владение общепредметными понятиями «система», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
№ | Этап/подэтап учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые ЭОР | УУД, формируемые у ученика |
1. | Организационный период | Приветствие учеников, проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя | | Личностные, коммуникативные |
| | Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок я хочу начать с гороскопа. Узнаем, что ждать от сегодняшнего дня. (Читается гороскоп для каждого.) Для Девы пока загадка, но чуть позже и для этого знака мы дадим прогноз А проверить предсказание звезд мы сможем уже сейчас в нашей игре. Она называется «Скоростные колпачки». Правила: На экране появляется карта. Игроки сразу же начинают переставлять колпачки так, чтобы их цвета шли в той же последовательности, что и цвета на открывшейся карте. Обратите внимание, что на одних картах цвета чередуются горизонтально, а на других — вертикально. Если цвета на карте идут горизонтально, расставляйте колпачки в один ряд друг за другом. Если на открывшейся карте цвета идут вертикально, ставьте колпачки друг на друга (как в примерах ниже). Расставивший колпачки игрок должен тут же нажать кнопку звонка. Тот, кто позвонил первым и правильно расставил, колпачки получает балл для своей команды. Если он ошибся балл не получает никто. Перед началом нового раунда расставьте колпачки в один ряд (друг за другом). А сейчас посмотрите на экране видео и в конце ответьте на вопрос, что объединяет гороскоп, игру и солнечную систему. (Циклические алгоритмы) Верно, мы будем говорить о циклических алгоритмах и тема нашего урока: «Мир как система: циклические алгоритмы.» Что такое система? Можно ли назвать циклический алгоритм системой? Где ещё мы в жизни сталкиваемся с циклическими алгоритмами? У нас остался прогноз для Девы и пришло время открыть конверт. Каков же прогноз? Будьте внимательны. Это непростой день, но добиться успеха все же можно. Для этого потребуется осторожность. Старайтесь продумывать каждый шаг, не спешить с решениями, не говорите лишнего. Поскольку мы с вами уже знакомы с теоретическими основами этой темы, то сегодняшний урок мы посвятим практической работе. Давайте поставим задачи на этот урок. 1. формирование навыков чтения и построения блок-схем циклических алгоритмов, написание программ в среде КУМИР | | | |
2. | Актуализация опорных знаний | Давайте вспомним прошлые уроки. Какие виды циклических алгоритмах вы знаете? Чем отличаются циклы друг от друга? 1. Что такое циклический алгоритм? 2. Какие бывают циклы? | Отвечают на вопросы | | Познавательные, коммуникативные |
Мы сегодня будем работать с блок схемами (Какой это способ записи алгоритма? - графический). Чтобы успешно выполнить последующие задания, вспомним функции каждого блока. Я буду называть функции, а вы поднимаете его геометрический аналог. | Работа фронтально с раздаточным материалом | | |
4. | Выполнение практического задания в парах | Итак, ребята, сегодня мы с вами закрепим ранее изученные алгоритмы с циклом. Чтение готовых алгоритмов: Задача 1: Найти результат работы алгоритма Для написания алгоритма используется цикл с предусловием. (105) Задача 2: Найти Результат работы алгоритма. Для написания алгоритма используется цикл с параметром. (60) Задача 3: Найти Результат работы алгоритма. В данной задаче циклический алгоритм с постусловием. (-10) Каждая группа сверяется с результатом на доске и ставит в лист самооценки 1 балл если всё верно. | Решение задачи в парах | Презентация (слайд 1-3) | Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
5 | Самостоятельная разработка алгоритма в редакторе блок-схем | Разработка алгоритма в редакторе блок-схем Задача: Найти произведение первых 10 натуральных чисел. 1. Цикл с предусловием. 2. Цикл с параметром. 3. Цикл с постусловием. Что нужно задать обязательно до циклического алгоритма? Начальное значение произведения. Что ещё нужно задать в циклах с пост и предусловием? Значение первого числа до цикла и его увеличение в цикле. Каждая группа сверяется с результатом на доске и ставит в лист самооценки 1 балл если всё верно. Анализ работы: Данный редактор даёт нам возможность не только создавать и редактировать блок-схемы алгоритмов, но и позволят экспортировать блок-схему в исходный текст программы для разных языков программирования. Выберите Паскаль и ответьте на вопросы. 1. Какой оператор в языке Паскаль используется для представления цикла с параметром? 2. Какой оператор в языке Паскаль используется для представления цикла с предусловием? 3. Какой оператор в языке Паскаль используется для представления цикла с постусловием? 4. Какой это способ записи алгоритмов? | Выполняют работу за ПК индивидуально | | |
6 | Практическая работа | Скажите, кто может выполнять алгоритм? – Исполнитель. Продолжаем изучение исполнителя Робот и решим задачу по материалам ОГЭ, но с использованием разных типов циклов. Первая группа – цикл повтори n-раз, а вторая – цикл «пока». Пройдите за компьютеры. Скажите, а компьютер мы можем назвать системой? Да. Посмотрите на обстановки для Робота в задачах. Что они вам напоминают. Обстановками для Робота в задачах являются схематические обозначения знаков зодиаков. Теперь изменим обстановку и вновь запустим программы. У первой группы робот не выполнил поставленную задачу, а у второй – работает верно и в измененной обстановке. Дети делают выводы, что написание программы циклами с предусловием даёт правильное решение, при любом масштабировании обстановки, что важно при оценивании на ОГЭ. | Выполняют работу за ПК индивидуально | | |
7. | Домашнее задание | Составить задачу для исполнителя Робот и решить её с использованием циклов с предусловием. | Записывают домашнее задание в дневник | Презентация (слайд ) | Личностные, познавательные, регулятивные |
8 | Подведение итогов урока. | Игра в Kahoot В каком из циклов условие выполнится хотя бы один раз? Что сделает исполнитель Робот, получив команду направо? В каком из циклов «тело цикла» может не выполнится ни разу? Как визуально изменится уже закрашенная клетка при её повторном закрашивании исполнителем Робот? В каком из циклов заранее известен шаг? Скажите, ребята, у кого прогноз на сегодняшний день, с которого мы начали урок, оправдался? Нужны ли алгоритмы в нашей жизни, помогают ли они нам? Как вы считаете, жить по какой-то системе, придерживаться каких-то алгоритмов это правильно? Постоянный режим дня, устойчивые привычки, приверженность к одному месту учёбы, работы, сложившемуся кругу общения – всё это неплохо. Но психологи советуют, чтобы быть по настоящему счастливым, вносить в свою жизнь элемент новизны. Время от времени изменить свои привычки, выбрать новый маршрут до дома, найти новое хобби … | Отвечают на вопросы. | | |
9. | Рефлексия. | Рефлексия «На пути к Солнцу». На экране вы видите Солнце и вокруг него 3 орбиты. Каждая орбита определяет вашу деятельность на уроке. Самая ближняя к Солнцу говорит о том, что получилось справиться со всеми заданиями и всё было понятно, средняя – что что-то не получилось, а крайняя – что многое не получилось и есть над чем поработать. На доске есть все ваши знаки зодиака и уходя расположите его на соответствующую орбиту. Спасибо за работу на уроке, вы все молодцы, до свидания. | | | Личностные, коммуникативные |