняются ответить на вопрос. Проводят исследование «Какие отрезки называются соседними». Работают с разными источниками информации. Объекты исследования | Найденная информация | Вопросы учителю | | Отрезки АВ и ВС являются соседними. Они имеют только одну общую точку В, которая является концом каждого | Как…? | | Каждые два отрезка являются соседними | Каким образом…? | | Отрезки АВ и СD не являются соседними | Почему…? | | Отрезки АВ и СD не являются соседними | Что…? | Анализируют предложенную фигуру. Выясняют, что никакие два соседних отрезка не лежат на одной прямой и никакие два несоседних отрезка не имеют общих точек. Делают вывод, что часть ограниченной плоскости вместе с отрезками АВ, ВС, CD, DA называют четырехугольником. Проводят исследование. Заполняют таблицу. Объект исследования | Результат исследования | Вершина четырёхугольника | А, В, С, D | Сторона четырёхугольника | АВ, ВС, CD, DA | Проводят исследование «Свойства четырехугольника». Анализируют информацию. Формулируют вопросы. Проводят дополнительные исследования. Информация | Вопросы учителю. Вопросы для дополнительных исследований | Стороны четырехугольника, являющиеся соседними отрезками, называют соседними сторонами четырехугольника | | Вершины, являющиеся концами одной стороны, называют соседними вершинами четырехугольника | | Стороны, не являющиеся соседними, называют противолежащими сторонами четырехугольника | | Несоседние вершины называют противолежащими вершинами четырехугольника | | Сумму длин всех сторон четырехугольника называют периметром четырехугольника | | Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника, называют диагональю | | Делают графические изображения четырехугольников. Выясняют, что в выпуклом четырёхугольнике каждый угол меньше развернутого угла. Выпуклый четырехугольник | | Невыпуклый четырехугольник | | Исследуют теорему. Заполняют таблицу. Теорема | Ключевые слова | Я не понимаю | Сумма углов четырехугольника равна 360 | Сумма углов, 360 | Каким образом…? Почему…? | Умение анализировать информацию. Проводят дополнительные исследования. Следствие | Мне непонятно… | Вопрос для дополнительного исследования | В четырехугольнике только один из углов может быть больше развернутого | | | | Умение проводить исследования Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самопроверку знаний учащихся. Помогает учащимся разобраться в вопросах, с которыми они не справились | Честно отвечают на вопросы и определяют, насколько необходимо дополнительно изучить новый материал урока. Заполняют таблицу. Вопросы, задания | Варианты ответов | Это легко. Я готов дать ответ | Надо подумать | Сложно ответить на вопрос | Какие отрезки называют соседними? | | | | Какую фигуру называют четырехугольником? | | | | Как обозначают четырехугольник? | | | | Что называют периметром четырехугольника? | | | | Как сформулировать теорему о сумме углов четырехугольника? | | | | | Умение осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Организует работу обучающихся по выполнению практических заданий. 1. (№ 1) Начертите четырёхугольник, в котором: а) три угла тупые; б) два соседних угла – прямые, а два других не являются прямыми; в) одна диагональ точкой пересечения диагоналей делится пополам, а другая не делится пополам; г) диагонали перпендикулярны. 2. (№ 2) Начертите произвольный четырёхугольник, обозначьте его вершины буквами М, К, Е, F. Укажите пары его соседних сторон, противолежащих сторон, противолежащих вершин. Запишите три каких-нибудь обозначения этого четырёхугольника. 3. (№ 4) Среди фигур, изображенных на рисунке, укажите четырёхугольники. 4. (№ 7) Чему равен четвертый угол четырехугольника, если три его угла равны 78, 89 и 93. 5. (№ 8) Найдите углы четырехугольника, если они равны между собой. | Выполняют практические задания, осуществляют самопроверку. Решение. 1 . а ) б) в) г) 2. Соседние стороны: МК и КЕ; КЕ и ЕF; EF и MF; MF и MK. Противолежащие стороны: МК и ЕF; КЕ и MF. Противолежащие вершины: М и Е; К и F. Четырехугольники: MKEF, KEFM, EFMK. 3. а), д), е), ж) 4. 100. 5. 90, 90, 90, 90. | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что нового я узнал на уроке? – Что я научился делать на уроке? – Что я не до конца понял из того, что изучали на уроке? – Достиг ли я поставленной личной цели на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |