2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | (Кроссворд на экране) Слайд 1-9. Выявляет уровень знаний. – Отгадайте загадки: 1.Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.(Ёж) 2.Вот живой подъемный кран, Обитатель жарких стран. Со стволов многоэтажных Рвет и листья, и банан. (Жираф) 3.Полюбуйтесь поскорей! Перед вами — царь зверей, Всколыхнулась чудо-грива, Шелковиста и красива. (Лев) 4. Носом-шлангом великан Моется, как в душе. Этот житель жарких стран Всех крупней на суше. (Слон) 5. На полярном берегу Все законы строгие. Но морозы и пургу Терпят ластоногие. Хоть от края и до края Ледяной суровый мир, Но от холода спасает Их подкожный толстый жир. (Тюлень) 6. Прибыла из жарких стран, Там жила среди лиан И, за хвост на них повиснув, Уплетала я банан. (Обезьяна) 7. Вот лошадки, все в полосках, Может быть, они в матросках Нет, они такого цвета. Угадайте, кто же это? (Зебра) 8. Вот хорошая задумка - На животик вешать сумку! Можно в ней носить детей, И скакать среди степей. (Кенгуру) – Какое слово у нас получилось в центре? -Скажите, все ли животные которые мы сейчас отгадали, живут у нас в нашем крае, области ? — Давайте вспомним, кто относится к животным. Кто изображен на рисунках? Давайте вспомним их названия и общие группы (Насекомые, птицы, рыбы, звери). Слайд 10-11. | Отгадывают загадки. Изображают животных. Животные Нет. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4. Открытие нового знания Работа в группах. Игра - физминутка “Бывает или не бывает” 5. Первичное закрепление Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Доп. информация | -Отлично. Теперь предположите, а как мы можем узнать все о животных? Слайд 15. Ребята выдвигают гипотезы: -Правильно. Нам лисичка принесла телеграмму, для того, чтобы мы с вами узнали интересную информацию о животных. Давайте, её прочитаем. Слайд 16. Животные – самая разнообразная группа организмов на Земле. Их около 2 млн. видов. Они обитают повсюду — в воздухе, на суше, в пресных и соленых водоемах, на дне океана, в почве. Столь же они разнообразны и по внешнему виду, размеру . Животные, как и все другие живые организмы, дышат, питаются, растут, размножаются, погибают. Животные хорошо приспособлены к обитанию в определённых условиях. Их строение всегда соответствует месту обитания и образу жизни. Животные не могут быть все одинаковыми, у них есть отличительные особенности. Согласны? Давайте, попробуем разобраться, какие отличительные особенности, признаки есть у каждой группы животных. -Назовите отличительные признаки зверей Слайд 17. Ребята, а вы знаете, животных нашего региона? Здесь обитают- более 60 видов животных. Хищники Слайд 18. Самым крупным хищником среди животных Челябинской области является бурый медведь, распространен в горнолесных районах. Слайд 19. Барсук, распространен по всей области . Слайд 20.Волк, встречается во всех районах Слайд 21. Горностая можно встретить в лесостепной зоне, в горной части – в сосново-березовых и темнохвойных лесах. Слайд 22. Обыкновенная лисица, наиболее многочисленное поголовье в лесостепной зоне. Слайд 23. Косуля практически не заходит в горные таежные леса, Слайд 24 Лось, самый крупный представитель отряда копытных, встречается во всех районах области, предпочитает леса. Слайд 25. Пятнистый олень, численность которого угрожающе мала, любит лиственные леса и степные участки; -Назовите отличительные признаки птиц Слайд 26. -Ребята, а кто знает какие птицы обитают у нас в регионе? В Челябинской области насчитывается– около 300 птиц. Птицы Слайд 27. Воробей -это маленькая птичка, в окрасе которой есть коричневые, буроватые и серые тона. Крылышки воробья украшены тёмными и светлыми полосками, выделяющимися крапинками. Голова, брюшко и область вокруг ушей у воробья либо светло-серые, либо светло-коричневые. Слайд 28. Вороны — род птиц из семейства врановых. Семейство врановые распространены почти по всему земному шару, кроме Антарктики, юга Южной Америки, Центральной Австралии и некоторых островов Океании. В семейство врановых входят самые крупные представители отряда. Обычно это большеголовые, плотного сложения птицы, с крепким, относительно длинным клювом. Крылья обычно короткие и широкие. Окраска черная, серая, коричневатая; часто хорошо заметен металлический отблеск. Слайд 29. Голубь сизый — широко распространённая птица семейства голубиных. На территории Челябинской области из представителей отряда гнездится 6 видов: вяхирь, голубь сизый, горлицы, (обыкновенная, большая и кольчатая), клинтух. Современные голуби имеют плотное телосложение. Хвост умеренной длины, закругленный. Крылья средних размеров, с заостренной вершиной. Хорошо летают. Клюв слабый, недлинный, в основании покрыт мягкой кожистой восковицей, которая прикрывает и ноздри. Ноги короткие, 4-палые. Голуби хорошо ходят, бегают плохо. Слайд 30. Синица - распространённая птица из семейства синицевых, отряда воробьинообразных. В пределах России насчитывается 11 видов, в Челябинской области гнездится 8 видов. Самый обычный вид — синица большая. Низ туловища желтый, спина зеленая, голова черная с белыми пятнами на щеках. На груди продольная черная полоса (у самца на брюшке переходит в пятно). Мелкие по размерам птицы на территории Челябинской области населяют в основном лесные насаждения. - Насекомые. Их отличительные особенности. Слайд 31. -Кто назовёт мне насекомых, которых вы встречали у нас в городе, области? На территории Челябинской области отмечено 1323 вида насекомых. Сейчас я перечислю только малую часть насекомых, которые находятся в Красной книге Челябинской области. Слайд 32. Бабочка Адмирал - одна из самых красивых бабочек, которых можно встретить на наших лугах. Свое название она получила из-за красных полосок, которые идут по краю задних крыльев и пересекают передние крылья посредине. Точь-в-точь как красные лампасы у адмиралов на флоте. По краям передних крыльев есть белые и красные точки на черном или коричневом фоне. В самом углу задних крыльев – голубые пятна. Крылья при полете достигают шести с половиной сантиметров в размахе. Обитает эта бабочка обычно на берегах рек и озер, у края леса, на лугу. Часто можно увидеть ее порхающей вдоль дороги. Слайд 33. Богомол является членистоногим насекомым. Сгиб локтя человека схож со сгибом конечностей богомола. Сгибает конечности богомол, когда находится в засаде и ждёт подходящую добыче, при этом он обычно покачивает головой. В таком положение насекомое похоже на моляшегося человека, поэтому насекомое и получило такое название. У всех богомолов тело удлиненно. Голова богомолов имеет форму, близкую к треугольнику, она может вращаться практически вокруг своей оси. Такая особенность помогает богомолу своевременно распознать врага, находящегося сзади. Глаза богомола имеют выпуклую форму и довольно большой размер, находятся они по бокам головы. Кроме того, у богомолов есть 3 маленьких глазика, которые находятся под усиками. Окраска тела богомола зависит напрямую от среды, что его окружает, так как она имеет маскировочный характер. Слайд 34. Бронзовки, копошась в цветках, переливаются, словно драгоценные камешки, а взлетев, описывают в воздухе круги с громким басовитым гудением. С древнегреческого переводится как «металлический жук». Ее надкрылья и правда отливают металлическим блеском. Они могут быть изумрудно-зеленые, медно-красные, синие, фиолетовые, многие подвиды имеют золотистый отлив. Все бронзовки ведут дневной образ жизни. Ночью они спускаются на землю и прячутся под листьями и у корней. В прохладную облачную погоду они неподвижно сидят на растениях, зарывшись головой поглубже в цветки. А в жаркие солнечные дни, когда они бывают особенно активны, их можно увидеть на открытых участках, светлых опушках и полянах ползающими или летающими в поисках пищи. - А какой группе мы не сказали? Слайд 35-41. В Челябинской области обитает более 40 видов рыб. Среди них: белый амур, верховка, голавль, гольян, елец, жерех, карась,карп, краснопёрка, лещ, линь, пескарь обыкновенный, плотва, щука, сазан, толстолобики, уклейка, язь. -Как одним словом можно назвать насекомых, птиц, рыб, зверей ? Слайд 42. Еще нам лисёнок принёс задания. Эту работу мы будем выполнять в группах. Но прежде, чем мы начнём работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.Слайд 43. Слушать, что говорят другие. Говорить спокойно и ясно, только по делу. Помогать товарищам, если они об этом просят. Работать дружно — вы одна команда. Принимать активное участие в работе своей группы. Не бояться высказывать своё мнение. Работать тихо, не стараться всех перекричать. Уважать мнение других членов группы. Думать самому, а не рассчитывать на других. В случае неправильного ответа группы не винить никого, отвечать за себя. Послушайте задание. Слайд 44-45. Вам в группе нужно подумать, как передвигаются животные. Соедини стрелочками ,как передвигается каждое животное. Давайте проверим, обменяемся листочками с соседними группами. Молодцы ребята! Посмотрите на следующее задание.Слайд 46-47. Совершенно верно - все животные питаются. Слайд 48-49. Давайте теперь подумаем, чем же может питаться медведь?Лев? Лось? Соедини стрелочками, чем могут питаться животные. Давайте проверим. Откроем учебник стр.72 Давайте сделаем вывод. Все животные питаются, Животные передвигаются, но по – разному (летают, прыгают, ходят, плавают). Многие животные строят жилища для себя и своего потомства. Продолжим наше увлекательное путешествие в мире животных. - Давайте поиграем с вами в игру «Бывает или не бывает». Если я произношу правильное предложение и вы с ним согласны, то вы садитесь наприседки, если не согласны, то остаётесь неподвижны. Бывает или нет у зайца хвост + ------ у ежа клюв - ------у рыбы хвост + -----у волка 6 лап - -----у жука крылья + ------у ласточки шерсть - -Молодцы! Садитесь. -Так кто такие животные? Слайд 50. Учащиеся делают вывод по правилу в учебнике стр. 73, что животные – это насекомые, рыбы, птицы и звери. Итак ребята,мы с вами узнали, кто такие животные, заполните какие группы животных вы запомнили. Слайд 51-52. Слайд 53. А теперь вам нужно нарисовать животное нашего региона и написать название. Животных изучают люди разных профессий. Птиц изучают- орнитологи. Зверей- зоологи. Рыб- ихтиологи. Насекомых- энтомологи. Слайд 54. Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану: 1. У нас было задание… 2. Мы выяснили, что…. 1 группа: -Какие признаки являются их отличительными особенностями? 2 группа: -Какие признаки являются их отличительными особенностями? 3 группа: -Какие признаки являются их отличительными особенностями? 4 группа: -Какие признаки являются их отличительными особенностями? Молодцы ребята! | Отвечают, предполагают. Слушают телеграмму. У каждого на парте находится телеграмма. Да. Перечисляют. Отличительные признаки Звери 4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком. Птицы 2 ноги, Тело покрыто перьями, есть клюв Насекомые 6 ног Рыбы Тело покрыто чешуёй, дышат жабрами. (животные). Выполняют Животные – это насекомые, рыбы, птицы и звери. Заполняют. Самостоятельная работа. Взаимопроверка по эталону Анализируют свою работу. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |