СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ФГОС "Мир как система: циклические алгоритмы", 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ФГОС "Мир как система: циклические алгоритмы", 9 класс»

Учитель информатики: Абакумова Ольга Николаевна МБОУ «СОШ № 42», г. Курск

Тема урока: Мир как система: циклические алгоритмы.

Класс: 9

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока (формулировка для учителя): контроль усвоения знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках, закрепить знания по построению циклических алгоритмов.

Планируемый результат (для учащихся): закрепить полученные знания о циклических алгоритмах, выполнить практические задания, научиться составлять алгоритмы.

Основные задачи:

Предметные:

  • формирование навыков чтения и построения блок-схем циклических алгоритмов, написание программ в среде КУМИР.

    • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

    • формирование представления об основных изучаемых понятиях — «алгоритм», «исполнитель»;

    • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

    • формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

    • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Метапредметные:

  • владение общепредметными понятиями «система», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету, коммуникативной культуры, умения работать в команде;

УУД:

Формирование личностных УУД:

  • формирование самостоятельной деятельности учащихся;

  • оценивание личностной ценности изучаемых алгоритмов действий;

Формирование регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

Формирование познавательных УУД: умение оформить результаты своей деятельности, умение работать с инструкциями;

Формирование коммуникативных УУД: умение представить себя устно и письменно.

Знания, умения, навыки и качества, которые обучающиеся

Актуализируют: запись на языке блок-схем циклических алгоритмах

Приобретут: знания, умения и навыки по составлению циклических алгоритмах;

Закрепят: теоретическую информацию о циклических алгоритмах

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, доска

Литература: Семакин. Учебник для 9 класса.





Ход урока



Этап/подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые ЭОР

УУД, формируемые у ученика

1.

Организационный период

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя


Личностные, коммуникативные



Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок я хочу начать с гороскопа. Узнаем, что ждать от сегодняшнего дня. (Читается гороскоп для каждого.) Для Девы пока загадка, но чуть позже и для этого знака мы дадим прогноз

А проверить предсказание звезд мы сможем уже сейчас в нашей игре. Она называется «Скоростные колпачки».

Правила:

На экране появляется карта. Игроки сразу же начинают переставлять колпачки так, чтобы их цвета шли в той же последовательности, что и цвета на открывшейся карте. Обратите внимание, что на одних картах цвета чередуются горизонтально, а на других — вертикально. Если цвета на карте идут горизонтально, расставляйте колпачки в один ряд друг за другом. Если на открывшейся карте цвета идут вертикально, ставьте колпачки друг на друга (как в примерах ниже).

Расставивший колпачки игрок должен тут же нажать кнопку звонка.

Тот, кто позвонил первым и правильно  расставил, колпачки получает балл для своей команды. Если он ошибся балл не получает никто.

Перед началом нового раунда расставьте колпачки в один ряд (друг за другом).

А сейчас посмотрите на экране видео и в конце ответьте на вопрос, что объединяет гороскоп, игру и солнечную систему. (Циклические алгоритмы)

Верно, мы будем говорить о циклических алгоритмах и тема нашего урока: «Мир как система: циклические алгоритмы.»

Что такое система? Можно ли назвать циклический алгоритм системой? Где ещё мы в жизни сталкиваемся с циклическими алгоритмами?

У нас остался прогноз для Девы и пришло время открыть конверт.

Каков же прогноз? Будьте внимательны. Это непростой день, но добиться успеха все же можно. Для этого потребуется осторожность. Старайтесь продумывать каждый шаг, не спешить с решениями, не говорите лишнего. 

Поскольку мы с вами уже знакомы с теоретическими основами этой темы, то сегодняшний урок мы посвятим практической работе.

Давайте поставим задачи на этот урок.

1. формирование навыков чтения и построения блок-схем циклических алгоритмов, написание программ в среде КУМИР




2.

Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним прошлые уроки.

Какие виды циклических алгоритмах вы знаете?

Чем отличаются циклы друг от друга?

1. Что такое циклический алгоритм?

2. Какие бывают циклы?

Отвечают на вопросы


Познавательные, коммуникативные

Мы сегодня будем работать с блок схемами (Какой это способ записи алгоритма? - графический).

Чтобы успешно выполнить последующие задания, вспомним функции каждого блока. Я буду называть функции, а вы поднимаете его геометрический аналог.

Работа фронтально с раздаточным материалом



4.

Выполнение практического задания в парах

Итак, ребята, сегодня мы с вами закрепим ранее изученные алгоритмы с циклом.

Чтение готовых алгоритмов:

Задача 1: Найти результат работы алгоритма Для написания алгоритма используется цикл с предусловием. (105)

Задача 2: Найти Результат работы алгоритма. Для написания алгоритма используется цикл с параметром. (60)

Задача 3: Найти Результат работы алгоритма. В данной задаче циклический алгоритм с постусловием. (-10)

Каждая группа сверяется с результатом на доске и ставит в лист самооценки 1 балл если всё верно.

Решение задачи в парах

Презентация (слайд 1-3)

Личностные, познавательные,

регулятивные, коммуникативные

5

Самостоятельная разработка алгоритма в редакторе блок-схем

Разработка алгоритма в редакторе блок-схем Задача: Найти произведение первых 10 натуральных чисел.

1. Цикл с предусловием.

2. Цикл с параметром.

3. Цикл с постусловием.

Что нужно задать обязательно до циклического алгоритма? Начальное значение произведения.

Что ещё нужно задать в циклах с пост и предусловием? Значение первого числа до цикла и его увеличение в цикле.

Каждая группа сверяется с результатом на доске и ставит в лист самооценки 1 балл если всё верно.

Анализ работы: Данный редактор даёт нам возможность не только создавать и редактировать блок-схемы алгоритмов, но и позволят экспортировать блок-схему в исходный текст программы для разных языков программирования.

Выберите Паскаль и ответьте на вопросы.

1. Какой оператор в языке Паскаль используется для представления цикла с параметром?

2. Какой оператор в языке Паскаль используется для представления цикла с предусловием?

3. Какой оператор в языке Паскаль используется для представления цикла с постусловием?

4. Какой это способ записи алгоритмов?

Выполняют работу за ПК индивидуально



6

Практическая работа

Скажите, кто может выполнять алгоритм? – Исполнитель. Продолжаем изучение исполнителя Робот и решим задачу по материалам ОГЭ, но с использованием разных типов циклов. Первая группа – цикл повтори n-раз, а вторая – цикл «пока».

Пройдите за компьютеры. Скажите, а компьютер мы можем назвать системой?

Да.

Посмотрите на обстановки для Робота в задачах. Что они вам напоминают.

Обстановками для Робота в задачах являются схематические обозначения знаков зодиаков.

Теперь изменим обстановку и вновь запустим программы. У первой группы робот не выполнил поставленную задачу, а у второй – работает верно и в измененной обстановке. Дети делают выводы, что написание программы циклами с предусловием даёт правильное решение, при любом масштабировании обстановки, что важно при оценивании на ОГЭ.

Выполняют работу за ПК индивидуально



7.

Домашнее задание

Составить задачу для исполнителя Робот и решить её с использованием циклов с предусловием.

Записывают домашнее задание в дневник

Презентация (слайд )

Личностные, познавательные,

регулятивные

8

Подведение итогов урока.

Игра в Kahoot

В каком из циклов условие выполнится хотя бы один раз?

Что сделает исполнитель Робот, получив команду направо?

В каком из циклов «тело цикла» может не выполнится ни разу?

Как визуально изменится уже закрашенная клетка при её повторном закрашивании исполнителем Робот?

В каком из циклов заранее известен шаг?

Скажите, ребята, у кого прогноз на сегодняшний день, с которого мы начали урок, оправдался?

Нужны ли алгоритмы в нашей жизни, помогают ли они нам?

Как вы считаете, жить по какой-то системе, придерживаться каких-то алгоритмов это правильно?

Постоянный режим дня, устойчивые привычки, приверженность к одному месту учёбы, работы, сложившемуся кругу общения – всё это неплохо. Но психологи советуют, чтобы быть по настоящему счастливым, вносить в свою жизнь элемент новизны. Время от времени изменить свои привычки, выбрать новый маршрут до дома, найти новое хобби …

Отвечают на вопросы.



9.

Рефлексия.

Рефлексия «На пути к Солнцу».

На экране вы видите Солнце и вокруг него 3 орбиты. Каждая орбита определяет вашу деятельность на уроке. Самая ближняя к Солнцу говорит о том, что получилось справиться со всеми заданиями и всё было понятно, средняя – что что-то не получилось, а крайняя – что многое не получилось и есть над чем поработать. На доске есть все ваши знаки зодиака и уходя расположите его на соответствующую орбиту.

Спасибо за работу на уроке, вы все молодцы, до свидания.



Личностные, коммуникативные