СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока кубановедения "Казачий фольклор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока кубановедения "Казачий фольклор"»

Технологическая карта урока кубановедения

Тема: Казачий фольклор

Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора.

Задачи:

пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора;

развить интерес к изучению культуры родного края;

способствовать сохранению казачьего фольклора;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку


Актуализация

- Что такое традиции?

- Кем создавались традиции?

- Какие традиции нашего народа известны вам?

То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи

Целеполагание

Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом – ФОЛЬКЛОР.

Слово фольклор ввёл в науку английский учёный. В переводе с английского оно означает народная мудрость.

А сегодня в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово фольклор имеет такое значение «Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Бывает музыкальный фольклор, танцевальный фольклор и словесный фольклор».

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, кубанским казачьим фольклором.


Первичное усвоение новых знаний

Одной из составляющих фольклора являются пословицы и поговорки.

У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа.

-Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки.

Пословица

краткое, мудрое суждение о жизни

содержит поучительный смысл

законченное суждение

характеризует поступки человека, их образ жизни

украшает нашу речь

Поговорка

меткое суждение

часть суждения, незаконченное предложение

дает оценку поступкам человека, но не поучает

выражает чувства

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

-Без атамана казак сирота.

-Ушел с поста – пропустил врага.

-Казаков мало не бывает.

-Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре. Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского. И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали».


- А сейчас давайте поиграем.

Игра: "Подбери пословицу"

Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

К какой составляющей фольклора мы отнесём пословицы и поговорки? (Словесной.)


Первичная проверка понимания

Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.

- Когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)

- Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода.

Давайте прослушаем песню, о чем она?


Так же в кубанский фольклор входят и загадки, давайте отгадаем несколько. Как мы определим, что это загадка?

Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)

Красный, важный и надутый,

за веточку держится,

На солнышке нежится (Помидор).

О калине, коне, речке








Надо отгадать предмет по его описанию.

Первичное закрепление

«Плясовые припевки». Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки.

Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет».

Предлагаю и вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните движения.

На носок, на каблучок

Так танцуют казачок. -2 раза

Когда надо, поклонитесь,

И кружитесь, не ленитесь.


У вас на листках написано небольшое стихотворение

Если б не было луны,

Не было б и неба,

Если б не было земли,

Не было б и хлеба.

Это стихотворение называется- частушка и оно не проговоривает

слово учителя о танце

Пели и пританцовывали

Итог урока

Кто запомнил, что такое фольклор?

- О каком фольклоре мы говорили на уроке?

- Что относится к музыкальной составляющей фольклора?

- Что относится к танцевальной составляющей?

- Что относится к словесной?

(О казачьем фольклоре.) (Песни, частушки, плясовые припевки.) (Танцы.) (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)

Рефлексия

Продолжите фразы, написанные на слайде


Информация о д\з

Задание в рабочей тетради