Тема учебного занятия, класс | Именительный и Винительный падежи имён прилагательных множественного числа. 4 класс |
Тип и форма учебного занятия | Открытие новых знаний |
Цели занятия (дидактические) | Знакомство с признаками Именительного и Винительного падежей имени прилагательного во множественном числе. |
Задачи занятия (дидактические) | Образовательная | Развивающая | Воспитывающая |
Повторить падежи и падежные вопросы имени существительного и прилагательного. Познакомить с признаками И.П и В.П. имени прилагательного во множественном числе. Научить определять И.П. и В.П. имени прилагательного во множественном числе, определять и правильно писать окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | Создать условия для развития устной и письменной речи, развивать логическое и критическое мышление; Развивать способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства, обобщать и систематизировать изученный материал. | воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность в работе над заданием. Повысить интерес к здоровому образу жизни, любовь к зимним видам спорта. Соблюдать правила выполнения задания в парах и в группах, договариваясь и соглашаясь с мнением другого участника, критически относиться к своим действиям и действиям других. |
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные |
Принимать базовые ценности: «сотрудничество», «дружба», «здоровый образ жизни», «понимание», «доверие»; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, | Познавательные: Могут выделять и осознавать то, что уже известно и что еще нужно узнать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства при помощи шестиугольников. регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в работе группы, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений | Познакомятся с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; научатся сравнивать слова и находить отличия, сходства между ними, ставить имена прилагательные в форму нужного падежа, указывать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания. Могут пределять грамматические признаки имён прилагательных род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам; находить и исправлять в устной и письменной речи, речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. |
Используемые технологии | ИКТ-технология, Интерактивная технология, технология развития критического мышления («Шестиугольное обучение»), разно-уровневые задания, здоровье- сберегающая технология, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества в паре, в группе, игровая технология. |
Этапы урока/занятия, содержание |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент (1,5 - 2 мин) | Здравствуйте, зовут меня Лариса Вячеславовна. Я рада приветствовать вас в этом классе девчонок, мальчишек и мудрых гостей. Поприветствуем друг друга своими улыбками и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздоровайтесь. Садитесь Читаю стихотворение. - Сегодня я приглашаю вас принять участие в необычных спортивных соревнованиях «Снежинка - 2023» на уроке русского языка! Удивились? Интересно? - А знаете ли вы, что сегодня 7 февраля – это День зимних видов спорта? - Назовите, какие знаете зимние виды спорта? Какими видами вы увлекаетесь? - Отгадывая загадки вы догадаетесь в каких видах зимнего спорта мы примем участие, не забывайте отгадки записывать в рабочий лист. Он лежит у вас на парте. Наши зимние игры «Снежинка 2023» я объявляю открытыми! | Стоят у своих мест. Приветсвуют учителя и членов жюри. Садятся. Внимательно слушаю учителя, смотрят на экран. Отвечают. Называют. Отвечают. Слушают. Знакомятся с рабочим листом. Отвечают. | Кружит снежинки ветер озорной. Снежинки бывают только зимой. Любим мы зиму за то, что она. Много веселья для нас принесла. Лыжи и санки, коньки и хоккей. Силы свои ты зимой не жалей. |
Актуализация знаний. Целеполагание. (6 - 7 мин.) | -Мы начинаем с самого красивого вида спорта: Загадка (на экране) -– Фигурное катание! (слайд) (Минутка чистописания): - На слайде буквосочетания, прочитайте. – ые, –ие, – ых, – их Сейчас вы, как настоящие фигуристы, выполните короткую программу в фигурном катании на своих рабочих листах. Вы старательно напишите красивые элементы букв чисто и без помарок. -Оцените свою работу. Если у вас всё точно так же, как на экране, нарисуйте снежинку в шестиугольнике верху рабочего листа. (слайд). -Снежинки будут вести счет ваших успешных выступлений на соревнованиях. - Ребята, скажите, что за буквосочетания мы с вами сейчас писали? В каком числе? Почему окончания разные? Действительно так. И они вам сейчас о себе расскажут: Кто готов определить тему нашего урока? Сегодня мы с вами спортсмены, а они всегда все делают по плану тренировки. Нам нужно составить план нашего урока для изучения новой темы. Продолжите фразу: 1. Повторить что? 2. Узнать что? 3. Научиться Это и будут наши задачи, которые приведут нас к успешному результату. ПОВТОРЕНИЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» - Приступаем к разминке перед стартом следующих состязаний. - Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном по алгоритму - Вы замечательно справились. И получаете ещё одну снежинку. | Отгадывают загадку, записывают «Фигурное катание» Читают Пишут Оценивают свою работу Отвечают (Это окончания имён прилагательных) множественного числа это окончания разных падежей. 1. Ученик: Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Предлогов с детства не люблю, С собой их рядом не терплю. Мои вопросы — ЧТО? и КТО? — Не перепутает никто. (Ответ: Именительный падеж) 2. Ученик: Я могу не только обвинять, ЧТО вижу, тоже вам могу сказать. Кого назвать, во что играть Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить Кто я? (Ответ: Винительный падеж) Формулируют тему урока. Составляют план по опорным фразам. Примерные ответы детей: 1. Что такое Имя прилагательное, какие есть падежи и падежные вопросы у имени существительного и прилагательного. 2. Как определить И. и В. падежи у имени прилагательно во множественном числе, какие безударные окончания нужно писать в этих падежах. 3. определять и различать И. и В. падежи имени прилагательного и выделять их безударные окончания. Смотрят на План урока (на экране) Дети по одному выходят к доске и закрепляют свой гекс в нужной позиции. Заполняют гекс - снежинку (2) | Слайд с загадкой «Фигурное катание» Как они на льду прекрасны: И спортсмены, и артисты, И танцуют просто классно! Кто же это? – … (Фигуристы) Уточняем название спорта. -– Фигурное катание! (слайд) (Минутка чистописания): Слайд с примером как заполнять гекс-снежинку Выход на тему урока На слайде появляются опорные слова: окончания, имя прилагательное, множественное число, падежи Выразительное чтение. Появляются опорные слова: Именительный, винительный Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Слайд План урока На слайде: 1. Повторить … 2. Узнать … 3. Научиться… Работа с заполненными гексами (размещаем гексы на доске): обозначает…признак предмета Отвечает на…вопросы какой? Какая? какое? какие? Изменяется по… числам, родам, падежам связан…с именем существительным в предложении…определение |
Открытие новых знаний. (9-10 мин) | И мы объявляем начало следующих соревнований. Отгадайте, каким следующим видом спорта мы займемся сейчас? Запишите ответ на загадку. Проверьте правильно ли вы записали? Как красива природа России! Начинаем забег быстрых лыжников под номером 2: - Запишите имена прилагательные, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания. Проверьте себя: Если у вас всё верно, то вы заработали ещё одну снежинку. - Как вы поняли, что это прилагательные? ( Что объединяет эти имена прилагательные? - Какие же окончания имеют имена прилагательные во множественном числе – ые –ие; - А в каких падежах мы встретим эти окончания? Проверим наше предположение. - Определите падеж имен прилагательных, которые вы записали в рабочий лист. - Удалось? Нет? Почему не смогли? - Нам нужно на помощь позвать имя существительное. В паре всегда легче справиться с трудностями. - И мы работать будем парами. Помните, Прилагательное всегда рядом с существительным живёт и от него не отстаёт! Нам нужен парный вид зимнего спорта. - Определяем падежи в паре! Вернемся к стихотворению. -Как определить падежи у этих прилагательных? Вспомните, какое правило вы выучили вчера на уроке? - Обсудите в парах и запишите свой вариант ответа в рабочих листах в пункте Задания по номером 3. Помните, что у пары ответы должны быть одинаковыми, согласованными. Если будет спор, договоритесь, чью версию вы берёте. Чья пара готова поделиться своим мнением? Как определили падежи? Проверяем по образцу Если у вас всё верно, то вы заработали ещё одну снежинку. Сделаем вывод: Так как окончания в Именительном и Винительном падежах у имён прилагательных совпадают, то… | Дети читаю, слушают, отгадывают ЛЫЖИ Слушают, читаю, записывают имена прилагательные: снежные, белые. Проверяют по эталону. Рисуют снежинку Дают ответы: - отвечают на вопросы «какие?» - Множественное число - ИЕ, ЫЕ - В именительном и винительном падежах. Пробуют определить падеж. Примерный ответ: - нет рядом существительного, по которому можно определить падеж Читают загадку на слайде, слушают, отгадывают. - нужно определить падеж у имени существительного, и по падежным вопросам к прилагательному определить падеж у прилагательного. Работают в паре -смотрели на имя существительное – это подлежащее или второстепенный член предложения, если есть предлог, то это не И.П. и затем определяли в именительном или винительном падежах. Рисуют снежинку (3) Мы определяем падеж по роли связанного с ним имени существительного в предложении. Если это подлежащее, то В.П., а если второстепенный член, то В.П. | СЛАЙД: Березки в инее и елки, Дрожат снежинки на иголках, И бесконечная лыжня, И деревянных два «коня», И палки лыжные мелькают, Быстрей бежать нам помогают. СЛАЙД (Работа с текстом): На ш..рок .. просторы вышел погулять мороз. Сверкают снежн .. узоры в косах у берёз. На экране: широкие, белые Работа по гексограмме: Прикрепляю гекс с вопросом «какие?» Прикрепляю гекс «МН.Ч» к гексу «ЧИСЛО» Добавляю гекс «Окончание - ИЕ - ЫЕ СЛАЙД: Боб растет на огороде, С этим все согласны вроде. Но другой есть боб, удобный, Он большой, но несъедобный. Сядем мы в него- и в путь, Никуда здесь не свернуть. Мчимся, мчимся все быстрей. Этот спорт зовем … бобслей! СЛАЙД (работа с текстом): На широкие просторы вышел погулять мороз. Сверкают снежные узоры в косах у берёз. На слайде: Слайд . Проверка по эталону. вывод по гексограмме: |
Формирование умений. (8 -9 мин) | - Как вы думаете, всегда ли вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в И. и В. падежах совпадают? Чтобы дать на этот вопрос правильный ответ – мы поработаем в командах. - Прошу всех встать. Вам нужно быть очень внимательными. Если я дам сигнал 1 раз вы начинаете движение, если два раза, вы находите себе пару и беретесь за руки двумя руками, если три – раза – объединяетесь по трое, если 4 – по четыре человека и держим друг друга за руки! Начинаем движение по классу, ходим в разных направлениях. - Ну вот у нас и образовались команды. -Сядьте за парты своими командами. Рабочие листы нам пока не нужны. - В каком в командного виде зимнего спорта будут принимать участие наши спортсмены? Сейчас узнаем. Трудную загадку отгадаем! - Мы знаем, что имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными. Мы с вами в предложении рассматривали неодушевлённые имена существительные? А с одушевлёнными именами существительными мы еще не работали. Начнём! - Представители команд возьмите гексы – камни для кёрлинга. Чтобы попасть в «дом» нужно заполнить каждый пустой камень – гекс с краткой информацией из вывода, который сделает вся команда и затем выстроить их правильную комбинацию. Вам поможет инструкция на экране. Думаем! Стараемся дружно принять общее решение. Смотрим, чья команда справится быстро и правильно? Сравните свой результат с правильно выполненным заданием! - Садимся на свои места. - Если ваша команда справилась с заданием, то вы заработали ещё одну снежинку. Чтобы никогда не затрудняться при определении падежей у имён прилагательных во множественном числе мы приготовим с Вами Памятку. - Она у вас на рабочем листе и почти готова, вам нужно только её дополнить стрелочками и вписать правильные окончания в окошечки. Вы заработали ещё одну снежинку. Вы молодцы! | Варианты ответов даются разные. Встают у своих мест. Начинают перемещаться по классу. Выполняют соединения по 2, по 3, по 4 по сигналу. Физкультминутка Встают по 4 человека. Садятся за парты командами Отгадывают загадку. Слушают учителя Выходит 6 человек, получают гексы. Команды слушают инструкцию. Совещаются, оформляют гексы. Дети садятся по местам. Рисуют снежинку (4) Заполняют Памятку. Смотрят на Эталон Рисуют снежинку (5) | Проблемный вопрос Физкультминутка «Действуй по сигналу» (развитие внимательности слухового восприятия, двигательная активность, удержание в памяти инструкции к игре) Даётся сигнал при помощи звонка. 1 - 2 - 1 - 4 Слайд: Щётками лёд как паркет натирают, Камень гранитный в круг направляют, Чудо, как дружно команда старается, Знаете, как это всё называется? Кёрлинг Работа с текстом Смотрю как работают команды. Помогаю, направляю, советую. Варианты: Одна из команд выполняет гекс на доске. СЛАЙД – ЭТАЛОН для самопроверки. Взаимопомощь, взаимопроверка Можно проверить друг у друга, помочь соседу по парте, если он затрудняется. |
Итог урока. Рефлексия. (3 - 4 мин) | - Теперь, опираясь на Памятку и на гексы: - Почему прилагательные в В. п. отвечают на разные вопросы? От чего это зависит? ( - Всегда ли вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в И. и В. падежах совпадают? - Когда совпадают? -Какие это окончания? –Когда различаются? - Какие это окончания? - Вернёмся к нашему плану соревнований: Все ли задачи мы выполнили? Значит мы достигли поставленной цели, выполнили наши задачи! Научились различать Именительный и Винительный падежи Имен прилагательных во множественном числе. - Дома вы еще раз сможете это проверить, выполняя задание разного уровня сложности. Задание вы получите на карточке. Выбирайте по своим силам. Возьмёте их после урока. - Пришло время объявить о завершении урока и наших соревнованиях по зимним видам спорта. - В каких видах вы сегодня участвовали? - Пора подвести итоги. Продолжите фразу - Мне было интересно… - Мне было трудно… - У меня получилось… Ну а теперь посчитайте, кто сколько каждый из вас заработал снежинок? - Ребята, у вас в конвертах лежат медали. - Желтая – золотая медаль ваша – если вы 5 снежинок. - серая (серебряная) - если 4 снежинки. - красная (бронзовая) – если до 3 снежинок. - Покажите друг другу заработанные вами медали! Молодцы! Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. До новых встреч! | Ответ детей: зависит от существительного, одушевлённые сущ. отвечают на вопрос Каких?, а неодуш. - Какие? - нет - Если существительные неодушевлённые. - ие, - ые Если существительные одушевлённые и неодушевлённые. - ых, - их Да, все выполнили Смотрят на слайд, слушают Слушают учителя. Перечисляют: фигурное катание, лыжи, бобслей, кёрлинг Дают ответы на вопросы учителя. Выбирают свою медаль по количеству набранных снежинок в рабочем листе Показывают медали друг другу. | Эталон памятки на слайде слайд Итоги урока Слайд Домашнее задание Слайд итоги урока Слайд Молодцы! |
Итого время урока 30 мин. |