3.Организация познавательной деятельности 3.1 Целеполагание 3.2 Восприятие музыки 3.3 Вокально-хоровая работа 3.4 Музыкально-ритмические движения 3.5 Творческое задание 3.6 Включение в систему знаний | Мы продолжаем знакомиться с музыкальными инструментами. Но, ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас окунуться в мир музыки и посетить концертный зал. Мы будем слушать музыку, но только солировать будет один инструмент. Давайте посмотрим, какой. (Видеоролик Пираты) Какой же инструмент здесь солировал? (СЛАЙД3) Вы что-нибудь знаете о скрипке? Тогда какая тема урока? Верно, а какова же тогда цель урока? Действительно, сегодня мы узнаем о таком музыкальном инструменте, как скрипка. Какие вы наблюдательные. Давайте же посмотрим. (СЛАЙД4) Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. Как вы думаете, почему струнно-смычковый? На свете много разных инструментов, но только скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Композиторы всегда доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт. И вот один композитор доверил скрипке свои сокровенные чувства. Зовут его Пётр Ильич Чайковский. (СЛАЙД5) Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. У маленького Пети была особенность – он любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Но Петя не знал откуда эти звуки и как может сложиться мелодия, однако очень любил слушать музыку. Она заставляла его то радоваться, то плакать. И сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение Чайковского, которое называется «Мелодия». Но перед этим подумайте, какое настроение у этой композиции? Как голос скрипки выражает чувства композитора? Слушание «Мелодия» П. Чайковского (1,20 сек) Итак, какое же настроение возникло? Как композитор с помощью скрипки выражает свои чувства? Действительно, музыка передаёт настроение композитора, показывает его добрым, щедрым, нежным.
Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Николло Паганини, у которого был очень строгий отец. (СЛАЙД6) Вот что он говорил про него: «Трудно представить более строгого отца, чем мой. Когда ему казалось, что я недостаточно прилежен, он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удвоить старания, так что мне пришлось много страдать физически, и это стало сказываться на моем здоровье. Иногда он запирал меня в чулане, объясняя это тем, что пока я не отыграю, обеда не получу» Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству. (СЛАЙД7) Однажды, после концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали её вполне серьезно. Ребята, вы представляете, люди от зависти придумали слухи о величайшем композиторе. Поэтому, ребята, завидовать плохо, завидовать нельзя. Предлагаю открыть учебник на стр. 101 и рассмотреть картину Сергея Конёнкова «Паганини». Каким здесь изображён композитор? Его изображали безобразным, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда. Сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение Н. Паганини, которое называется «Каприс №24». Как вы думаете, что значит «Каприс»? Это капризы, капризная музыка. Послушайте и подумайте, что хотел показать нам Паганини. Как композитор показывает свои переживания с помощью скрипки? Звучание «Каприс №24» Н. Паганини (1,20 сек) Итак, что же нам рассказывает музыка? Как композитор показывает свои переживания с помощью скрипки? Какое настроение возникло? Верно, композитор с помощью голоса скрипки показывает, как тяжело ему было в детстве. Он показывает свои страдания. И мне кажется именно поэтому он назвал так это муз. произведение. Давайте теперь сравним 2 прослушанных нами произведения. В чём разница? Ведь и то, и другое произведение исполняет скрипка. Просмотр видеофрагмента Нико Закрадзе Но и сейчас существует много музыки для исполнения на этом прекрасном инструменте. Я вам предлагаю видеофрагмент выступления юного скрипача Нико Закрадзе, который исполняет музыку Г. Венявского «Полонез». Как вы считаете, смог мальчик передать чувства, которые хотел показать композитор? Разучивание песни «Кукушкины гаммы» Действительно, сколько труда положено в эту игру. Кто учится в музыкальной школе, знает, что такое гаммы и знает, что это скучно и не всегда весело. Но я вам предлагаю разучить песню, которая называется «Кукушкины гаммы». Песня будет идти в достаточно быстром темпе, поэтому нужно чётко произносить слова.
Сейчас я вам включу запись, а вы послушайте её и определите, какой характер? О чём эта песня? Звучание «Кукушкины гаммы». О чём поётся в этой песне? Какой характер? Так давайте же споём её весело, задорно. Послушайте слова. (читаю) Все ли слова понятны? (СЛАЙД8) Итак, приняли певческую установку. -Прослушайте первую фразу: Ку-ку - кукушка говорила Ку-ку – я ноты разучила Ку-ку – звенела над дубравой Ку-ку – налево и направо - По моей команде хором произносим слова. Приготовились…и! -Прослушайте следующую фразу: Ку-ку – на веточку садится Ку-ку – известная певица Ку-ку – а у певицы этой Ку-ку – две ноты из тысячи куплетов - По команде повторяем слова. Приготовились…и! - Объединяем 2 фразы, напоминаю слова. - По моей команде произносим всю фразу. Приготовились…и! Следующую фразу необходимо повторить 2 раза: Кукушкины гаммы. Шабадуба, шабадуба Ку – ку, ку – ку. По моей команде произносим 2 раза. Теперь соединяем (всё вместе) Напоминаю слова. Приготовились…и! - А сейчас исполним всю фразу вместе со мной под музыку, сядьте ровно, т.е. расправьте плечи. По команде поем. Приготовились…и! -Отлично, ребята, приступим к изучению куплета. Прослушайте первую фразу: Кукушкины гаммы, Кукушкины гаммы Лесные соседи, ей шлют телеграммы -По моей руке поем первую фразу. Приготовились…и! -Прослушайте слова второй фразы: Соседи – медведи и зайцы и мыши Кукушкины гаммы - нельзя ли потише?
-Теперь соединяем, читаю слова, внимательно слушайте. - По команде поем вместе. - Пробуем под музыку первый и второй куплеты, напоминаю слова. Закрепление. А теперь посоревнуемся кто лучше поёт мальчики или девочки. Поют девочки припев, поют мальчики куплет. А теперь все вместе ещё раз припев. А теперь предлагаю добавить к нашей весёлой песенке движения. Встаньте и повторяйте за мной. Спасибо, присаживайтесь. Ответь на вопросы кроссворда и узнаешь слово. (Приложение №1) Что делали на уроке? Какие муз. произведения слушали? Что нового узнали? Что такое скрипка? О каких композиторах узнали? | Слушают учителя Смотрят видеоролик Скрипка Ответы детей Тема нашего урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка Цель: познакомиться с музыкальным инструментом - скрипка Потому что натянуты струны Потому что звук извлекается при помощи смычка Слушают учителя Смотрят видеоролик
Рассматривают портрет П. Чайковского
Слушают учителя
Мелодия нежная, плавная, изящная Весеннее настроение Музыка показывает доброту композитора
Рассматривают портрет Н. Паганини
Слушают учителя
Открывают учебник и рассматривают картину С. Конёнкова Он изображён мрачным, безобразным, картина выполнена в тёмных тонах. Художник хотел нам показать страдания композитора, то как ему было тяжело Слушают музыкальное произведение Ответы детей
Разница в чувствах, настроении, голосе
Живо, весело Слушают песенку Отвечают на вопросы
Слушают слова Гаммы – последовательность нот, которые восходят вниз или вверх
Слушают первую фразу
Произносят слова
Слушают вторую фразу
Произносят слова
Исполнение песни
Слушают первую фразу
Произносят слова Слушают вторую фразу Слушают текст полностью Исполнение песни Слушают слова Поют песню Выполняют движения под музыку Составляют название инструмента - скрипка | К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;(Л2) К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений . (П4) К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Р- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Метод проблемной ситуации Подводящий диалог Рассказ Метод стимулирования занимательным содержанием Рассказ Метод наблюдения за музыкой Метод эмоционального воздействия Метод сопереживания музыке Метод интонационно-стилевого постижения Метод наблюдения за музыкой Рассказ Метод эмоционального воздействия
Метод интонационно-стилевого постижения музыки
Беседа Метод контрастных сопоставлений
Разучивание песни
Словарная работа
Повторение
Беседа
Творческое задание |