СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира «Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира «Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?»»





Технологическая карта урока окружающего мира


Тема: «Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?»


1 класс




Учитель начальных классов: Сесина Анастасия Валентиновна



















Технологическая карта урока окружающего мира.

1.Дидактическое обоснование:

«Окружающий мир 1класс» (1 часть) А. А. Плешаков. УМК «Школа России»

2.Тема урока: «Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?».

3. Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с многообразием животных, их общими и отличительными особенностями, формирования понятия животные, научиться классифицировать их; узнать среду обитания, похожие и отличительные черты; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.

4.Тип урока: урок открытия нового знания

5.Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять понятия животные, выделять общие и отличительные особенности животных, классифицировать животных на: птиц, зверей, насекомых и рыб.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять общие и отличительные особенности животных; предметные – знакомиться с многообразием животных; знать и объяснять понятия звери, рыбы, птицы, насекомые.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, учатся правильному отношению к окружающему миру, к животным .

6.Оборудовани: компьютер, экран, учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир 1 класс», презентация, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, лучики, капельки, солнышко, электронная выставка экспонатов животных.

7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная.














Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты




Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!


Сегодня наш урок мы начнём с разгадывания кроссворда, по результатам которого вы определите тему урока. Внимание! Отгадки нужно будет не только произнести, но и изобразить.


Подготовка класса к работе.





Настрой на дальнейшую работу.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(Кроссворд на экране)

Слайд 1-9.

Выявляет уровень знаний.

– Отгадайте загадки:

1.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.(Ёж)

2.Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан. (Жираф)


3.Полюбуйтесь поскорей!

Перед вами — царь зверей,

Всколыхнулась чудо-грива,

Шелковиста и красива.

(Лев)


4. Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон)


5. На полярном берегу

Все законы строгие.

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир. (Тюлень)


6. Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан

И, за хвост на них повиснув,

Уплетала я банан. (Обезьяна)


7. Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебра)


8. Вот хорошая задумка -

На животик вешать сумку!

Можно в ней носить детей,

И скакать среди степей. (Кенгуру)


– Какое слово у нас получилось в центре?

-Скажите, все ли животные которые мы сейчас отгадали, живут у нас в нашем крае, области ?

— Давайте вспомним, кто относится к животным. Кто изображен на рисунках? Давайте вспомним их названия и общие группы (Насекомые, птицы, рыбы, звери).

Слайд 10-11.









Отгадывают загадки.

Изображают животных.





























































Животные


Нет.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


3.. Постановка учебной задачи

Слайд 12.

— Учитель из Магнитогорской школы задала на уроке вопрос, каких животных своего региона знают ученики. Вот их ответы.

Как вы считаете, кто из них правильно ответил на вопрос?

— Почему первый ученик не прав?



— Почему вторая ученица не права?



Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

1.-Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?» Слайд 13.


2.Целеполагание.

О каких животных мы будем говорить сегодня на уроке?

- На уроке слушаем меня внимательно, в конце урока вы мне ответите на вопрос: Что мы знаем о животных?


Слайд 14.

-Какие цели вы можете поставить каждый перед собой?

  • Научимся называть группы животных

и приводить примеры их представителей.

  • Узнаем особенности жизни животных

своего региона.




(Третья ученица).



(Он назвал животных, но они не обитают в этом регионе).

(Она назвала не животных, а растения).


Называют тему урока.




-О птицах, рыбах, зверях, насекомых.





Внимательно слушать, отвечать на уроке, вести себя хорошо…

Узнаем о животных, какие живут в нашем регионе.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации.

Логические – формулирование проблемы.


4. Открытие нового знания































































































































































Работа в группах.







































































































Игра - физминутка “Бывает или не бывает”
















5. Первичное закрепление

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.









Доп. информация




-Отлично. Теперь предположите, а как мы можем узнать все о животных?

Слайд 15.

Ребята выдвигают гипотезы:

  • посмотреть в словарь

  • спросить у родителей

  • спросить у учителя

  • посмотреть в интернете

  • в учебнике «Окружающий мир»

-Правильно.

Нам лисичка принесла телеграмму, для того, чтобы мы с вами узнали интересную информацию о животных.

Давайте, её прочитаем. Слайд 16.

Животные – самая разнообразная группа организмов на Земле.

 Их около 2 млн. видов. Они обитают повсюду — в воздухе, на суше, в пресных и соленых водоемах, на дне океана, в почве. Столь же они разнообразны и по внешнему виду, размеру . Животные, как и все другие живые организмы, дышат, питаются, растут, размножаются, погибают. Животные хорошо приспособлены к обитанию в определённых условиях. Их строение всегда соответствует месту обитания и образу жизни.


Животные не могут быть все одинаковыми, у них есть отличительные особенности. Согласны?

Давайте, попробуем разобраться, какие отличительные особенности, признаки есть у каждой группы животных.

-Назовите отличительные признаки  зверей Слайд 17.

Ребята, а вы знаете, животных нашего региона?

Здесь обитают- более 60 видов животных.

Хищники
Слайд 18. Самым крупным хищником среди животных Челябинской области является бурый медведь, распространен в горнолесных районах.

Слайд 19. Барсук, распространен по всей области .

Слайд 20.Волк, встречается во всех районах

Слайд 21. Горностая можно встретить в лесостепной зоне, в горной части – в сосново-березовых и темнохвойных лесах.

Слайд 22. Обыкновенная лисица, наиболее многочисленное поголовье в лесостепной зоне.

Слайд 23. Косуля практически не заходит в горные таежные леса,


Слайд 24 Лось, самый крупный представитель отряда копытных, встречается во всех районах области, предпочитает леса.

Слайд 25. Пятнистый олень, численность которого угрожающе мала, любит лиственные леса и степные участки;


-Назовите отличительные признаки  птиц Слайд 26.

-Ребята, а кто знает какие птицы обитают у нас в регионе?

В Челябинской области насчитывается– около 300 птиц.

Птицы

Слайд 27. Воробей -это маленькая птичка, в окрасе которой есть коричневые, буроватые и серые тона. Крылышки воробья украшены тёмными и светлыми полосками, выделяющимися крапинками. Голова, брюшко и область вокруг ушей у воробья либо светло-серые, либо светло-коричневые.

Слайд 28. Вороны — род птиц из семейства врановых. Семейство врановые распространены почти по всему земному шару, кроме Антарктики, юга Южной Америки, Центральной Австралии и некоторых островов Океании. В семейство врановых входят самые крупные представители отряда. Обычно это большеголовые, плотного сложения птицы, с крепким, относительно длинным клювом. Крылья обычно короткие и широкие. Окраска черная, серая, коричневатая; часто хорошо заметен металлический отблеск.

Слайд 29. Голубь сизый — широко распространённая птица семейства голубиных. На территории Челябинской области из представителей отряда гнездится 6 видов: вяхирь, голубь сизый, горлицы, (обыкновенная, большая и кольчатая), клинтух. Современные голуби имеют плотное телосложение. Хвост умеренной длины, закругленный. Крылья средних размеров, с заостренной вершиной. Хорошо летают. Клюв слабый, недлинный, в основании покрыт мягкой кожистой восковицей, которая прикрывает и ноздри. Ноги короткие, 4-палые. Голуби хорошо ходят, бегают плохо.

Слайд 30. Синица - распространённая птица из семейства синицевых, отряда воробьинообразных. В пределах России насчитывается 11 видов, в Челябинской области гнездится 8 видов. Самый обычный вид — синица большая. Низ туловища желтый, спина зеленая, голова черная с белыми пятнами на щеках. На груди продольная черная полоса (у самца на брюшке переходит в пятно). Мелкие по размерам птицы на территории Челябинской области населяют в основном лесные насаждения.



- Насекомые. Их отличительные особенности. Слайд 31.

-Кто назовёт мне насекомых, которых вы встречали у нас в городе, области?

На территории Челябинской области отмечено 1323 вида насекомых.

Сейчас я перечислю только малую часть насекомых, которые находятся в Красной книге Челябинской области.


Слайд 32. Бабочка Адмирал - одна из самых красивых бабочек, которых можно встретить на наших лугах. Свое название она получила из-за красных полосок, которые идут по краю задних крыльев и пересекают передние крылья посредине. Точь-в-точь как красные лампасы у адмиралов на флоте. По краям передних крыльев есть белые и красные точки на черном или коричневом фоне. В самом углу задних крыльев – голубые пятна. Крылья при полете достигают шести с половиной сантиметров в размахе. Обитает эта бабочка обычно на берегах рек и озер, у края леса, на лугу. Часто можно увидеть ее порхающей вдоль дороги.

Слайд 33. Богомол является членистоногим насекомым. Сгиб локтя человека схож со сгибом конечностей богомола. Сгибает конечности богомол, когда находится в засаде и ждёт подходящую добыче, при этом он обычно покачивает головой. В таком положение насекомое похоже на моляшегося человека, поэтому насекомое и получило такое название. У всех богомолов тело удлиненно. Голова богомолов имеет форму, близкую к треугольнику, она может вращаться практически вокруг своей оси. Такая особенность помогает богомолу своевременно распознать врага, находящегося сзади. Глаза богомола имеют выпуклую форму и довольно большой размер, находятся они по бокам головы. Кроме того, у богомолов есть 3 маленьких глазика, которые находятся под усиками. Окраска тела богомола зависит напрямую от среды, что его окружает, так как она имеет маскировочный характер.

Слайд 34. Бронзовки, копошась в цветках, переливаются, словно драгоценные камешки, а взлетев, описывают в воздухе круги с громким басовитым гудением. С древнегреческого переводится как «металлический жук». Ее надкрылья и правда отливают металлическим блеском. Они могут быть изумрудно-зеленые, медно-красные, синие, фиолетовые, многие подвиды имеют золотистый отлив. Все бронзовки ведут дневной образ жизни. Ночью они спускаются на землю и прячутся под листьями и у корней. В прохладную облачную погоду они неподвижно сидят на растениях, зарывшись головой поглубже в цветки. А в жаркие солнечные дни, когда они бывают особенно активны, их можно увидеть на открытых участках, светлых опушках и полянах ползающими или летающими в поисках пищи.

- А какой группе мы не сказали? Слайд 35-41.

В Челябинской области обитает более 40 видов рыб. Среди них: белый амур, верховка, голавль, гольян, елец, жерех, карась,карп, краснопёрка, лещ, линь, пескарь обыкновенный, плотва, щука, сазан, толстолобики, уклейка, язь.



-Как одним словом можно назвать насекомых, птиц, рыб, зверей ? Слайд 42.



Еще нам лисёнок принёс задания. Эту работу мы будем выполнять в группах.

Но прежде, чем мы начнём работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.Слайд 43.

Слушать, что говорят другие.

  • Говорить спокойно и ясно, только по делу.

  • Помогать товарищам, если они об этом просят.

  • Работать дружно — вы одна команда.

  • Принимать активное участие в работе своей группы.

  • Не бояться высказывать своё мнение.

  • Работать тихо, не стараться всех перекричать.

  • Уважать мнение других членов группы.

  • Думать самому, а не рассчитывать на других.

  • В случае неправильного ответа группы не винить никого, отвечать за себя.

Послушайте задание.

Слайд 44-45.

Вам в группе нужно подумать, как передвигаются животные.

Соедини стрелочками ,как передвигается каждое животное.

Давайте проверим, обменяемся листочками с соседними группами.

Молодцы ребята!

Посмотрите на следующее задание.Слайд 46-47.

Совершенно верно - все животные питаются.

Слайд 48-49.

Давайте теперь подумаем, чем же может питаться медведь?Лев? Лось? Соедини стрелочками, чем могут питаться животные.

Давайте проверим.

Откроем учебник стр.72

Давайте сделаем вывод.

Все животные питаются,

Животные передвигаются, но по – разному (летают, прыгают, ходят, плавают).

Многие животные строят жилища для себя и своего потомства.



Продолжим наше увлекательное путешествие в мире животных.

- Давайте поиграем с вами в игру «Бывает или не бывает». Если я произношу правильное предложение и вы с ним согласны, то вы садитесь наприседки, если не согласны, то остаётесь неподвижны.

Бывает или нет у зайца хвост      +

------ у ежа клюв                             -

------у рыбы хвост                          +

-----у волка 6 лап                            -

-----у жука крылья                          +

------у ласточки шерсть                  -

-Молодцы! Садитесь.


-Так кто такие животные? Слайд 50.

Учащиеся делают вывод по правилу в учебнике стр. 73, что животные – это насекомые, рыбы, птицы и звери.

Итак ребята,мы с вами узнали, кто такие животные, заполните какие группы животных вы запомнили. Слайд 51-52.

Слайд 53. А теперь вам нужно нарисовать животное нашего региона и написать название.





Животных изучают люди разных профессий.

Птиц изучают- орнитологи.

Зверей- зоологи.

Рыб- ихтиологи.

Насекомых- энтомологи.




Слайд 54. Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

1. У нас было задание…

2. Мы выяснили, что….

1 группа:

-Какие признаки являются их отличительными особенностями?

2 группа:

-Какие признаки являются их отличительными особенностями?

3 группа:

-Какие признаки являются их отличительными особенностями?

4 группа:

-Какие признаки являются их отличительными особенностями?

Молодцы ребята!



Отвечают, предполагают.















Слушают телеграмму.

У каждого на парте находится телеграмма.






Да.




Перечисляют.

Отличительные признаки

Звери

4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком.



















Птицы

2 ноги, Тело покрыто перьями, есть клюв







































Насекомые

6 ног















































Рыбы

Тело покрыто чешуёй, дышат жабрами.




(животные). 






Выполняют














































































































Животные – это насекомые, рыбы, птицы и звери.







Заполняют.



Самостоятельная работа. Взаимопроверка по эталону


















Анализируют свою работу.












Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации






Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Итак, наш урок подошел к концу.

Слайд 55. Вернемся к нашим целям, мы достигли поставленные нами цели?

-На какой вопрос вы должны были ответить в конце урока?

- Что мы знаем о животных?

Слайд 56.

  • Я запомнил, что:

  • Меня удивило, что:

  • Я впервые узнал, что:

  • В будущем я постараюсь…

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.




Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:смыслообразование.

7. Оценка деятельности на уроке

-Ребята, давайте сейчас оценим свои достижения.

( Звучит веселая музыка)

На доске вы видите солнышко без лучиков и тучку без капелек. У вас у каждого есть один лучик, и одна капелька. Если после урока осталось хорошее настроение и у вы считаете что у вас все получилось, то прикрепите к солнышку лучик. Если же что- то не получилось и у вам осталось не очень хорошее настроение, то прикрепите к тучке – капельку.

-Спасибо за урок! Слайд 57.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.



Личностные: самоопределение.