СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Страницы истории 19 века". Методист: Осипова Л.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Страницы истории 19 века". Методист: Осипова Л.В.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"



Конспект (технологическая карта) пробного урока

Окружающий мир

студентки 3 "Б" группы

Нургалиевой Зарины Аккалиевны


Тема: «Страницы истории XIX века»

Класс 4 "А" МБОУ "СОШ №4" им. Г.Т. Шевченко г. Астрахани




Допуск к проведению урока:

Студентка: Нургалиева З.А.

____________ (подпись)

Методист: Осипова Л.В.

____________ (подпись)

Учитель: Попова Е.Н.

____________ (подпись)

Оценка за урок_______



Астрахань, 2022

Тема

«Страницы истории XIX века»

Цель

Сформировать представления о жизни в России в XIX веке

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с жизнью людей в XIX веке.

Развивающие: развивать устную речь; развивать умения строить рассуждения, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к живописи и интерес к истории.

Тип урока

Открытие новых знаний

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный

Формы: фронтальный, групповой

Образовательные ресурсы

Учебник Окружающий мир Плешаков А.А. 4 класс, презентация

Планируемые результаты

Познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Здравствуйте! Меня зовут Зарина Аккалиевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, присаживайтесь. А сейчас давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности. Все готовы, можем начать урок.

Приветствуют учителя





Проверяют готовность к уроку

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные:

самоопределение

2. Актуализация знаний

-Ребята, давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке и проведем небольшой блиц опрос. Если знаете ответ, поднимите руку.

• В каком году началась Отечественная война?

• Какая страна напала на Россию?

•Кто был предводителем французской армии?

• Почему Наполеон нападал на разные страны?

• Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

• Где происходило Бородинское сражение?


• Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

• Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

• Кто одержал победу в Отечественной войне 1812 года?

-Хорошо, молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы.

-Как мы увидели, вы очень хорошо усвоили пройденную тему, а теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

-Скажите, ребята, какой век вы изучали на прошлых уроках?

-Какое большое события произошло в 19 веке?

-Хорошо, а какие еще события были?

-Сегодня, ребята, мы с вами откроем новую страницу истории России 19 века.

-Откройте учебник на странице 122 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

-Как вы думаете, какую еще цель мы перед собой поставим?


-Хорошо, молодцы, ребята.

Отвечают на вопросы



1812 год

Франция

Наполеон Бонапарт

Хотел завоевать весь мир

Михаил Илларионович Кутузов

У села Бородина, за 110 км от Москвы

Их встретил опустевший город


Денис Васильевич Давыдов


Русская армия








19 век


Отечественная война

Ответы детей




Страницы истории 19 века

Узнать о жизни людей в 19 веке, узнать о новых событиях, изучить новые понятия

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу

Коммуникативные:

-строить речевое высказывание;

Регулятивные:

-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность

3. Изучение нового материала

Кроме Отечественной войны 1812 года, имевшие большое значение для истории страны, XIX век ознаменовался еще рядом важных событий.

Одним из них стало восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

После окончания Отечественной войны многие в России жаждали перемен. Крепостные крестьяне надеялись на освобождение, дворяне и офицеры хотели видеть страну защищенной от произвола властей, просвещённой и свободной от крепостничества.

Дворяне стали объединяться в тайные общества.

После смерти Александра I, в период перехода власти к его брату Николаю I

(на слайде портреты Александра 1 и Николая 1), дворяне - члены тайных обществ организовали восстание.

14 декабря 1825 года члены одного из таких обществ вывели войска на Сенатскую площадь. Они собрались требовать отмены самодержавия и крепостного права. Но это выступление никто в обществе не поддержал, и оно было жестко подавлено верными царю войсками. Многие декабристы были казнены, а другие отправлены в Сибирь.

-Как вы думаете, ребята, кто такие декабристы? Почему их так назвали?


-Чем закончилось восстание декабристов?



-Хорошо, а из-за чего декабристы подняли восстание? Чего они хотели добиться?

-А как вы понимаете, ребята, что такое крепостное право?

- Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти.

-Как вы думаете, ребята, устраивали ли крестьян такая жизнь?

После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Император Николай I ничего не изменил в обществе, только его преемник-сын Александр II решился на этот шаг (на слайде портрет)

30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

-Давайте откроем учебник на странице 123 и прочитаем текст «Освобождение крестьян».

-А сейчас, ребята, скажите, что было в 1861 году?



-А как вы понимаете, ребята, что значит

«манифест о крестьянской вольности»?

-Манифест о крестьянской вольности - особый документ главы государства, обращенный к населению.

По этому документу крестьяне перестали быть крепостными, их дома и движимое имущество стали их личной собственностью, им давался небольшой надел земли.

-Ребята, Александр 2 вошел в историю как царь-освободитель, как вы думаете, почему его так прозвали?

-Совершенно верно, ребята. Манифест Александра 2 был большим шагом вперед в истории нашей России, он облегчил жизнь крестьянам и позволил им выкупить земельные участки у помещиков, самое главное - люди стали лично свободными.

-С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Также во время его правления в России появились мануфактуры. Мануфактура - предприятие, основанное на ручном труде.

-Как вы понимаете, ребята, что такое мануфактура?

-Ребята, во время правления Александра 2 появилось много новшеств и в технической сфере. Давайте сейчас обратим свое внимание на презентацию, рассмотрим иллюстрации и скажем, что это.

-Рассмотрите первую иллюстрацию. На что похож этот объект?

-Хорошо, а как вы думаете, для чего создали телефон?

-Давайте рассмотрим следующее изображение. На что похож этот объект?

-Как вы думаете, необходимо ли было появление лифтов в домах? Почему?


-Хорошо, молодцы. Следующая иллюстрация. Как вы думаете, что это и для чего это использовали?

-Ребята, это одна из разновидностей ламп. Это самая первая лампа, которая использовалась для освещения. Она называется керосиновой лампой. Как вы думаете, почему она так называется?


-Совершенно верно, ребята. Рассмотрите еще один вид ламп. Такие лампы называются газовыми.

-А вот еще одна иллюстрация. На что похож данный объект?

-верно, ребята, это и есть лампочка. В конце 19 века в России появилось электрическое освещение, поэтому стали использовать вот такие лампы.

-Хорошо. Рассмотрите следующий слайд. Что это? На что это похоже?

-Это трамвай. Для чего он служил?


-Верно, ребята. Вот еще одно изображение. Скажите, кто и что изображен на данной иллюстрации?

-Посмотрите, ребята, если приглядеться, то можно увидеть рельсы. Как вы думаете, как можно назвать такую дорогу?

-Такая дорога называется конная железная дорога, по-другому ее еще называют конка.

-Молодцы, ребята, хорошо поработали.

В конце 19 века также началось строительство Транссибирской магистрали. Это железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими городами Сибири и Дальнего Востока. Посмотрите на слайд, обратите внимание, какая она большая и пересекает практически всю территорию России.

Слушают учителя



























Их так назвали из-за того, что они подняли восстание в декабре

Многие декабристы были казнены, а другие отправлены в Сибирь.

отмены самодержавия и крепостного права

Ответы детей











Нет, они поднимали восстания












Читают текст


Александр 2 подписал манифест о крестьянской вольности


Ответы детей










Потому что он отменил крепостное право














Ответы детей





Рассматривают иллюстрации и определяют, что изображено

Телефон


Для передачи информации


На лифт


Да, чтобы было легче и быстрее добираться до нужного этажа


Ответы детей




Потому что в качестве топлива использовался керосин.






На лампочку







Ответы детей

Это средство передвижения


Кони и вагончик



Ответы детей












Регулятивные: осмысляют учебный материал;

Познавательные: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,


4. Физкультминутка

-Давайте сейчас встанем из-за парт и немного отдохнем. Смотрите на видео и повторяйте движения

Выполняют физкультминутку

Регулятивные контролировать свои действия.

5. Закрепление изученного материала

-А сейчас давайте закрепим то, о чем мы сегодня с вами говорили.


- Кто такие декабристы?


– Когда крепостные крестьяне получили свободу?

- Какое значение это имело?

-Хорошо, ребята, а сейчас, чтобы проверить, на сколько вы были внимательны, давайте заполним пропуски в тексте.

В конце 19 века улицы освещались сначала керосиновыми лампами, затем газовыми, а потом электрическими светильниками.
В городах появляется конка. Это конная железная дорога. Люди стали ездить на трамваях, в домах появляются лифты, а сообщения передавали с помощью телефона
В конце 19 века начинается строительство Транссибирской магистрали
Эта дорога связывала Москву и Санкт-Петербург с Сибирью и Дальним Востоком_

- Хорошо, молодцы, ребята. А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 42. Давайте самостоятельно выполним № 1 и № 2. Прочитайте задание.

- В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества.

Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка.



члены различных тайных обществ

В 1861 году

Многие крестьяне стали свободными
















Выполняют задания в рабочей тетради

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

6. Итоги. Рефлексия

- Скажите, ребята, достигли ли мы поставленной цели?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?




-А какой царь вошел в историю как освободитель и почему?

Домашнее задание: Рабочая тетрадь с42-45 №2,4

Молодцы! Мне понравилась ваша работа на уроке!

Ребята, вы все хорошо поработали на уроке. Давайте оценим вашу работу. Если вам было интересно на уроке и все задания получилось выполнить, то поднимите зеленый карандаш, если немного затруднялся, то желтый.

Ответы детей


Декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.

Конная железная дорога

Александр 2, отменил крепостное право

Регулятивные контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка