2. Актуализация знаний | -Ребята, давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке и проведем небольшой блиц опрос. Если знаете ответ, поднимите руку. • В каком году началась Отечественная война? • Какая страна напала на Россию? •Кто был предводителем французской армии? • Почему Наполеон нападал на разные страны? • Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? • Где происходило Бородинское сражение? • Что происходило в Москве, когда туда вошли французы? • Кто был командиром одного из партизанских отрядов? • Кто одержал победу в Отечественной войне 1812 года? -Хорошо, молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы. -Как мы увидели, вы очень хорошо усвоили пройденную тему, а теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. -Скажите, ребята, какой век вы изучали на прошлых уроках? -Какое большое события произошло в 19 веке? -Хорошо, а какие еще события были? -Сегодня, ребята, мы с вами откроем новую страницу истории России 19 века. -Откройте учебник на странице 122 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. -Как вы думаете, какую еще цель мы перед собой поставим? -Хорошо, молодцы, ребята. | Отвечают на вопросы 1812 год Франция Наполеон Бонапарт Хотел завоевать весь мир Михаил Илларионович Кутузов У села Бородина, за 110 км от Москвы Их встретил опустевший город Денис Васильевич Давыдов Русская армия 19 век Отечественная война Ответы детей Страницы истории 19 века Узнать о жизни людей в 19 веке, узнать о новых событиях, изучить новые понятия | Познавательные: - осознавать познавательную задачу Коммуникативные: -строить речевое высказывание; Регулятивные: -принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность |
3. Изучение нового материала | Кроме Отечественной войны 1812 года, имевшие большое значение для истории страны, XIX век ознаменовался еще рядом важных событий. Одним из них стало восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. После окончания Отечественной войны многие в России жаждали перемен. Крепостные крестьяне надеялись на освобождение, дворяне и офицеры хотели видеть страну защищенной от произвола властей, просвещённой и свободной от крепостничества. Дворяне стали объединяться в тайные общества. После смерти Александра I, в период перехода власти к его брату Николаю I (на слайде портреты Александра 1 и Николая 1), дворяне - члены тайных обществ организовали восстание. 14 декабря 1825 года члены одного из таких обществ вывели войска на Сенатскую площадь. Они собрались требовать отмены самодержавия и крепостного права. Но это выступление никто в обществе не поддержал, и оно было жестко подавлено верными царю войсками. Многие декабристы были казнены, а другие отправлены в Сибирь. -Как вы думаете, ребята, кто такие декабристы? Почему их так назвали? -Чем закончилось восстание декабристов? -Хорошо, а из-за чего декабристы подняли восстание? Чего они хотели добиться? -А как вы понимаете, ребята, что такое крепостное право? - Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. -Как вы думаете, ребята, устраивали ли крестьян такая жизнь? После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Император Николай I ничего не изменил в обществе, только его преемник-сын Александр II решился на этот шаг (на слайде портрет) 30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». -Давайте откроем учебник на странице 123 и прочитаем текст «Освобождение крестьян». -А сейчас, ребята, скажите, что было в 1861 году? -А как вы понимаете, ребята, что значит «манифест о крестьянской вольности»? -Манифест о крестьянской вольности - особый документ главы государства, обращенный к населению. По этому документу крестьяне перестали быть крепостными, их дома и движимое имущество стали их личной собственностью, им давался небольшой надел земли. -Ребята, Александр 2 вошел в историю как царь-освободитель, как вы думаете, почему его так прозвали? -Совершенно верно, ребята. Манифест Александра 2 был большим шагом вперед в истории нашей России, он облегчил жизнь крестьянам и позволил им выкупить земельные участки у помещиков, самое главное - люди стали лично свободными. -С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Также во время его правления в России появились мануфактуры. Мануфактура - предприятие, основанное на ручном труде. -Как вы понимаете, ребята, что такое мануфактура? -Ребята, во время правления Александра 2 появилось много новшеств и в технической сфере. Давайте сейчас обратим свое внимание на презентацию, рассмотрим иллюстрации и скажем, что это. -Рассмотрите первую иллюстрацию. На что похож этот объект? -Хорошо, а как вы думаете, для чего создали телефон? -Давайте рассмотрим следующее изображение. На что похож этот объект? -Как вы думаете, необходимо ли было появление лифтов в домах? Почему? -Хорошо, молодцы. Следующая иллюстрация. Как вы думаете, что это и для чего это использовали? -Ребята, это одна из разновидностей ламп. Это самая первая лампа, которая использовалась для освещения. Она называется керосиновой лампой. Как вы думаете, почему она так называется? -Совершенно верно, ребята. Рассмотрите еще один вид ламп. Такие лампы называются газовыми. -А вот еще одна иллюстрация. На что похож данный объект? -верно, ребята, это и есть лампочка. В конце 19 века в России появилось электрическое освещение, поэтому стали использовать вот такие лампы. -Хорошо. Рассмотрите следующий слайд. Что это? На что это похоже? -Это трамвай. Для чего он служил? -Верно, ребята. Вот еще одно изображение. Скажите, кто и что изображен на данной иллюстрации? -Посмотрите, ребята, если приглядеться, то можно увидеть рельсы. Как вы думаете, как можно назвать такую дорогу? -Такая дорога называется конная железная дорога, по-другому ее еще называют конка. -Молодцы, ребята, хорошо поработали. В конце 19 века также началось строительство Транссибирской магистрали. Это железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими городами Сибири и Дальнего Востока. Посмотрите на слайд, обратите внимание, какая она большая и пересекает практически всю территорию России. | Слушают учителя Их так назвали из-за того, что они подняли восстание в декабре Многие декабристы были казнены, а другие отправлены в Сибирь. отмены самодержавия и крепостного права Ответы детей Нет, они поднимали восстания Читают текст Александр 2 подписал манифест о крестьянской вольности Ответы детей Потому что он отменил крепостное право Ответы детей Рассматривают иллюстрации и определяют, что изображено Телефон Для передачи информации На лифт Да, чтобы было легче и быстрее добираться до нужного этажа Ответы детей Потому что в качестве топлива использовался керосин. На лампочку Ответы детей Это средство передвижения Кони и вагончик Ответы детей | Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, |
5. Закрепление изученного материала | -А сейчас давайте закрепим то, о чем мы сегодня с вами говорили. - Кто такие декабристы? – Когда крепостные крестьяне получили свободу? - Какое значение это имело? -Хорошо, ребята, а сейчас, чтобы проверить, на сколько вы были внимательны, давайте заполним пропуски в тексте. В конце 19 века улицы освещались сначала керосиновыми лампами, затем газовыми, а потом электрическими светильниками. В городах появляется конка. Это конная железная дорога. Люди стали ездить на трамваях, в домах появляются лифты, а сообщения передавали с помощью телефона В конце 19 века начинается строительство Транссибирской магистрали Эта дорога связывала Москву и Санкт-Петербург с Сибирью и Дальним Востоком_ - Хорошо, молодцы, ребята. А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 42. Давайте самостоятельно выполним № 1 и № 2. Прочитайте задание. - В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества. Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка. | члены различных тайных обществ В 1861 году Многие крестьяне стали свободными Выполняют задания в рабочей тетради | Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |
6. Итоги. Рефлексия | - Скажите, ребята, достигли ли мы поставленной цели? - Какие новые слова вы сегодня узнали? -А какой царь вошел в историю как освободитель и почему? Домашнее задание: Рабочая тетрадь с42-45 №2,4 Молодцы! Мне понравилась ваша работа на уроке! Ребята, вы все хорошо поработали на уроке. Давайте оценим вашу работу. Если вам было интересно на уроке и все задания получилось выполнить, то поднимите зеленый карандаш, если немного затруднялся, то желтый. | Ответы детей Декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль. Конная железная дорога Александр 2, отменил крепостное право | Регулятивные контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка |