СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения: «А.А.Блок. Картины зимних забав», Школа России, 3класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения: «А.А.Блок. Картины зимних забав», Школа России, 3класс»




Технологическая карта урока литературного чтения:

«А.А.Блок. Картины зимних забав»,

Школа России,

3класс

Учитель:Романова В.В.





























Технологическая карта урока литературного чтения


Целевой блок

Тема урока

«А.А.Блок. Картины зимних забав»

Педагогическая цель урока:

продолжение знакомства с творчеством А.А.Блока; анализ стихотворений «Сны», «Ворона»

Планируемые результаты:

Предметные:

-освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

-предпосылки научного типа мышления;

Личностные:

-готовность обучающихся к саморазвитию;

-мотивация к познанию и обучению;

Метапредметные:

Познавательные:

1)Базовые логические действия:

-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов;

-устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

2)Работа с информацией:

-анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные:

1)Общение:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные тексты.

2)Совместная деятельность:

-ответственно выполнять свою часть работы;

-принимать цель совместной деятельности.

Регулятивные:

1)Самоорганизация:

-выстраивать последовательность выбранных действий;

2)Самоконтроль:

-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Инструментальный блок

Задачи урока

Дидактические

- узнать о новых произведениях А.А.Блока;

- создать условия для выразительного чтения детьми стихотворений «Сны», «Ворона»

Развивающие

- развивать умение работать с текстом: выразительное чтение;

- развитие интеллектуальной, когнитивной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сферы, сферы личности

Воспитательные

-воспитание учебной активности при работе в парах

-воспитывать любовь к литературе и русскому языку.

Тип урока

Открытие нового знания

Учебно-методический комплекс

УМК «Школа России», 3 класс, стр. 44 - 47

Организационно – деятельностный блок

Основные понятия:

Писатель, анализ и выразительное чтение

Межпредметные связи

Русский язык

Организация пространства

Классный кабинет

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, наглядный материал и учебник


Технологическая карта урока литературного чтения


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Не забывайте держать спины ровно, а плечи прямо для правильной осанки.

- Проверьте свою готовность к уроку чтения. У вас на партах должны быть учебник, дневник и пенал.

- Слушайте меня внимательно, задания выполняйте старательно, не отвлекайтесь, тогда я уверена – вы станете прилежными и умными учениками. Ответы на уроке буду принимать только по поднятой руке.




Проверяют готовность к уроку




Личностные:

-готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

Личностные:

-готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

Актуализация знаний. Целеполагание

- Поднимите руку те, кто любит зиму.

- Почему вы её любите?

- Что вы любите делать зимой, во что играть на улице?

- Зима успокаивает природу и нежно укрывает ее от морозов и холодов в белые снежные простыни. Зимняя природа, особенно, красива и спокойна. Так много художников, которые взявшись за кисти, описывали зиму такой, какая она есть на Руси в своих картинах. Много поэтов и писателей описывали русскую природу в своих сочинениях и стихотворениях. С творчеством одного из таких поэтов мы с вами сегодня и познакомимся.

- Чтобы узнать, кто же этот поэт откройте свои учебники на 44 странице и посмотрите на портрет поэта.

- Верно, ребята. Это – Александр Александрович Блок. Чтобы определить тему урока, поставьте слова в правильном порядке.

Тема урока: «Картины зимних забав».

- Чтобы узнать, что мы будем изучать сегодня, поставим цель урока. Для этого вставьте пропущенные слова.

Цель: изучение творчества А.А. Блока.

- Чтобы нам было легче достичь цели, нужно составить чёткий план работы. Для этого расставьте пункты плана в правильном порядке.

1. Узнаем о жизни А.А. Блока

2. Познакомимся со стихотворениями А.А. Блока

3. Научимся выразительно читать данные стихотворения


Отвечают на вопросы учителя











Определяют тему и цель







Определяют пункты плана

Предметные:

-освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

Работа по теме урока

- Приступим к выполнению первого пункта плана.

- Обратите внимание на портрет А.А. Блока на экране. Что вы можете сказать о нём, исходя из портрета?

- Он родился в 1880 году в Шахмотово. Бабушка, мать и даже две тёти Александра Блока были писательницами, так что можно сказать, ему «на роду было написано» заниматься литературой. Свои первые стихи маленький Саша написал ещё в пять лет, а уже в 13 лет вместе со своими двоюродными братьями начал издавать рукописный журнал, где помещал свои рассказы и стихотворения.

- Университет Александр Блок оканчивал уже будучи известным и уважаемым поэтом, тогда ему было 26 лет. Его стихи печатались в разных журналах, а потом и вовсе начали выходить отдельными сборниками.

- Что нового вы узнали о поэте? Известно ли вам ещё что-то о его творчестве?

- Прекрасно. Обратите внимание на листы, которые лежат на ваших партах. Чтобы проверить, как вы запомнили биографию Александра Блока, вам нужно вписать пропущенные слова в текст. На выполнение этого задания у вас 3 минуты.

Текст:

«А.А.Блок родился в 1880 году в ______. Бабушка, ______ и даже его тёти были _________. Своё первое стихотворения Блок написал в __ лет. Известным поэтом Александр Александрович Блок стал в __ лет»

- Время выполнения задания подошло к концу. Давайте проверим, что у вас получилось. Обратите внимание на слайд, на нём представлен текст с правильными ответами. Сверьте свои работы с текстом на слайде. Те, кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе на листике 5, те, кто допустили 1-3 ошибки – 4, если допустили больше трёх ошибок – поставьте плюс, вам нужно быть внимательнее и активнее на уроке.

- Поднимите руки те, кто поставил себе 5. Молодцы, вы внимательно меня слушали и отлично справились с заданием.

- Вернёмся к плану урока. Мы узнали немного больше о личности Александра Александровича Блока, а значит выполнили первый пункт плана.

- Приступим к выполнению второго пункта. Обратите своё внимание на 44 страницу учебника. Первое стихотворение, с которым мы познакомимся – «Сны». Перед тем, как услышать стихотворение, обратите внимание на экран. На нём представлены слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте вместе прочитаем их (один учащийся читает одно слово и его значение).

- Теперь закройте и глаза и послушайте стихотворение. После ответьте на вопрос: «О чём это стихотворение?»

- Откройте глаза. Какие ощущения и эмоции вызвало у вас это стихотворение?

- О чём же оно?

- Верно. В своём стихотворении поэт показал тот самый момент, когда ребёнок потихоньку засыпает, начиная видеть удивительные и яркие сны, наполненные загадочными и прекрасными картинами: о богатырях, о заморской царевне…

- А какова же главная мысль стихотворения?

- Верно, главная мысль стихотворения – в своих снах ребёнок видит то, о чем грезит в реальности. Стихотворение учит на любить сказки, учит фантазировать и мечтать, ценить свои детские годы, радоваться беззаботной и спокойной жизни.

- Кто является главным героем стихотворения?

- Верно, главный герой стихотворения – маленький ребёнок, который постепенно сладко засыпает под интересные истории и сказки няни, он видит завораживающие и загадочные сюжеты в своём сне.

- Как вы думаете, главный герой мальчик или девочка? Почему вы так решили? Что на это указывает?

- Какие сладкие сны снились мальчику? О чём они?

- А какие сны снятся вам?

- Как вы понимаете значение слова «жалко» в первой строфе?

- Давайте подготовимся к чтению. При чтении вслух работает речевой аппарат. Что он в себя включает?

- Верно, молодец. Он включает в себя губы, зубы и язык. Давайте подготовим губы и язык к чтению вслух. Наша задача: прочитать как можно чётче. Сначала читаю я, потом – вместе. (на слайде речевая разминка).

- Перед тем, как мы прочтём стихотворение выразительно вслух, прочитайте его сначала самостоятельно про себя. Закончили.

- Какие слова передают резвость и беззаботность ребёнка?

- Значит именно такое состояние ребёнка мы постараемся передать при чтении.

- А какие слова передают восхищение и мечтательность? С такими же чувствами мы будем их читать.

- Как вы понимаете строки:

«Идёт конница, а няня

Тянет свой рассказ..»

- А как вы думаете, почему в следующих строках автор дважды повторяет слово «царевна»?

«О заморской о царевне,

О царевне, ах…»

- А что передаёт этот вздох в конце высказывания?

- Как вы думаете, что манит ребёнка в этих строках?

«Раз – два, раз -два! Конник в латах

Трогает коня.

И манит и чит куда-то

За собой меня…»

- Таким образом, мы с вами можем заметить как постепенно фантазии ребёнка и рассказы его няни постепенно сливаются.

- А с кем же сражается конник в восьмой строфе 7 дней и 7 ночей? Как вы думаете?

- Почему вы так решили?

- Я предлагаю вам выполнить задание в парах. Кира, напомни, пожалуйста правила работы в парах? Спасибо.

- Представьте, что вы – молодые начинающие поэты и вам предложили выступить в роли соавторов Александра блока. Допишите четверостишие, вставив его после восьмой строфы. Опишите, с кем по вашему мнению мог сражаться юный герой. Чем бы это могло окончиться? Это не обязательно должен быть дракон, вы можете описать любое другое мифологическое существо. На выполнение этого задания у вас 4 минуты.

- Время выполнения задания подошло к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось (спросить 3-4 пары).

- Вы отлично справились с заданием и у вас получились очень интересные и захватывающие четверостишия.

- Прочитать выразительно - значит прочитать в нужном темпе, с правильной интонацией и громкостью голоса. Напомните, что такое темп?

- Верно, это скорость произношения. Темп бывает быстрый, медленный, торопливый и спокойный. Напомните, какой бывает интонация?

- Правильно, вопросительная, если в конце предложения – вопросительный знак, и восклицательная.

- С какой интонацией мы должны прочитать строки «С кем там бьется конник гневный, Бьется семь ночей?», если после них – вопросительный знак, Тельман?

- Молодец. Нам нужно прочитать эти строки с вопросительной интонацией.

- А с какой интонацией мы прочитаем следующие строки:

«И пора уснуть, да жалко,

Не хочу уснуть!

Конь качается качалка,

На коня б скакнуть!», если после них идёт восклицательный знак, Лиза?

- Молодец. Нам нужно воскликнуть, громко сказать, но не кричать, передавая лихость, силу желания говорящего. После запятой нам надо сделать короткую паузу, после точки – длинную, а после многоточия – ещё длинней. Оно выражает недосказанность.

- Мы проанализировали это стихотворение. Перед тем, как начнём выразительно читать, ознакомимся с критериями выразительного чтения. (ознакомление с критериями, их пояснение)

- Кто хочет попробовать выразительно прочитать это стихотворение? Лиза, выбери наиболее понравившийся тебе фрагмент и прочитай его выразительно.

- Молодец, спасибо. Софья, тоже выбери наиболее понравившиеся тебе строки и выразительно прочитай их. (отметить достоинства и недостатки)

- Чьё чтение вам понравилось больше?

- Кто ещё хочет прочитать выразительно? (спросить так ещё двух учащихся, отметить достоинства и недостатки)

- Молодцы, ребята. Вы все хорошо справились с выразительным чтением этого стихотворения (отметить учащихся, которые прочитали лучше).

- Мы с вами проанализировали и выразительно прочитали стихотворение «Сны», а значит мы стали на шаг ближе к выполнению второго и третьего пункта планов, а, следовательно, и к достижению цели урока.















Отвечают на вопросы педагога



Работают индивидуально










Осуществляют самопроверку










Работа с незнакомыми словами





Слушают выразительное чтение стихотворения







Отвечают на вопросы учителя









У ребёнка во сне преобладают образы богатырей, конника, сцены сражений


Тоскливо


Подготовка к выразительному чтению










Няня нудно рассказывает историю время медленно тянется, ребёнок отвлекается на свои фантазии.






Конник манит ребёнка с собой, в мир фантазий, сражений





Возможно с драконом или страшным змеем

Обратили внимание на иллюстрацию.




Работают в парах





Представляют свои четверостишия

Знакомятся с критериями выразительного чтения


Выразительно читают фрагменты из стихотворения









Предметные:

-освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

Предметные:

-освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;






















Включение в систему знаний

- Предлагаю вам теперь ознакомится со следующим стихотворением Александра Александровича Блока. Откройте свои учебники на 46 странице. Прочитайте название стихотворения.

- Послушайте стихотворение. После ответьте на вопрос: «О чём это стихотворение?»

- Какие ощущения и эмоции вызвало у вас это стихотворение?

- О чём же оно?

- Верно. В этом стихотворении говорится об озорной вороне, которая радуется приближающейся весне. Природа начинает пробуждаться ото сна.

- А какова основная мысль этого стихотворения?

- Верно, это стихотворение показывает, как прекрасен приход весны. Автор обрисовывает наступление весны через поведение вороны, которую видит на крыше старого дома. Ворона очень радуется весне, как дитя, у нее отличное настроение, и, читая это стихотворение, доброе настроение охватывает и читателя. Стихотворение учит радоваться оживанию природы.

- Как вы понимаете значение строки «А уж в воздухе - вешние звоны»?

-А как вы ощущаете приближение весны? По каким явным или неявным приметам?

- Верно. А что же значит высказывание «Даже дух занялся у вороны»?

- Перечитайте первые две строки стихотворения. Какой эпитет помогает автору изобразить ворону?

- А каким образом автору удалось показать, что ворона была любопытна?

- Предлагаю вам поработать в парах над анализом выразительного чтения этого стихотворения. Напомните правила работы в парах. Спасибо. Вам нужно обсудить в паре, с какой интонацией, в каком темпе вы будете читать строки стихотворения. Работайте тихо. На выполнения этого здания у вас 4 минуты.

- Время выполнения задания подошло к концу. Тельман, как мы будем читать следующие строки:

«Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…»

- Хорошо, молодец. Оскар, а с какой интонацией мы будем читать эти строки:

«Что белеет под нежною травкой?»

- Верно, молодец.

- Софья, с какой интонацией ты прочитаешь следующие строки:

«И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!»

- Молодец, верно.

- В каком темпе мы будем читать это стихотворение, Настя?

- Верно, молодец.

- Мы проанализировали это стихотворение. Перед тем, как начнём выразительно читать, вспомним критерии выразительного чтения. (повторение критериев выразительного чтения, при необходимости – повторное их пояснение)

- Кто хочет попробовать выразительно прочитать это стихотворение? Давид.

- Молодец, спасибо. Кира, попробуй ты.

- Чьё чтение вам понравилось больше?

(после чтения двух учащихся отметить недостатки и достоинства)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с выразительным чтением этого стихотворения.

- Мы с вами проанализировали и выразительно прочитали два стихотворения А.А. Блока: «Сны» и «Ворона», а значит мы выполнили с вами второй и третий пункт плана.

- Ребята, а какое из стихотворений, прочитанных сегодня, вам больше понравилось?

- Почему?

Обобщение знаний



Слушают стихотворение


Отвечают на вопросы учителя











Звуки, которые приходят с наступлением весны. Например, звук разбивающихся о землю капель воды во время таяния сосулек и снега на крышах.


Дух занялся - сильно дышать, обомлеть от чего−либо, что вызывает избыток чувств или сильные переживания


Лохматая ворона


Автор показал это через то, как ворона двигалась: «Вдруг запрыгала вбок глупым скоком.

Вниз на землю глядит она боком»

Работают в парах

Размеренно, не торопясь, так как в конце стоит многоточие


С вопросительной интонацией




С восклицательной интонацией, показывая радость прихода весны


В размеренном темпе



Повторяют критерии выразительного чтения



Выразительно читают стихотворение







Отвечают на вопрос учителя

Личностные:

-готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;




Рефлексия деятельности (по продукту)

- Мы выполнили все пункты плана, а значит цель достигнута. Познакомились ли мы с творчеством Александра Александровича блока?

- Что нового вы узнали об Александре Блоке?

- Как назывались стихотворения, которые мы с вами сегодня проанализировали и выразительно прочитали?

- …, оцени свою работу на уроке.

- Хорошо. …, оцени свою работу на уроке.

- …, оцени работу своего соседа по парте.

- Хорошо. …, оцени работу своего соседа по парте.

- Если на уроке вам всё было понятно, то поднимите вверх руку, развернув её ладонью ко мне. Если вы что-то не поняли – поднимите вверх руку со сжатыми в кулак пальцами.

- За работу на уроке … и … получают оценку отлично, так как активно работали на уроке, правильно отвечали на вопросы и выполнили задания без ошибок. Остальные продолжат работу на следующем уроке.

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание.

- Мне было приятно сегодня работать с вами. До новых встреч!




Отвечают на вопросы учителя


Осуществляют самооценку и взаимооценку








Записывают домашнее задание

Прощаются с учителем

Коммуникативные:

1)Общение:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты.

2)Совместная деятельность:

-ответственно выполнять свою часть работы;

-принимать цель совместной деятельности.