СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В ходе урока учащиеся смогут расширить знания о пейзаже как жанре изобразительного искусства:познакомятся с картинами-пейзажами крупнейших русских художников И. Левитана, А. Саврасова, А.Куинджи, С.Ю. Жуковского и удмуртского художника С.Н. Виноградова. Дети научатся изображать гуашью пейзаж по представлению, выражая настроение цветом и его оттенками.
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Данные об учителе: Лямина Елена Вячеславовна, учитель изобразительного искусства Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 70» г. Ижевска Удмуртской Республики
Предмет: Изобразительное искусство Класс: 3 класс Учебник (УМК, программа): УМК «Школа России», Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. 3 класс «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2013 г.
Тема урока: Картина-пейзаж Раздел: Художник и музей Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: учебники, презентация к уроку, мультимедийная установка с возможностью аудио- и видеовоспроизведения, экран, одежда для Мастера Изображения, веточка вербы, рама для картины, набор для игры с элементами пейзажа, магнитные образы природы с названием темы и целями урока.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся готовятся к уроку. Начиная с 1 класса, велась работа по обучению наблюдению за природой и природными явлениями, их характером и эмоциональным состоянием. Учащиеся имеют художественный опыт изображения природы в разное время года, суток, используя возможности различных материалов и средства художественной выразительности: линия, штрих, пятно, ритм, цвет.
Учащиеся владеют:
1. Предметными УУД: умеют видеть работу Мастеров-художников в окружающем мире, знают несколько названий музеев страны и города, имеют представление о жанрах изобразительного искусства, знают выразительные свойства гуаши.
1. Регулятивными УУД: умеют определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя в совместной деятельности, высказывая свое предположение; оценивать результат своей деятельности самостоятельно по предложенным критериям, организовывать рабочее место для занятий.
2. Познавательными УУД: умеют анализировать и синтезировать необходимую информацию для решения проблемы, делать выводы под руководством учителя.
3. Коммуникативными УУД: умеют работать в группе по алгоритму под руководством учителя; излагать свое мнение, аргументируя его фактами, слушать одноклассников.
4. Личностными УУД: с помощью учителя умеют осуществлять рефлексию личностного отношения к собственной деятельности и работе одноклассников с позиции поставленных задач. Осознавать себя гражданином России в словах и действиях. Осознавать свои эмоции, выражать их и контролировать.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | - расширить знания о пейзаже как жанре изобразительного искусства; – выбирать, называть, сравнивать картины-пейзажи крупнейших русских художников И. Левитана, А. Саврасова, А.Куинджи, С.Ю. Жуковского и удмуртского художника С.Н. Виноградова; называть некоторые музеи России; - изображать гуашью пейзаж по представлению, выражая настроение цветом и его оттенками.
| Высокий: владеют знаниями о пейзаже как жанре изобразительного искусства, называют и сравнивают ряд картин-пейзажей, называют ведущие музеи России. Изображают пейзаж по представлению, выражая настроение цветом и его оттенками и используя выразительные свойства гуаши. Средний: допускают незначительные ошибки в определении понятия «пейзаж», запомнят единичные названия картин-пейзажей и ведущих музеев России. Допускают незначительные ошибки при написании пейзажа по представлению: в подборе цветов для передачи настроения, в использовании выразительных свойств гуаши. Низкий: допускают значительные ошибки в определении понятия «пейзаж», не всегда верно называют изученные картины-пейзажи и названия ведущих музеев. Затрудняются самостоятельно изображать элементы пейзажа по представлению, подбирать цвета для передачи настроения, использовать выразительные свойства гуаши. |
Познавательные | - выбирать информацию по теме «картина-пейзаж» для решения познавательных задач в доступных источниках; -осуществлять исследовательскую деятельность (наблюдать; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы и умозаключения; формулировать новые знания; структурировать знания); -анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции задач данной темы. | Высокий: самостоятельно выбирают достоверную информацию, необходимую для решения познавательных задач в доступных источниках; Средний: с помощью учителя выбирают достоверную информацию, необходимую для решения познавательных задач в доступных источниках; допускают незначительные ошибки в исследовательской деятельности, стараются анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции задач данной темы. Низкий: допускают значительные ошибки в выборе достоверной информации, необходимой для решения познавательных задач в доступных источниках; затрудняются вести исследовательскую деятельность и не предпринимают попыток к анализу собственную деятельности и работы одноклассников с позиции задач данной темы. |
Регулятивные | - организовать место для занятий; - формулировать и удерживать учебную задачу; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - прогнозировать результат своей деятельности с помощью учителя. | Высокий: формулируют и удерживают учебную задачу, выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить; определяют качество и уровень усвоения. Средний: частично формулируют и удерживают учебную задачу, с помощью учителя выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить, определяют качество и уровень усвоения. Низкий: не могут сформулировать и удержать учебную задачу, выделить то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения. |
Коммуникативные | - работать в паре, группе: вести диалог, интересоваться мнением собеседника и высказывать и обосновывать свое мнение, слушать; - строить речевое высказывание при рассматривании и сравнении картин-пейзажей о настроении и разных состояниях природы, которые художник передает цветом, точно выражая свои мысли.
| Высокий: участвуют в диалоге, выражают и обосновывают свою точку зрения, слушают собеседника, самостоятельно строят речевое высказывание при рассматривании и сравнении картин-пейзажей. Средний: участвуют в диалоге, слушают собеседника, но не всегда точно выражают свою точку зрения, строят речевое высказывание при рассматривании и сравнении картин-пейзажей. Низкий: участвуют в диалоге, высказывают свое мнение по наводящим вопросам учителя; не всегда точно оформляют свои мысли в устной форме. |
Личностные | - проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения художественно-творческой задачи по теме «Пейзаж»; - осознавать себя ценной частью общества, понимать и ценить следующие базовые ценности: «добро», «природа», «родина», «здоровье», «понимать позицию другого», «уважение».
| Высокий: проявляют высокий интерес к новому учебному материалу, способам решения художественно-творческой задачи по теме «Пейзаж»; принимают базовые ценности: «добро», «природа», «принимать позицию другого», «уважение» через познавательную и творческую деятельность. Средний: интересуются новым учебным материалом, используя предложенные учителем способы решения художественно-творческой задачи по теме «Пейзаж»; частично принимают базовые ценности: «добро», «природа», «принимать позицию другого», «уважение» через познавательную и творческую деятельность. Низкий: проявляют незначительный интерес к новому учебному материалу, способам решения художественно-творческой задачи по теме «Пейзаж»; принимают единичные базовые ценности через познавательную и творческую деятельность |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Организационный этап 1 минута
| 1.Создание положительного эмоционального настроя. 2.Проверка готовности учащихся к уроку
| Наблюдение
Педагогическое внушение
| Индивидуальная
Убеждение основанное на доверии
| Учитель: - Я рада приветствовать вас, ребята! - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. - Пожалуйста, присаживайтесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. Улыбнитесь друг другу.
|
Приветствуют друг друга и учителя. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку
|
Регулятивные: - организовывать место для занятий: - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией. Коммуникативные: - слушать и понимать учителя и одноклассников Личностные: -осознавать смысл учения |
2.Мотивационно-целевой этап, 5 минут |
1.Актуализация имеющихся знаний 2.Определение учебной задачи 3.Развитие познавательных интересов 4.Формирование основ исследовательской деятельности
|
Эмпатия
Рассматривание картины
Создание проблемной ситуации
Практический метод
Репродуктивный метод
Исследовательский метод |
Индивидуальная
Фронтальная
Работа в парах
Фронтальная |
- К нам на урок пришёл Мастер изображения.
(Ученик в роли Мастера Изображения в берете и с шарфом на шее. В руках: ветка вербы, рама от картины. Он идет, разглядывает картину, прикладывает к ней раму) Слайд №1 «И. Левитан «Март», аудиозвуки весны
Мастер Изображения: -Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел. А тени голубые - голубые! … И все вокруг залито солнцем!» - А сегодня у ручья, посмотрите, что нашел!!! Распустилась! (Ставит в вазу и уходит, напевая песенку) Учитель: - Посмотрите на подсказку Мастера. Изображения (учитель обращает внимание на раму от картины, картину на слайде) и определите, о чем он восхищенно рассказывает.
- Как вы думаете, где он мог увидеть такую весну? -Вспомните, где хранятся картины?
-Правильно, лучшие картины собираются в музеях искусства. - Какие музеи России и г. Ижевска вы помните или посещали?
-Предлагаю в парах отправится на виртуальную экскурсию в один из музеев страны и поиграть в игру «Лишняя картина». Слайд № 2
На экране представлены различные репродукции картин русских художников (С.Ю. Жуковский «Ранняя весна», А. Саврасов «Грачи прилетели», А.И. Куинджи «Ранняя весна» В. Серов «Девочка с персиками»). Обсудите в паре и выделите одну лишнюю репродукцию картины. Объясните друг другу свое мнение. На работу у вас 30 секунд. - Какая картина лишняя на выставке? Почему? -Кто считает так же, поднимите руку? (Учитель на экране удаляет картину В. Серова «Девочка с персиками») Объясните свое мнение. - Проверим, если мы правильно выполнили задание, то увидим здание музея, где хранится картина Исаака Левитана «Март».
Слайд 2 Появляется здание Третьяковской галереи в Москве. - Как называется этот музей? Где он находится? Слайд 3 Картины-пейзажи из игры
-Что объединяет все оставшиеся картины? Если на картине поле и река, Или горы, лес и облака, Или домик деревянный наш, Мы картину назовем... (пейзаж) Совместно формулируют тему урока: Тема урока: «Картина-пейзаж» (учитель открывает на магнитной доске тему урока) Совместно ставят цели урока по наводящим вопросам учителя (учитель открывает на магнитной доске цели урока) -Что мы должны узнать сегодня на уроке? - Вы верно заметили, что на всех картинах изображена весна, но у каждого художника она имеет свой характер и настроение. - Чему мы можем научиться, рассматривая эти пейзажи?
|
Рассматривают картину.
Рассуждают, дают ответы: - В руках у него рама от картины. -Рассказывает о природе весной, о картинах, на которых она изображается - Он мог ее увидеть, гуляя по улице, в музее. -Картины хранятся в картинных галереях или музеях, может быть и дома. Дают ответы Работают в паре Рассуждают, дают ответы: -Лишняя картина В. Серов «Девочка с персиками», т.к. на них изображен человек, а не природа - Третьяковская галерея в Москве -Это картины с изображением природы, весны.
1. Уточнить понятие «Пейзаж» 2. Научиться изображать настроение в весеннем пейзаже
| Предметные: -выбирать, сравнивать картины-пейзажи крупнейших русских художников И. Левитана, А. Саврасова, А.Куинджи, С.Ю. Жуковского; - называть некоторые музеи России; Познавательные: -осуществлять исследовательскую деятельность (наблюдать; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы и умозаключения; формулировать новые знания; структурировать знания); -определять цель учебной деятельности Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - прогнозировать результат своей деятельности. Коммуникативные: -работать в паре: вести диалог, интересоваться мнением собеседника и высказывать и обосновывать свое мнение, слушать; -оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу -понимать друг друга |
3.Поисково-исследовательский этап 9 минут | 1.Формирование способности собирать информацию, обмениваться полученной информацией, формулировать новые знания. 2.Развитие коммуникативных навыков 3.Вызвать эмоциональный отклик на художественные произведения | беседа Эмпирические методы: работа с литературными источниками, наблюдение
Беседа
Беседа
| Фронтальная
Работа в паре
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
| - Какие источники информации нам могут помочь узнать о пейзаже?
Учитель: -Предлагаю уточнить наши знания о картине - пейзаж. Для этого воспользуемся учебником как доступным источником информации. -Какой раздел учебника поможет найти тему урока? - Работать будем в паре. Найдите тему «Картина-пейзаж» и на странице учебника прочитайте определение «пейзаж». На эту работу у вас 30 секунд. Всем ли понятно задание? Тогда приступаем к работе. Желаю успехов. - На какой странице находится определение? - Прочитайте «Что такое пейзаж?»
- Теперь предлагаю заглянуть в Википедию (электронную энциклопедию) и найти новую информацию о пейзаже. Слайд №3 Каждый читает самостоятельно, вслух будет читать 1 ученик. - От какого слова произошло слово пейзаж? - На какие виды можно разделить пейзажи? Что на каждом будет изображено? - Что значит писать пейзаж по представлению? - Что такое пленер? -Молодцы, как много вы узнали, изучив страницы учебника и энциклопедии о происхождении слова пейзаж, его видах, пленере. -Оказывается, как важно посмотреть информацию в разных источниках! - Перед тем как двигаться дальше предлагаю послушать весну и поиграть Музыка. Физкультминутка для глаз: С крыши капает капель (вращают глазами) Учитель: Продолжаем работать. -Как вы думаете, для чего художники пишут картины-пейзажи?
-Вы знаете, что природа России разнообразна: могучие леса сменяют бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Бескрайние просторы полей с голубизной от васильков, и золотом ржи. Прозрачные берёзовые рощи. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Но настоящий художник умеет чувствовать природу и понимать ее настроение.
-Ребята, рассмотрим картины некоторых мастеров жанра пейзаж и попробуем определить с помощью каких художественных средств они смогли передать настроение природы. Перед вами работа народного художника Удмуртской республики Семёна Николаевича Виноградова. Прочитайте ее название. Слайд№4
-Что означает слово вешние? «Вешние воды», что значит весенние. - Что изобразил художник на картине?
- Какое настроение весны он запечатлел? - Какие цвета помогли передать это настроение? Если звонкие – похлопайте, если глухие – потопайте.
(Появление таблицы звонких и светлых цветов) Владимир Тяптин, поэт УР, позже скажет: …..И небес бирюза так хрустально чиста, А вот другая картина уже русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Слайд №5
- Что изобразил художник на картине?
- Какое настроение весны он запечатлел? - Какие цвета помогли передать это настроение? Если звонкие – похлопайте, если глухие – потопайте. Эта картина была написана в трудный период жизни художника, что и отражает печальное настроение весны. (Появление таблицы глухих цветов) - Какое средство выразительности помогло художнику передать настроение в пейзаже?
-Мастер Изображения хотел поделиться своим настроением с вами и оставил нам свои пейзажи, но пока нес - все перепутал. Поможем ему восстановить картины природы и определить настроение пейзажа.
Перед вами две картины. - Что их объединяет? -Что отличает? -Какой элемент природы задает настроение всем другим объектам?
-Вам предстоит, работая в группах, найти ошибки в пейзажах, обсудить, какие объекты природы нужно поменять местами. Сумейте договориться и выполнить задание за 1 минуту. Время пошло. - Предлагаю представителю группы выйти и поменять местами 1 объект, объяснив мнение группы.
-Какое настроение получилось у 1 картины и второй, колорит первого и второго пейзажа. -Молодцы, справились с заданием Мастера Изображения! -Прежде чем двигаться дальше к нашей второй цели урока, предлагаю подготовить рабочее место и немного отдохнуть. Поиграем в ручеек. Передайте пожалуйста учебники с первой парты на последнюю, а дежурные на последних партах переложите учебники на подоконник. Спасибо! | Отвечают на вопросы: - учебник; -учитель, одноклассники; - Интернет; - личные знания и наблюдения
Дети отвечают: -Оглавление, содержание
- Стр. 114
- Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж.
Ученики читают про себя, 1 вслух: Пейза́ж (от французского — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо преображённая человеком природа. В зависимости от изображённого мотива можно выделить виды пейзажа: сельский, городской, морской пейзаж. Пейзаж можно писать по представлению, а можно на пленере, то есть с натуры на открытом воздухе.
Выполняют физкультминутку
Передают учебники. Дежурные складывают учебники на подоконник.
Учащиеся отвечают на вопросы: -Чтобы запечатлеть красоту природы -Для настроения при любовании пейзажем
-«Вешние воды», что значит весенние.
-Начало весны, ледоход на реке, просыпающийся лес -Называют сами или выбирают из списка
- Перечисляют или называют колорит: холодный или теплый, глухие или звонкие, светлые или темные.
- Старые березы. Деревянные дома, церковная колокольня. Чёрных грачей. Потускневший снег. Тёмная талая вода. Темные луга. -- Перечисляют или называют колорит -Выбирают из списка
-Цвет
Учащиеся отвечают: -Время года, объекты природы -Цвета, настроение -Небо – освещенность
Обсуждают в группах
Меняют местами объекты: лес, ель, кустарник, деревья, реку, подснежник.
-Настроение первого пейзажа звонкое, веселое, у второго – грустное, печальное
| Предметные: - формулировать понятие «пейзаж»; - называть, сравнивать картины-пейзажи крупнейших русских художников А. Саврасова, А.Куинджи и удмуртского художника С.Н. Виноградова; Познавательные: -ориентироваться в учебнике; -выбирать информацию по теме «картина-пейзаж» для решения познавательных задач в доступных источниках; -осуществлять исследовательскую деятельность (наблюдать; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы и умозаключения; определять круг своего незнания и формулировать новые знания; структурировать знания); -анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции задач данной темы. Регулятивные: - организовывать рабочее место в соответствии с целью работы; -составлять план действий в соответствии с учебной задачей, определять правильность выполнения и корректировать; Коммуникативные: - работать в паре, группе: вести диалог, интересоваться мнением собеседника и высказывать и обосновывать свое мнение, слушать; - строить речевое высказывание при рассматривании и сравнении картин-пейзажей о настроении и разных состояниях природы, которые художник передает цветом, точно выражая свои мысли. Личностные: - проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по теме «Пейзаж»; - осознавать себя ценной частью общества, понимать и ценить следующие базовые ценности: «добро», «природа», «родина», «здоровье», «понимать позицию другого», «уважение».
|
| ||||||
4.Практический этап 20 | 1.Отработка практических навыков по применению выразительных средств при решении художественно-творческой задачи и совершенствование умений в работе с гуашью |
Метод постановки практических задач
Практический метод Наблюдение |
Фронтальная
Индивидуальная | Учитель: -А сейчас предлагаю стать ненадолго художниками-пейзажистами. Мы уже на прошлом уроке выполнили предварительный набросок – изобразили небо, тем самым обозначили линию горизонта и задали настроение весеннему пейзажу. Перед вами стоит непростая задача: вам предстоит нарисовать весенний пейзаж по представлению и выразить настроение цветом и его оттенками. Но я думаю, что у вас все получится! Приступайте к работе. На работу у вас 20 минут.
Самостоятельная работа Музыка (учитель проходит между рядами, наблюдает за ходом работы, по необходимости дает рекомендации по ходу работы, обращает внимание на планирование времени)
|
Учащиеся изображают весенний пейзаж-настроение.
| Предметные: - изображать гуашью пейзаж по представлению, выражая настроение цветом и его оттенками. Познавательные: - планировать свою художественно-практическую деятельность в соответствии с поставленной задачей Регулятивные: -осваивать способы решения поставленной творческой задачи; -осуществлять контроль и коррекцию результатов собственной художественно-творческой деятельности; Коммуникативные: - слушать и понимать учителя Личностные: -проявлять интерес к новому способам решения художественно-творческой задачи; -понимать и осознавать личностный смысл учения |
5. Рефлексивно-оценочный этап 5 минуты | 1.Формирование способности оценивать собственное достижение цели урока. 2.Вызвать эмоциональный отклик, связанный с успехом или неудачей одноклассников | Беседа
Создание ситуации успеха | Фронтальная | Учитель: -Вы очень внимательные и наблюдательные! У вас получились замечательные весенние пейзажи. Оказывается, вы научились передавать настроение весны! Смело могу вас назвать художниками-пейзажистами! - А что запомнилось и понравилось вам на уроке? Начните ответ так «Оказывается…» - Предлагаю поделиться весенним настроением друг с другом. И сделать фото для галереи искусств 3А класса. -Поднимите работы те учащиеся, которые считают, что в картине им удалось передать звонкую весну. -Поаплодируем этим художникам! - Встаньте с работами ученики, пейзажи которых отражают печальную весну. - Поаплодируем этим художникам! - Чья весна на картине только просыпается? Ждем ваши пейзажи. Поаплодируем этим художникам! На следующем уроке мы разместим фото картин в зале «Жанр – пейзаж» в нашей галерее. -Наблюдая за вами, я заметила, что во время урока в классе царила доброжелательная творческая атмосфера. Спасибо вам за урок. Доброго дня и весеннего настроения! |
Отвечают на вопрос, начиная со слов «Оказывается…».
Дети поднимают работы, демонстрируя одноклассникам. | Предметные: -оперировать понятиями «пейзаж», «настроение природы», называть изученные картины и авторов Регулятивные: -прогнозировать результат своей деятельности с помощью учителя. Познавательные: -анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции задач данной темы. Коммуникативные: - строить речевое высказывание в устной форме, высказывать собственное мнение Личностные: -осознавать личностный смысл полученных знаний
|
© 2022, Лямина Елена Вячеславовна 1010 23