Актуализация знаний. Целеполагание | - Поднимите руку те, кто любит зиму. - Почему вы её любите? - Что вы любите делать зимой, во что играть на улице? - Зима успокаивает природу и нежно укрывает ее от морозов и холодов в белые снежные простыни. Зимняя природа, особенно, красива и спокойна. Так много художников, которые взявшись за кисти, описывали зиму такой, какая она есть на Руси в своих картинах. Много поэтов и писателей описывали русскую природу в своих сочинениях и стихотворениях. С творчеством одного из таких поэтов мы с вами сегодня и познакомимся. - Чтобы узнать, кто же этот поэт откройте свои учебники на 44 странице и посмотрите на портрет поэта. - Верно, ребята. Это – Александр Александрович Блок. Чтобы определить тему урока, поставьте слова в правильном порядке. Тема урока: «Картины зимних забав». - Чтобы узнать, что мы будем изучать сегодня, поставим цель урока. Для этого вставьте пропущенные слова. Цель: изучение творчества А.А. Блока. - Чтобы нам было легче достичь цели, нужно составить чёткий план работы. Для этого расставьте пункты плана в правильном порядке. 1. Узнаем о жизни А.А. Блока 2. Познакомимся со стихотворениями А.А. Блока 3. Научимся выразительно читать данные стихотворения | Отвечают на вопросы учителя Определяют тему и цель Определяют пункты плана | Предметные: -освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; |
Работа по теме урока | - Приступим к выполнению первого пункта плана. - Обратите внимание на портрет А.А. Блока на экране. Что вы можете сказать о нём, исходя из портрета? - Он родился в 1880 году в Шахмотово. Бабушка, мать и даже две тёти Александра Блока были писательницами, так что можно сказать, ему «на роду было написано» заниматься литературой. Свои первые стихи маленький Саша написал ещё в пять лет, а уже в 13 лет вместе со своими двоюродными братьями начал издавать рукописный журнал, где помещал свои рассказы и стихотворения. - Университет Александр Блок оканчивал уже будучи известным и уважаемым поэтом, тогда ему было 26 лет. Его стихи печатались в разных журналах, а потом и вовсе начали выходить отдельными сборниками. - Что нового вы узнали о поэте? Известно ли вам ещё что-то о его творчестве? - Прекрасно. Обратите внимание на листы, которые лежат на ваших партах. Чтобы проверить, как вы запомнили биографию Александра Блока, вам нужно вписать пропущенные слова в текст. На выполнение этого задания у вас 3 минуты. Текст: «А.А.Блок родился в 1880 году в ______. Бабушка, ______ и даже его тёти были _________. Своё первое стихотворения Блок написал в __ лет. Известным поэтом Александр Александрович Блок стал в __ лет» - Время выполнения задания подошло к концу. Давайте проверим, что у вас получилось. Обратите внимание на слайд, на нём представлен текст с правильными ответами. Сверьте свои работы с текстом на слайде. Те, кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе на листике 5, те, кто допустили 1-3 ошибки – 4, если допустили больше трёх ошибок – поставьте плюс, вам нужно быть внимательнее и активнее на уроке. - Поднимите руки те, кто поставил себе 5. Молодцы, вы внимательно меня слушали и отлично справились с заданием. - Вернёмся к плану урока. Мы узнали немного больше о личности Александра Александровича Блока, а значит выполнили первый пункт плана. - Приступим к выполнению второго пункта. Обратите своё внимание на 44 страницу учебника. Первое стихотворение, с которым мы познакомимся – «Сны». Перед тем, как услышать стихотворение, обратите внимание на экран. На нём представлены слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте вместе прочитаем их (один учащийся читает одно слово и его значение). - Теперь закройте и глаза и послушайте стихотворение. После ответьте на вопрос: «О чём это стихотворение?» - Откройте глаза. Какие ощущения и эмоции вызвало у вас это стихотворение? - О чём же оно? - Верно. В своём стихотворении поэт показал тот самый момент, когда ребёнок потихоньку засыпает, начиная видеть удивительные и яркие сны, наполненные загадочными и прекрасными картинами: о богатырях, о заморской царевне… - А какова же главная мысль стихотворения? - Верно, главная мысль стихотворения – в своих снах ребёнок видит то, о чем грезит в реальности. Стихотворение учит на любить сказки, учит фантазировать и мечтать, ценить свои детские годы, радоваться беззаботной и спокойной жизни. - Кто является главным героем стихотворения? - Верно, главный герой стихотворения – маленький ребёнок, который постепенно сладко засыпает под интересные истории и сказки няни, он видит завораживающие и загадочные сюжеты в своём сне. - Как вы думаете, главный герой мальчик или девочка? Почему вы так решили? Что на это указывает? - Какие сладкие сны снились мальчику? О чём они? - А какие сны снятся вам? - Как вы понимаете значение слова «жалко» в первой строфе? - Давайте подготовимся к чтению. При чтении вслух работает речевой аппарат. Что он в себя включает? - Верно, молодец. Он включает в себя губы, зубы и язык. Давайте подготовим губы и язык к чтению вслух. Наша задача: прочитать как можно чётче. Сначала читаю я, потом – вместе. (на слайде речевая разминка). - Перед тем, как мы прочтём стихотворение выразительно вслух, прочитайте его сначала самостоятельно про себя. Закончили. - Какие слова передают резвость и беззаботность ребёнка? - Значит именно такое состояние ребёнка мы постараемся передать при чтении. - А какие слова передают восхищение и мечтательность? С такими же чувствами мы будем их читать. - Как вы понимаете строки: «Идёт конница, а няня Тянет свой рассказ..» - А как вы думаете, почему в следующих строках автор дважды повторяет слово «царевна»? «О заморской о царевне, О царевне, ах…» - А что передаёт этот вздох в конце высказывания? - Как вы думаете, что манит ребёнка в этих строках? «Раз – два, раз -два! Конник в латах Трогает коня. И манит и чит куда-то За собой меня…» - Таким образом, мы с вами можем заметить как постепенно фантазии ребёнка и рассказы его няни постепенно сливаются. - А с кем же сражается конник в восьмой строфе 7 дней и 7 ночей? Как вы думаете? - Почему вы так решили? - Я предлагаю вам выполнить задание в парах. Кира, напомни, пожалуйста правила работы в парах? Спасибо. - Представьте, что вы – молодые начинающие поэты и вам предложили выступить в роли соавторов Александра блока. Допишите четверостишие, вставив его после восьмой строфы. Опишите, с кем по вашему мнению мог сражаться юный герой. Чем бы это могло окончиться? Это не обязательно должен быть дракон, вы можете описать любое другое мифологическое существо. На выполнение этого задания у вас 4 минуты. - Время выполнения задания подошло к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось (спросить 3-4 пары). - Вы отлично справились с заданием и у вас получились очень интересные и захватывающие четверостишия. - Прочитать выразительно - значит прочитать в нужном темпе, с правильной интонацией и громкостью голоса. Напомните, что такое темп? - Верно, это скорость произношения. Темп бывает быстрый, медленный, торопливый и спокойный. Напомните, какой бывает интонация? - Правильно, вопросительная, если в конце предложения – вопросительный знак, и восклицательная. - С какой интонацией мы должны прочитать строки «С кем там бьется конник гневный, Бьется семь ночей?», если после них – вопросительный знак, Тельман? - Молодец. Нам нужно прочитать эти строки с вопросительной интонацией. - А с какой интонацией мы прочитаем следующие строки: «И пора уснуть, да жалко, Не хочу уснуть! Конь качается качалка, На коня б скакнуть!», если после них идёт восклицательный знак, Лиза? - Молодец. Нам нужно воскликнуть, громко сказать, но не кричать, передавая лихость, силу желания говорящего. После запятой нам надо сделать короткую паузу, после точки – длинную, а после многоточия – ещё длинней. Оно выражает недосказанность. - Мы проанализировали это стихотворение. Перед тем, как начнём выразительно читать, ознакомимся с критериями выразительного чтения. (ознакомление с критериями, их пояснение) - Кто хочет попробовать выразительно прочитать это стихотворение? Лиза, выбери наиболее понравившийся тебе фрагмент и прочитай его выразительно. - Молодец, спасибо. Софья, тоже выбери наиболее понравившиеся тебе строки и выразительно прочитай их. (отметить достоинства и недостатки) - Чьё чтение вам понравилось больше? - Кто ещё хочет прочитать выразительно? (спросить так ещё двух учащихся, отметить достоинства и недостатки) - Молодцы, ребята. Вы все хорошо справились с выразительным чтением этого стихотворения (отметить учащихся, которые прочитали лучше). - Мы с вами проанализировали и выразительно прочитали стихотворение «Сны», а значит мы стали на шаг ближе к выполнению второго и третьего пункта планов, а, следовательно, и к достижению цели урока. | Отвечают на вопросы педагога Работают индивидуально Осуществляют самопроверку Работа с незнакомыми словами Слушают выразительное чтение стихотворения Отвечают на вопросы учителя У ребёнка во сне преобладают образы богатырей, конника, сцены сражений Тоскливо Подготовка к выразительному чтению Няня нудно рассказывает историю время медленно тянется, ребёнок отвлекается на свои фантазии. Конник манит ребёнка с собой, в мир фантазий, сражений Возможно с драконом или страшным змеем Обратили внимание на иллюстрацию. Работают в парах Представляют свои четверостишия Знакомятся с критериями выразительного чтения Выразительно читают фрагменты из стихотворения | Предметные: -освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; Предметные: -освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; |
Включение в систему знаний | - Предлагаю вам теперь ознакомится со следующим стихотворением Александра Александровича Блока. Откройте свои учебники на 46 странице. Прочитайте название стихотворения. - Послушайте стихотворение. После ответьте на вопрос: «О чём это стихотворение?» - Какие ощущения и эмоции вызвало у вас это стихотворение? - О чём же оно? - Верно. В этом стихотворении говорится об озорной вороне, которая радуется приближающейся весне. Природа начинает пробуждаться ото сна. - А какова основная мысль этого стихотворения? - Верно, это стихотворение показывает, как прекрасен приход весны. Автор обрисовывает наступление весны через поведение вороны, которую видит на крыше старого дома. Ворона очень радуется весне, как дитя, у нее отличное настроение, и, читая это стихотворение, доброе настроение охватывает и читателя. Стихотворение учит радоваться оживанию природы. - Как вы понимаете значение строки «А уж в воздухе - вешние звоны»? -А как вы ощущаете приближение весны? По каким явным или неявным приметам? - Верно. А что же значит высказывание «Даже дух занялся у вороны»? - Перечитайте первые две строки стихотворения. Какой эпитет помогает автору изобразить ворону? - А каким образом автору удалось показать, что ворона была любопытна? - Предлагаю вам поработать в парах над анализом выразительного чтения этого стихотворения. Напомните правила работы в парах. Спасибо. Вам нужно обсудить в паре, с какой интонацией, в каком темпе вы будете читать строки стихотворения. Работайте тихо. На выполнения этого здания у вас 4 минуты. - Время выполнения задания подошло к концу. Тельман, как мы будем читать следующие строки: «Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой…» - Хорошо, молодец. Оскар, а с какой интонацией мы будем читать эти строки: «Что белеет под нежною травкой?» - Верно, молодец. - Софья, с какой интонацией ты прочитаешь следующие строки: «И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!» - Молодец, верно. - В каком темпе мы будем читать это стихотворение, Настя? - Верно, молодец. - Мы проанализировали это стихотворение. Перед тем, как начнём выразительно читать, вспомним критерии выразительного чтения. (повторение критериев выразительного чтения, при необходимости – повторное их пояснение) - Кто хочет попробовать выразительно прочитать это стихотворение? Давид. - Молодец, спасибо. Кира, попробуй ты. - Чьё чтение вам понравилось больше? (после чтения двух учащихся отметить недостатки и достоинства) - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с выразительным чтением этого стихотворения. - Мы с вами проанализировали и выразительно прочитали два стихотворения А.А. Блока: «Сны» и «Ворона», а значит мы выполнили с вами второй и третий пункт плана. - Ребята, а какое из стихотворений, прочитанных сегодня, вам больше понравилось? - Почему? | Обобщение знаний Слушают стихотворение Отвечают на вопросы учителя Звуки, которые приходят с наступлением весны. Например, звук разбивающихся о землю капель воды во время таяния сосулек и снега на крышах. Дух занялся - сильно дышать, обомлеть от чего−либо, что вызывает избыток чувств или сильные переживания Лохматая ворона Автор показал это через то, как ворона двигалась: «Вдруг запрыгала вбок глупым скоком. Вниз на землю глядит она боком» Работают в парах Размеренно, не торопясь, так как в конце стоит многоточие С вопросительной интонацией С восклицательной интонацией, показывая радость прихода весны В размеренном темпе Повторяют критерии выразительного чтения Выразительно читают стихотворение Отвечают на вопрос учителя | Личностные: -готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; |
Рефлексия деятельности (по продукту) | - Мы выполнили все пункты плана, а значит цель достигнута. Познакомились ли мы с творчеством Александра Александровича блока? - Что нового вы узнали об Александре Блоке? - Как назывались стихотворения, которые мы с вами сегодня проанализировали и выразительно прочитали? - …, оцени свою работу на уроке. - Хорошо. …, оцени свою работу на уроке. - …, оцени работу своего соседа по парте. - Хорошо. …, оцени работу своего соседа по парте. - Если на уроке вам всё было понятно, то поднимите вверх руку, развернув её ладонью ко мне. Если вы что-то не поняли – поднимите вверх руку со сжатыми в кулак пальцами. - За работу на уроке … и … получают оценку отлично, так как активно работали на уроке, правильно отвечали на вопросы и выполнили задания без ошибок. Остальные продолжат работу на следующем уроке. - Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. - Мне было приятно сегодня работать с вами. До новых встреч! | Отвечают на вопросы учителя Осуществляют самооценку и взаимооценку Записывают домашнее задание Прощаются с учителем | Коммуникативные: 1)Общение: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -создавать устные и письменные тексты. 2)Совместная деятельность: -ответственно выполнять свою часть работы; -принимать цель совместной деятельности. |