- обеспечить усвоение знаний учащимся о начальном этапе правления Ивана 4, через систему понятий: избранная рада, земский собор, церковный собор.
- подвести к пониманию особенностей воспитания Ивана 4 и становления его как личности
- продолжить формирование умения выявить различия и проследить логическую цепочку через видео материал, рассказ учителя, составление схем
- продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи путем анализа полученного фактического материала
- Продолжить развивать умения извлекать информацию из учебника, презентации, видео и рассказа учителя
- Продолжить формирование умения перерабатывать информацию на основе самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос учителя.
- Продолжить формирование интереса к процессу образования через школьный предмет «история».
- Продолжить формирование умений правильно и четко излагать свои мысли, выделять причинно- следственные связи на сравнения изменений в системе управления
- Продолжить формирование уважительного отношения к одноклассникам.
- Продолжить формирование умения слушать других.
Основные вопросы изучения материала | «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.» 1.Боярское правление 2.Венчание на царство. 3.Реформы избранной рады |
Тип урока | Комбинированный |
Ресурсы урока | Презентация, учебник, ТПО, |
Основные понятия и термины | Избранная рада, Земский собор, местничество |
Основные даты | 1547 г. – Венчание на царство, 1549 г.- первый Земский собор, 1550 г. – новый Судебник |
Персоналии | Елена Глинская, Иван Грозный, митрополит Макарий |
Домашнее задание | П 6 пересказ + вопросы на стр 47 – устно. 1 документ- письменно, выучить термины. ТПО п 6 з. 1,3,5, 6 |
Этап | Прием | Учитель | Ученики | Иллюстрация |
1 мин | Орг момент | Приветствие | Настраиваются на работу | |
Опрос домашнего задания 7 мин | Фронтальный опрос | Давайте вспомним что мы изучали на прошлом уроке? Покажите на карте с кем Российское государство поддерживало отношения в этот период? Какие территории отошли к Российскому государству в ходе русско-литовкой войны? (покажите на карте) Проверка знания терминов (сейм, капитуляция, осторг) Выберете не верное утверждение (вместе с классом) | Ответы у доски, дополнения с места | |
Запись домашнего задания 2 мин | | П 6 пересказ + вопросы на стр 47 – устно. 1 документ- письменно, выучить термины(готовимся к срезу по терминам). ТПО п 6 з. 1,3,5, 6 | | |
| Логический переход | Мы продолжаем изучать Российское государство в 16 в. | | |
Стадия вызов 1 мин | Актуализация ранее проеденного материла | Посмотрите на слайд, давайте вместе заполним таблицу | Что мы знаем, что мы хотим узнать, что узнали | |
Стадия вызов | Работа с презентацией | Посмотрите на изображение на слайде. Как вы думаете, что это? Давайте определим чьи это изображения. Сегодня нам предстоит узнать о начале правления Ивана Грозного. | Семейное древо. Василилий III, Елена Глинская Иван IV | |
Формулирование темы 2 мин | Работа c презентацией | «Начало правления Ивана IV. Реформы избранной рады» 1.Боярское правление 2.Венчание на царство. 3.Реформы избранной рады | записывают тему и план урока | |
| Логический переход | Кто стал управлять страной после смерти Василия 3? И почему? | Елена Глинская Иван 4 был маленьким | |
Осмысление 4 мин | Рассказ учителя | Проведение денежной реформы, единая денежная единица, война с Литвой Воспитание Ивана, борьба за власть бояр | Записывают схему в тетрадь | |
1 мин | Логический переход | Как вы думаете, как могла повлиять такая обстановка на личность Ивана? | Думают, отвечают | |
5 мин | Работа с видео | Посмотрите видео и запишите в каком году Иван 4 венчался на царство. | Записывают в тетрадь | |
2 мин | Обсуждение | Как вы думаете, почему Иван 4 видел необходимость в венчании? Какова роль церкви в этом процессе? | Усиление власти, получение неограниченной власти. Титул царя. Церковь являлась опорой власти. | |
1 мин | Логический переход | Какие задачи стояли перед царём после венчания? | Окончательное собирание русских земель вокруг центральной власти | |
3 мин | Работа с текстом учебника | Пункт 5 стр 44. Что такое избранная рада? Кто входил в ее состав? Для чего была создана? | Записывают значение терминов, имена участников в тетрадь | |
2 мин | Беседа | Обсуждение ответов учеников, корректировка, комментарии | Беседа с учителем, одноклассниками | |
2 мин | Работа с иллюстрацией | Знакомство с термином. Как вы думаете почему большое значение имело формирование земского собора? Какие сословия стали его участниками? | Беседа с учителем, записывают термины | «Земский собор» Иванов |
| Логический переход | Как вы думаете, что стало итогом созыва земского собора? | Судебник | |
2мин | Работа с презентацией | Знакомит учеников с основными положениями нового судебника | Записывают | |
| Логический переход | Также судебник завершил формирование приказной системы | | |
2 мин | Работа с презентацией | Кто помнит, что такое приказы? Теперь каждый приказ ведал определенными государственными делами. | Органы центрального управления. Заполняют схему вместе с учителем и записывают в тетрадь | Схема |
| Логический переход | Давайте вспомним как функционировала Избранная рада? | Проводила реформы | |
3 мин | Работа с презентацией | Давайте посмотрим какие же реформы были проведены. -Военная -Местного управления и налогообложения | Записывают схему | Схема |
, подведение итогов 1 мин | Работа по плану | Что нового я узнал? | Отвечают | |
Закрепление | Синквейн | Давайте вместе с вами составим синквейн | | |